tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Практика

Как создать нелинейную историю

Разбираемся в построении нелинейного сюжета на примере сериала «Хранители», фильмов «Вечное сияние чистого разума», «Криминальное чтиво», «Помни» и «Прибытие»

  • 27 января
  • 3618
Нелинейное повествование стало популярным у таких режиссеров, как Кристофер Нолан, Дэвид Финчер и Квентин Тарантино. И хотя иногда может быть сложно собрать картинку воедино, при правильном подходе нелинейность может стать хорошим инструментом для короткого метра, художественного фильма или видеопроекта.

 

Точный сценарий и план

Задолго до киноадаптации Зака Снайдера в 2009 году и сериала 2019 года на НВО, писателю Алану Муру пришла идея «Хранителей». Мур переосмыслил старые комиксы и отразил в своих графических романах всю нервозность периода Холодной войны, попутно разрушив и линейность истории.
 
Трейлер сериала «Хранители» (2019)

Позже, в интервью Мур ссылался на автора Уильяма Берроуза, который использовал нелинейную технику для сочетания разных тем, героев и сюжетных линий. Он говорил, что Берроуз «предлагал реорганизовать слова и образы, чтобы уйти от рационального анализа и позволить выйти на поверхность бессознательным намекам на будущее».

Уильям Берроуз / Фото: Christiaan Tonnis / Flickr
Уильям Берроуз / Фото: Christiaan Tonnis / Flickr

«Техника нарезки» Берроуза все еще используется современными режиссерами: берется уже готовая линейная история, нарезаются страницы, абзацы или предложения и перемешиваются, чтобы перераспределить сцены и порядок повествования.

Нелинейностью часто маскируют плохо проработанный сценарий. Но ее нужно вводить, лишь когда в сценарий вложены усилия, получена обратная связь, внесены правки и создана такая история, которая могла бы существовать сама по себе.

 

Скрипт-супервайзер последовательность

Когда в фильм вводятся элементы нелинейного сюжета, становится сложно удержать все в голове. Тут на помощь придет скрипт-супервайзер, в обязанности которого входит не только работа на этапе препродакшна, но и на съемках. Он следит за тем, чтобы текст, расстановка актеров, их макияж, прическа и другие элементы были согласованы.

Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума» (2004) / Фото: Focus Features
Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума» (2004) / Фото: Focus Features

«Вечное сияние чистого разума» (2004) — хороший пример нелинейной фантастической любовной истории и отличной работы скрипт-супервайзера. Чтобы результат получился не хуже, чем у Мишеля Гондри, необходима согласованность во всех деталях: как на площадке, так и в персонажах.

 

Согласованность людей, мест и тем

К началу 1990-х нелинейный временной порядок и изложение стали популярны у многих режиссеров. Но, кажется, ни одному автору не удалось использовать это лучше, чем Квентину Тарантино в «Криминальном чтиве» 1994 года. В этом фильме очень необычная структура, он изобилует оммажами и само-отсылками. Также он примечателен высоким уровнем согласованности того, что касается людей, мест и тем.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво» (1994) / Фото: Miramax
Кадр из фильма «Криминальное чтиво» (1994) / Фото: Miramax

Немалую роль в этом играет тот факт, что режиссер, автор идеи и сценарист в данном случае — один и тот же человек.

Полное понимание мира истории очень важно для согласования всех элементов нелинейного повествования.

 

Съемки в хронологическом и хаотичном порядке

Многие режиссеры, которые снимают нелинейную историю, сталкиваются с задачей, в каком порядке снимать. Как правило, большинство фильмов снимается от сцены к сцене просто из экономии. В случае с нелинейными проектами все несколько сложнее.

Кадр из фильма «Помни» (2000) / Фото: Summit Entertainment
Кадр из фильма «Помни» (2000) / Фото: Summit Entertainment

Например, в фильме Кристофера Нолана «Помни» (2000), где история рассказывается с конца, идея снимать в хронологическом порядке кажется довольно логичной. На самом деле, все зависит от истории и от того, сколько времени готова потратить команда на воссоздание уже снятых сцен или насколько есть возможность снимать в нужном порядке.

 

Не забывайте о начале и концовке

Научно-фантастический триллер «Прибытие» (2016) хорошо иллюстрирует, как важно постоянно помнить о начале и конце истории в нелинейном повествовании. Фильм, как и любой линейный проект — это путешествие из точки А в точку Б и столкновение со сложностями в процессе. Однако в случае с нелинейным повествованием эти точки быстро перепутываются. Или же, как в «Прибытии», они могут быть одним и тем же местом.

Кадр из фильма «Прибытие» (2016) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Прибытие» (2016) / Фото: Paramount Pictures

И все же, если наша цель — рассказать историю путешествия, важно четко обозначить ее начало и конец, не только для повествования, но и для героев и их арок. Это поможет не сбиваться с пути даже при рассказе истории в необычном порядке.

Источник: premiumbeat.com
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: кадр из сериала «Хранители» (2019) / HBO

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Сталкер»

Начиная «Сталкера», Андрей Тарковский думал быстро сделать приключенческую фантастику. Но в итоге картина заняла три года, трижды переснималась, став самым мучительным в производстве фильмом режиссера. И, по его же мнению, самым лучшим. К 40-летию картины разбираемся, как так получилось

19 мая 36372
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 7574
Практика

Как это снято: «Сияние»

На «Сиянии» Стэнли Кубрик поставил мировой рекорд дублей, впервые использовал Steadicam, пролил сотни литров крови и сжег декорации. Как создавался один из самых спорных и загадочных хорроров в истории кино?

22 мая 7114
Практика

6 советов аниматорам, или Как сделать мультфильм в одиночку

Режиссер-аниматор, преподаватель анимационных курсов в Высшей школе экономики, школе-студии «ШАР» и Институте современного искусства Леонид Шмельков рассказал, как создать мультфильм, не выходя из дома и полагаясь только на собственные силы

21 мая 3445
Слова

Илья Аксенов: «Сериал „Мир! Дружба! Жвачка!“ набирал обороты, чтобы потом ударить по зрителю обухом»

На ТНТ идут премьерные эпизоды сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», посвященного «лихим 90-ым». Поговорили с режиссером Ильей Аксеновым о разнице между фильмами для сервиса Premier и их телеверсиями, что такое универсальная драма и как корректно снимать то, что было в твоем детстве

26 мая 1467
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее