tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Слова

«Terra Visionis»: как снимать про Чернобыль после сериала HBO

Насколько сложно снимать сюрреалистический короткий метр по мотивам чернобыльской трагедии и почему советская анаморфотная оптика спасает, рассказал режиссер «Terra Visionis» Владимир Подгорецкий

Литературной основой для фильма послужило интервью Людмилы Игнатенко из документальной книги Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва. Хроника будущего». Книга рассказывает о событиях, произошедших сразу после аварии на Чернобыльской АЭС. Эта история любви пожарного и его жены стала широко известна после сериала «Чернобыль» от HBO. Создатели фильма «Terra Visionis» уверены, что их трактовка событий полностью отличается от американской. Мы поговорили с режиссером Владимиром Подгорецким и узнали, как проходила работа над фильмом и какой была реакция первых зрителей.
 
Трейлер фильма «Terra Visionis» (2019) 

— Владимир, долгие годы вы работали композитором, теперь вы сменили сферу деятельности и занялись режиссурой. Почему приняли такое решение?

— Я не менял сферу своей деятельности, продолжаю работать композитором в кино, как и раньше. И я получаю огромное удовольствие от этого процесса. Но это то, что я умею. А мне хотелось попробовать что-то новое, что лежит за пределами музыки в кино.

Сейчас я заканчиваю режиссерский курс у Владимира Ивановича Хотиненко. В «Terra Visionis» и моем новом проекте, фильме «Врубель» про выдающегося русского художника, музыка занимает гораздо большее пространство, нежели в обычном кино. Навыки композитора помогают мне создавать в своих фильмах специфический, непохожий ни на что мир.

На съемках фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Екатерина Моторина
На съемках фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Екатерина Моторина 

— Как вы думаете, почему тема Чернобыля сейчас так популярна: сериал от HBO, российский «ответ» от Алексея Мурадова, ваш фильм «Terra Visionis»?

— Я задумался о «Terra Visionis» в тот момент, когда тема Чернобыля еще совсем нигде не звучала. В 2016 году я открыл для себя огромный пласт информации про чернобыльскую катастрофу, которая была неизвестна широкой аудитории. Конечно, все можно загуглить, но в реальности люди мало про это знали.

Кадр из фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Sound Unit Studio 
Кадр из фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Sound Unit Studio 

Когда я познакомился с книгой Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва», я понял, что этот текст отражает страдания миллионов людей. И я подумал, что важно «высветить» эту историю про человека, который прожил всю жизнь внутри катастрофы. Показать, что таких, как она, на самом деле очень много. Они здесь, а не где-то там. И они до сих пор борются с последствиями катастрофы — у кого-то из них умер муж, у кого-то отец. Образ главной героини для меня собирательный. Это все жены, дети и матери пострадавших от Чернобыльской катастрофы.

Кадр из фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Sound Unit Studio 
Кадр из фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Sound Unit Studio 

Оказалось, что и для многих членов съемочной группы «Terra Visionis» Чернобыльская авария — это личное. У художника-постановщика Юрия Осипенко был друг, который летал на вертолете, снимал Чернобыль, и умер в конце 1980-х. Фокус-пуллер Илья Вдовенко родился недалеко от ЧАЭС, а отец нашего гаффера Петра Лавринчука запускал после катастрофы третий реактор и ушел из жизни в 1990-е годы. Я знаю тех, кто работал в больнице, куда привозили пожарных из Чернобыля.

К сожалению, эта тема в России не освещается на государственном уровне так, как она того заслуживает. При этом выясняется, что почти каждый так или иначе имеет свою ниточку, ведущую к той трагедии.

— В чем отличие вашего фильма от того, что сделали американцы в «Чернобыле»?

— Американцы не брали текст интервью Людмилы Игнатенко. Они работали лишь с фабулой ее истории, постаравшись сделать сюжет максимально близким к реальности. Я же взял дословный текст интервью, опубликованный в книге Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва».

Кадр из фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Sound Unit Studio 
Кадр из фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Sound Unit Studio 

Кроме того, действие нашего фильма происходит много лет спустя после трагедии. Это скорее история о Людмиле сегодняшней, о ее внутренних переживаниях и воспоминаниях. Я сделал акцент на символизме, пытался препарировать эмоциональное состояние Игнатенко и поразмышлять, что чувствует моя героиня сейчас. Поэтому мой фильм получился скорее сиквелом американскому «Чернобылю», так сказать «Чернобыль: Двадцать лет спустя».

— В «Terra Visionis» много философии, интересных подтекстов, символов. Расскажите про работу над образами, над созданием пространства фильма.

— Хотя действие фильма происходит в наши дни, эмоционально героиня осталась в 1986 году. Поэтому все места, которые мы показываем похожи на советские.

В «Terra Visionis» нет ни одного кадра с мужем героини, но присутствует его дух, который наблюдает за ней. Это не раскрывается в сценарии, но именно такую задачу я поставил оператору. Подобный «нечеловеческий» субъектив камеры часто используется в фильмах жанра хоррор.

Кадр из фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото:  Sound Unit Studio 
Кадр из фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото:  Sound Unit Studio 

Все локации в фильме тщательно подобраны, они несут особую смысловую нагрузку. Фильм начинается в храме, очень красивом, но при этом разрушенном. Его образ перекликается с образом главной героини. У нее была в жизни любовь, но все в одночасье рухнуло. Храм олицетворяет ее плоть, разрушенную радиацией. Может быть, это не считывается напрямую в кадре, но очень помогает авторской идее и для зрителя, надеюсь, работает на подсознании. Поэтому мы сняли храм максимально красиво.

Кадр из фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Sound Unit Studio 
Кадр из фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Sound Unit Studio 

— На что вы снимали? Какие технические приспособления вы использовали?

— При съемке мы использовали камеру ALEXA Mini и хороший свет. Задумка была снять все немного в «советском» стиле. Поэтому мы применили советскую анаморфотную оптику Lomo.
Мы использовали несколько линз: 35, 75 и 22. Последняя очень интересно ломает изображение, создавая в кадре что-то вроде эффекта Fish Eye. Чтобы создать особую атмосферу в кадре, оператор «по-панковски» прикручивал к камере увеличительные линзы.

На съемках фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Вера Лыкова
На съемках фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Вера Лыкова

— Насколько сложно писать музыку к своей картине?

— Вся сложность «Terra Visionis» для композитора, что место музыки отчасти занято визуальным рядом. Было необходимо не нарушить этот сложный симбиоз между рассказом и изображением на экране. Поэтому музыка в «Terra Visionis» — это осторожная пунктуация к рассказу главной героини и к тому, что мы видим на экране.

Она звучит в фильме постоянно, потому что я не хотел привлекать зрительское внимание к ее появлению или исчезновению. Только в самом конце, почти на титрах, я позволил себе выразить чуть больше эмоций в трагическом фугато.

— В декабре прошла премьера фильма в Доме кино. Какой наиболее важный отзыв вы получили на премьере?

— Отклики были очень разные: кто-то подходил ко мне со слезами и благодарил, кто-то говорил, что Terra Visionis — «жуткий» фильм, который очень тяжело смотреть из-за его пронзительности. Главное, что не было равнодушных. И это здорово! Ведь моей главной целью было эмоционально вовлечь зрителя. В нашем деле самое неприятное — это равнодушие.

Важнее всего, что на премьеру пришли много ликвидаторов, некоторые из них лично знали Людмилу Игнатенко и ее мужа. Вспоминали обстоятельства трагедии, люди высказывались на разные темы, например, правдиво или нет американцы показали Советский Союз в сериале от HBO. Общение было очень живым.

Инсталляция на премьере фильма в Доме кино / Фото: Екатерина Храмова
Инсталляция на премьере фильма в Доме кино / Фото: Екатерина Храмова

Мы дополнили показ фильма видеоинсталляциями, на которых показывали документальные кадры из Чернобыля. Идея была в том, чтобы рассказать истории еще десятка людей, пострадавших в этой трагедии. Мы хотели показать, что таких историй, похожих на показанную в фильме, очень много.

Как вы планируете продвигать свой фильм дальше?

— Я буду отсылать «Terra Visionis» на фестивали и смотреть, как на фильм будет реагировать фестивальное жюри. После этого наш фильм, как это обычно и бывает, окажется в интернете.

Кадр из фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Sound Unit Studio 
Кадр из фильма «Terra Visionis» (2019) / Фото: Sound Unit Studio 

— Будете ли вы привлекать продюсеров к продвижению фильма?

— Все что относится к продвижению фильмов — это не моя сильная черта. К тому же, я прекрасно понимаю, что продюсеры заточены только на полный метр. Сложно представить, чтобы кто-то из них решился продвигать 22-минутный «Terra Visionis»: денег с него не получить. Конечно, я бы не отказался включить фильм в киноальманах коротких метров на похожую тематику, если так получится.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: режиссер фильма «Terra Visionis» (2019) Владимир Подгорецкий / Фото: Юрий Богомаз

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Назад в будущее 3»

30 лет как завершилась одна из самых удачных кинотрилогий в истории — «Назад в будущее». Первые два фильма мы уже разбирали, а теперь посмотрим, как создавался третий: эволюция характеров Марти и Дока, игра с вестерном и взрыв «паровоза-кинозвезды»

26 июня 73155
Обзоры

Куда пойти учиться: главные киношколы Москвы

Какую киношколу выбрать: ВГИК или МШК, ВКСР или Академию Никиты Михалкова, а может «Индустрию»? Мы пообщались с выпускниками крупнейших московских киношкол, чтобы узнать о преимуществах и недостатках обучения в них

25 июня 2133
Слова

Нил Ландау: «Во время написания сценария помните: все злодеи — антагонисты, но не все антагонисты — злодеи»

Один из известнейших преподавателей сценарного мастерства Нил Ландау рассказывает о способах привлечения внимания зрителя к сериалу, создании необычных героев и способах спасения неинтересных скриптов

29 июня 1263
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее