Совет юриста

Как защитить псевдоним, персонаж, название

Чем рискует автор, когда использует псевдоним, и что делать, если кто-то использует ваше название или из произведения украли ваших персонажей: рассказывает юрист Елена Марина

Псевдоним часто используют писатели и певцы. В кино это встречается редко и в основном связано с отказом режиссера от фильма из-за разногласий с продюсером по поводу финального монтажа фильма и в других случаях, когда творческое видение режиссера не нашло понимание у студии.

В соответствии со ст.ст. 19, 1265, 1315 ГК РФ автор и исполнитель имеют право использовать псевдоним (вымышленное имя) в творческой деятельности.

Закон не требует государственной регистрации псевдонима. Право на него возникает с момента, когда человек начинает им пользоваться.

Псевдоним неотделим от автора и его нельзя передать другим людям. Так, согласно п. 4 ст. 19 ГК РФ автор может согласиться, чтобы его псевдоним использовал другой человек, но на это нельзя заключить договор.

Певец Дима Билан / Фото: Максим Блинов / РИА Новости
Певец Дима Билан / Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Например, ООО «Стар Продакшнс» предъявило иск к продюсерской компании «Союзконцерт» и ООО «Велес Торг», чтобы признать договор о передачи прав на использование псевдонима «Дима Билан» недействительным.

 

Псевдоним, как товарный знак

Собственный псевдоним нельзя передать по договору, но можно зарегистрировать как товарный знак. Например, писательница Марина Анатольевна Алексеева зарегистрировала свой псевдоним «Александра Маринина» в качестве товарного знака. Кроме того, она зарегистрировала и персонажей своих произведений «Каменская» и «Настя Каменская».

Александра Маринина представила в Санкт-Петербурге новый детектив из цикла «Каменская» / Фото: Дмитрий Гусарин / ТАСС
Александра Маринина представила в Санкт-Петербурге новый детектив из цикла «Каменская» / Фото: Дмитрий Гусарин / ТАСС 

Зарегистрировать товарный знак может только индивидуальный предприниматель или организация. То есть если автор хочет зарегистрировать товарный знак, то он должен стать индивидуальным предпринимателем или учредить ООО.

Основное преимущество в регистрации товарного знака — за его незаконное использование предусмотрена ответственность (ст. 1515 ГК РФ). Например, можно потребовать уничтожения продукции, на которой изображен идентичный или очень похожий товарный знак. Также можно потребовать денежную компенсацию за незаконное использование товарного знака (ст. 1515 ГК РФ).

В качестве товарного знака можно зарегистрировать не только свой псевдоним, но и псевдоним известного в Российской Федерации лица (п.п. 2 п. 9 ст. 1483 ГК РФ):

«9. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные: 1) названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака (статья 1492) произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака; 2) имени (статья 19), псевдониму (пункт 1 статьи 1265 и подпункт 3 пункта 1 статьи 1315) или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника». Для этого необходимо согласие человека или его наследников.

Если псевдоним не зарегистрирован в качестве товарного знака, автору нужно четко прописывать в договорах с заказчиком, что он использует указанный псевдоним.

 

Персонаж и название

Государственная регистрация названия и персонажа произведения (фильма, книги, мультфильма, комикса) не обязательна. Название и персонаж — часть произведения, но могут использоваться авторами и отдельно от него. Например, право на использование изображения персонажей мультфильма «Маша и Медведь» и «Трое из Простоквашино» может быть передано по лицензионному договору для использования в рекламе или на товарах.

Кадр из мультсериала «Маша и Медведь» / Фото: «Анимаккорд»
Кадр из мультсериала «Маша и Медведь» / Фото: «Анимаккорд»

Например, киностудия «Союзмультфильм» предъявила иск к компании Danone, которая производит продукцию под брендом «Простоквашино». На упаковках молока и кефира из этой линейки нарисованы герои знаменитого мультфильма. В 2015 году киностудия обвинила Danone в неуплате отчислений за использование этих образов. Компания в ответ заявила, что права куплены непосредственно у автора литературного первоисточника — Эдуарда Успенского. В 2017 году производители молока и мультфильмов заключили мировое соглашение, а Danone даже согласился профинансировать создание новых серий «Простоквашино».

Кадр из фильма «Трое из Простоквашино» / Фото: «Союзмультфильм»
Кадр из фильма «Трое из Простоквашино» / Фото: «Союзмультфильм»

С правовой точки зрения у «Союзмультфильма» были все основания для иска и его удовлетворения, так как Danone использовал не просто героев Эдуарда Успенского, а их изображения, которые принадлежат киностудии.

Персонаж или название могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака. Но это должны быть уникальные и до этого не зарегистрированные названия и персонажи.

Например, в книгах Джоан Роулинг много уникальных названий: «Хогвардс», «Гриффиндор» и т.д., они будут охраняться законом вне зависимости от регистрации в качестве товарного знака. Но название фильма или книги: «Сентябрь», «Север», «Март» и т.п. охраняться не будут. Другие люди могут снять фильм или написать книгу с таким же названием.

Издание пьесы «Гарри Поттер и Проклятое дитя» в книжном магазине / Фото:  Jens Kalaene / DPA / ТАСС
Издание пьесы «Гарри Поттер и Проклятое дитя» в книжном магазине / Фото:  Jens Kalaene / DPA / ТАСС

В качестве примера можно привести известный фильм Дэвида Эйра «Ярость» (2014) с Брэдом Питтом в главной роли и еще 221 фильм с таким же названием на сайте Кинопоиск.

То же самое касается персонажей. Уникальные — подлежат правовой охране. Например, нельзя написать книгу о приключениях Гарри Поттера без письменного согласия автора. Правовой охране подлежат и изображения персонажей. Так без согласия автора или правообладателя нельзя использовать изображение Маши и медведя, Карлсона или Винни-Пуха из мультфильмов для рекламы или изображения на товарах.

В случае, если кто-то позаимствовал уникального персонажа или название для собственного произведения, на него могут подать в суд. Чтобы защитить права на персонаж или название, достаточно доказать авторство на произведение.

Например, Джоан Роулинг выиграла суд против голландских издателей книги «Таня Гроттер и магический контрабас» российского писателя Дмитрия Емца в 2003 году. Нидерландский суд признал книгу российского автора и главную героиню Таню Гроттер незаконной переработкой книги и персонажа Джоан Роулинг.

Джоан Роулинг / Фото: DPA / TASS
Джоан Роулинг / Фото: DPA / TASS

Есть риск, который касается уникальных названий: они могут быть зарегистрированы другими лицами в качестве товарного знака. Если название произведения или проекта стало брендом, то лучше сразу зарегистрировать его в качестве товарного знака.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 

Обложка: кадр из фильма «Вопль» (2010) / Werc Werk Works

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 1434
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 845
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2808
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2796
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1294
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1600
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее