Слова

«Мы не лезем с камерой “в лицо”»: как создается фильм о поисковом отряде «Лиза Алерт»

Ночные съемки, восьмичасовые смены, надежда и полная неизвестность — мы встретились с режиссером Александрой Петровской и оператором Дарьей Лихачевой, чтобы поговорить о документальном проекте «В поисках человека»: как и на что лучше снимать такие непростые истории


— Как появилась идея снять фильм о поисково-спасательном отряде «Лиза Алерт»?

Александра Петровская (режиссер)Александра Петровская (режиссер): Полтора года назад на творческих посиделках один знакомый оператор в разговоре упомянул об отряде «Лиза Алерт» и об их деятельности. Знала ли я тогда о «рыжем братстве» хоть что-нибудь? Максимум информации, который у меня был, это смутные воспоминания эпизодов художественного фильма «Нелюбовь» Звягинцева и периодически всплывающие репосты-объявления в Facebook — просьбы распространить информацию о поисках человека. Но вдруг возник личный запрос — понять, что же такое добровольчество, что движет человеком в желании бескорыстно помогать незнакомым людям? Интерес совпал с волнующими меня темами в творчестве и дал толчок проекту.

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым
Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

— Как вы готовились к съемкам?

Александра Петровская: Подготовка началась с классического этапа — формирования заявки, то есть идеи и формы будущего фильма. Мы изучали историю создания отряда, его структуру и специфику деятельности, находили контакты с этой организацией.

Второй шаг — команда. Основная движущая сила любого проекта — это люди, которые вместе проходят достаточно трудный, но увлекательный путь от зарождения идеи до ее воплощения. А когда речь идет о некоммерческом проекте, то важность команды возрастает вдвойне, потому что мотивация здесь держится не на материальном стимуле, а на реализации личных интересов участников группы. Фундаментальной фигурой становится продюсер, на плечи которого ложится тяжесть поиска средств и ресурсов для достижения целей.

На съемках фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым 
На съемках фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым 

После формирования заявки и «костяка» съемочной группы мы стали искать финансы и технику. Год назад я участвовала во всероссийском молодежном образовательном форуме «Таврида» и выиграла грант. Он стал стартовым бюджетом фильма, но покрыл только расходы на организацию съемочных экспедиций.

Ключевым событием для нас, конечно, стало сотрудничество с компанией Canon, которая заинтересовалась проектом и стала генеральным техническим спонсором. Они предоставили нам камеры и оптику для съемок. Мы понимали, что будем снимать в сложных условиях и нам нужны были легкие, мобильные камеры.

— Вы работали в условиях внезапности — невозможно предсказать, когда потребуется помощь поискового отряда. Не самое комфортное состояние для съемочной группы. Как вы справлялись?

Александра Петровская: Да, нужна была максимальная мобильность, и в этом заключалась сложность. Как только на форуме «Лизы Алерт» появлялась заявка на поиск, у нас было всего полтора-два часа, чтобы взять оборудование, пересечься со съемочной командой и добраться до места сбора отряда. Конечно, это дискомфорт — у всех есть планы и личные дела. Поэтому у нас была команда операторов: два основных и три дополнительных.

На съемках фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым
На съемках фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Огромный плюс — мы могли взять камеры в любой момент. Компания Canon договорилась об этом с ренталом, и мы могли в любое время забрать наш комплект оборудования. Он всегда был собран, заряжен и готов к работе. В условиях наших съемок это был просто невероятно важный момент.

Обычно мы выезжали на поиск с двумя операторами. Один снимал в штабе, где раздаются задачи, а другой уходил с отрядом в лес или город на шесть-восемь часов. Потом операторы менялись местами — и мы продолжали снимать, пока не закончатся поиски. После пятого-шестого выезда мы поняли специфику работы, моменты, которые есть всегда и которые наиболее эмоциональны. В процессе съемок на них и делались акценты.

Дарья Лихачева (оператор фильма):Дарья Лихачева (оператор фильма): Я выезжала на смены тогда, когда это совпадало с моим графиком занятости. Заранее мы планировали только съемки интервью с героями, в основном я снимала именно их. Мы «не привязывались» к каким-то определенным локациям, в процессе съемки нужно было максимально быстро ориентироваться в пространстве, находиться в постоянном режиме изучения среды, поиске композиционного и визуального решения, чтобы подчеркнуть характер персонажа в кадре.

Дарья Лихачева с камерой Canon EOS-R на съемках фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым
Дарья Лихачева с камерой Canon EOS-R на съемках фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Оператор Маша Замотаева снимала героев в условиях активного поиска. Самый длинный из ее выездов — пять суток в природной среде. Это действительно сложные условия работы, потому что ночь, лес, ты не видишь, что у тебя под ногами, люди перемещаются по непредсказуемым траекториям, при этом нельзя мешать волонтерам в их работе или отвлекать, например, светом. Часть материала снималась с помощью электронного стабилизатора, часть приходилось снимать ручной камерой.

Оператор Маша Замотаева с камерой Canon EOS-R на съемках фильма «В поисках человека» (2019)  / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым
Оператор Маша Замотаева с камерой Canon EOS-R на съемках фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

— Были ли у вас какие-то специфические требования к технике для такой работы на износ?

Дарья Лихачева: Многие представляют поисково-спасательную операцию как нечто масштабное, экстремальное и динамичное. Такой образ сформирован новостями и кинофильмами. В реальности — это сложная и монотонная работа. Десятки, сотни человек делятся на группы по двое-трое, каждой дается свой «квадрат» 500 на 500 метров, который надо тщательно проверить. На отработку такой задачи уходит от четырех до восьми часов, в зависимости от участка: от городских улиц до лесных массивов с непроходимыми буреломами. Отсюда основные требования к технике: компактность, легкость, хорошая внутренняя стабилизация изображения.
Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Большинство выездов на поиски проходят ночью. Это происходит по двум причинам: первая — как правило, заявки приходят вечером, когда человек не вернулся домой с работы, учебы, прогулки; вторая — волонтеры приезжают на поиск после работы, проводят ночь в поисках, а утром возвращаются на работу. Для съемки в таких условиях необходимы высокая светочувствительность камеры и максимальная светосильность оптики.
Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Нам повезло поработать с новой моделью камеры Canon EOS-R не только потому, что это первая полнокадровая беззеркальная камера компании. В ней сочетались все необходимые для нас характеристики: компактная и легкая, подходит для длительной съемки с рук, надежный корпус с защитой от влаги и грязи, с возможностью снимать видео в 4K разрешении и логарифме, с высокой светочувствительностью и прекрасным автофокусом.

Камера Canon EOS-R на съемках фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым
Камера Canon EOS-R на съемках фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Раньше, когда я работала с автофокусом при слабом освещении, камеры либо не справлялись с наводкой на резкость, либо делали это шумно и нарушали стабилизацию изображения. В камере EOS-R со светосильными объективами L-серии автофокус справлялся идеально. Есть и удобная функция — при отключении автофокуса показывается, насколько объект отклонился от зоны резкости и в какую сторону. Обычно без дополнительного монитора на общих планах зону резкости не видно совсем.

Хороший экран с регулируемым углом наклона — изображение видно даже в солнечный день, монитор не бликует. Камера удобно лежит в руке. Как правило, при съемке с рук начинают болеть пальцы правой руки, с Canon EOS-R этого не происходит — рукоятка очень комфортная.

Оператор Дарья Лихачева на съемках фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым
Оператор Дарья Лихачева на съемках фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Правда, у камеры нет встроенных рамок кадрирования, отображающихся на экране. Мы планировали снимать фильм с соотношением сторон 2:35, для этого приходилось клеить на монитор дополнительные метки. Но это не так существенно.

— Вы продумывали, каким должен получиться фильм по стилистике, визуальным решениям? Как вы это будете снимать?

Александра Петровская: Да, мы заранее определили основные моменты, важность и значимость крупных планов и эмоциональных, образных деталей, разработали монтажные решения для переходов между эпизодами. Обговаривали с операторами стилистику. Но на съемках поняли, что многое из задуманного просто «не работает». В документальном кино зачастую то, что ты придумал во время подготовительного периода, проходит проверку на прочность и отсеивается беспощадным образом, потому что не согласуется с «правдой» жизни.

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым
Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Это интересная специфика документального кино — «здесь и сейчас»: ты попадаешь в обстоятельства, которые не можешь спрогнозировать, и действуешь скорее по наитию, по внутреннему ощущению. Режиссер и оператор должны уметь чутко воспринимать реальность, «слушать» ее, быстро реагировать на изменения обстоятельств и существовать в постоянном невербальном общении и контакте друг с другом. Это сложно. Но этому можно и нужно учиться, тренируя внимание, концентрацию, способность к «предвидению» события, точно так же как, например, можно тренировать и развивать мышцы тела.
Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Одной из наших основных задач было показать, что поиск человека — это предельно энергозатратный труд. И это нельзя сделать, сняв просто репортаж. Нужно самому пройти весь этот путь и пережить то состояние, когда волонтеры возвращаются с поиска буквально без сил. Уходя на задачу с группой, прочесывающей местность, ты уходишь на все время выполнения задачи, которую дал координатор поиска. Ты не должен оказаться «слабым звеном». Ты не можешь сказать, что все отснял и теперь уходишь. Если ты пошел на выполнение задачи, то стал членом группы.

Но главной причиной, почему ты не можешь повернуть назад, всегда будет человек, которого ищут, который сейчас жизненно нуждается в помощи. Если ты уйдешь с «квадрата», то просто отберешь у него один шанс на спасение.

— Кто герои фильма? По каким критериям они отбирались?

Александра Петровская: Их несколько. На самом деле, снять фильм можно буквально о каждом члене отряда — здесь можно встретить самых разных людей: успешные бизнесмены, люди трудовых профессий, студенты. У каждого свой внутренний интерес быть добровольцем. Некоторые идут в отряд из гуманистических соображений. Другие — потому что уже занимались чем-то подобным. Есть те, кто терял близких.

Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым
Кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

При выборе героев мы старались показать, насколько разной может быть личная мотивация людей для волонтерской деятельности. Главная наша задача — создать коллективный портрет неравнодушного человека.

— Могу предположить, что вы сталкиваетесь на съемках с шокирующими вещами. С этической точки зрения, как вы определяете, что может быть показано на экране, а что нет?

Александра Петровская: Вообще в «Лизе Алерт» есть подразделение СМИ, которое регулирует этическую норму того, что можно снимать, а что нет. Но у нас не было никаких ограничений, каких-то запретов. Мы смогли заслужить доверие и доказать, что не позволим пренебрежительного, потребительского отношения к происходящему. Кроме того, наш метод съемки — это наблюдение. Мы не задаем вопросы родственникам, которые переживают невыносимо трудный период ожидания, не лезем с камерой «в лицо», не ищем «горячих» фактов.

На съемках фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым
На съемках фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

Я лично была на поиске, где был «Найден. Погиб.» Всегда нужно помнить о том, что это чей-то родной и близкий человек: отец, мать, сын... Сложные темы, трагические события можно показать по-разному. Условно говоря, гибель человека можно снять в открытую, показав на экране труп, а можно те же самые чувства и эмоции передать через крупные планы, детали, оценки или создать образный кадр. Киноязык очень широк. Все зависит от выбора и от того, чего ты хочешь добиться — шокировать или передать идею.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: кадр из фильма «В поисках человека» (2019) / Фото предоставлено Ильей Гавриленковым

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 9192
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 7695
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 3612
Практика

Налет времени, патина и изысканность в костюмах фильма «Звездные войны: Скайуокер. Восход»

О том, как осовременить классическую фантастическую киносагу, «переодеть» кадры с ныне покойной Кэрри Фишер, собрать шлем с помощью старинной японской техники и о многом другом рассказывает художник по костюмам «Звездные войны: Скайуокер. Восход» Майкл Каплан

12 января 2967
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее