Практика

Приемы: Правило 30 градусов

Разбираемся в базовом принципе съемки и монтажа, от соблюдения которого зависит логика повествования и гармоничность восприятия


Для точной передачи смысла сюжета в кино используют ряд базовых принципов. В первую очередь они касаются драматургии: сценарий будущего фильма должен быть логичным, связи между событиями последовательными, а действия героев мотивированными. Но когда начинается съемка, ответственность за логику переходит в руки режиссера и оператора — они должны доступным визуальным языком рассказать историю зрителям. Третьим важным этапом является монтаж: сборка итоговой версии, в которой каждому кадру отведено точное время и роль в общей структуре повествования.
 
О правиле 30 градусов

В двух последних этапах — непосредственно съемке и последующем монтаже — важным является соблюдение правила 30 градусов. Разбираемся, в чем его суть, зачем нужно его соблюдать и допустимо ли нарушать.

 

Что такое правило 30 градусов

Это одно из базовых условий для операторской съемки и монтажа. Суть правила состоит в перемещении камеры относительно объекта съемки в подряд идущих кадрах минимум на 30 градусов.

Для чего нужно соблюдать правило 30 градусов

Это позволяет избежать визуальной однотипности в одной и той же сцене.

При монтаже из двух похожих друг на друга кадров один следует вырезать, чтобы избежать визуального повторения, «зависания». Соответственно, уже в процессе съемки нужно использовать различные положения камеры, чтобы потом не пришлось делать работу над ошибками.
 
Сцена из фильма из фильма «Волк с Уолл-стрит» (2013)

Например, герой разговаривает по телефону. Если в течение всей этой сцены камера будет находиться в статичном положении и снимать его с одного ракурса, момент может показаться затянутым и скучным. Зритель не сможет объяснить, что именно для него некомфортно в этой сцене, но дело будет именно в нарушении правила 30 градусов (конечно, при отсутствии других ошибок).

Это смягчает переходы между крупностями и позволяет избежать «скачков».

Человеку достаточно трудно воспринимать как слишком резкие, так и едва заметные переходы от одного изображения к другому. В первом случае возникнет ощущение дискомфорта, временная дезориентация в пространстве кадра, а во втором — переход просто не считается, ускользнет от внимания.
Кадр из фильма «Внутри Льюина Дэвиса» (2013) / Фото: CBS

Кадр из фильма «Внутри Льюина Дэвиса» (2013) / Фото: CBS

Кадр из фильма «Внутри Льюина Дэвиса» (2013) / Фото: CBS

Кадр из фильма «Внутри Льюина Дэвиса» (2013) / Фото: CBS

Допустим, вы начинаете сцену с широкого плана, в котором появляется герой. Чтобы зритель «подошел к нему ближе» и смог увидеть контекст и детали ситуации, одновременно с изменением крупности (средний, крупный планы), нужно изменить и угол обзора. Переход может быть и обратным: с крупного плана к общему. В любом случае такое плавное перемещение создает гармоничную динамику в кадре и помогает фокусировать внимание зрителя.

Нужного эффекта можно достичь, снимая как двумя-тремя камерами с разных точек, а потом соединяя все в монтаже, так и с одной. Хотя в последнем случае оператору придется много перемещаться, меняя ракурсы несколько раз в течение одной сцены.

 

Немного истории

В ранних фильмах, где монтаж только начинал использоваться как средство управления вниманием зрителя, правило 30 градусов не соблюдалось настолько точно.
 
«Большое ограбление поезда» (1903)

К примеру, в «Большом ограблении поезда» (1903) какие-либо ракурсные изменения отсутствуют. В первой сцене на общем плане мы видим часть комнаты на железнодорожной станции, куда врываются грабители. Простая монтажная склейка переводит нас к следующей сцене, где незадачливые авантюристы тайком проникают на поезд. Снова никакого изменения в ракурсе, точка съемки — строго фронтальная. Отсутствие приближения к героям лишает нас возможности увидеть выражения их лиц, угадать характеры, прочесть эмоции. При такой позиции зритель «отгорожен» от истории и вынужден воспринимать ее исключительно как сторонний наблюдатель.

С 1930-х годов последовательный и параллельный монтаж событий прочно входят в арсенал технических и художественных средств кинематографистов. И правило 30 градусов постепенно начинает соблюдаться все точнее. Например, в сцене диалога между доктором Ван Хельсингом и графом Дракулой камера перемещается между героями, приближаясь и удаляясь. Их действия сняты с разных ракурсов и образуют цепь событий благодаря подвижной камере и грамотному монтажу.
 
Cцена из фильма «Дракула» (1931)

Для сравнения, в фильмах 1950-1960-х эволюция этого приема очевидна: использование плавных логичных переходов между планами в каждой сцене — важнейший принцип, соблюдаемый при съемке и монтаже.

Альфред Хичкок, известный своим оригинальным подходом к монтажу и любовью к ракурсной съемке, в числе прочих приемов применяет и правило 30 градусов для того, чтобы избежать визуальной монотонности. К примеру, решение знаменитой сцены в «Птицах» (1963), когда сотни ворон собираются вокруг главной героини, убийственное напряжение достигается за счет грамотных пауз между сменой ракурсов и постепенным укрупнением плана.
 
Cцена из фильма «Птицы» (1963)

Использование правила 30 градусов менее заметно в сцене другого его фильма «Психо» (1960). И тем не менее поочередно направляя камеру на Нормана Бейтса и Мэрион Крэйн оператор Джон Л. Рассел каждый раз немного корректирует ракурс. Когда напряжение в разговоре нарастает, ракурсы меняются на более крупные, снятые немного под углом.
 
Cцена из фильма «Психо» (1960)

 

Стоит ли нарушать?

Любое правило можно и нужно нарушать для достижения определенной степени художественной выразительности. Главное делать это грамотно. Стоит заметить, что правило 30 градусов не является строгим научным стандартом. Многие операторы используют изменение угла более чем на 10 градусов, а другие придерживаются значения в 20-25. Отметка 30 — некая средняя согласованная норма, которая вполне может колебаться в зависимости от условий съемки.

При нарушении этого правила важно учитывать, что любые изменения должны соответствовать ритму фильма и быть логически обоснованы. Скажем, если в качестве отличительной особенности подачи выбран рваный монтаж, необычные углы съемки, субъективная камера, следующая за героем, соблюдение правила 30 градусов становится не так важно.
 
Cцена из фильма «Человек на Луне» (2018)
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 

Обложка: кадр из фильма «Чокнутый» (2006) / Artina Films

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Девчата»

Рассказываем, как снимался один из самых популярных советских фильмов, не теряющий своего шарма до сих пор. Комедия Юрия Чулюкина «Девчата» могла стать одной из многих производственных мелодрам в стиле соцреализма, но превратилась в нечто большее

11 ноября 18668
Практика

Приемы: Правило 30 градусов

Разбираемся в базовом принципе съемки и монтажа, от соблюдения которого зависит логика повествования и гармоничность восприятия

5 ноября 4352
Слова

«В рынок контента вваливаются огромные деньги»: разговор о телевидении в 15 цитатах

На международном конгрессе НАТ Константин Эрнст, Вячеслав Муругов, Игорь Мишин, Алексей Земский и Александр Акопов поговорили об ошибках нашего ТВ, его будущем, о конкуренции и партнерстве. Собрали важные цитаты встречи

6 ноября 3042
Слова

Почему за веб-сериалами будущее?

Почему лучше снимать не выходя из своей квартиры, зачем цензурировать мат и как затащить в недорогой веб-сериал Сергея Безрукова: режиссеры, фестивальная отборщица и сценарный коуч об особенностях самого перспективного формата

1 ноября 1920
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее