Слова

«Terra Visionis»: как снимать про Чернобыль после сериала HBO

Насколько сложно снимать сюрреалистический короткий метр по мотивам чернобыльской трагедии и почему советская анаморфотная оптика спасает, рассказал режиссер «Terra Visionis» Владимир Подгорецкий


Литературной основой для фильма послужило интервью Людмилы Игнатенко из документальной книги Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва. Хроника будущего». Книга рассказывает о событиях, произошедших сразу после аварии на Чернобыльской АЭС. Эта история любви пожарного и его жены стала широко известна после сериала «Чернобыль» от HBO. Создатели фильма «Terra Visionis» уверены, что их трактовка событий полностью отличается от американской. Мы поговорили с режиссером Владимиром Подгорецким и узнали, как проходила работа над фильмом и какой была реакция первых зрителей.
 
Трейлер фильма «Terra Visionis» (2019) 

— Владимир, долгие годы вы работали композитором, теперь вы сменили сферу деятельности и занялись режиссурой. Почему приняли такое решение?

— Я не менял сферу своей деятельности, продолжаю работать композитором в кино, как и раньше. И я получаю огромное удовольствие от этого процесса. Но это то, что я умею. А мне хотелось попробовать что-то новое, что лежит за пределами музыки в кино.

Сейчас я заканчиваю режиссерский курс у Владимира Ивановича Хотиненко. В «Terra Visionis» и моем новом проекте, фильме «Врубель» про выдающегося русского художника, музыка занимает гораздо большее пространство, нежели в обычном кино. Навыки композитора помогают мне создавать в своих фильмах специфический, непохожий ни на что мир.

На съемках фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Екатерина Моторина
На съемках фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Екатерина Моторина 

— Как вы думаете, почему тема Чернобыля сейчас так популярна: сериал от HBO, российский «ответ» от Алексея Мурадова, ваш фильм «Terra Visionis»?

— Я задумался о «Terra Visionis» в тот момент, когда тема Чернобыля еще совсем нигде не звучала. В 2016 году я открыл для себя огромный пласт информации про чернобыльскую катастрофу, которая была неизвестна широкой аудитории. Конечно, все можно загуглить, но в реальности люди мало про это знали.

Кадр из фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Sound Unit Studio 
Кадр из фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Sound Unit Studio 

Когда я познакомился с книгой Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва», я понял, что этот текст отражает страдания миллионов людей. И я подумал, что важно «высветить» эту историю про человека, который прожил всю жизнь внутри катастрофы. Показать, что таких, как она, на самом деле очень много. Они здесь, а не где-то там. И они до сих пор борются с последствиями катастрофы — у кого-то из них умер муж, у кого-то отец. Образ главной героини для меня собирательный. Это все жены, дети и матери пострадавших от Чернобыльской катастрофы.

Кадр из фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Sound Unit Studio 
Кадр из фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Sound Unit Studio 

Оказалось, что и для многих членов съемочной группы «Terra Visionis» Чернобыльская авария — это личное. У художника-постановщика Юрия Осипенко был друг, который летал на вертолете, снимал Чернобыль, и умер в конце 1980-х. Фокус-пуллер Илья Вдовенко родился недалеко от ЧАЭС, а отец нашего гаффера Петра Лавринчука запускал после катастрофы третий реактор и ушел из жизни в 1990-е годы. Я знаю тех, кто работал в больнице, куда привозили пожарных из Чернобыля.

К сожалению, эта тема в России не освещается на государственном уровне так, как она того заслуживает. При этом выясняется, что почти каждый так или иначе имеет свою ниточку, ведущую к той трагедии.

— В чем отличие вашего фильма от того, что сделали американцы в «Чернобыле»?

— Американцы не брали текст интервью Людмилы Игнатенко. Они работали лишь с фабулой ее истории, постаравшись сделать сюжет максимально близким к реальности. Я же взял дословный текст интервью, опубликованный в книге Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва».

Кадр из фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Sound Unit Studio 
Кадр из фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Sound Unit Studio 

Кроме того, действие нашего фильма происходит много лет спустя после трагедии. Это скорее история о Людмиле сегодняшней, о ее внутренних переживаниях и воспоминаниях. Я сделал акцент на символизме, пытался препарировать эмоциональное состояние Игнатенко и поразмышлять, что чувствует моя героиня сейчас. Поэтому мой фильм получился скорее сиквелом американскому «Чернобылю», так сказать «Чернобыль: Двадцать лет спустя».

— В «Terra Visionis» много философии, интересных подтекстов, символов. Расскажите про работу над образами, над созданием пространства фильма.

— Хотя действие фильма происходит в наши дни, эмоционально героиня осталась в 1986 году. Поэтому все места, которые мы показываем похожи на советские.

В «Terra Visionis» нет ни одного кадра с мужем героини, но присутствует его дух, который наблюдает за ней. Это не раскрывается в сценарии, но именно такую задачу я поставил оператору. Подобный «нечеловеческий» субъектив камеры часто используется в фильмах жанра хоррор.

Кадр из фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото:  Sound Unit Studio 
Кадр из фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото:  Sound Unit Studio 

Все локации в фильме тщательно подобраны, они несут особую смысловую нагрузку. Фильм начинается в храме, очень красивом, но при этом разрушенном. Его образ перекликается с образом главной героини. У нее была в жизни любовь, но все в одночасье рухнуло. Храм олицетворяет ее плоть, разрушенную радиацией. Может быть, это не считывается напрямую в кадре, но очень помогает авторской идее и для зрителя, надеюсь, работает на подсознании. Поэтому мы сняли храм максимально красиво.

Кадр из фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Sound Unit Studio 
Кадр из фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Sound Unit Studio 

— На что вы снимали? Какие технические приспособления вы использовали?

— При съемке мы использовали камеру ALEXA Mini и хороший свет. Задумка была снять все немного в «советском» стиле. Поэтому мы применили советскую анаморфотную оптику Lomo.
Мы использовали несколько линз: 35, 75 и 22. Последняя очень интересно ломает изображение, создавая в кадре что-то вроде эффекта Fish Eye. Чтобы создать особую атмосферу в кадре, оператор «по-панковски» прикручивал к камере увеличительные линзы.

На съемках фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Вера Лыкова
На съемках фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Вера Лыкова

— Насколько сложно писать музыку к своей картине?

— Вся сложность «Terra Visionis» для композитора, что место музыки отчасти занято визуальным рядом. Было необходимо не нарушить этот сложный симбиоз между рассказом и изображением на экране. Поэтому музыка в «Terra Visionis» — это осторожная пунктуация к рассказу главной героини и к тому, что мы видим на экране.

Она звучит в фильме постоянно, потому что я не хотел привлекать зрительское внимание к ее появлению или исчезновению. Только в самом конце, почти на титрах, я позволил себе выразить чуть больше эмоций в трагическом фугато.

— В декабре прошла премьера фильма в Доме кино. Какой наиболее важный отзыв вы получили на премьере?

— Отклики были очень разные: кто-то подходил ко мне со слезами и благодарил, кто-то говорил, что Terra Visionis — «жуткий» фильм, который очень тяжело смотреть из-за его пронзительности. Главное, что не было равнодушных. И это здорово! Ведь моей главной целью было эмоционально вовлечь зрителя. В нашем деле самое неприятное — это равнодушие.

Важнее всего, что на премьеру пришли много ликвидаторов, некоторые из них лично знали Людмилу Игнатенко и ее мужа. Вспоминали обстоятельства трагедии, люди высказывались на разные темы, например, правдиво или нет американцы показали Советский Союз в сериале от HBO. Общение было очень живым.

Инсталляция на премьере фильма в Доме кино / Фото: Екатерина Храмова
Инсталляция на премьере фильма в Доме кино / Фото: Екатерина Храмова

Мы дополнили показ фильма видеоинсталляциями, на которых показывали документальные кадры из Чернобыля. Идея была в том, чтобы рассказать истории еще десятка людей, пострадавших в этой трагедии. Мы хотели показать, что таких историй, похожих на показанную в фильме, очень много.

Как вы планируете продвигать свой фильм дальше?

— Я буду отсылать «Terra Visionis» на фестивали и смотреть, как на фильм будет реагировать фестивальное жюри. После этого наш фильм, как это обычно и бывает, окажется в интернете.

Кадр из фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Sound Unit Studio 
Кадр из фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Sound Unit Studio 

— Будете ли вы привлекать продюсеров к продвижению фильма?

— Все что относится к продвижению фильмов — это не моя сильная черта. К тому же, я прекрасно понимаю, что продюсеры заточены только на полный метр. Сложно представить, чтобы кто-то из них решился продвигать 22-минутный «Terra Visionis»: денег с него не получить. Конечно, я бы не отказался включить фильм в киноальманах коротких метров на похожую тематику, если так получится.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: режиссер фильма «Terra Visionis» (2019) Владимир Подгорецкий / Фото: Юрий Богомаз

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 9192
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 7695
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 3612
Практика

Налет времени, патина и изысканность в костюмах фильма «Звездные войны: Скайуокер. Восход»

О том, как осовременить классическую фантастическую киносагу, «переодеть» кадры с ныне покойной Кэрри Фишер, собрать шлем с помощью старинной японской техники и о многом другом рассказывает художник по костюмам «Звездные войны: Скайуокер. Восход» Майкл Каплан

12 января 2967
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее