Профессия

Композитор: Райан Оттер

Автор музыки к фильмам «Аванпост», «Эбигейл» и другим проектам рассказал об особенностях создания саундтреков: в чем опасность и необходимость жанровых штампов, почему референсы бывают полезны и как неожиданные контрасты могут привлечь или оттолкнуть зрителя


— Есть ли какая-то специфика в создании композиций для динамичных фильмов, рассчитанных на широкий прокат?

— На практике бывает достаточно сложно разделить для себя динамичные и медленные фильмы, ведь в одном проекте все может быть переплетено. Написание музыки зависит от темы и стиля картины. Есть жанры с присущими им определенными музыкальными палитрами, которые их выражают. Например, в «Гоголе» все решалось за счет нагнетания атмосферы — на конкретном моменте зритель должен замереть от страха, потом успокоиться, а затем снова испугаться.
 
Трейлер фильма «Гоголь. Страшная месть» (2018)

Мне посчастливилось работать с Александром Цекало — у него все проекты разные: то мы создаем атмосферу 1960-х годов в фильме «Фарца», то берем тему виртуальной реальности в «Sпарта», то снимаем хоррор «Гоголь». В каждом случае стараешься найти свой подход, одновременно соблюдая уже установленные правила жанра.

Плюс есть режиссерские задачи: в каких-то сценах сделать музыку более выразительной, чтобы подчеркнуть момент, усилить впечатление от действий, в других — просто помочь картинке, сделать происходящее на экране максимально понятным зрителю.

Условно говоря, это некие девайсы, которые всегда применяются.
 

Задача контраста [звучания] должна исходить от режиссера, у которого еще до начала съемок может быть свое видение той или иной сцены.


— В чем отличие в написании музыки к сериалу и полнометражному фильму?

— Конечно, в первую очередь отличие в самом формате. Полный метр длится в среднем не более трех часов, в сериале же несколько серий продолжительностью от 40 минут до часа. Музыка, которая звучала в первой серии, может повториться в третьей, пятой и так далее.

Композитор Райан Оттер / Фото: Евгений Пахоль
Композитор Райан Оттер / Фото: Евгений Пахоль

Всегда есть главная тема и мотивы, которые добавляются к конкретным действиям и сценам таким образом их маркируя. Скажем, в сериале много погонь — соответственно, в каждой такой сцене будет звучать определенная музыка, чтобы не разрывать впечатление, не путать зрительское восприятие.

В полнометражном фильме иная повествовательная структура. Например, в «Эбигейл» ничего не повторяется, кроме главной музыкальной темы. Написание саундтрека к этому фильму было для меня интересным опытом — сочинить полтора часа музыки, через которую я должен был рассказать историю, в которой каждая сцена звучит по-новому.

Но сейчас граница между кино и сериалами размывается. Делают не сериалы, а многосерийные фильмы. Перед нами примеры удачных зарубежных проектов, где видно, что усилия, затраченные на производство сериала, практически соразмерны усилиям на производство полного метра. Это заметно по работе всех департаментов.

Но я не говорю, что музыку для сериалов писать легче. Может, в каком-то смысле да, но только если мы говорим о производстве потоковой продукции.
 

Я  никогда не езжу на съемочную площадку, чтобы погрузиться в процесс, и даже не всегда читаю сценарии. 


— На ваш взгляд, всегда ли музыка должна точно отражать героев и их внутренние переживания или допустимо прибегать к контрастам в звучании, чтобы усилить сцену?

— Оба метода рабочие. Но прежде всего, задача контраста должна исходить от режиссера, у которого еще до начала съемок может быть свое видение той или иной сцены. Допустим, снимаем драку. В зависимости от контекста ситуации и жанра, можно сделать эту сцену традиционным образом под ритмичную музыку, можно включить мелодию из «музыкальной шкатулки» и снять в слоу-мо, а можно поставить рэп и снять в духе Тарантино. Получится три совершенно разных истории.

Композитор Райан Оттер / Фото: Евгений Пахоль
Композитор Райан Оттер / Фото: Евгений Пахоль

Но бывают случаи, когда контраст слишком большой. Я часто привожу в пример сериал «Больница Никербокер». Там действие происходит в начале XIX века, в кадре эстетика старого Лондона, и вдруг играет электронная музыка. Композитор Клифф Мартинес работал также над фильмом «Неоновый демон», там похожие мотивы, но они очень к месту.

В «Больнице Никерборкер» режиссер и продюсеры явно сделали шокирующий выбор. У меня ощущение, что это было сделано именно как неожиданный контраст, которого никто раньше не делал. К сожалению, мне как зрителю было сложно смотреть, потому что такое несовпадение музыки и изображения мешало восприятию. Со мной не все согласны, многие говорят, что именно поэтому сериал их «зацепил». Да, выглядит амбициозно, но все-таки важно соблюдать границу контрастных звучаний.
 
Трейлер сериала «Больница Никербокер»

— В каких условиях вам комфортнее работается над проектом: когда вам много известно о героях или напротив, располагая только самыми основными знаниями о мире и персонажах?

— Конечно, лучше максимально много знать о том, что ты делаешь. Но я, например, никогда не езжу на съемочную площадку, чтобы погрузиться в процесс, и даже не всегда читаю сценарии. Иногда случается, что режиссер неплохой рассказчик.
 

Важно знать, что ты часть команды. Работа на крупных проектах всегда коллективная. И я в этом процессе — шестеренка в больших красивых часах.


Мне в этом отношении повезло — когда Саша Цекало рассказывал мне о новых проектах, уже на этапе простой беседы становилось настолько интересно, что сценарий читать было не обязательно. Достаточно нескольких деталей, и ты быстро погружаешься в сюжет. Я в любом случае всегда пишу по воображению.

Иногда приходилось писать и без картинки. Попадание было 50/50. После того, как делали черновой монтаж, становилось понятно, что в каких-то местах музыка совершенно не соответствует общему ритму повествования и нужно было все переписывать. Так было с сериалом «Троцкий».
 
Трейлер сериала «Троцкий»

— Как вы относитесь к редактуре ваших композиций в процессе монтажа? Доверяете ли вы редакторам или предпочитаете контролировать этот процесс самостоятельно?

— В техническом плане моя работа не редактируется никем, кроме звукорежиссера. Он получает записи композиций и вместе с остальной озвучкой (шаги, хлопки, выстрелы и прочее) укладывает их под диалоги и движения.

Я не вижу смысла сидеть с ним рядом, вряд ли он сделает хуже для проекта. Если режиссер посчитает, что какой-то момент нужно вырезать, я отнесусь к этому нормально. Вот был специальный показ «Триггера» в Каннах. Для него из трех серий собрали одну. Мое вмешательство в этом случае не потребовалось, я ничего не писал дополнительно и понимаю, что какие-то изменения в звучании были необходимы для решения этой задачи.

Мне кажется, очень важно знать, что ты часть команды. Работа на крупных проектах всегда коллективная. И я в этом процессе — шестеренка в больших красивых часах, в самом хорошем смысле этих слов. Департаменты, занимающиеся производством фильма, связаны и каждый из них не может сделать так, как хочет. Самодеятельность приветствуется, но когда она творческая и идет на пользу проекту.

Композитор Райан Оттер / Фото: Евгений Пахоль
Композитор Райан Оттер / Фото: Евгений Пахоль

— Как вы относитесь к референсам? Часто ли их используете?

— Если честно, я не люблю, когда референсов нет совсем. Я из тех композиторов, которые не боятся отсылок к другим произведениям. Вопрос в том, как грамотно их вводить. Бывает, что я получаю отдельную сцену и должен написать к ней музыку. У меня, конечно, появляются идеи, но все-таки это крайне сложно.

Когда ты не знаешь, где эта сцена началась, что ей предшествовало и что будет после нее и имеешь лишь минимальное представление об общей концепции повествования, чувствуешь себя в информационном вакууме, а отталкиваться от чего-то нужно. В таких случаях референсы очень полезны как вспомогательная функция: они задают направление, подсказывают эмоции, действия.
 

Задача композитора — придумать свежее решение для старой задачи.


Никто не говорит о том, чтобы переписывать музыку под копирку. Просто когда есть конкретный референс, это может стать залогом успеха сцены. Например, мы делаем очередной фильм про Шерлока Холмса. Естественно, тут же вспоминается саундтрек Ханса Циммера к фильму Гая Ричи. Его у нас вообще очень часто используют в качестве референса на этапе обсуждения, выбора возможных вариантов звучания. Забавно, что он действительно настолько идеален по ритму, что работает практически в любой сцене.
 
Трейлер фильма «Шерлок Холмс» (2009)

Но есть штампы, от которых нужно уходить. Задача композитора — придумать свежее решение для старой задачи. Используя знакомые всем звуки, вы сразу связываете зрителя с тем, что он хорошо знает. А если зритель слышит то, к чему он совершенно не привык, то у него будет ощущение, что с ним говорят на незнакомом языке, и диалог не сложится.

В фильме зрителю важна не только музыка: логика повествования, актерская игра, операторская работа, монтаж — все должно работать вместе. Можно написать крайне необычную оригинальную музыку или переписать всем знакомый мотив, и это будет одинаково правильно, если это работает в сцене. Моя функция как композитора — сделать так, чтобы сцена играла, а не тянуть на себя одеяло.

Композитор: Райан Оттер / Фото: Евгений Пахоль
Композитор Райан Оттер / Фото: Евгений Пахоль

В одном из последних своих проектов — фильме «Аванпост», который скоро выходит в прокат, я не использовал никаких референсов. Это необычный фильм относительно других историй про космос, про будущее. Если быть точным в определении жанра, то получился кибер-нуар. Там есть сложные сцены, для которых мы старались найти нестандартные решения. Например, 19-минутная перестрелка. Надо было сделать ее ритмичной, чтобы зритель не устал.
 
Трейлер фильма «Аванпост» (2019)

— Какими программами/инструментами чаще всего пользуетесь в работе?

— У меня Mac, я работаю в Logic Pro уже лет 10 — пишу и свожу там. Пользуюсь плагинами UAD (Universal audio), считаю, это лучшее, что придумали на данный момент для сведения.

Когда-то у меня был аналоговый аутборд, но потом я отказался от него. Это стало неудобно, особенно в плане мобильности. Все, что вы слышали, в «Гоголе» или «Троцком» и услышите в «Аванпосте», сделано только мной.
 

Я из тех композиторов, которые не боятся отсылок к другим произведениям. Вопрос в том, как грамотно их вводить.


Но иногда я привлекаю музыкантов. Как правило, это гитара или скрипка и виолончель. Гитарист у меня совершенно гениальный — Дмитрий Тюзе. Его мало кто знает из киносреды, а между тем он автор всех гитарных партий в «Фарце» и «Методе» — без него бы так не получилось.

У меня есть несколько винтажных гитар, на которых мы пишем, и я верю, что они звучат лучше, чем новые. За несколько лет у меня появилась целая коллекция винтажных инструментов: 5-6 гитар и аналоговые синтезаторы Roland Juno 6 и Prophet 5, недавно купил Roland Jupiter 4 1978 года.

— Какой совет вы дадите начинающим композиторам, которые хотят писать музыку для кино?

— Я не знаю, что нужно делать, чтобы стать кинокомпозитором. Как я стал? Я не выбирал. Просто шел по определенному пути, который вряд ли можно повторить. В какой-то момент я заметил, что моя музыка содержит в себе элементы кинематографичности. Ее можно было подставить в сцены, подобрав по эмоциям на базовом уровне — под это плачут, под это смеются. И я стал двигаться в этом направлении.

Композитор Райан Оттер / Фото: Евгений Пахоль
Композитор Райан Оттер / Фото: Евгений Пахоль 

Если давать практические советы, то, во-первых, нужно любить кино, быть очень насмотренным и, конечно, превосходно разбираться в музыке. По щелчку узнавать, где звучала та или иная мелодия. Во-вторых, необходимо музыкальное образование. Без него будет сложно. Нужно ориентироваться во всех жанрах и уметь писать разную музыку, работать с оркестровкой. К сожалению, в России нигде не учат профессии кинокомпозитора.

Наконец, нужно просто чувствовать, что это ваше, как бы банально это ни звучало. Когда режиссер в двух словах описывает тебе сюжет, надо сразу предложить несколько разных вариантов, и это сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Интуитивное чутье любых сцен должно стать неотъемлемой частью ваших мыслей.
 
 
Райан Оттер

Российский композитор. Автор музыки к фильмам «Аванпост», «Эбигейл», «Гоголь. Страшная месть» и сериалам «Троцкий», «Метод», «Триггер» и другим проектам.
 
 
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: композитор: Райан Оттер / Фото: Евгений Пахоль

 

Комментарии

Комментариев: 1

С интересом прочитал вашу беседу, Райан, Ранее кое — что послушал. Мне было интересно. Если предоставите электронный адрес, кое — что перешлю. Я думаю, что мой опус о вас был доставлен Владимиром. Желаю творческих и иных благ по жизни!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4007
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3102
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2535
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее