Мнение

Оператор и режиссер: секреты успешного взаимодействия

Как общаться, чтобы лучше понимать друг друга и создавать выразительные и коммерчески успешные проекты — своим опытом делится оператор-постановщик, руководитель «Поморин и Ко» Иван Поморин


Как активно снимающий оператор, я работал со множеством режиссеров. Все они, разумеется, люди разные, поэтому мне удалось накопить немалый опыт в общении с различными представителями этой профессии.

В истории мирового кино немало удачных тандемов режиссеров и операторов. Известны также и печальные случаи разрыва таких творческих союзов, например, как было с Вадимом Ивановичем Юсовым и Андреем Арсеньевичем Тарковским. Почему же так случается? Почему так сложно оператору найти своего режиссера и наоборот?

Оператор-постановщик, руководитель «Поморин и Ко» Иван Поморин на съемках социального рекламного ролика фонда «ОРБИ» «Стоп инсульт» / Фото: Полина Баринова
Оператор-постановщик, руководитель «Поморин и Ко» Иван Поморин на съемках социального рекламного ролика фонда ОРБИ «Стоп инсульт» / Фото: Полина Баринова

Оператор и режиссер — это два разных полушария головного мозга. Оператор — это правое полушарие, отвечающее за интуицию, креатив и визуал. А режиссер — это левое полушарие, отвечающее за драматургию и логику.

Максимальную эффективность в работе головного мозга человек достигает, когда он строит достаточное количество нейронных связей для соединения двух полушарий и постоянного обмена информацией между ними. Наверное, из-за этого столько тандемов складывается еще со школьной скамьи киновузов, где происходит самые активные общения между студентами разных факультетов.

Не всегда случается так, что оператор и режиссер учились вместе, и не на всех проектах случается, что мы приходим работать в тандемах, — и тогда важнейшей вещью становится подготовительный период.

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Анастасия Шумилина
На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Анастасия Шумилина

Хорошие, опытные режиссеры чувствуют это и пытаются максимально использовать возможность общения с оператором-постановщиком, провоцируют его визуальные идеи. Оператору надо делать то же — постоянно предлагать референсы и делиться своими визуальными образами, которые раскрывают замысел режиссера.

В этот момент требуется максимальная работа понимания двустороннего диалога.

Не надо забывать, что съемочная площадка — это, наверное, самое стрессовое место на земле. На ней характер будет меняться и может очень отличаться от того, что вы видели на подготовке. Тут важно заранее навести справки о человеке, если вы работаете первый раз вместе, и быть готовым к изменению личности в съемочном процессе.

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль
На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Евгений Пахоль

Если вы понимаете, что с этим человеком вам совсем не по пути и вы не сможете правильно выстроить отношения с ним, может лучшим способом для вас двоих, да и для проекта, будет вежливо отказаться от этой работы вообще.

В зарубежной школе режиссеры часто хорошо подкованы в создании визуализации произведения. Они отлично разбираются в раскадровке, крупности планов и движении камеры. Серьезное внимание этому уделяют еще в киновузах: на первых курсах все изучают общие дисциплины, учатся понимать каждую профессию, и лишь на втором курсе выбирают специализацию.

В итоге в зарубежной практике получается оператор — живописец светом и цветом, способный всегда подхватить и развить визуальную фразу режиссера, довести ее до самой выразительной точки.

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Анастасия Шумилина
На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: Анастасия Шумилина

В русской школе у режиссеров акцент делается больше на драматургию, наверное, из-за нашего литературного менталитета.

Да, к великому сожалению надо признать, что сценарная составляющая многих аудиовизуальных произведений в России далека от совершенства. Режиссеру приходится тратить много сил на закрытие этих драматургических дырок, что не дает полноценно заниматься мизансценированием и раскадровкой. И тогда просто необходимо доверие между режиссером и оператором, свобода в выражении идей.

Зачастую оператор, — чувствуя, что он становится соавтором, — может высказать свое мнение по поводу драматургии, а режиссер очень ревностно на это отреагировать. Сказать, что оператор лезет не в свою работу, что у него замылился глаз, чтобы он лучше занимался своей профессией.

Оператор-постановщик, руководитель «Поморин и Ко» Иван Поморин на съемках социального рекламного ролика фонда ОРБИ «Стоп инсульт» / Фото: Полина Баринова
Оператор-постановщик, руководитель «Поморин и Ко» Иван Поморин на съемках социального рекламного ролика фонда ОРБИ «Стоп инсульт» / Фото: Полина Баринова

Но, на мой взгляд, это и есть попытка общения между «полушариями», и рубить эти нейронные связи не надо, их надо развивать. Ведь дело тут совсем не в том, кто главный! Оператор никогда не нарушает иерархию, значимость режиссера, просто хочет быть максимально полезным, сделать все, что он может.

Мой самый любимый способ работы с режиссером — это когда он транслирует свои драматургические акценты в той или иной сцене, а ты можешь их развить и предложить в визуальной форме. Когда работа строится так, и у вас есть наработанное с режиссером доверие друг к другу, то это бесконечное счастье и максимальная эффективность работы тандема.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: оператор-постановщик Иван Поморин и постановщик трюков Антон Смекалкин на съемках сериала «Скорая помощь» / Евгений Пахоль
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 11546
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 10302
Практика

Семь вещей, которым учит «Пила»

«Пила» стала одной из самых успешных и долгоиграющих хоррор-франшиз XXI века, хотя начиналась как скромный минималистичный детективный триллер. Разбираем, что полезного можно почерпнуть из обстоятельств создания дебютной картины Джеймса Вана и Ли Уоннела

19 января 4986
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 4093
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее