Репортаж

Снимается кино: «Курчатов»

Когда счетчики Гейгера перестают ловить радиацию, когда люди в белых халатах тревожно всматриваются в допотопные мониторы, когда прилетает «что-то», чтобы напугать человечество? Верно, получается научная фантастика. Ура, мы отправляемся на площадку фильма «Курчатов»


Королёв снимает «Курчатова». Или наоборот

Мы идем по длинным пустынным коридорам НИИЯФ МГУ (об этой смешной аббревиатуре ниже) с режиссером фильма «Курчатов» Александром Королёвым. Для того, чтобы как-то избавиться от раздражающего эха наших шагов, я делаю попытку завязать разговор:

— Тебя, наверное, уже достали шуткой «Королёв снимает Курчатова» или «Курчатова снимает Королёв»?

— Да нет, — ухмыляется Саша. — Ты первый.

Режиссер улыбается до боли знакомой улыбкой и, наконец, смеется: «Действительно, смешно». Попытка начать разговор удалась.

Режиссер Александр Королев на съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Режиссер Александр Королёв на съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Итак, за окном осень в самом своем наилучшем виде. Никогда не умел расписывать яркие пейзажи, поэтому скажу так: солнце, желтая листва, «роняет лес багряный что-то там». Короче, все красиво. Мы с режиссером шагаем по страшному пустому (наберите в грудь побольше воздуха) Научно-исследовательскому институту ядерной физики имени Д.В. Скобельцына Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Выдохнули: так и расшифровывается, как будто вышедшая из книжек братьев Стругацких, аббревиатура НИИЯФ МГУ.

Что мы забыли в этом странном месте? Все просто. Мы делаем то, что умеем лучше всех, — снимаем кино! Короткометражное, но уже на уровне названия («Курчатов») предполагающее масштаб и таинство.

На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Фильм, несмотря на небольшой хронометраж, снимается давно и с большими перерывами, которые объясняются тем, что отчасти деньги на него собирались с помощью одной из краудфандинговых платформ. В его основе — не самый известный рассказ Айзека Азимова. Да-да, мы и сами в шоке: как из новеллы классика современной литературной фантастики может вырасти фигура легендарного отца советской атомной бомбы Игоря Васильевича Курчатова? Рассказывает сам режиссер, генеральный продюсер и соавтор сценария Александр Игоревич Королёв:

— Это был конец 2018 года, я сидел и думал: ну, блин, 2018-й год, я же поставил себе цель снять фильм в этом году. У меня случилась неприятная история с несостоявшимся полным метром, я готовился к нему несколько месяцев, меня уволили, заплатили деньги, но об этом позже.

На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Так что я не стал заморачиваться, размышлять о сверхидее. А решил взять первую же короткую историю, которая мне понравится, и в этот же момент чихнул. Это хороший знак! (смеется) Дальше стал думать, какой автор? Пришел в голову Айзек Азимов. Почему он, откуда? Я сроду никогда не считал его своим любимым автором. Он есть у меня на полке, но я больше Брэдбери читал. И тут опять чихнул! Выбрал одну короткую историю, которую я потянул бы по бюджету, собрал команду, месяц на подготовку и понеслось.

— Правда, что этот рассказ — «Выведение человека»?

— Нет. Я не буду называть, какой рассказ я взял, иначе будет неинтересно. Скажу лишь, что это не самый известный рассказ Азимова. Он абсолютно не хайповый, очень старый, его мало кто знает.

— Ну хотя бы вкратце сюжет можешь рассказать? Хотя бы завязку…

— Да, конечно, это нужно. В секретном научно-исследовательском институте, где работает Курчатов, счетчики радиации перестают регистрировать радиационный фон. Отказывает сначала один счетчик, потом другой и так далее, пока не отказывают абсолютно все во всем здании. И Курчатов начинает подозревать, что это заговор западных шпионов.

На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

— Насколько я помню творчество Азимова, там много диалогов и размышлений о человечестве, о морали.

— Да, совершенно верно. Мы с отцом написали сценарий, адаптировали его под Советский Союз, потому что то, что там происходит, могло случиться с Курчатовым. Причем Курчатов у меня абсолютно не такой, как мы привыкли его видеть на картинах, он без бороды, в очках, но курит. Оно происходит без привязки ко времени, но стилистически мы понимаем, что это некое советское прошлое.

 

Достойный сын достойного отца

Теперь о том, почему улыбка и даже голос Королёва нам так кажутся знакомыми: отец начинающего режиссера — не кто иной, как музыкант, поэт и тоже кинематографист Гарик Сукачев.

— Я читаю твой послужной список на одной из баз данных в интернете. Там указано, что ты и режиссер, и монтажер, и актер.

— Да ну! Какой я актер! По профессии я режиссер монтажа, а как актер я… Ну, снялся у отца в его фильмах «Праздник» и «Дом Солнца», в сериале каком-то и несколько раз у Саши Котта. Поэтому я никакой не актер, я парень, который мимо проходил.

На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Профессионально я учился на режиссера монтажа в AFI (The American Film Institute), это очень известный институт в Калифорнии, где учились Даррен Аронофски, Дэвид Линч, мой любимый Терренс Малик и много других известных людей.

— То есть ты сознательно выбрал американское высшее образование?

— А как по-другому? Родители сказали: «Хочешь? Езжай поступай». Глупо было бы отказываться. Как нормальные родители, они дали высшее образование своему (посмеивается) чаду.

— Почему, отучившись в США, ты не сразу пошел в большое кино, а довольствуешься короткометражками?

— У меня не сросся полный метр, и, если быть с тобой полностью откровенным, я разругался с продюсерами за неделю до съемок и уволился.

На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

— Это можно использовать в репортаже?

— Не только можно, а нужно. Просто не хочется делать плохо, чтобы потом тебя обсуждал Bad Comedian. Продюсеры, вероятно, очень сильно хотели этого, и они непременно попадут в его разбор. Я не буду называть имена и фамилии, назовем это «творческими разногласиями», тем более что картина уже снята, но я ее не видел. Возможно, получилось хорошо, ее снял в итоге весьма приличный режиссер. Но продюсеров я считаю непрофессионалами, а они, наверное, считают меня непрофессионалом. Таких историй много.

— Чему тебя научили в США?

— Это очень большой и непростой разговор. Просто если сравнить их индустрию и нашу — разница колоссальная. У них она в разы больше. Эта такая огромная махина, которая работает, как часы.

Возвращаясь к моему увольнению из полнометражного проекта: я прекрасно знаю, как должны работать все департаменты, кто за что должен отвечать. Что можно требовать от режиссера и что можно требовать от самого себя. Поэтому когда люди спрашивают у меня о той работе, которой я не должен заниматься, которая не входит в зону моей ответственности, я посылаю их на три буквы. Продюсеры по своей неопытности очень часто пытаются свалить свои косяки на режиссера и на всех остальных.

На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Непрофессионализм — большая беда для всей нашей страны. И не только в кино, а везде. Я учился среди лучших, среди будущего Голливуда. Мне читали лекции Спилберг, Содерберг, Херцог и так далее, поэтому я прекрасно знаю, как должна работать махина под названием кинопроизводство. Сейчас я пытаюсь научить этому наших ребят, развивая индустрию в нашей стране. Мне плевать на Америку, я люблю Родину, мне нравятся наши люди, я делаю истории про наших людей.

— Да ты крут!

— Я на самом деле считаю, что наша нация, наша страна — самая великая на Земле.

Актер Юрий Анпилогов на съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Актер Юрий Анпилогов и исполнительный продюсер Марина Головина на съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

О том, что Королёв действительно крут, нам расскажет исполнитель заглавной роли Юрий Анпилогов, для которого «Курчатов» — уже второй опыт сотрудничества с Александром: «Мне было интересно еще раз поработать с Сашей Королёвым. Это сейчас большая редкость в кино, когда режиссер очень ответственно подходит к работе, выверяет каждый кадр, долго выставляет свет на актера. Для Саши важен каждый поворот головы. Кино получается очень красивым».

 

Циклотроны, физики-ядерщики и счетчики Гейгера

Само помещение НИИ пугает своей фактурой, как сцены из американского сериала «Чернобыль». Даже сторож кажется «облученным», что уж говорить об аппаратуре. Рассказывает художник-постановщик Павел Яновицкий: «Мы не только используем помещение НИИЯФ МГУ для воссоздания эпохи, но и ищем реквизит, привозим его с собой. Печатные приборы, счетчики Гейгера и другие предметы того времени.

На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

У нас фильм про ученых, но и фантастический тоже. Отсыл к фильмам 1960-х годов, поэтому было принято решение сделать изображение черно-белым. Оно получается более графичным. Отчасти это даже напоминает нуар».

Ему вторит Юрий Анпилогов:

— Мы пришли сегодня в научно-исследовательский институт ядерной физики, и здесь ремонта давно не было! Стены еще держат этот дух. Сейчас, когда везде запрещено курить, даже на балконах, здесь я вижу рабочие пепельницы! Ими пользовались еще вчера! Это же физики, люди, живущие в другом мире.

На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Мы, конечно, смотрели старые наши фильмы с Баталовым, Смоктуновским. Идея ведь не в том, что мы изобрели что-то новое. Физики не думают о материальном, им важнее совершить какое-то открытие.

— Почему мы так часто сегодня смотрим назад, в 1950-е и 1960-е годы?

— Потому что тогда было хорошее кино. А сейчас оно стало сдавать свои позиции. Поэтому так часто обращаемся к великим мастерам. У нас замечательный оператор, который не допустит, чтобы кадр был плох по картинке. Сейчас ведь как снимают: задымляют по фонам и все. (смеется)

Художник-постановщик Павел Яновицкий на съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Художник-постановщик Павел Яновицкий на съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Здесь же еще важен формат короткого метра, сериальная история не пройдет. Здесь все емко и выпукло. С Сашей Королёвым соглашаются с радостью работать очень серьезные актеры: Василий Мищенко, Михаил Горевой, Яна Сексте. Наша история же не только про опыты, она еще и про отношения в семье, как жена Курчатова поддерживает мужа.

— При подготовке к съемкам вам было важно сходство с реально существовавшим Курчатовым?

— Нет. Такой задачи режиссер не ставил. Нам было важно показать внутренний мир ученого. Курчатов — это некий обобщенный образ физика. Мы старались изобразить увлеченность этих людей. Физики же отличаются от математиков, а те, в свою очередь, — от биологов и так далее. Это разные миры. Мне, в каком-то смысле, было легче — я закончил физико-математическую школу с золотой медалью.

По поводу возможных ляпов в этом чуть ли не научном фильме мы снова подходим к Королёву, сидящему за плейбэком.

Режиссер Александр Королев на съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Режиссер Александр Королёв на съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

— Ты сам разбираешься во всех этих циклотронах и прочих непонятных простому земному человеку словах?

— «Домашку» свою я выполнил, как любой нормальный режиссер. Подготовился, тем более что у меня для этого было много времени.

Сегодня мы снимаем первую сцену, начало фильма. Для меня важно, чтобы все научные термины были точными. Физика имеет много подкатегорий, у нас же тема фильма связана с ядерной физикой, очень важно достоверно воссоздать быт ученых-ядерщиков.

— Есть ли консультанты на съемках?

— У нас сегодня присутствуют люди, которые помогают с локациями. Надо еще поблагодарить заместителей директора НИИЯФ МГУ Василия Александровича Копытова и Дмитрия Олеговича Еременко, спасибо им за помощь. Потом у меня близкий друг — человек, очень хорошо разбирающийся в ядерной физике.

 

Черно-белое кино, 4:3, краудфандинг

«Курчатов» будет снят по всем правилам «старого» кино, о котором говорил Анпилогов. По словам Королёва, главным референсом стало, конечно, «9 дней одного года», который был засмотрен до дыр. Пересматривался даже Алексей Герман, а из зарубежных — много черно-белых классических драм, вроде, «Третьего человека» и даже «Печати зла».

У фильма будет соотношение 4:3 и, разумеется, черно-белое изображение. Мы находим время, чтобы поговорить с оператором-постановщиком Данилой Горюнковым.

Оператор-постановщик Данила Горюнков на съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Оператор-постановщик Данила Горюнков на съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

— Вы сразу снимаете в ч/б?

— Я контролирую ч/б только по монитору, но снимаем мы цветной материал. Слежу за тенями, полутонами. А так, цвета у нас не активные здесь, поэтому больше внимания уделяем яркости и теням.

RED Epic помогает нам сделать современную стилизацию. Он дает жесткие кадры, но мы используем мягкие фильтры. У меня задача сымитировать изображение, наподобие старой пленки, но с учетом современных стандартов с помощью современного света.

На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

Мне нравится формат 4:3, это дает более стилизованную картинку под старое кино. Мне доставляет удовольствие работать с этим форматом. Это интереснее. Хотя сейчас многие снимают на 4:3, в основном, в видеоклипах, это становится модным.

Много дел и у художника по костюмам Ксении Юдаевой. Так как в кадре почти постоянно находятся люди в белых халатах, ее основной целью было отфактуривание деталей и работа над текстурой тканей.

Художник по костюмам Ксения Юлаева на съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
Художник по костюмам Ксения Юдаева на съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

На вопрос будет ли на посте искусственно «состаренное» изображение, отвечает режиссер:

— Зерна хотелось бы добавить. Но не уверен, что это будет просто из-за съемок на самую разную оптику: берем, что дают. Денег же у нас не так много, вот и выбора тоже.

— Кстати, о деньгах. Вы запустили краудфандинг для сбора денег на фильм. Вот, честно, я вообще не верю в эти все «кикстартинги» и прочие платформы. Вы что-то собрали с этой кампании?

— Да, собрали, и даже больше, чем нужно. Но я тебя понимаю. Просто я еще на первой своей короткометражке, «Забытое», использовал краудфандинг, на который меня вдохновил успех фильма «Рыба моя». Это платформа, с помощью которой ты доказываешь, что фильм есть, работа идет. А не какая-то мутная история, вроде «переведи мне денег на карту».

Не надо стесняться просить. Мы сидели и всем своим друзьям в Фейсбуке, в Вконтакте, в Инстаграме писали, звонили, просили помочь. Если не деньгами, то хотя бы репостами. Я понимал, что это непросто, что этим нужно заниматься, но очень много людей мне помогли, я всем очень благодарен.

На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

— Какой бюджет у «Курчатова»?

— Я точно сейчас не скажу, но без поста, без цветокора, без графики пока что выходит около полутора миллионов рублей. Из них ровно половина денег и даже больше — это мои сбережения. Моя совесть чиста перед инвесторами. Никто не говорит, что «вот у него там известный папа!» У меня каждый рубль честный. Мы обязательно будем устраивать бесплатную премьеру, с фуршетом, бухлишком, как полагается.

— О! Позови нас!

— Обязательно! Это обязательное условие, мы позовем всех, вне зависимости от того, кто сколько пожертвовал. Мы создаем искусство, никто на этом не наваривается. Я на прошлой своей картине ничего не заработал. Такой задачи у меня не стоит, я не ради денег этим занимаюсь.

— Ты часто идешь на компромиссы в работе?

(смеется) Вот сегодня иду на компромиссы с оператором. Благодаря тому, что я получил образование режиссера монтажа, то с таким опытом я примерно понимаю, от чего можно отказаться и от чего нельзя. Потом это выходит лучше для фильма, если убирать какие-то сцены, что-то менять, переписывать диалоги на ходу. Процесс создания — это самый «фан» для режиссеров. Я до сих пор не считаю себя полноценным режиссером, глядя на стенку с дипломами и наградами, я чувствую себя странно. Я обычный парень из Тушино.

На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда
На съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

— Павильоны и ч/б упрощают или усложняют съемки?

— Да ни хрена они не упрощают. Сложно все и везде, вне зависимости от того, где ты снимаешь и на что. Все разное, везде свои условия.

Время выхода фильма пока не известно. Но когда мы закончили интервьюировать съемочную группу и вышли из института, появилась новость о том, что все деньги на завершение съемок и пост-продакшн найдены и собраны. Вот такой вот «Королёв снимает Курчатова» получился.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 

Обложка: на съемках фильма «Курчатов» / Фото: Екатерина Родригес Пинеда

 

Комментарии

Комментариев: 2

Я не понимаЙ, зачем снимать такие иллюстративные и технически сложные фильмы с непонятной простолюдинам ядерной тематикой. Какого артиста надо пригласить на главную роль в фильме «Никулин»?  Я посмотрел фильм «Довлатов», как образец деградации искусства кино. Мою «рецензию» на эту самодеятельность можно почитать на сайте ШЖ. … Снимать фильм «Посадка в кукурузом поле» уже выстроилась очередь. Поспешная иллюстрация реального подвига как-то поёживает.
 

Художник по костюмам Ксения Юдаева, а не Юлаева☝️🤨

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 3653
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 2972
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2255
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее