Мнение

«Классическое ТВ не то чтобы вымирает, но рейтинги его жалки» 

О переломных событиях в телевизионной среде в 2019 году размышляет Сергей Ефимов, заведующий отделом телевидения «КП» и ведущий программы «Глядя в телевизор» (Радио «КП»)


В 2019-м я переехал в новую квартиру, где не было кабельного телевидения. Пока выбирал провайдера, вдруг понял, что не очень-то мне это и нужно: двадцати обязательных эфирных каналов вполне достаточно. Более того — я и их включаю довольно редко.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

На мой взгляд, именно в 2019-м телевидение окончательно утратило статус важного социального института. Это давно уже не самый удобный способ получения новостей и развлекательного видеоконтента. Для ТВ куда хуже, что россияне привыкают к платным форматам потребления. И случилось это в уходящем году.

2019-й стал годом бума онлайн-кинотеатров — да, они были и раньше, но еще никогда так массово не производили оригинальный продукт. Сегодня сериалы снимают все: новые, специально «заточенные» под это онлайн-платформы, и сервисы-«старички», которые до сих пор предлагали только вторичное видео. Всего один классный сериал позволяет им набрать достойную массу подписчиков.

На съемках сериала «Бывшие» / Фото: пресс-служба видеосервиса START
На съемках сериала «Бывшие» / Фото: пресс-служба видеосервиса START

На российском сериальном рынке чертовски много денег, причем инвесторы даже не ждут, что затраты немедленно окупятся, — это вложения в будущее, потому что через лет пять платить за доступ в онлайн-кинотеатр будет готова по меньшей мере половина россиян.
 

В 2019-м телевидение окончательно утратило статус важного социального института.


И даже если платформа не производит собственный контент, она выглядит привлекательнее традиционного ТВ за счет огромного каталога видео, в котором есть буквально все. Пришел домой, нажал кнопку и получил то, что хотел. Немедленно, в HD-качестве и без перерывов на рекламу. Некоторые производители телевизоров спелись с онлайн-платформами: на пультах дистанционного управления отдельных марок появились фирменные кнопки. Всего одно нажатие приведет вас в чарующий мир кино и сериалов.

Фото: pxfuel.com
Фото: pxfuel.com

Как-то незаметно стали неактуальны торрент-трекеры: зачем заморачиваться со скачиванием пиратского видео, когда за 250-400 рублей в месяц можно получить все. А это дешевле пакета ТВ у кабельного оператора, кстати.

И другие жанры тоже интереснее развиваются в интернете. Когда вы в последний раз смотрели программу «Познер», где признанный телеклассик берет интервью? Зато канал Юрия Дудя в YouTube вы наверняка посещали не раз.
 
Канал Юрия Дудя в YouTube

В Сети полно юмористических шоу, веб-сериалов, документальных фильмов, новостных телеграм-каналов. Недавняя российская премия за достижения в области веб-индустрии вручалась в 11 номинациях и проблем с претендентами на победу не было.
 

Зачем заморачиваться со скачиванием пиратского видео, когда за 250-400 рублей в месяц можно получить все. А это дешевле пакета ТВ у кабельного оператора, кстати.


Конечно, важнейшая беда телевидения — его дискретность: ты можешь посмотреть ту или иную программу, только когда тебе ее показывают. Эта технологическая особенность ТВ, как канала распространения информации, неустранима. Новые технологии диктуют иные способы потребления. Вот почему практически все телеканалы с тем или иным успехом стремятся дистрибуцировать контент и в сети тоже.

Во время церемонии награждения российской премии за достижения в области веб-индустрии / Фото: пресс-служба The Digital Reporter
Во время церемонии награждения российской премии за достижения в области веб-индустрии / Фото: пресс-служба The Digital Reporter

Но есть еще одна деталь, которая отвращает телезрителя от эфира и массово гонит его в интернет. Суть телевидения — неискренность, легкое лицемерие везде и всегда. Это базисная черта, которая сложилась исторически. Нет, речь не о том, что с экрана нам говорят неправду, а о присущей телевидению театральности.

Даже если в кадре ведущий плачет, потрясенный неким событием, как ведущий модного ток-шоу после смерти знаменитой актрисы, он делает это ни на секунду не забывая о рейтинге. Другой ведущий с публицистического поля произносит пламенную речь, смотря строго в камеру, но при этом читает текст с экрана суфлера. Зритель может этого и не знать, но подсознательно это чувствует.
 

Суть телевидения — неискренность, легкое лицемерие везде и всегда.


Да что тут говорить, если даже многочисленные реалити-шоу все до одного снимаются по сценарию и это, мягко говоря, ощущается.

Всего этого нет в интернет-проектах, при всей их корявости и дерзновенности. Социологи в последнее время то и дело говорят об общественном запросе на искренность, на правду жизни, на справедливость. Люди находят это в сети, не получая это в эфире.

В веб-сериалах и шоу часто матерятся: это не от вседозволенности, не хулиганства ради. Интернет, который пребывает в стадии детских болезней, нашел эффективный способ декларировать зрителю чистоту и искренность помыслов. «Мы настолько вам не врем, что даже материмся».

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Классическое ТВ не то чтобы вымирает, но рейтинги его жалки — самые популярные программы самых больших каналов смотрят в лучшем случае 5-6% потенциальных телезрителей страны. «Ящик» большее не властитель дум и даже с идеологической функцией справляется все хуже.
 

Социологи в последнее время то и дело говорят об общественном запросе на искренность, на правду жизни, на справедливость. Люди находят это в сети, не получая это в эфире.


Единственные козыри эфирного ТВ, которые пока не может побить сеть, — это поздравление президента с Новым годом, Парад 9 Мая и ключевые спортивные трансляции. В целом же телевидение становится настолько старомодным, что совсем скоро стремящиеся прослыть нонконформистами личности начнут специально его смотреть, чтобы быть не как все.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: George Coletrain

 

Комментарии

Комментариев: 6

А что смотреть-то? Бесконечный сериал о приключениях Вовы?

Автор судит по себе и своим знакомым. Но таких, как он, в России не более 15 процентов населения.
Оскар Угаров
Таких дебилов, как ты, в России уже нет. Тебя психиатричка случайно пропустила.

Телевизор гонит телезрителя бесконечной рекламой, это причина в 50%, почему люди уходят от ящика. Ещё 50% - качество содержимого. Сериалы создаются для продвижения красоток, вероятно обслуживающих режиссёров и продюсеров, а не для творчества. На утренних эфирах соведущие женщины уже выглядят, как эскортницы - оголённые до нельзя ноги, неприличные декольте, размалёванные, как шлюхи. Ну и, конечно, враньё и полировка языками фелейной части президента - кто ещё всему этому верит?

Статья не выдерживает поверки цифрами: по данным J’son & Partners Consulting доходы платного ТВ втрое превышают рынок легальных видеосервисов (источник «Особенности национального контента для ОТТ»)

Товарищи дорогие! скажите чесно что  торрент-трекеры настолько недают вам покоя не из за  пиратстсва как такового а из за того что деньги которые там крутяться рпоходят мимо вас.И ещё не за были ли вы онду важную вещь для пользования стриминговым сервисом нужен интернет а при чём тариф должен быть с хорошей скоростью а у нас 1.это будет не так уж дёшево.2.Как правило в данное время все провайдеры  делают пакетные предложения интернет+кабельное и цена соответствующая.3.Смарт телевизоры стоят на порядок дешевле простых.

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Москва слезам не верит»

40 лет назад «Москва слезам не верит» начала покорять зрителей. Разбираемся в истории создания и устройстве оскароносной картины Владимира Меньшова, до сих пор остающейся одной из самых популярных отечественных лент в мире

16 февраля 9812
Практика

«Привидение»: как создавался самый романтический фильм XX века

30 лет назад на большие экраны впервые вышел фильм «Привидение» Джерри Цукера. Разбираемся, с помощью каких спецэффектов удалось «оживить» призраков, а Патрику Суэйзи пройти сквозь предметы и людей

14 февраля 4408
Обзоры

15 фильмов 70-го Берлинского кинофестиваля: «ДАУ», Перельман, Косаковский и Сенцов

С 20 февраля по 1 марта проходит юбилейный Берлинский кинофестиваль. Причем в этом году на нем относительно неплохо представлена Россия. Выбрали несколько самых интересных и многообещающих картин смотра

19 февраля 3674
Слова

Андрей Найденов: «Для меня кинокамера Canon — как автомат Калашникова для военных»

Оператор Андрей Найденов, работавший с Иваном Вырыпаевым и Андреем Кончаловским, протестировал EOS C500 Mark II и рассказал, как правильно подойти к выбору камеры для проекта и почему ему нравится работать с Canon

18 февраля 2831
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее