Обзоры

5 необычных анимационных техник

Макароны, кофе и старое кино — подходящие ли это компоненты для мультфильма? Разбираем на примерах самые необычные анимационные техники

Мы привыкли считать мультфильмы ожившими рисунками или покадрово снятыми куклами. На самом деле анимационных техник гораздо больше. В отличие от кино, которое из фильма в фильм обращается к устойчивым композиционным приемам, анимация может позволить себе практически любые эксперименты. Единственное ограничение — фантазия, но ее аниматорам не занимать.

 

1Игольчатый экран из макарон

Игольчатый экран — не новая, но редкая анимационная техника из-за своей трудоемкости. Впервые ее применил Александр Алексеев в фильме «Ночь на Лысой горе» (1933). Рисунок создается из тонких металлических стержней, которые расположены на плоскости с сотнями отверстий.

Последователей у Алексеева было не так много. Игольчатым экраном с начала 1970-х пользуется канадский мультипликатор Жак Друэн, однако его техника не сильно отличается от изобретения Алексеева.
 
Игольчатый экран в анимации Жака Друэна

Более необычную версию игольчатого экрана создал корейский режиссер Чжин Ман Ким. Его «иголки» не такие острые, как у Алексеева, потому что вместо металлических стержней он использует лапшу. Тонкие макароны настолько плотно прилегают друг к другу, что создается впечатление абсолютно ровной поверхности, на которой проступает изображение. Поскольку действующие герои мультфильма Чжин Ман Кима — рыбы, цветовая гамма и фактура убедительно имитируют речной песок.
 
Игольчатый экран в анимации Чжин Ман Кима

 

2Сыпучая анимация: чай, кофе и специи вместо песка

Изобретательницей метода сыпучей (порошковой) анимации считается канадка Кэролайн Лиф, которая использовала речной песок для создания всех своих мультфильмов.
 
Вторая песочная анимация Кэролайн Лиф — «Сова, которая женилась на утке»

Позднее эту технику аниматоры стали практиковать с любыми сыпучими материалами. Их выкладывают на стекле, подсвеченном снизу, создавая фигуры и покадровую съемку. Впрочем, фоновая поверхность не обязательно должна быть стеклянной.

Наталья Мирзоян вместо песка использовала различные сорта чая для трогательной истории про муравья, всю жизнь строившего Тадж-Махал («Чинти», 2011).
 
Мультфильм «Чинти» (2011)

А для иллюстрации истории об очень эмоциональном человеке режиссер-аниматор Наталья Антипова выбрала различные специи («Вспыльчивый человек», 2004).
 
Мультфильм «Вспыльчивый человек» (2004)

Иногда технику даже используют в качестве терапии. Например, в мультфильме Елизаветы Скворцовой «Эвенкийская колыбельная» (2013) из цикла «Колыбельные мира», сделанного из кофе, плавные трансформации мелких частиц носят медитативный характер.
 
Мультфильм «Эвенкийская колыбельная» (2013)

 

3Жидкая анимация: вода, кисель и кровь

Для создания мультфильма в классической технике рисованной анимации не обязательно нужны кисти и краски, которые смешиваются с водой. В качестве материалов можно использовать различные жидкости, например, воду, чтобы рисовать на стенах зданий. Такое нестандартное решение нашли Жюльен Тель и Рено Перрин, авторы экспериментальной короткометражки «Море писем» (2013).


Мультфильм «Море писем» (2013)

Другой эксперимент поставила польский режиссер Анита Накви, нарисовав из разноцветных киселей фильм «Простейшие» (2013).


Мультфильм «Простейшие» (2013)

Иногда аниматоры используют совсем неожиданные материалы. Канадский режиссер Теодор Ушев снял революционный (и в сюжетном, и в техническом плане) мультфильм, нарисованный кровью («Манифест крови», 2014).
 
Мультфильм «Манифест крови» (2014)

 

4Световая анимация или фризлайт

Интересного эффекта можно добиться, если вместо привычных инструментов использовать свет. Технология называется «фризлайт» и применяется в фотографии, рекламе и различных экспериментальных работах.

На длинной выдержке (от нескольких секунд до нескольких минут) художники фиксируют световые следы, которые накладываются друг на друга в мультиэкспозиционном изображении. Некоторые используют свет не просто ради красоты и яркости изображения, а находят ему сюжетное обоснование, как это сделано в коротком фильме What Light (Through Yonder Window Breaks) Сары Уикенс.


Фильм What Light (Through Yonder Window Breaks) (2009)
 

5Анимация из фильмов

Необычную, и вероятно не имеющую аналогов по объему, работу проделал австрийский режиссер Верджил Видрич. Он создал фильм-подарок всем поклонникам мирового кино: распечатав более 60 тысяч кадров из киношедевров, он сложил из них предметы, окружающие героев.

В основе его технологии — перекладка. В данном случае — фигурки из бумаги решены в технике плоской марионетки. Однако материал, послуживший источником вдохновения, придает старой технологии совершенно иное звучание.
 
Фильм режиссера Верджила Видрича

 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 

Обложка: кадр из мультфильма «Чинти» (2011) / студия «Петербург»

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 621
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 468
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2238
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2164
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1105
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1405
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее