Слова

Виталий Манюков: «Зритель отвык от серьезного кино, которое чему-то учит»

С какими сложностями сталкиваются режиссеры-дебютанты, как снять действительно независимое кино и донести свою позицию до зрителя: рассказал идейный вдохновитель короткометражного альманаха «Глазами детей» Виталий Манюков


С 11 декабря в прокат выходит альманах «Глазами детей». В него вошли четыре короткометражные работы, которые посвящены детскому восприятию мира: от обожания сыном непутевого отца до потери матери и общения с воображаемым другом. Короткие истории позволят взрослым посмотреть на себя со стороны и увидеть свои поступки глазами детей. Редакция пообщалась с идейным вдохновителем и режиссером одной из новелл киноальманаха.
 
Трейлер фильма «Ева», альманаха «Глазами детей» (2020)
 
— Как начинался альманах «Глазами детей»?

— «Глазами детей» я делал исключительно силами своей студии, без помощи партнеров. Честно скажу, при создании альманаха я эгоистично отталкивался от желания прокатить мой короткометражный фильм «Ева», в центре повествования которого — история взаимоотношений двух детей.

Чтобы найти материал, достаточный для альманаха, я попросил партнеров из «Festagent» подкинуть мне другие фильмы по детской тематике. Оказалось, что подобных картин не так и много. Гораздо больше кино про бомжей, самоубийства и проституток. Но мы все же нашли три интересных фильма на детскую тему: «Бункер» Диловара Султони, «Он мой» Владислава Рыткова (выпускник ВГИКа, мастерская Владимира Хотиненко и Владимира Фенченко), «Мама» Владимира Котта.

Режиссер Виталий Манюков / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Режиссер Виталий Манюков / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Я прибавил к трем этим короткометражкам свою «Еву» и сформировал таким образом киноальманах «Глазами детей». То есть на момент создания сборника все фильмы были уже готовы и даже участвовали в различных фестивалях. Очень интересно самому быть отборщиком: решать, что за чем идет, создавать своеобразную партитуру из коротких метров.

— Какую прокатную судьбу вы готовите альманаху?

— «Глазами детей» выйдет в ограниченный прокат: короткометражное кино в нашей стране пока не очень хорошо воспринимается широкими массами. Но тем не менее, есть аудитория, которой это интересно. И в Петербурге ее больше, чем в Москве. В декабре «Глазами детей» будут показывать 50 кинотеатров, в январе к ним присоединятся еще несколько. После проката альманаха мы планируем его показ на Ivi.ru.

Режиссер Виталий Манюков / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Режиссер Виталий Манюков / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

— В вашей «Еве» рассказывается история взросление девочки, потерявшей маму во время пожара в одесском Доме профсоюзов. Где вы снимали Одессу?

— Не в Одессе. Кто бы нас туда сейчас пустил, тем более — по такому поводу? Да и с детьми ехать туда было страшновато. Поэтому Одессу мы снимали в Сочи и в московском хромакей-центре. Мой фильм был снят всего за три дня: одна смена в Москве, и две — в Сочи.
 

Мне интересны истории, в которых дети становятся заложниками ситуаций, созданных старшими, и в результате взрослеют.


— Как вам удалось привлечь к съемкам в «Еве» Захара Прилепина?

— Я скинул Захару на почту сценарий, и он сразу сказал, что ему это интересно. После этого мы встретились, все обсудили и обо всем договорились. С ним было очень комфортно на съемках, он работал безупречно, ответственно и спокойно, подобно солдату. Правда, с Захаром у нас была всего одна съемочная смена, ведь у него очень плотный график (когда я позвал его на премьеру фильма 11 декабря, он ответил, что сейчас пишет книгу и поэтому не сможет приехать).

Кадр из фильма «Ева» (2020) / Фото: Cinepromo
Кадр из фильма «Ева» (2020) / Фото: Cinepromo

— Какие проблемы возникали у вас на съемках?

— Самая основная проблема, не только у меня, но у всех трех режиссеров-дебютантов в альманахе «Глазами детей» — финансовая. Как правило, деньги у дебютантов либо свои, либо семейные, либо их надо находить на краудфандинге.

Вторая сложность — кастинг. Недавно я показал свою работу во ВГИКе, и мой мастер Владимир Фокин пожурил меня за то, что я «промахнулся» с героем-мальчиком. Начинающему режиссеру всегда непросто с кастингом: ведь заплатить гонорары артистам ты не можешь. В итоге выбираешь из доступных тебе: это знакомые артисты и друзья друзей. Возможности расширяются, когда у тебя появляется кастинг-директор.

Кадр из фильма «Ева» (2020) / Фото: Cinepromo
Кадр из фильма «Ева» (2020) / Фото: Cinepromo

Третий момент — это сами съемки: локации, технику и осветительные приборы ты тоже выбираешь из того, что есть — и при этом снять надо так, чтобы в кадре было красиво.

— На какую технику вы снимали фильм «Ева»?

— У нас были камера RED Dragon, оптика Carl Zeiss и звуковое оборудование Sennheiser. Когда мы готовились к съемкам в Сочи, то узнали, что в этом городе почти нет ренталов. Что-то найти для фотосъемки еще можно, но для кино — нет. При этом вести оборудование, взятое в аренду, из Москвы — дорого и сложно. Мне повезло, что у механика была своя камера, поэтому я просто оплатил дополнительный багаж в самолет.

— В вашем альманахе много драмы, что несвойственно детскому кино в нашей стране. Почему вы взяли такую тональность?

— «Глазами детей» — это не детское кино, это кино про детей для взрослых, рейтинг киноальманаха — 18+.

Режиссер Виталий Манюков / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Режиссер Виталий Манюков / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Мне интересны истории, в которых дети становятся заложниками ситуаций, созданных старшими, и в результате взрослеют. «Ева», например, про взросление ребенка во время гражданской войны.

«Бункер» Диловара Султони — тоже история взросления. В ней мальчишку запирают в бункере, откуда он может и не выбраться. Практически как в «007: Координаты „Скайфолл“», где герой спускается в подвал мальчиком, а выходит оттуда мужчиной. Истории Владислава Рыткова и Владимира Котта — они тоже про взросление, про переход из детского мира в мир взрослых.
 

«Глазами детей» — это не детское кино, это кино про детей для взрослых.


— Россия, Таджикистан, Эстония... Истории альманаха происходят в разных странах. Чем обусловлен такой географический разброс? Вы хотели показать, что проблемы детей на всем постсоветском пространстве схожи?

— Проблемы в наших странах действительно очень схожи, как и отношение родителей к своим детям. Но истории происходят не где-то там, а именно здесь. В фильме Котта «Мама» в центре сюжета русский мальчик, а Эстония — она лишь для антуража, чтобы показать жестокую систему европейской ювенальной юстиции. Может быть вы смотрели сериал Вячеслава Росса «Сын»? Там тоже говорится про эту проблему: русская мать «крадет» в Финляндии своего сына и увозит его в Россию.

Кадр из фильма «Мама» (2018) / Фото: Leo Production
Кадр из фильма «Мама» (2018) / Фото: Leo Production

— Как, на ваш взгляд, должно выглядеть наше детское кино? Как вывести его из кризиса?

— Сейчас не хватает детских приключенческих фильмов, таких, какими они были в СССР. Например, «Остров сокровищ» Владимира Воробьева или фильмы по Джеку Лондону. Что касается западного опыта, мне в этом смысле нравится британский сериал «Конец ***го мира»: при том, что вроде бы он чернушный, у него гуманистический посыл.

Вообще, стоит воспитывать не только детей, но и их родителей. С одной стороны, это звучит надменно. С другой — если люди не готовы к серьезному кино, они не будут его смотреть и продолжится сниматься чернуха.

Сейчас многие привыкли, что нужен шокирующий, провокационный контент на грани фола, и в этом состоит большая проблема. Зритель отвык от глубокого кино, которое чему-то учит и воспитывает подрастающее поколение. Это было в СССР, но сейчас такого нет. Своим будущим полным метром «Ведро с крабами» я начну восполнять этот пробел.

Режиссер Виталий Манюков / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Режиссер Виталий Манюков / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

— Мне кажется, что проблемы взросления детей и подростков в нашей стране сознательно замалчиваются. Наверное, первый проект, который попытается это изменить — «Межсезонье» Александра Ханта.

— «Межсезонье» — это действительно классный проект. Заметьте: Хант ищет деньги для него на краудфандинге. Скорее всего потому, что он, как режиссер, хочет быть независимым. Я тоже не хотел бы привлекать продюсеров к своим проектам: они всегда говорят что и как делать, а хочется решать все самому и доносить свою позицию до зрителя.

— Многие считают, что драма в России сегодня непопулярна. Что вы думаете на этот счет?

— Наиболее комфортный для меня жанр — это драма. Я начинал в кино именно с нее, и она мне по-прежнему интересна. Но вы правы: современные российские продюсеры действительно считают, что драма уходит в прошлое и зрители смотрят только хорроры и комедии. Правда наши российские хорроры — это и есть комедии. Когда приходишь в кинотеатр на фильм ужасов, всякий раз разочаровываешься.

Кадр из фильма «Ева» (2020) / Фото: Cinepromo
Кадр из фильма «Ева» (2020) / Фото: Cinepromo

— Какие у вас планы после премьеры и проката киноальманаха «Глазами детей»?

— В следующем году я планирую снять свой первый полный метр, «Ведро с крабами». Фильм будет создаваться совместно с движением Константина Хабенского «Оперение», в нем будут участвовать дети и подростки, обучающиеся в театральных студиях по всей России. Это роуд-муви, по жанру — драмеди. Основной мой референс в плане сюжета — упомянутый сериал «Конец ***го мира». При этом «Ведро с крабами» будет добрым и светлым фильмом.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: режиссер Виталий Манюков / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Москва слезам не верит»

40 лет назад «Москва слезам не верит» начала покорять зрителей. Разбираемся в истории создания и устройстве оскароносной картины Владимира Меньшова, до сих пор остающейся одной из самых популярных отечественных лент в мире

16 февраля 9349
Практика

Костюмы «Маленьких женщин» и политизированный «Оскар»

Ирина Жигмунд вспоминает художников по костюмам, работавших над ранними экранизациями романа «Маленькие женщины», и объясняет, почему «Оскар» Жаклин Дюрран в этом году — не самое справедливое решение

13 февраля 4186
Практика

«Привидение»: как создавался самый романтический фильм XX века

30 лет назад на большие экраны впервые вышел фильм «Привидение» Джерри Цукера. Разбираемся, с помощью каких спецэффектов удалось «оживить» призраков, а Патрику Суэйзи пройти сквозь предметы и людей

14 февраля 4070
Обзоры

15 фильмов 70-го Берлинского кинофестиваля: «ДАУ», Перельман, Косаковский и Сенцов

С 20 февраля по 1 марта проходит юбилейный Берлинский кинофестиваль. Причем в этом году на нем относительно неплохо представлена Россия. Выбрали несколько самых интересных и многообещающих картин смотра

19 февраля 3628
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее