Слова

Константин Кочуашвили: «Я обеспечил технический запуск НТВ»

Он был одним из пионеров цифрового телевидения в России, стоял у истоков создания НТВ и возглавлял техническую дирекцию «НТВ-Плюс». В память о Константине Кочуашвили, которого не стало в ноябре, журнал ТКТ опубликовал его интервью от 2018 года

  • 20 декабря 2019
  • 1016

— Как началась ваша карьера после окончания Радиолокационной академи?

— В 1956 году я вещал в Минском телецентре. А в 1957-м вернулся в Тбилиси. Министр связи Грузии написал министру связи СССР о том, что грузин два года работает в Минске, а в Тбилиси строится свой телецентр. Меня и перевели.

Константин КочуашвилиВ 1957 году я начал работать начальником смены, а вокруг меня были люди, которые мало знакомы с телевидением. В какой-то момент меня назначили начальником телецентра, который входил в Республиканский радиоцентр.

В то время начальником технического управления Гостелерадио СССР была Валентина Фоминична Железова. В один из приездов она сказала: «Я хочу собрать людей, чтобы телецентры из Министерства связи были переведены в Гостелерадио».

Первое, что я сделал, начав работать начальником телецентра, — «поломал» инструкцию. По ней, если редактор хотел сделать передачу, он должен был написать заявку, а начальник смены распределить, в какой студии будет репетиция. Если вдруг что-то там не так написано, я имел право отказать. Если вдруг во время репетиции кто-то что-то не так сделал — я имел право не принять заявку.

Как это? За что? Редактор призван, чтобы делать передачу. Хорошо он ее делает, плохо — пусть смотрят другие. Но он делает ее, он творческий человек. Я сказал, что не буду этой инструкцией пользоваться. Редактор написал заявку, какую студию хочет — такую получает. Работаешь — работай.

— Вы сделали не разрешительную систему, а фактически уведомительную.

— Да. Железова, зная все это, пригласила меня в Москву, собрала директоров и главных инженеров телецентров всего Советского Союза. Я выступил перед ними и рассказал, как я делаю и почему. И вдруг Валентина Фоминична провела голосование о переходе телецентров в Гостелерадио. Все проголосовали за.

Когда это все произошло, в Тбилиси появилась необходимость строительства телецентра, поскольку первый располагался на горе рядом с городом. Решили построить Гостелерадио Грузии. Председателем там был Карло Константинович Гардабхадзе. Началось проектирование, он меня попросил помочь.

Константин Кочуашвили / Фото: ТКТ
Константин Кочуашвили / Фото: ТКТ

— Вы из Москвы этим управляли?

— Нет, в Москву я еще не переехал. Как только фундамент заложили, председатель Гостелерадио предложил мне должность начальника техуправления.

Мы построили большой телецентр. Необходимо было сделать все комплексы, в том числе аппаратно-студийный блок и кинопроизводство, потому что кино снимали на 16-миллиметровую пленку, там же проявляли, монтировали, электронного монтажа еще не существовало.

Потом Железова предложила мне переехать в Москву. Я задумался: в Тбилиси я все-таки на уровне. Но все же приехал.

— А на какую должность вы переехали в Москву?

— Мне предложили стать начальником службы обеспечения программ и диспетчеризации. Работая на этой должности, я занимался именно тем, что внедрил в Тбилиси.

В конце 1974 года Россия была признана олимпийской страной, и было принято решение делать проект Олимпийского телецентра. Генрих Зигмундович Юшкявичюс, заместитель председателя Гостелерадио СССР, знал, что я построил Тбилисский телецентр и у меня огромный опыт. Он начал меня посылать на Олимпийские Игры, в том числе в Америку.

Константин Кочуашвили  с семьей Джимми Картера / Фото: ТКТ
Константин Кочуашвили с семьей Джимми Картера / Фото: ТКТ

— А новая история, после Олимпийских Игр?

— Наверное, после Олимпийских Игр уже ничего особенного не происходило. Мне поручили заняться реконструкцией концертной студии телецентра. И я это сделал. Затем перешел на работу во ВНИИТР, которым руководил Сергей Никаноров.

В это время была создана компания «Видеофильм», которую возглавил Олег Уралов. Меня туда пригласили главным инженером.

Нам дали здание, которое когда-то принадлежало графине Фон Мэк в парке Сокольники. Оно было полуразрушенным, но его сохранили как памятник архитектуры. Мне пришлось его восстанавливать. Также я занимался закупкой оборудования. Первые телевизионные камеры японской фирмы Ikegami были самые хорошие, но дорогие. Я купил 14 или 15 штук, потому что «Видеофильм» снимал кино для кассетных видеомагнитофонов и это требовало высокого качества исходных материалов.

— Как вы пришли на телеканал НТВ?

— Когда я работал в «Видеофильме», началась перестройка. В этот период появились Владимир Гусинский, Игорь Малашенко и Михаил Шмушкович. С последним мы вместе летели на выставку в Лас-Вегас, и он попросил поводить его по стендам.

Прилетели в Вегас, пошли по выставке, а меня многие фирмачи знают, приветствуют. А на обратном пути Михаил мне предложил перейти к ним в компанию НТВ. Я решил согласиться.

Ведущая программы «Сегодня» на телеканале НТВ Татьяна Миткова / Фото: Юрий Заритовский / РИА Новости
Ведущая программы «Сегодня» на телеканале НТВ Татьяна Миткова / Фото: Юрий Заритовский / РИА Новости

В то время для НТВ арендовали на АСК-3 Останкинского телецентра две маленькие студии. В начале работы я перестроил один комплекс компьютерной графики в основном корпусе телецентра. Сделал там две студии, аппаратную и все переехали туда. Потом начал заниматься распространением канала.

А еще нам был выделен земельный участок для строительства собственного здания на Новомосковской улице. Для начала мы закопали как примету телевизор. Начали готовить фундамент, но все заглохло после передачи компании в «Газпром Медиа».

— Фактически, вы обеспечивали технический запуск канала?

— Совершенно верно. На НТВ я проработал достаточно долго, пока поставил его на ноги, запустил, много закупок было. И вдруг Гусинскому пришла в голову мысль создать компанию «НТВ-Плюс», спутниковое телевидение. Он предложил мне возглавить техническую часть. Спутниковая компания — опять что-то новое, я согласился. И вот я до сих пор на «НТВ-Плюс».

В начале нами было создано предприятие «Бонум», которое занималось распространением каналов и даже запуском спутников.

Было построено специальное здание в Сколково, а затем даже своя станция для передачи сигнала. Рядом построили корпус для многоканального вещания с условным доступом.

Сколково / Фото: ТКТ
Сколково / Фото: ТКТ

За одну из работ в период руководства компанией Евгением Яковичем нам вручили премию ТЭФИ.

— Что входит в вашу ответственность сейчас?

— Я без работы не могу. «НТВ-Плюс» была единственная компания, которая производила спортивные программы, покупала фильмы, дублировала их и передавала по спутнику. А некоторое время назад компанию разделили на «НТВ-Плюс» и «Матч ТВ».

У меня было 13 генеральных директоров на «НТВ-Плюс». Я был переведен в должность советника генерального директора, а Олег Колесников назначен техническим директором. Когда разводили «НТВ-Плюс» и «Матч ТВ», Олег ушел из компании.

Полную версию интервью читайте в ноябрьском номере журнала ТКТ.
 
 
Кочуашвили Константин Захарович (1933 — 2019)

Технический директор телекомпаний «НТВ» и «НТВ-Плюс» и до 2016 — советник генерального директора ОАО «НТВ-ПЛЮС».

Член Международного Общества инженеров кино и телевидения SMPTI. Член-корреспондент РАЭК и Международной академии информатизации.
 
 
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: Константин Кочуашвили / ТКТ

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Костюмы «Маленьких женщин» и политизированный «Оскар»

Ирина Жигмунд вспоминает художников по костюмам, работавших над ранними экранизациями романа «Маленькие женщины», и объясняет, почему «Оскар» Жаклин Дюрран в этом году — не самое справедливое решение

13 февраля 3664
Мнение

Что не так с «Хищными птицами: Потрясающая история Харли Квинн»: запутанный сюжет, невнятная хронология, странный злодей и блистательная Марго Робби

Мы одни из первых посмотрели «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» и удивились: зачем такое длинное название, откуда взялся Юэн МакГрегор в непривычном для себя амплуа и почему так мало Мэри Элизабет Уинстед

9 февраля 3465
Практика

Магия «Форреста Гампа»: как создавались визуальные и специальные эффекты в фильме

К выходу в российский прокат философской притчи Роберта Земекиса «Форрест Гамп» разбираемся, как создателям фильма удалось поместить героя Тома Хэнкса в историческую хронику, снять полет перышка и собрать полные стадионы ограниченным числом статистов

10 февраля 2663
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее