Тенденция

Скринлайф и мобильное кино: разбираемся в двух технологиях

Как скринлайф гуманизирует нашу жизнь и почему мобильное кино снимать в 4 раза быстрее, чем «традиционное»: тезисы из дискуссии Тимура Бекмамбетова и Максима Мусселя


На закрытии фестиваля уличного кино в ЦДК людно: все хотят задать вопросы пионерам технологии скринлайф и мобильного кино. Такое внимание к экспериментальным жанрам связано с тем, что они открывают сейчас больше возможностей молодым режиссерам, чем технологические прорывы в традиционном кино.

Фильмы, снятые на смартфон, уже выходят в прокат («Фагот» Бориса Гуца), а технология скринлайф обещает создателям картин, помимо художественных возможностей, хорошую монетизацию. Мы тоже решили разобраться в особенностях новых технологий.

 

Скринлайф

Тимур Бекмамбетов принял участие в создании 8 фильмов и сериалов в жанре скринлайф. Часть из них уже вышла в прокат (например, «Убрать из друзей» (2015), «Поиск» (2018), «Профайл» (2018), и другие), часть снята для мобильных платформ (сериал «Dead of Night» (2019) про зомби-апокалипсис для платформы Snapchat. По словам Бекмамбетова, его посмотрели более 100 млн пользователей).
 
Трейлер фильма «Убрать из друзей» (2015)

Популярность формата скринлайф и большие сборы в кино («Убрать из друзей» заработал $62 млн, «Поиск» — $75 млн) доказывают: зрители хотят узнавать про жизнь с экранов компьютеров — ведь именно там сейчас происходят главные события.

Среди наиболее интересных планов Бекмамбетова — трагедия «Ромео и Джульетта», рассказанная языком скринлайф. Также Тимур собирается переснять «Войну миров». В новом фильме люди узнают о нашествии с экранов мобильных телефонов, когда им будут приходить сообщения от родных и близких.

Бекмамбетов размышляет, как бы выглядел десктоп Пушкина в момент написания «Евгения Онегина». Продюсеру интересно, в первую очередь, какие на нем папки и заготовки, с кем Пушкин вел переписку. Видимо, скоро мы увидим и Александра Сергеевича в формате скринлайф.

Тимур Бекмамбетов на фестивале уличного кино / Фото: WSFFEST
Тимур Бекмамбетов на фестивале уличного кино / Фото: WSFFEST

Это больше не молодежный формат, режиссеры стремятся затрагивать максимально-серьезные темы. Триллер «Профайл» Бекмамбетова, например, рассказывает про журналистку, внедряющуюся в систему пропаганды «Исламского государства» (террористическая группировка, запрещена в РФ). «Профайл» получил приз на Берлинском кинофестивале.

Бекмамбетов делит фильмы в жанре скринлайф на две категории:
 
  • «театр переживания», когда зритель подглядывает за жизнью героев («Убрать из друзей» и «Профайл»),
  • «театр представления», более традиционный формат, когда режиссер, через монтаж, рассказывает зрителям историю («Поиск»).

«Сложно сказать, какой из этих форматов лучше, — отметил Бекмамбетов, — скоро может появиться и третий, объединяющий их».
 
Трейлер фильма «Поиск» (2018)

Технология скринлайф позволяет любому рассказывать истории, ведь производство может быть практически бесплатным. В качестве примера Бекмамбетов привел команду Phony Texts, которая получает по миллиону просмотров, просто выкладывая в сеть телефонные переписки. Даже такой примитивный формат пользуется огромной популярностью. При этом скринлайф можно снимать и очень масштабно: в него можно добавлять компьютерную графику или снимать его одновременно в Лондоне и на Ближнем Востоке (как «Профайл»).
 
Сцена из фильма «Профайл» (2018)

Зарабатывать деньги на технологии скринлайф тоже несложно: экран мобильного телефона или компьютера легко наполняется всевозможными баннерами и рекламными сообщениями. Таким образом, путь в профессию становится намного короче: фильмы можно производить, выкладывать в сеть и легко их монетизировать.
 

Технология скринлайф — это гуманизация интернет-пространства.


На вопрос, что нового миру даст технология скринлайф, у Бекмамбетова есть четкий ответ: это гуманизация интернет-пространства. В онлайн-среде пока нет понятия добра и зла. Сложно определить, что представляет собой семья, если у мужа и жены разные почтовые ящики. Почти все скачивают чужой контент и при этом не чувствуют себя виноватыми. Непонятно, что представляет из себя личность, если твоими данными могут воспользоваться другие люди.

Поэтому главной миссией нового формата должно стать «очеловечивание» интернета: через истории и сопереживание нам надо договариваться, что такое добро и зло. Если вдуматься, миссия технологии скринлайф почти не отличается от целей традиционного кино, литературы и искусства: это такой же способ формирования общечеловеческой морали, каковым было творчество Аристотеля, Шекспира и Тарковского.

 

Мобильное кино

Максим Муссель, создатель и идеолог Лаборатории мобильного кино, рассказал о своих первых съемках на смартфон: «В 2012 году, когда я был в отпуске в Лиссабоне, то снял фильм на камеру айфона. И у меня все получилось: хорошая картинка и отличный звук. Потом я получил премии на фестивалях. Как творческий человек и как бизнес-консультант я задумался, что это за направление — кино, снятое на мобильный телефон…».

Максим Муссель на фестивале уличного кино / Фото: WSFFEST
Максим Муссель на фестивале уличного кино / Фото: WSFFEST

Тогда Муссель придумал проект Mobile Filmmaker и запустил Международный фестиваль мобильного кино. Недавно Максим спродюсировал снятый на смартфон фильм Бориса Гуца «Смерть нам к лицу» (2019), ставший обладателем гран-при фестиваля «Окно в Европу».
 
Трейлер фильма «Смерть нам к лицу» (2019)

С тех пор как Стивен Содерберг снял «Не в себе» (2018) и «Птицу высокого полета» (2019) на айфон, а затем 80-летний Клод Лелуш доверил айфону фильм «Лучшие годы жизни» (2019), у индустрии не осталось вопросов, можно ли создавать полноценное кино без профессионального оборудования.
 
Трейлер фильма «Лучшие годы жизни» (2019)

И Содерберг, и Лелуш отметили следующие преимущества мобильного телефона при съемке кино: динамичность и гибкость, легкость в работе с актерами, которые не чувствуют за спиной большую съемочную группу и ведут себя в кадре более раскованно.

При съемке полнометражных историй на мобильный телефон выработка составляет 15-20 минут полезного материала в день, что в несколько раз превышает традиционную норму. Так происходит, потому что почти нет перестановок по свету, из-за которых процесс сильно усложняется.

Муссель подчеркивает, что мобильному кино важно работать с тремя точками зрения. Первая —  POV (от первого лица), вторая — съемка с точки зрения героя, рассказывающего историю и третья — режиссерская. Их можно легко и ненавязчиво смешивать. Этот метод позволяет автору более искусно рассказывать историю.

Вдаваясь в тонкости производственного процесса, Муссель посоветовал режиссерам снимать ночные истории на смартфон днем, а уже в процессе постпродакшна переделывать их под ночные.

Многие задают вопрос: на что конкретно снимать? Снимать можно на любой смартфон. Но качественный софт для съемки выпускается, в основном, для айфонов и большинство фильмов, побеждающих в конкурсах мобильного кино, сняты именно на продукцию Apple.

На съемках фильма «Не в себе» (2018) / Фото: 20th Century Fox
На съемках фильма «Не в себе» (2018) / Фото: 20th Century Fox

С большим интересом Муссель следит за происходящим с технологией скринлайф. В своем выступлении он провел временную параллель между двумя технологиями: он начал снимать на смарфтон в том же году, когда Бекмамбетов приступил к созданию «Убрать из друзей», первого фильма, снятого на десктопе.

«Я чувствую исключительное родство душ, — отметил Муссель. — Я такой же фанат мобильного кино, как Бекмамбетов — скринлайфа». По мнению Мусселя, у мобильного кино и у технологии скринлайф общая миссия: добавить в копилку индустриального кино новые решения, взгляды и подходы, совместно развивать язык кино.

 

Скринлайф vs мобильное кино

Несмотря на «родство душ», Бекмамбетов разошелся с Мусселем в вопросе, что отличает видео-контент от настоящего кино. Если по мнению Мусселя, главное для кино — это наличие авторской позиции, а Бекмамбетову — чтобы фильм посмотрели миллионы людей.

Тимур не считает, что мобильное кино сильно отличается от традиционного. Способ съемки, конечно, влияет на стилистику фильма, но в истории кино уже были прецеденты с радикальным упрощением технологии съемки: французская новая волна, например, стала возможной благодаря использованию легких ручных камер. Принципиальную новизну скринлайф-фильмов Бекмамбетов при этом видит в том, что они не рассказывают про физический мир, а касаются только виртуальной среды.

Максим Муссель и Тимур Бекмамбетов на фестивале уличного кино / Фото: WSFFEST
Максим Муссель и Тимур Бекмамбетов на фестивале уличного кино / Фото: WSFFEST

Муссель, в свою очередь, видит главное преимущество мобильного кино — оно может работать со всеми тремя точками зрения, в то время как технология скринлайф лишь фиксирует происходящее на экране смартфона или компьютера.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 

Обложка: кадр из фильма «Поиск» (2018) / «WDSSPR»

 

Комментарии

Комментариев: 1

Любопытно и вдохновляюще-доходчиво.

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4007
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3102
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2535
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее