Слова

«Зритель отвык от серьезного кино, которое чему-то учит»

С какими сложностями сталкиваются режиссеры-дебютанты, как снять действительно независимое кино и донести свою позицию до зрителя: рассказал идейный вдохновитель короткометражного альманаха «Глазами детей» Виталий Манюков


С 11 декабря в прокат выходит альманах «Глазами детей». В него вошли четыре короткометражные работы, которые посвящены детскому восприятию мира: от обожания сыном непутевого отца до потери матери и общения с воображаемым другом. Короткие истории позволят взрослым посмотреть на себя со стороны и увидеть свои поступки глазами детей. Редакция пообщалась с идейным вдохновителем и режиссером одной из новелл киноальманаха.
 
Трейлер фильма «Ева», альманаха «Глазами детей» (2020)
 
— Как начинался альманах «Глазами детей»?

— «Глазами детей» я делал исключительно силами своей студии, без помощи партнеров. Честно скажу, при создании альманаха я эгоистично отталкивался от желания прокатить мой короткометражный фильм «Ева», в центре повествования которого — история взаимоотношений двух детей.

Чтобы найти материал, достаточный для альманаха, я попросил партнеров из «Festagent» подкинуть мне другие фильмы по детской тематике. Оказалось, что подобных картин не так и много. Гораздо больше кино про бомжей, самоубийства и проституток. Но мы все же нашли три интересных фильма на детскую тему: «Бункер» Диловара Султони, «Он мой» Владислава Рыткова (выпускник ВГИКа, мастерская Владимира Хотиненко и Владимира Фенченко), «Мама» Владимира Котта.

Режиссер Виталий Манюков / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Режиссер Виталий Манюков / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Я прибавил к трем этим короткометражкам свою «Еву» и сформировал таким образом киноальманах «Глазами детей». То есть на момент создания сборника все фильмы были уже готовы и даже участвовали в различных фестивалях. Очень интересно самому быть отборщиком: решать, что за чем идет, создавать своеобразную партитуру из коротких метров.

— Какую прокатную судьбу вы готовите альманаху?

— «Глазами детей» выйдет в ограниченный прокат: короткометражное кино в нашей стране пока не очень хорошо воспринимается широкими массами. Но тем не менее, есть аудитория, которой это интересно. И в Петербурге ее больше, чем в Москве. В декабре «Глазами детей» будут показывать 50 кинотеатров, в январе к ним присоединятся еще несколько. После проката альманаха мы планируем его показ на Ivi.ru.

Режиссер Виталий Манюков / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Режиссер Виталий Манюков / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

— В вашей «Еве» рассказывается история взросление девочки, потерявшей маму во время пожара в одесском Доме профсоюзов. Где вы снимали Одессу?

— Не в Одессе. Кто бы нас туда сейчас пустил, тем более — по такому поводу? Да и с детьми ехать туда было страшновато. Поэтому Одессу мы снимали в Сочи и в московском хромакей-центре. Мой фильм был снят всего за три дня: одна смена в Москве, и две — в Сочи.
 

Мне интересны истории, в которых дети становятся заложниками ситуаций, созданных старшими, и в результате взрослеют.


— Как вам удалось привлечь к съемкам в «Еве» Захара Прилепина?

— Я скинул Захару на почту сценарий, и он сразу сказал, что ему это интересно. После этого мы встретились, все обсудили и обо всем договорились. С ним было очень комфортно на съемках, он работал безупречно, ответственно и спокойно, подобно солдату. Правда, с Захаром у нас была всего одна съемочная смена, ведь у него очень плотный график (когда я позвал его на премьеру фильма 11 декабря, он ответил, что сейчас пишет книгу и поэтому не сможет приехать).

Кадр из фильма «Ева» (2020) / Фото: Cinepromo
Кадр из фильма «Ева» (2020) / Фото: Cinepromo

— Какие проблемы возникали у вас на съемках?

— Самая основная проблема, не только у меня, но у всех трех режиссеров-дебютантов в альманахе «Глазами детей» — финансовая. Как правило, деньги у дебютантов либо свои, либо семейные, либо их надо находить на краудфандинге.

Вторая сложность — кастинг. Недавно я показал свою работу во ВГИКе, и мой мастер Владимир Фокин пожурил меня за то, что я «промахнулся» с героем-мальчиком. Начинающему режиссеру всегда непросто с кастингом: ведь заплатить гонорары артистам ты не можешь. В итоге выбираешь из доступных тебе: это знакомые артисты и друзья друзей. Возможности расширяются, когда у тебя появляется кастинг-директор.

Кадр из фильма «Ева» (2020) / Фото: Cinepromo
Кадр из фильма «Ева» (2020) / Фото: Cinepromo

Третий момент — это сами съемки: локации, технику и осветительные приборы ты тоже выбираешь из того, что есть — и при этом снять надо так, чтобы в кадре было красиво.

— На какую технику вы снимали фильм «Ева»?

— У нас были камера RED Dragon, оптика Carl Zeiss и звуковое оборудование Sennheiser. Когда мы готовились к съемкам в Сочи, то узнали, что в этом городе почти нет ренталов. Что-то найти для фотосъемки еще можно, но для кино — нет. При этом вести оборудование, взятое в аренду, из Москвы — дорого и сложно. Мне повезло, что у механика была своя камера, поэтому я просто оплатил дополнительный багаж в самолет.

— В вашем альманахе много драмы, что несвойственно детскому кино в нашей стране. Почему вы взяли такую тональность?

— «Глазами детей» — это не детское кино, это кино про детей для взрослых, рейтинг киноальманаха — 18+.

Режиссер Виталий Манюков / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Режиссер Виталий Манюков / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Мне интересны истории, в которых дети становятся заложниками ситуаций, созданных старшими, и в результате взрослеют. «Ева», например, про взросление ребенка во время гражданской войны.

«Бункер» Диловара Султони — тоже история взросления. В ней мальчишку запирают в бункере, откуда он может и не выбраться. Практически как в «007: Координаты „Скайфолл“», где герой спускается в подвал мальчиком, а выходит оттуда мужчиной. Истории Владислава Рыткова и Владимира Котта — они тоже про взросление, про переход из детского мира в мир взрослых.
 

«Глазами детей» — это не детское кино, это кино про детей для взрослых.


— Россия, Таджикистан, Эстония... Истории альманаха происходят в разных странах. Чем обусловлен такой географический разброс? Вы хотели показать, что проблемы детей на всем постсоветском пространстве схожи?

— Проблемы в наших странах действительно очень схожи, как и отношение родителей к своим детям. Но истории происходят не где-то там, а именно здесь. В фильме Котта «Мама» в центре сюжета русский мальчик, а Эстония — она лишь для антуража, чтобы показать жестокую систему европейской ювенальной юстиции. Может быть вы смотрели сериал Вячеслава Росса «Сын»? Там тоже говорится про эту проблему: русская мать «крадет» в Финляндии своего сына и увозит его в Россию.

Кадр из фильма «Мама» (2018) / Фото: Leo Production
Кадр из фильма «Мама» (2018) / Фото: Leo Production

— Как, на ваш взгляд, должно выглядеть наше детское кино? Как вывести его из кризиса?

— Сейчас не хватает детских приключенческих фильмов, таких, какими они были в СССР. Например, «Остров сокровищ» Владимира Воробьева или фильмы по Джеку Лондону. Что касается западного опыта, мне в этом смысле нравится британский сериал «Конец ***го мира»: при том, что вроде бы он чернушный, у него гуманистический посыл.

Вообще, стоит воспитывать не только детей, но и их родителей. С одной стороны, это звучит надменно. С другой — если люди не готовы к серьезному кино, они не будут его смотреть и продолжится сниматься чернуха.

Сейчас многие привыкли, что нужен шокирующий, провокационный контент на грани фола, и в этом состоит большая проблема. Зритель отвык от глубокого кино, которое чему-то учит и воспитывает подрастающее поколение. Это было в СССР, но сейчас такого нет. Своим будущим полным метром «Ведро с крабами» я начну восполнять этот пробел.

Режиссер Виталий Манюков / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Режиссер Виталий Манюков / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

— Мне кажется, что проблемы взросления детей и подростков в нашей стране сознательно замалчиваются. Наверное, первый проект, который попытается это изменить — «Межсезонье» Александра Ханта.

— «Межсезонье» — это действительно классный проект. Заметьте: Хант ищет деньги для него на краудфандинге. Скорее всего потому, что он, как режиссер, хочет быть независимым. Я тоже не хотел бы привлекать продюсеров к своим проектам: они всегда говорят что и как делать, а хочется решать все самому и доносить свою позицию до зрителя.

— Многие считают, что драма в России сегодня непопулярна. Что вы думаете на этот счет?

— Наиболее комфортный для меня жанр — это драма. Я начинал в кино именно с нее, и она мне по-прежнему интересна. Но вы правы: современные российские продюсеры действительно считают, что драма уходит в прошлое и зрители смотрят только хорроры и комедии. Правда наши российские хорроры — это и есть комедии. Когда приходишь в кинотеатр на фильм ужасов, всякий раз разочаровываешься.

Кадр из фильма «Ева» (2020) / Фото: Cinepromo
Кадр из фильма «Ева» (2020) / Фото: Cinepromo

— Какие у вас планы после премьеры и проката киноальманаха «Глазами детей»?

— В следующем году я планирую снять свой первый полный метр, «Ведро с крабами». Фильм будет создаваться совместно с движением Константина Хабенского «Оперение», в нем будут участвовать дети и подростки, обучающиеся в театральных студиях по всей России. Это роуд-муви, по жанру — драмеди. Основной мой референс в плане сюжета — упомянутый сериал «Конец ***го мира». При этом «Ведро с крабами» будет добрым и светлым фильмом.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: режиссер Виталий Манюков / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 11546
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 10302
Практика

Семь вещей, которым учит «Пила»

«Пила» стала одной из самых успешных и долгоиграющих хоррор-франшиз XXI века, хотя начиналась как скромный минималистичный детективный триллер. Разбираем, что полезного можно почерпнуть из обстоятельств создания дебютной картины Джеймса Вана и Ли Уоннела

19 января 4986
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 4093
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее