Слова

«Голливудское кино — это отлаженный бизнес»: основные отличия американского и российского кинопроизводства

Строгие регламенты, безукоризненный тайм-менеджмент и сплошная коммерция: побеседовали с генеральным продюсером фильмов «Повар на колесах» и «Троица» Ольгой Лесновой о разнице в подходах американской и российской киноиндустрий


— Как вы пришли к работе в кино?

— Долгое время я находилась в поиске своего дела, искала ответ на вопрос «Кто я?» Мое первое образование — географический факультет МГУ, второе — экономическое в РЭУ им. Г. В. Плеханова.

В какой-то момент я поняла, что хочу развиваться в направлении визуального изображения действительности. Именно такая формулировка стала моей отправной точкой. В итоге на кино сошлось абсолютно все. Хотя и тут не обошлось без пробных путей. Я без связей, не из кинематографической семьи, без соответствующего круга знакомств и опыта. Кем бы я могла быть в этой сфере?

Генеральный продюсер Ольга Леснова / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Генеральный продюсер Ольга Леснова / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Решила попробовать себя в сценарном направлении. Вместе со знакомой мы объединили в альманах ряд жизненных историй. Так сложилось, что тогда я случайно увидела объявление о конкурсе на получение гранта по кинопродюсированию. На тот момент я практически ничего не знала об этой профессии. Это был грант имени Сергея Бондарчука, который Федор Бондарчук организовал в честь памяти своего отца. Я отправила заявку и каким-то чудом прошла отбор.

Обучение проходило в Москве, но по программе New York Film Academy. К нам приезжали преподаватели из Америки, а затем я сама себе устроила стажировку в США. Пожалуй, история нахождения своего признания во многом случайна. Мой процесс поиска занял два года усердной целенаправленной работы, но я рада что прошла этот путь.
 

Этапы создания любого фильма везде примерно одинаковы. Отличается лишь подход к производству.


— У вас много проектов, в которых вы принимали участие как актриса. Почему на первый план вышла профессия продюсера?

— Никогда не ставила актерскую карьеру на первый план. Да, снималась в маленьких ролях, а позднее появились эпизоды, но я все равно держалась ближе к закулисью, к работникам площадки. Мне было интереснее смотреть не на игру других актеров, а на организационный процесс.

Я до сих пор снимаюсь: недавно вышел исторический фильм «Дикая Лига», в начале следующего года выйдет комедия «Марафон желаний». Но продюсирование остается для меня более привлекательным. Где еще есть возможность гармоничного соединения бизнеса и творчества?
 
Трейлер фильма «Марафон желаний» (2020)

— Какой у вас был первый продюсерский проект после обучения?

— Сначала у меня было несколько коротких метров. Причем свой первый проект «Сердце» я сняла еще до обучения. Он был успешен, побывал на нескольких международных кинофестивалях.

Фильм «Иван» уже снимала как учебную работу. Опыт с коротким метром, как мне кажется, обязателен для всех, кто хочет обосноваться в индустрии. К короткометражке, созданной во время обучения, мы подошли очень ответственно: все документы были оформлены в соответствии с правилами большого кино. Подписывали договоры, соглашения между исполнителями главных и эпизодических ролей, получали права на использование музыкальных композиций, и многое другое. Этот фильм не стал широко известен, но для меня он был важным этапом.

Что же касается первой серьезной профессиональной работы, ею стала комедия «Повар на колесах» Джона Фавро. После обучения я поехала на American Film Market — кинорынок, который в ноябре каждого года проходит в Санта-Монике. Там я обратила внимание на этот проект, находившийся на этапе разработки.

Первой моей задачей был поиск финансирования. Это оказалось довольно сложно, учитывая отсутствие опыта и прямых контактов с инвесторами. Много времени заняли встречи, бесконечное количество звонков. Но в итоге мне удалось привлечь инвесторов. В титрах я была указана как сопродюсер.
 
Трейлер фильма «Повар на колесах» (2014)

— Как распределяются обязанности на проекте, когда продюсеров два и более?

— Кино — это командная работа, и мне это тоже очень нравится. Считаю, что единоличные решения одного человека могут навредить проекту. Для авторского кино это допустимо, но в коммерческом — должны учитываться мнения большого числа специалистов.

В прошлом году в Кении снимала фильм View from above («Вид свысока», — прим. tvkinoradio.ru), где формально я была единственным продюсером. Но все равно на этапе приема сценария, составления бюджета и в процессе съемок я обращалась за советами к коллегам.
 

Одним из важных отличий американского и российского кино является его аудитория. В России фильм ориентирован на российского зрителя. А в Голливуде — на весь мир.


— Какие существуют принципиальные отличия в работе российской и американской киноиндустрии?

— Система производства любого фильма состоит из этапов, которые везде примерно одинаковы: начиная с разработки идеи и заканчивая реализацией готового продукта. Но вот в подходах к этим этапам разница существенная.

В Америке все более структурировано и регламентировано. Возьмем самое начало: сценарий. В голливудской системе одна страница текста — это одна минута фильма. Могут быть небольшие отступления в зависимости от жанра. В драме, например, это может быть половина страницы. Но в целом стандарт соблюдается: важен как определенный шрифт, так и межстрочный интервал. Все для того, чтобы понимать хронометраж будущего фильма.

Не менее важно, что после утверждения продюсером в сценарий не вносятся правки, в производство передается «залоченная» (прим. — финальная) версия. Конечно, в любом железном правиле возможны исключения.

В российской же практике корректировки и даже существенные изменения сценария по ходу съемок происходят гораздо чаще.

Генеральный продюсер Ольга Леснова / Фото:  Екатерина Родригес Пинеда
Генеральный продюсер Ольга Леснова / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

В американской киноиндустрии точности соблюдения регламентов уделяется однозначно больше внимания. Например, если по регламенту прописано, что с определенной камерой работают 5 технических специалистов, то в целях экономии их нельзя сократить до трех. Участники съемочной команды, в большинстве своем, состоят в гильдиях: актеры, операторы, каскадеры. Если продюсер нарушил чьи-то интересы, он будет нести ответственность перед соответствующей гильдией.

Благодаря четкой структурированности процессов в американском кинопроизводстве, переработки становятся редкостью, ведь в случае отклонения от графика вся съемочная команда получит штрафы. Для продюсера это также большой минус, поскольку страдает его репутация как профессионала. Возможно, работать в условиях такого жесткого тайм-менеджмента сложнее, зато возрастает уверенность в точности результата.

Еще одним важным отличием американского и российского кино является аудитория, для которой оно производится. Создаваемый в России фильм, за редким исключением, ориентирован на российского зрителя. А в Голливуде — на весь мир. Полагаю, тут дело в истории: производство кино в США гораздо раньше было поставлено на поток, и там давно научились снимать фильмы, которые в одинаковой степени понятны и американскому, и европейскому, и российскому зрителю.
 

Для продюсеров кинофестивали — это имиджевая история. Если фильм получил широкий фестивальный прокат, продюсер может рассчитывать на продолжение работы в индустрии.

 
— В Америке есть государственная поддержка кинопроизводства?

— Нет. Подавляющая часть фильмов, которые мы смотрим в кинотеатрах — это студийное кино. Студии финансируют сами себя: отбирают проекты, берут на себя риски, получают прибыль или несут убытки. Из десяти запущенных в производство фильмов, по статистике, мировой успех имеет один, в лучшем случае — два. Даже эксперты не всегда могут дать точные прогнозы.
Остальные 8-9 проектов обычно не доходят до широкой публики. Но за счет одного супер-хита окупаются остальные фильмы. Студии это знают и целенаправленно работают по такой системе.

Другая крупная группа — независимое кино. Иногда оно снимается в копродукции с другими странами. Есть еще арт-кино, которое широко представляется на фестивалях. Очень редки случаи спонсирования какой-то небольшой истории ради поддержки искусства. Глобально, голливудское кино — это отлаженный бизнес, который работает как часы.

— После «Повара на колесах» у вас были и российские проекты, а еще австралийский фильм. Получается, вы не ставили себе цель работать только в Америке?

— Строго говоря, генеральные продюсеры — люди мира, они не привязаны к месту. Важно найти проект, который нравится, и дальше исходить из того, где его можно сделать.

Генеральный продюсер Ольга Леснова / Фото:  Екатерина Родригес Пинеда
Генеральный продюсер Ольга Леснова / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

После «Повара на колесах» мне стали предлагать заниматься поиском финансирования для других проектов. Я немного отвлекалась на эту работу, но вскоре поняла, что мне не интересно просто находить средства. Более того, фильмы, которые имеют вес на рынке, не нуждаются в услуге фандрайзинга. Обычно продюсеры, которые за них берутся, сами без труда находят финансирование. Имея за плечами опыт и список из успешных проектов, это не сложно.

Важно найти такой проект, который ты можешь реализовать, исходя из возможностей, которыми обладаешь на настоящем этапе. Бывают фильмы, привязанные к конкретной локации, а бывают универсальные истории, для которых место съемки не столь важно.

Австралийский проект, который вы упомянули, называется Out of the Shadows («Из теней», 2017, в российский прокат не вышел — прим. tvkinoradio.ru), это мистический триллер. Мне понравился сценарий, хотя он был не идеальный, но с понятной историей и четкой структурой. После организованной мною экспертизы, сценарий был значительно доработан и возник вопрос, где лучше снимать.

Существует стереотип, что кино, ориентированное на мировой рынок, снимается исключительно в Америке. На самом деле это не так. Мы решили работать в Австралии, потому что так получилось выгоднее, исходя из экономических показателей.
 
Трейлер фильма «Out of the Shadows» (2017)

— Вы упомянули, что проводили экспертизу сценария. В Америке это обязательная процедура? Есть ли аналогичная у нас?

— В крупных российских студиях есть редакторские отделы, которые выполняют эту функцию, но насколько я знаю, это не распространено повсеместно. В Америке существуют отдельные независимые службы, которые занимаются экспертизой.

Когда я поняла, что в России подобных служб нет, создала сценарную лабораторию «Сценарный эксперт» (ScriptExpert). Проводила вебинары, рассказывала об этом на мастер-классах. В такую службу любой автор анонимно может прислать свой сценарий. По результатам его прочтения несколько независимых экспертов заполняют форму, где оценивают глубину диалогов, раскрытие персонажей, художественный ряд, актуальность, коммерческий и фестивальный потенциалы и ряд других. В итоге мы получаем оценку, которая показывает реальное состояние сценария: нуждается ли он в доработке, стоит ли переписать его заново или же вовсе забыть о нем.

В штатах такие службы больше ориентированы на работу с частными авторами. Многие посылают свои сценарии в крупные студии, которые не обосновывают причины своих отказов.
Сейчас такие сценарные лаборатории организуют во время проведения фестивалей. Например, одна из самых известных — на кинофестивале в Турине. Там строгий регламент отбора и сроки подачи заявок. Попасть может не каждый. Плюс обращения в независимую службу — за небольшие деньги вы получаете гарантированный честный ответ. Я считаю, это очень полезная практика, которую надо развивать.

— Есть какие-то особенности при работе над фильмами, которые становятся участниками международных фестивалей? Какие обязанности появляются у продюсера на таком проекте?

— Надо учитывать, что каждый фестиваль имеет свою специфику и подготовка к нему — это трудоемкий процесс. Например, некоторые режиссеры всю жизнь снимают кино практически «только для одного фестиваля». Но эти картины редко попадают в широкий прокат и обычно не становятся популярными у массового зрителя.

Генеральный продюсер Ольга Леснова / Фото:  Екатерина Родригес Пинеда
Генеральный продюсер Ольга Леснова / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Разумеется, это не означает, что на фестивали не нужно стремиться. Все зависит от того, какую цель вы преследуете. В любом случае у фильма, который принимал участие в программе международного фестиваля, больше шансов стать замеченным, а у режиссера появляется возможность привлечь инвесторов к следующему проекту.

То же самое справедливо и по отношению к продюсерам. Для них фестивали — это имиджевая история. В обязанности продюсера входит организация фестивального продвижения: встречи с отборщиками, прокатчиками, участие в стендах, фондовых мероприятиях, презентациях. Если фильм получил широкий фестивальный прокат и был замечен, продюсер может рассчитывать на продолжение работы в индустрии. Также там формируются крепкие союзы «режиссер — продюсер», которые часто в тандеме движутся по жизни.
 

Надо учиться там, где вы собираетесь работать.


— Как сложилась копродукция с Китаем на вашем фильме «Троица»? Есть ли какая-то схема действий для продюсера, который решает сделать подобный проект?

— Когда говорят о копродукции, часто имеют в виду, что другая страна участвовала в финансировании, то есть вкладывала в проект деньги. Но в продюсировании финансирование не всегда исчисляется деньгами.

Режиссер фильма «Троица» Ян Гэ, которая хоть и живет много лет в России, является гражданкой Китая. И нам нужно было получить официальные разрешения, чтобы она могла снимать здесь. Когда мне попался этот проект, я не была знакома с Ян Гэ, хотя она к тому моменту уже сняла свой первый фильм «Ню» (2018) и получила специальный приз жюри и номинацию «Лучший фильм» на Московском Международном кинофестивале.

Сценарий «Троицы» был написан не по правилам мировой киноиндустрии, но это отошло на второй план. Для режиссера очень важно умение мыслить уникально, делать что-то непохожее на других. Ян Гэ — художник, она придает большое значение визуальному языку истории, киноэстетике. Это видно как в ее первом фильме, так и в «Троице».
 
Трейлер фильма  «Троица» (2019)

— Можете рассказать, над чем работаете сейчас?

— Сейчас я работаю над семейной комедией в жанре фантастика. Это фильм про мальчика, который сам себе хочет выбрать родителей. Очень добрая, трогательная и в то же время смешная история! Уверена, после просмотра такого фильма у вас появится желание иметь детей, а семьям, где детки уже есть, захочется пополнения. Так что можно сказать, что проект направлен на увеличение рождаемости (смеется). Я планирую весной приступить к производству.

В дальнейших планах стоит адаптация фильма для мировой аудитории. История универсальная и, я уверена, может быть принята в любой стране. Также у меня в работе еще исторический проект, но об этом позже.

Генеральный продюсер Ольга Леснова / Фото:  Екатерина Родригес Пинеда
Генеральный продюсер Ольга Леснова / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

— Какой совет дадите начинающему продюсеру: куда пойти учиться, с чего начать работу?

— Надо учиться там, где вы собираетесь работать. Если на российском рынке, то в России, если на европейском — в Европе, если на американских киностудиях — в Америке. У меня получилось иначе: обучалась в Москве, карьеру начала в США, а когда вернулась, пришлось перестраиваться. Это заняло какое-то время, но в моем случае этот опыт был необходим.

Если вы хотите работать в Голливуде, но не имеете каких-либо связей, первый шаг, конечно, обучение именно там. Второй — это практика. Очень эффективным может стать решение пойти работать на студию на любую позицию: ассистентом, да даже курьером. Так вы будете видеть процесс изнутри. Многие известные в индустрии люди именно так и начинали.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 

Обложка: генеральный продюсер Ольга Леснова / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

 

Комментарии

Комментариев: 1

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 3653
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 2972
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2255
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее