Репортаж

Снимается научно-познавательный фильм «Во власти городов. Москвич»

Что объединяет жителей одного мегаполиса? Кто меняет город — мы его или он нас? Телеканал «Москва 24» ищет ответы в цикле фильмов «Во власти городов», а мы смотрим, что происходит на съемочной площадке проекта

Вы не представляете, чем мы сейчас занимаемся! В самом центре Москвы, в Камергерском переулке, около храма искусств МХТ им. А. П. Чехова мы… мусорим. Планомерно, на глазах у всех разбрасываем мусор разного рода, кидаем бумажки и печеньки мимо урн.

На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Раскрываемся: да, мы опять на съемках. И это уже не художественный, а научно-познавательный фильм из цикла «Во власти городов», который снимается по заказу телеканала «Москва 24».

Главный продюсер «Москва Медиа» Дмитрий Грачев / Фото: «Москва Медиа»
Главный продюсер «Москва Медиа» Дмитрий Грачев / Фото: «Москва Медиа»

Вот что рассказывает о «Во власти городов» главный продюсер «Москва Медиа» Дмитрий Грачев, который и придумал проект:

«Пришел в голову вопрос: кто меняет город? Мы его или он нас? Нам кажется, что мы влияем на город, мы — люди, человеки — самые главные, мы сами принимаем какие-то решения. Но на самом деле, город влияет на нас, на принятие этих решений. Город диктует нам новые знания и навыки, выкидывает нас в те или иные заведения, заставляет совершать доведенные до автоматизма действия. Все технологии, которые есть в городе, активно формируют и меняют нас из года в год.

Этот цикл [„Во власти городов“] выявляет, как эволюционирует город, как развивается его инфраструктура и как мы вместе с этим развитием меняем свои решения, привычки. Мы подбираем свои занятия поближе к работе или к дому, стараемся остаться в городе подольше, начинаем гулять пешком, если появляются новые пешеходные маршруты. Мы решили найти связь, в какой момент человек перестает быть самостоятельным и начинает подчиняется власти города».

На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

В каждой серии создатели проекта закладывают несколько экспериментов. Например, в серии «Общение» сценаристы придумали вот что: они пришли в кафе и попросили людей остаться на 30 минут без телефона, а взамен те получали бесплатный десерт в кафе. Из 10 человек только один согласился на этот эксперимент, остальным было важнее оставаться на связи. Благодаря таким трюкам нам и понравился «Во власти городов» и мы незамедлительно согласились прийти на площадку и посмотреть, как придумываются и проводятся такие эксперименты.

В Камергерском переулке проходит один из опытов, которые будут сняты сегодня.

 

Эксперимент №1

Устанавливаются две урны. Далеко и неудобно стоит мусорка с табличкой «Для тех, кто любит город». Ближе и удобнее — с надписью «Для тех, кому все равно». Вдалеке специально обученный человек раздает прохожим предметы, которые могут легко стать отходами, а мы наблюдаем, как люди будут обходиться с фантиками: пойдут к дальней урне или кинут в резервуар «Кому все равно».

На съемках фильма «Во власти городов. Москвич»/ Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Во власти городов. Москвич»/ Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Идет подготовка к вроде бы простому эксперименту. Но это не так. Например, трудно пристроить таблички на декоративные урны. Да и пластиковые резервуары трудно поставить, их сдувает ветром. Оператор несет что-то, издалека похожее на кусок красивого бордюра, но на поверку оказывается, что здесь нет никакого акта вандализма. Он просто зашел в одну из подворотен, где идет ремонт, и попросил кирпич, который должен зафиксировать урну на месте.

Автора сценария Иван Ермоленко на съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Автор сценария Иван Ермоленко на съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Мы оттаскиваем в сторону автора сценария Ивана Ермоленко.

— О чем будет говориться в серии, которую вы сегодня снимаете?

— Фильм посвящен идентичности москвичей, как они ассоциируют себя с городом, как они с ним взаимодействуют. Тезис наш таков: как только человек привыкает к городу, он начинает его ценить и воспринимать как свой. В результате, горожанин к нему более бережно относится.

Сейчас мы проводим такой эксперимент: раздаем людям условный мусор, который они должны будут выкинуть. Мусор — это печенье с предсказаниями в обертке. Далеко и неудобно поставили урну с табличкой «Для тех, кто любит город». Ближе и удобнее расположили урну с табличкой «Для тех, кому все равно». Результаты эксперимента можно будет увидеть в одной из серий нашего фильма.

На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

— Ты считаешь, что в подобной ситуации люди действительно будут искать урну, чтобы выбросить фантик?

— Да. Вспомни, как пять лет назад Москва объективно была замусорена. Влад Лисовец об этом очень интересно рассказал. Он собрал несколько образов, как выглядит приезжий, как выглядит москвич и так далее. И выявил интересную вещь, что люди подстраиваются под город. Когда город грязный, серый, завешанный безвкусной рекламой, люди становятся такими же. Когда город становится пешеходным, убранным, красивым, хочешь-не хочешь, но ты стараешься этому соответствовать.

Режиссер Евгений Дакот на съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Режиссер Евгений Дакот на съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

К разговору подключается режиссер Евгений Дакот, для которого это первая серия в цикле программ «Во власти городов»:

— В этом и суть опыта — выявить реакцию людей. Возможно, что во время эксперимента выяснится что-то третье. Может, окажется, что москвичи не будут бросать мусор в урну, а будут нести его в карманах сколько угодно километров. Думаю, станет ясна психология мышления человека, который живет в Москве, мотивация поведения людей.

— Иван, у вас, насколько я знаю, очень быстрые темпы съемок. Как это достигается?

— Мы снимаем одновременно несколькими группами. Обычно это по два эксперимента в день, плюс несколько интервью, которые занимают по часу. Минут 40 выставляем свет, чтобы это было красиво. Мы не сажаем классически человека просто за стол, мы придумываем необычный ракурс, подснимаем его для визитки интересно. Бывает так, что мы классно все придумали, выставили свет, человек приходит и оказывается, что он в очках. Мы не учли этого, и теперь у него все отражается. Он говорит: «Я не могу без очков, я совсем плохо вижу».

На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

— На улице вы снимаете партизанскими методами?

— Это не была партизанская съемка. Мы снимаем в открытую.
На съемках фильма «Во власти городов. Москвич»  / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

На съемках фильма «Во власти городов. Москвич»  / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Действительно, как нам потом объяснил Иван, москвичи настолько привыкли к камерам, что не обращают внимание на то, что их снимают. Кстати, о москвичах.

— У вашего фильма рабочим названием было «Идентичность». Как идентифицировать настоящего коренного москвича?

— Демографы до сих пор не пришли к общему мнению, кого считать коренным москвичом. Человека, который здесь родился? Человека, который здесь живет во втором, третьем, седьмом поколении? Нет условных ГОСТов, кого считать коренным москвичом. История такая, что «коренные» москвичи реже ассоциируют себя с этим городом, чем те, кто прожил здесь 10-15 лет. Все потому, что для первых это данность, для вторых — достижение.

Коренные москвичи чаще выступают против нововведений. «Не устраивайте тут пешеходную зону, у нас есть хороший парк, в котором мы хорошо гуляем, а теперь тут хипстеры катаются на самокатах».

На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Пока мы разговаривали с Иваном, режиссер Женя отошел и уже вовсю снимает эксперимент, в ходе которого ведутся поправки. Например, стало ясно, что печенье с предсказаниями детям лучше не давать ради чистоты эксперимента. Или иностранцы очень охотно берут печеньки и исправнее других ищут урну, чтобы выбросить фантик. Но еще активнее ведет себя старшее поколение: и бесплатные угощения принимают с благодарностью, и урну правильную находят, и интервью дают. Другое дело — молодежь. Почти никто из людей, похожих на студентов младших курсов, не взял печенье, все даже не смотрят на человека, раздающего угощения, все спешат, бегут, торопятся.

На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Итак, эксперимент №1 окончен. Стоп камера, мы подходим к урнам, смотрим, что в них находится. Оператор шутки ради достает оттуда стаканчик с колой и делает вид, будто хочет отпить. Все смеются, несмотря на пребывание около трех часов на непривычном для Москвы морозе. И вообще, атмосфера в группе очень теплая и веселая, что редко для подобных нервных телепроектов.

На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Настало время перебираться на другую локацию, где сегодня же будет сниматься второй эксперимент. А мы продолжаем говорить с создателем проекта Дмитрием Грачевым.

Главный продюсер «Москва Медиа» Дмитрий Грачев / Фото: «Москва Медиа»
Главный продюсер «Москва Медиа» Дмитрий Грачев / Фото: «Москва Медиа»

— Сколько прошло времени от идеи до ее реализации?

— Мы достаточно быстро начали снимать, потому что все участники были очень вдохновлены этой идеей. Собрали творческую группу и просто проанализировали нашу жизнь. В августе 2019 года перед новым телесезоном мы начали заниматься этим проектом, и в конце сентября–начале октября мы уже вышли в эфир.

Единственное, долго у нас проходил кастинг ведущего, мы хотели взять новое свежее лицо, чтобы это был профессиональный актер, но без попсового бэкграунда, и в этом плане Александр Яцко нам очень подошел. Он гармонично смотрится, у него шикарные данные. Александр добавляет в проект «породы». В целом, мы тестировали «Во власти городов» на фокус-группах, и все говорили, что проект похож на западный фильм, на BBC, например.

— И по монтажу он довольно серьезно выделяется среди ваших проектов.

— Да, у нас получилось собрать интересную группу. Задача продюсера — дать реализоваться каждому из членов команды. Поэтому и режиссера мы нашли не с первого раза. Было важно, чтобы он нашел динамичный, но понятный, документальный, но не бытовой стиль монтажа. На телевидении же очень важно, чтобы проект был воспроизводим, чтобы он не зависел от одного конкретного человека, чтобы был формат.

Это же не просто фильмы про архитектуру или историю, а про смыслы, которые витают в воздухе. Хотя, безусловно, канал будет дальше снимать и про архитектуру, и про другие явления, например, о музыкальном ландшафте города.

 

Эксперимент №2

На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Ближе к вечеру мы переехали в один из центров на севере Москвы, где находятся павильоны самой различной категории: от света и покраски стен до площади и высоты потолков. Ребята выбрали наиболее нейтральный, который очень бы подошел, скажем, Дудю.

Пока в павильоне выставляют свет, о сути нового эксперимента нам вкратце рассказывает продюсер проекта Ульяна Кальсина:

— Мы сейчас будем проводить тест на выявление лидера в группе. Соберем шесть человек. Три приезжих, три москвича. Задание: они должны собрать башню из бумаги и скрепок, чтобы она была устойчивая.

Более подробно рассказывает Иван Ермоленко (а в павильоне продолжают выставлять свет):

— Как уже сказала Ульяна, для эксперимента мы соберем трех приезжих и трех москвичей, которым психолог даст простое задание. Суть в том, что они не смогут их выполнить, пока не выявится лидер. Нам интересно, как он проявит себя и из какой группы он выделится, из приезжих или москвичей?

На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

В этом эпизоде фильма мы говорим про пассионарность и активность. Наблюдения показывают, что приезжие более активны и подвижны. Если посмотреть на историю, то можно вспомнить, например, Ломоносова, который пришел пешком. Юрий Долгорукий — тоже ни разу не москвич (смеется).

В это время мы замечаем, что, пока выставляется свет, в павильоне появляется все больше людей. Сразу видно, кто из них станет участником эксперимента: они не знакомы, поэтому не разговаривают друг с другом, расходятся по разным углам, каждый сам по себе.

Выделяется и модератор эксперимента — активная эффектная девушка. Она практикующий психолог, который еще является и сквозным спикером в фильме. Она расскажет различаются ли проблемы, с которыми к ней приходят москвичи и приезжие. Ивану интересно, выявляла ли она эту закономерность и ему кажется, что разница должна быть, но он не уверен.

На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Раз уж свет до сих пор не выставили, то мы продолжаем мучить сценариста, который, кажется, знает ответы на все вопросы. Например, о сквозных персонажах:

— В каждом фильме у нас есть сквозной персонаж. Например, в фильме «Скорость» — это бегун, в фильме «Любовь» — уличный художник. Кто будет персонажем в этом фильме, мы пока думаем.

Также у нас есть сквозные спикеры: сексолог, урбанист, психолог и так далее. 10 лет назад проводились исследования, как будет выглядеть москвич будущего, и мне интересно каждого из них расспросить, насколько сбылись эти прогнозы.

— Ты заранее продумываешь спикеров?

— Конечно, но всегда есть выбор. Я составляю блоки, которые сразу показывают, что с чем будет связано, и в каждом блоке указано, какие спикеры нам нужны. Я согласовываю это с продюсером и дальше мы ищем спикера из списка нужных нам людей, кто может участвовать, кто не может. Я исхожу из того, что тот или иной человек уже делал на эту тему.

На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Например, то, что Влад Лисовец модельер — это не очень интересно для нашего проекта, а вот, что он уже делал исследования или давал интервью по поводу внешнего облика горожанина, — это интересно, он знает, что сказать на эту тему.

Плюс, я исхожу из того, насколько часто человек дает интервью. Допустим, я бы хотел включить в список спикеров Виктора Пелевина, но это было бы глупо (смеется), потому что он не дает интервью и не публичный человек. Значит, ищем дальше. Есть специалисты-урбанисты, которые занимаются этой темой, которые могут даже предложить что-то, что сделает сюжет ярче и интереснее.

На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

— Как выглядит сценарий научно-познавательного фильма?

— Как правило, это табличная форма. В левом столбце — «аудио», это все закадровые тексты, подводки ведущих, синхроны, куски интервью спикеров. Дальше идет, что хочется режиссеру: статичная камера или нет. Мне так удобнее, потому что это сразу наглядно показывает, чего я хочу.

— Ты на монтаже сидишь?

— Обязательно. Авторы на монтаже собирают «рыбу», дальше мы смотрим ее с шеф-редактором, что работает, что не работает и собираем финальный монтаж. Вообще, обычно это делает только режиссер без сценариста, но я болею за свой продукт, поэтому тоже сижу на монтаже вместе с режиссером.

— Сколько полезного материала из отснятого входит в финальную версию?

— Если мы снимаем эксперимент, то мы стараемся не снимать лишнего. Мы понимаем, что это должно идти примерно 2,5 минуты, соответственно, столько мы и снимаем.

Интервью — минут пять от 40 минут снятого материала, но надо понимать, что как минимум половину записанного мы выносим за кадр или в слова ведущего. Да, я прописываю закадр заранее в сценарий, но вдруг кто-то рассказывает мне что-то новое и интересное. Например, социолог дает мне свежие данные из новых исследований.

На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Наконец-то выставлен свет! Сценарист и режиссер разводят мизансцену, шестерых участников ставят у стола. Они все еще в «зажиме», но скоро это пройдет. Двое из них выделяются более расслабленным отношениям к происходящему, как потом окажется, оба приезжие.

Сценарист просит всех «поставить телефоны на зарядку». «Тьфу ты! Выключить телефоны!». Все нервно смеются.

Модератор объясняет правила участникам, и понеслось. Сразу начинается спор: как должна выглядеть башня и нужно ли перераспределять функции: одни строят «фундамент», другие работают над «башней» — или все работают над всем одновременно. Только все вошли в раж, как съемку останавливает звукорежиссер: «Можно попросить, чтобы в соседнем павильоне выключили музыку?!». Затем чуть тише: «Не люблю Аллегрову».

На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: «Москва Медиа»
На съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Фото: «Москва Медиа»

К нам на цыпочках подбегает Иван и лихорадочно с восторгом шепотом рассказывает, что уже определились лидеры и кто как себя ведет. Мы вам всего этого не расскажем, а то лишим вас удовольствия от просмотра. Скажем одно: предполагалось, что будет два задания, но уже по исходу первого картина стала ясна настолько, что было решено отказаться от второго испытания. Стоп, снято!

Главный продюсер «Москва Медиа» Дмитрий Грачев / Фото: «Москва Медиа»
Главный продюсер «Москва Медиа» Дмитрий Грачев / Фото: «Москва Медиа»

Перед завершением смены мы возвращаемся к Дмитрию Грачеву.

— Как вам удается снимать так быстро 40-минутные фильмы?

— Когда я в середине июня вступил в должность главного продюсера канала, одной из задач было увеличение времени телесмотрения. На мой взгляд, верстка эфира, при которой каждые полчаса идут новости, не очень удачная — много маленьких форматов, которые трудно раскручивать и запоминать.

Мы убрали новости на 30-й минуте, что позволило увеличить хронометраж почти всех программ. Теперь хронометраж передач 20, 26 и 40 минут. 10-минутный формат у нас остался только один.

На съемках фильма «Во власти городов. Москвич»  / Фото: «Москва Медиа»
На съемках фильма «Во власти городов. Москвич»  / Фото: «Москва Медиа»

Безусловно, поставить такой проект как «Во власти городов» на рельсы довольно трудно, но мы работаем над этим. У нас было запланировано 13 фильмов до конца 2019 года, и 10 фильмов в 2020 году.

— А тем хватит?

— Да, конечно. Темы все достаточно глобальные, мы идем от каких-то понятий, которые могут затронуть всех и каждого. И не обязательно замыкаться только на московской повестке. Секс, еда, здоровый образ жизни, отношения — это темы, которые могут быть интересны не только в Москве, но и в целом, на любом канале. Самое важное, чтобы зритель узнавал себя, чтобы его волновали темы, которые мы выбираем.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: на съемках фильма «Во власти городов. Москвич» / Екатерина Родригес Пинеда
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 478
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 401
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2079
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2026
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1064
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1371
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее