Мнение

Оператор и режиссер: секреты успешного взаимодействия

Как общаться, чтобы лучше понимать друг друга и создавать выразительные и коммерчески успешные проекты — своим опытом делится оператор-постановщик, руководитель «Поморин и Ко» Иван Поморин

Как активно снимающий оператор, я работал со множеством режиссеров. Все они, разумеется, люди разные, поэтому мне удалось накопить немалый опыт в общении с различными представителями этой профессии.

В истории мирового кино немало удачных тандемов режиссеров и операторов. Известны также и печальные случаи разрыва таких творческих союзов, например, как было с Вадимом Ивановичем Юсовым и Андреем Арсеньевичем Тарковским. Почему же так случается? Почему так сложно оператору найти своего режиссера и наоборот?

Оператор-постановщик, руководитель «Поморин и Ко» Иван Поморин на съемках социального рекламного ролика фонда «ОРБИ» «Стоп инсульт» / Фото: Полина Баринова
Оператор-постановщик, руководитель «Поморин и Ко» Иван Поморин на съемках социального рекламного ролика фонда ОРБИ «Стоп инсульт» / Фото: Полина Баринова

Оператор и режиссер — это два разных полушария головного мозга. Оператор — это правое полушарие, отвечающее за интуицию, креатив и визуал. А режиссер — это левое полушарие, отвечающее за драматургию и логику.

Максимальную эффективность в работе головного мозга человек достигает, когда он строит достаточное количество нейронных связей для соединения двух полушарий и постоянного обмена информацией между ними. Наверное, из-за этого столько тандемов складывается еще со школьной скамьи киновузов, где происходит самые активные общения между студентами разных факультетов.

Не всегда случается так, что оператор и режиссер учились вместе, и не на всех проектах случается, что мы приходим работать в тандемах, — и тогда важнейшей вещью становится подготовительный период.

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Анастасия Шумилина
На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Анастасия Шумилина

Хорошие, опытные режиссеры чувствуют это и пытаются максимально использовать возможность общения с оператором-постановщиком, провоцируют его визуальные идеи. Оператору надо делать то же — постоянно предлагать референсы и делиться своими визуальными образами, которые раскрывают замысел режиссера.

В этот момент требуется максимальная работа понимания двустороннего диалога.

Не надо забывать, что съемочная площадка — это, наверное, самое стрессовое место на земле. На ней характер будет меняться и может очень отличаться от того, что вы видели на подготовке. Тут важно заранее навести справки о человеке, если вы работаете первый раз вместе, и быть готовым к изменению личности в съемочном процессе.

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль
На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль

Если вы понимаете, что с этим человеком вам совсем не по пути и вы не сможете правильно выстроить отношения с ним, может лучшим способом для вас двоих, да и для проекта, будет вежливо отказаться от этой работы вообще.

В зарубежной школе режиссеры часто хорошо подкованы в создании визуализации произведения. Они отлично разбираются в раскадровке, крупности планов и движении камеры. Серьезное внимание этому уделяют еще в киновузах: на первых курсах все изучают общие дисциплины, учатся понимать каждую профессию, и лишь на втором курсе выбирают специализацию.

В итоге в зарубежной практике получается оператор — живописец светом и цветом, способный всегда подхватить и развить визуальную фразу режиссера, довести ее до самой выразительной точки.

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Анастасия Шумилина
На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Анастасия Шумилина

В русской школе у режиссеров акцент делается больше на драматургию, наверное, из-за нашего литературного менталитета.

Да, к великому сожалению надо признать, что сценарная составляющая многих аудиовизуальных произведений в России далека от совершенства. Режиссеру приходится тратить много сил на закрытие этих драматургических дырок, что не дает полноценно заниматься мизансценированием и раскадровкой. И тогда просто необходимо доверие между режиссером и оператором, свобода в выражении идей.

Зачастую оператор, — чувствуя, что он становится соавтором, — может высказать свое мнение по поводу драматургии, а режиссер очень ревностно на это отреагировать. Сказать, что оператор лезет не в свою работу, что у него замылился глаз, чтобы он лучше занимался своей профессией.

Оператор-постановщик, руководитель «Поморин и Ко» Иван Поморин на съемках социального рекламного ролика фонда ОРБИ «Стоп инсульт» / Фото: Полина Баринова
Оператор-постановщик, руководитель «Поморин и Ко» Иван Поморин на съемках социального рекламного ролика фонда ОРБИ «Стоп инсульт» / Фото: Полина Баринова

Но, на мой взгляд, это и есть попытка общения между «полушариями», и рубить эти нейронные связи не надо, их надо развивать. Ведь дело тут совсем не в том, кто главный! Оператор никогда не нарушает иерархию, значимость режиссера, просто хочет быть максимально полезным, сделать все, что он может.

Мой самый любимый способ работы с режиссером — это когда он транслирует свои драматургические акценты в той или иной сцене, а ты можешь их развить и предложить в визуальной форме. Когда работа строится так, и у вас есть наработанное с режиссером доверие друг к другу, то это бесконечное счастье и максимальная эффективность работы тандема.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: оператор-постановщик Иван Поморин и постановщик трюков Антон Смекалкин на съемках сериала «Скорая помощь» / Евгений Пахоль
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Надо видеть: 5 кинематографистов рекомендуют фильмы, которые стоит посмотреть в режиме самоизоляции

Сидите одни дома? Кинотеатры закрыты? Смотреть нечего? Мы обратились к пяти кинематографистам с просьбой назвать пять фильмов, которые они могут посоветовать для просмотра в условиях самоизоляции. Что они и сделали: от мелодрам до триллеров, от комедий до научпопа, от сериалов до артхауса

23 марта 25834
Практика

Как это снято: «Заражение»

Фильм Стивена Содерберга о пандемии смертельного вируса, снятый в 2011 году, переживает новый всплеск популярности. Почему именно «Заражение», а не какой-то другой заметный фильм-катастрофа вызывает такой резонанс у зрителей? Рассказываем в нашем новом материале

22 марта 13255
Практика

Как это снято: «Красотка»

Вот уже тридцать лет улыбка Джулии Робертс и сказочная история встречи принца-миллионера покоряют зрителей всего мира. Рассказываем о съемках «Красотки»: как жесткая социальная драма стала классикой романтической комедии, Ричард Гир занял место Аль Пачино, а Вернер Херцог уступил Гэрри Маршаллу

25 марта 11156
Обзоры

Обучайся дома: 9 бесплатных онлайн-курсов по монтажу, сценаристике, операторскому мастерству и истории кино

Оператор Шейн Хелбат, монтажер Вадим Ломзин, киносценарист Елена Ванина, студия Pixar и другие запустили бесплатные курсы. Редакция tvkinoradio.ru выбрала девять наиболее интересных проектов, которые доступны на нерабочей неделе

31 марта 7246
Обзоры

5 фильмов, снятых дома

Реально ли снять кино дома? Разгуляться в этих условиях, конечно, тяжеловато, но мы нашли несколько примеров того, что настоящему творчеству четыре стены не могут стать преградой

27 марта 5287
Правила профессии

12 советов сценаристам от Мартина МакДона

К юбилею Мартина МакДона, выдающегося драматурга и автора «Залечь на дно в Брюгге» и «Трех билбордов», прислушиваемся к его профессиональным советам и творческим принципам: как научиться создавать диалоги, почему не стоит писать подшофе и когда компромисс — это хорошо, а когда — не очень

26 марта 4312
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее