Практика

«Дракула Брэма Стокера»: разбираем оптические и механические эффекты

Тальк вместо снега, ожившая тень и не отражающийся в зеркале Гарри Олдман. Продолжаем разбирать эффекты фильма Френсиса Форда Копполы


В первой части мы рассмотрели как создавалась теневая анимация открывающей сцены, эпизод с книгой и проезжающим поездом, а также мистическое синее пламя.

Напомним, что режиссер решил снять фильм, как это делали на заре кинематографа — без компьютерной графики. И это ему почти удалось.

 

Замок Дракулы и снег

Внешним видом замка Дракулы занималась компания Matte World Digital во главе с Крейгом Барроном. Они разработали дизайн замка и кроме дорисовок сделали еще и его макет. «У Фрэнсиса было очень четкое представление того, как должен выглядеть этот замок, — рассказывает Баррон. — Здание фактически было еще одним персонажем фильма, и должно было выражать эмоции, испытываемые его хозяином: упадок и разложение, безысходность и отчаяние».

На съемках фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 
На съемках фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures

Макет замка был сделан из трех сегментов с применением эффекта усиленной перспективы. Между сегментами натянули мелкую москитную сетку, создавшую эффект воздушной перспективы. В финальном кадре, кроме отснятого замка, мы также видим пламя факелов, которые были впечатаны в дорисовку методом покадровой рир-проекции.

Замок Дракулы мы видим в разных сценах фильма. Чаще всего в них идет снег. К слову, снег был отснят отдельно в студии Matte World на фоне черного бархата для последующей печати его в кадры с дорисовками. Миниатюрный снег часто делают из пищевой соды, здесь же использовали тальк. «Снег — это худшее, что делают с помощью оптических эффектов, — говорит оператор Уэйд Чайлдресс. — Потому что очень трудно добиться нужного масштаба. Мы нашли способ снимать снег вместе с миниатюрой, посыпая ее по всей площади „неба“».

На съемках фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Cienfex
На съемках фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Cienfex

Так на площадке с миниатюрой было установлено несколько «башен» на разных удалениях от камеры. Между башнями была натянута мелкая сетка, сквозь которую и падал тальк. Специальное устройство на основе моушн-контроля двигало тальк и заставляло его сыпаться сквозь отверстия сетки. Для создания эффекта падающего снега в кадры сначала впечатывали дорисовки, а потом отматывали пленку назад, и делали второй проход, впечатывая отснятый на черном фоне снег.

 

Тени и отражения

В фильме Копполы тени Дракулы живут своей жизнью. Интересно, что в оригинальной книге вампир не отбрасывал тени, но режиссер решил заимствовать эту эстетику из «Носферату», неавторизованной экранизации книги, сделанной Мурнау.

Все тени были созданы на съемочной площадке с помощью просветного экрана и мима в парике и с когтями, как у Гари Олдмана в кадре. Он делал то, что требовал режиссер, и его позы не совпадали с позами Олдмана в кадре.

На съемках фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Cienfex
На съемках фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Cienfex

После ужина Харкер бреется у зеркала в своей комнате, и, поскольку вампиры не отражаются в зеркале, он не видит подкрадывающегося к нему сзади Дракулу. Возможно, вы будете удивлены, но этот эффект — отсутствие отражения в зеркале при наличии объекта за спиной персонажа — тоже сделан прямо на площадке.

Кадр из фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 
Кадр из фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 

Майкл Лантьери повторил трюк, который не попал в кинотеатральную версию «Терминатора 2» — перед камерой было не зеркало, а стена с прорезью в раме для зеркала. Позади нее была декорация замка и Киану Ривз. А перед камерой, спиной к ней, стоял дублер Киану. И Дракула подкрадывался к дублеру, а «зеркале» мы видели стоящего с другой стороны стены Киану без Дракулы за спиной.

 

Джонатан в замке

Нарушив просьбу хозяина не выходить из комнаты после наступления темноты, Харкер гуляет по замку, и его путь заканчивается в одной из комнат на женской половине. Он укладывается в роскошную постель, где его окружают невесты Дракулы, появляющиеся прямо из недр кровати.

Кадр из фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 
Кадр из фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 

Это тоже созданный на площадке эффект Майкла Лантьери и его команды. Кровать имела скрытые матрасами «дыры», а под ней прятались три женщины. Во время сцены соблазнения одна из женщин кусает сосок Харкера, из него прямо в рот невесте бьет струя крови.

Кадр из фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 
Кадр из фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 

Это снято с помощью искусственной груди (обычно из оргстекла), под которой художник по гриму Грег Кэнном установил насос с кинокровью.

От изнасилования Джонатана спасает неожиданное возвращение Дракулы. Граф появляется в окне и плавно движется к кровати. На съемке Майкл Лантьери построил платформу на рельсах, на которой Олдман и стоял, пока его двигали между окном и кроватью. Это движение Дракулы без шагов было повторено в нескольких сценах фильма, в том числе — в сцене в кинотеатре, когда Дракула увлекает Мину в танец.

После этого ночного приключения Джонатан мечтает покинуть замок. Он выглядывает из окна и видит двор и цыган. Этот кадр был снят в студии 4Ward Productions с помощью макета двора высотой 3 метра и шириной 4,2 метра. Цыгане были механическими куклами в масштабе 1:8, а реализма сцене придавал всадник на коне — тоже кукла.

Кадр из фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures. Подготовка к съемках фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 
Кадр из фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures. Подготовка к съемках фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 

Харкер вылезает из окна и двигается по узком карнизу, чтобы посмотреть, что находится за углом здания. Эта сцена снята с помощью той же миниатюры двора и миниатюрных же ботинок Харкера на карнизе замка. Да, в сцене, когда Джонатан все-таки сбегает из замка, это его миниатюрная механическая кукла выходит на балкон прежде, чем кадр переключается на реального артиста на стене замка.

Команда братьев Скотаков также создала и вид прибывающего в Лондон корабля Дракулы. Кстати, корабль, попавший в бурю — это кадры из фильма «Баунти», не вошедшие в фильм. В Золотые годы Голливуда студии практиковали использование ранее отснятого материала в разных фильмах. Например, торнадо из «Волшебника страны Оз» можно видеть еще в двух картинах студии MGM.

 

Лондон

В Лондоне вампир видит Мину, как две капли воды похожую на его Элизабет. Звериное видение Дракулы нечетко, и объект внимания пульсирует. Эти кадры сделаны с помощью покадровой анимации. А пикселизация его видения была сделана Питером Кураном в компании Visual Concept Engineering. Это не единственное, что было сделано для фильма с помощью компьютера.

Кстати, пикселизацией здесь называют видение с размытым периферийным зрением и прерывистым движением, будто снятое с пропуском кадров. Скажем, в секунду снимают не 24 кадра, а 16. Примерно так оно и было сделано — в момент съемки пропускали несколько кадров на секунду.
 
Сцена из фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992)

В этой сцене также появляется то, что кинематографисты назвали «драко-видение» — Дракула видит вены и артерии в теле девушки и их пульсацию. Коппола отказался использовать моушн-контроль, чтобы повторить движения Виноны Райдер, но ее все равно сняли дважды. Один раз — в белом облегающем леопардовом костюме. После этого ее отротоскопили и наложили нужный рисунок поверх белого силуэта. Вся пульсация вен и артерий сделана на анимационном станке. После чего аниматоры вручную синхронизировали движения актрисы и анимации с помощью оптического принтера Oxberry.

 

Мертвая Люси

Ван Хелсинг должен отрезать голову Люси, умершей и положенной в семейный склеп в свадебном платье. Но она стала вампиром и восстала из гроба. В одной из сцен мы видим ее с ребенком на руках спускающейся по лестнице. Интересно, что эту сцену снимали задом наперед, чтобы придать движениям актрисы некую потустороннюю странность. Сэйди Фрост поднималась по лестнице спиной вперед, а ее огромный шлейф двигали вперед по ступенькам тонкими тросами.
 
Сцена из фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992)

Когда Ван Хелсинг подходит к ней с крестом, она начинает извергать кровь. Это — еще один эффект Грега Кэннома. «Мы сделали устройство, похожее на сделаное Диком Смитом для „Изгоняющего дьявола“, — говорит Кэнном. — Крошечное устройство, которое помещалось в рот актрисы, но при активировании разбрызгивало кровь». А кровь поступала по тонким трубкам, обернутым вокруг ее лица и скрытым под слоем грима.

Сцена, в которой Люси влезает в гроб, тоже была снята в ином порядке. Она поднималась из гроба, ее платье вытягивали за леску. А в фильме эти кадры показаны в обратном порядке. Все для создания того же эффекта потустороннего движения.

 

Полупрозрачное зеркало

На съемках фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 
На съемках фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 

Для всех двойных изображений фильма и сплит-скринов, а их достаточно много, применяли особое полупрозначное зеркало, которое называется бим-сплиттер. Оно 50% лучей пропускает, а 50% — отражает.

Его применяют в системах фронт-проекции и еще много где, потому что оно позволяет спроецировать на себя разные изображения (сзади и спереди) и соединить их в одно, или снять объект на фоне спроецированного изображения. А если поиграть с освещением, то можно проявлять или убирать объект из кадра. Это очень старая технология, известная еще с середины 1920-х годов.

Кадр из фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 
Кадр из фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 

 

Грим

В фильме у Гари Олдмана и его Дракулы несколько образов, и некоторые из них требовали весьма агрессивного использования пластического грима. Например — старик, которого мы видим в сцене встречи Дракулы и Джонатана. Гримом в картине занимался Грег Кэнном из компании Cannom Creations.

Кадр из фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 
Кадр из фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 

С Гари Олдмана сняли слепок (всего тела — для грима летучей мыши) и вылепили поверх него образ 80-летнего старика. Этот грим состоял из 14 пенорезиновых накладок. На превращение Олдмана в старого Дракулу уходило до четырех часов ежедневно. Дополняли грим контактные линзы.
 
Сцена из фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992)

Еще один образ, созданный для Олдмана Кэнномом — это образ волка-оборотня, напавшего на Люси в Лондоне.

«Я пытался создать костюм волка с элементами летучей мыши, — говорит Кэнном. — Мне хотелось показать, что он голый, но при этом похож на животное. Я придерживался формы тела Гари Олдмана, разве что сделал его плечи шире. Лицо напоминало летучую мышь. Костюм был сделан из спандекса, в который внедрили волоски».
Кадр из фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 

Кадр из фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 

На съемках фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 

На съемках фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 

На съемках фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 

На съемках фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 

На съемках фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 

На съемках фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 

На съемках фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 

На съемках фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 

Что касается растущих зубов, это тоже механический эффект, созданный на площадке с помощью тросиков и выдвигающихся клыков в искусственной челюсти из тонкого пенолатекса.

И, конечно, образ летучей мыши, в котором он появляется в комнате Мины ближе к концу фильма. «Я хотел, чтобы летучая мышь была самым страшным гримом, — говорит Кэнном. — У нас было только три недели на создание костюма. Мы удлинили его руки с помощью механических приспособлений. Красные контактные линзы завершали образ».

 

Трансформации

В какой-то момент в Лондоне Дракула вбегает в аббатство Карфакс, где проходит трансформацию в более симпатичную версию графа. Переход был создан Кэнномом, а аббатство построено командой Fantasy II в студии Sony Studios. Несмотря на то, что трансформацию уже можно было сделать с помощью CGI, Коппола решил прибегнуть к версии, похожей на ту, что мы видели в фильме «Человек-невидимка» (1933).

Кадр из фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 
Кадр из фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 

Механик Ларри Одиен построил копию головы Олдмана, которая могла схлопнуться в плоскую. Поверх положили тонкую полупрозрачную полиуритановую кожу с тонкими трубками вместо вен. Трубки были скрыты краской. Когда по ним начинает двигаться кровь, голова превращается в пульсирующую каплю. Эти кадры снимали задом-наперед, так пульсирующая бесформенная масса превращалась в голову Гари Олдмана. А потом сквозь это изображение начинала проступать настоящая голова актера. В фильм, правда, бесформенная масса не вошла.

Обратная трансформация была показана и в сцене на корабле. Голова Олдмана двигалась под тонкой силиконовой кожей прежде, чем он превратился в волка-оборотня.

 

Морфинг и фреска

Кадр из фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 
Кадр из фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Columbia Pictures 

В финале Мина понимает, как можно освободить душу возлюбленного и подарить ему покой, она прокалывает мечом его сердце, а потом отрубает ему голову. Но перед этим умирающий граф проходит трансформацию от летучей мыши к молодому Владу Цепешу, каким он был изначально. Эти кадры были все-таки сделаны на компьютере.

Питер Куран из компании Visual Concept Engineering произвел этот эффект с помощью программы морфинга, разработанной командой ILM на фильме «Уиллоу». Программа позволяет просчитать переходы от исходного изображения к финальному, и сделать из этого анимацию.

На съемках фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Cienfex
На съемках фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Cienfex

Последний кадр фильма — это фреска на куполе часовни, изображающая Элизабет и графа летящими на небеса. Миниатюра купола диаметром полтора метра была построена в компании Colossal Pictures Крисом Уолласом. Художник-дорисовщик Билл Мейтер написал эту фреску сначала внутри салатной тарелки, чтобы показать, как она будет выглядеть на вогнутом потолке купола, потом ее сфотографировали и спроецировали на миниатюру из оргстекла.

На съемках фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Cienfex
На съемках фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Фото: Cienfex
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 

Обложка: кадр из фильма «Дракула Брэма Стокера» (1992) / Columbia Pictures 

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4107
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3184
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2622
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее