Обзоры

8 штампов новогодних фильмов: от героев-неудачников до неизбежного хэппи-энда

Составили список самых расхожих штампов, которые в равной степени встречаются как в голливудских рождественских фильмах, так и в нашем новогоднем кино

Ежегодно в праздники мы пересматриваем классику вроде «Один дома» или «Иронии судьбы». Но авторы не устают радовать нас новыми новогодними фильмами. Вот только почти всегда при просмотре кажется, что где-то мы это уже видели.

Конечно, без повторов в этом жанре довольно проблематично. Если фильм про Новый год, как обойтись без традиционных атрибутов? За новогодними историями закрепилось уже столько типичных ходов, которые не надоедают сценаристам. Говорят, не стоит избегать клише, ведь они потому и стали клише, что работают.

Но согласитесь, совсем не увлекательно смотреть фильм, в котором угадываешь практически все сюжетные твисты. К примеру, недавняя рождественская комедия с Эмилией Кларк «Рождество на двоих» оказалась, на наш взгляд, настолько предсказуемой, что подходит к каждому пункту в списке.

 

1Герои-неудачники

Кадр из фильма «Плохой Санта» (2003) / Фото: Dimension Films
Кадр из фильма «Плохой Санта» (2003) / Фото: Dimension Films

Главные герои фильмов про Новый год практически всегда с самого начала заявлены как неудачники. Они теряют работу, ссорятся с семьей, уходят из дома, расстаются с любимыми и совершенно не знают, что им дальше делать.

Следующий сценарный шаг — появление волшебного помощника, который пытается эту плачевную ситуацию как-то исправить: наставляет героя на путь истинный, помогает обрести себя. Пройдя ряд испытаний, герой осознает все свои ошибки и исправляется. Даже злой Санта в исполнении Билли Боба Торнтона из черной комедии «Плохой Санта» в финале не получает наказания за все свои злодеяния, а полностью оправдывается общественностью. Ну, что поделать. Все заслуживают второй шанс накануне праздника.

 

2Семейный сбор

Кадр «Елки последние» (2018) / Фото: Bazelevs
Кадр из фильма «Елки последние» (2018) / Фото: Bazelevs

Новый год — семейный праздник, а потому во всех фильмах подобной тематики неизменно присутствует общий семейный сбор: за большим столом все ругаются, едят, пьют, мирятся. В общем, стандартная ситуация, которую хоть однажды каждый переживал в жизни. С одной стороны — клише, от которого никуда не уйти, с другой — настолько предсказуемая сцена, что можно заранее угадать, когда она разыграется в очередной новогодней феерии.

Вспомним все части «Елок», где в одной из сюжетных линий обязательно происходит традиционная подготовка к застолью: кто-то режет оливье, кто-то бежит докупать зеленый горошек, кто-то опаздывает к бою курантов, кто-то «выстреливает» пробкой в потолок. Да, без этой сцены трудно представить Новый год. Но эти происшествия уже вряд ли кого-то могут удивить.

 

3Романтическая линия

Финальная сцена фильма «Интуиция» (2001)

Волшебное настроение ассоциируется у многих с любовным. Вероятно, одно неотделимо от другого. Но слишком уж часто испытания героев новогодних фильмов сводятся к романтическим приключениям. Вот они потеряли свою любовь, и хорошо, потому что это была вовсе не любовь, а ошибка. А в финале обязательно обрели. Да не просто какую-то, а ту самую, единственную и взаимную. Сопровождается это все также стандартным набором занятий: катание на коньках, выбор подарков, украшение елки.

Справедливо заметим, что недавнее «Рождество на двоих» хотя бы этот штамп не использует, хотя и не гнушается других стандартных романтических клише.

 

4Новогоднее чудо

Финальная сцена из «Этой замечательной жизни» (1946)

В таком волшебном по своей природе празднике, как обойтись без чуда? Но штамп в том, что чудо всегда очень кстати приходит в кульминационный момент истории. Кажется, что все потеряно, но нет, фантастическим образом герои решают все свои проблемы в самую последнюю минуту.

Вера в чудо — это прекрасно. Вспомним классику Фрэнка Капры: что случилось бы с Джорджем Бейли из «Этой замечательной жизни», если бы его вовремя не спас ангел? Как минимум, сюжетно фильм потерял бы свое очарование. Однако слишком уж часто авторы прибегают к спасительному чуду в самый последний момент исключительно потому, что в Новый год возможно все.

К слову, еще один частый мотив новогоднего кино, связанный с чудесами, реализуется через благотворительность. Люди в канун торжества всегда становятся добрее, посещают приюты, бескорыстно помогают бездомным, подбирают брошенных животных. Вот бы они делали так весь год.

 

5Курьезные ситуации

Сцена из фильма «Один дома» (1990)

Новый год — это весело. Конечно, найдется мало желающих смотреть депрессивный фильм в такой светлый волшебный праздник. А потому герои по сюжету часто попадают в разные курьезные ситуации.

Это ожидаемо удачный ход для расположения зрителя к персонажу: вот он такой же как мы, не все у него получается. Но набор таких ситуаций до нелепого ограничен. Кто-то точно поскользнется, рассыпав все подарки, кто-то уронит елку, запутавшись в гирлянде и устроит пожар, кто-то выпьет лишнего и проспит все веселье. Хотелось бы, чтобы поводы для смеха были менее типичными.

 

6Красное, зеленое и огоньки

Кадр из фильма «Гринч — похититель рождества» (2000) / Фото:  Universal Pictures
Кадр из фильма «Гринч — похититель рождества» (2000) / Фото:  Universal Pictures

Цветовой ряд фильмов про Новый год довольно предсказуемо колеблется между красными и зелеными оттенками. Конечно, как обойтись без елки, красных свитеров с оленями и длинных носков, в которых спрятаны подарки?

В плане освещения используются мерцающие на дальнем плане огоньки. Часто можно встретить размытый фокус и обилие крупных планов главных героев. Видимо, от этой «глянцевой картинки» точно никуда не уйти, ведь в противном случае радостная история превратится в мрачную драму.

 

7Сладкая песня

Трейлер фильма «Рождество на двоих» (2019)

Авторам новогодних сюжетов испокон веков очень привлекательным кажется использовать в саундтреке «Last Christmas», «Jingle bells», «В лесу родилась елочка» или «Новый год к нам мчится». Как только звучит знакомая мелодия, зритель сразу испытывает прилив праздничного настроения. С такой устойчивой традицией трудно бороться. Может быть это тот самый штамп, за который фильмы трудно ругать, но уверены, многие были бы не прочь услышать что-то менее традиционное для разнообразия.

 

8Неизбежный хэппи-энд

Кадр из фильма «Карнавальной ночи» (1956) / Фото: «Мосфильм»
Кадр из фильма «Карнавальной ночи» (1956) / Фото: «Мосфильм»

Разумеется, когда к нам приходит праздник и случается новогоднее чудо, ничего другого, кроме фразы «они жили долго и счастливо» просто не приходит в голову. А ведь в новом году всех ждут новые испытания, и история только начинается.

Впрочем, этот сюжетный штамп справедливо закреплен не только за новогодним кино, но и за целым жанром легких комедий. И все же согласитесь, любопытно было бы увидеть историю без такого привычного хэппи-энда.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: кадр из фильма «Один дома» (1990) / Twentieth Century Fox Film Corporation

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 500
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 408
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2106
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2055
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1070
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1377
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее