tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Слова

Как делаются киновзрывы

Что главное в работе пиротехника, может ли взрыв быть безопасным и какую роль при этом играет CGI: российские специалисты по спецэффектам поделились тонкостями своей работы

Василий
Горбачев

Специалист по спецэффектам («Сталинград», «Т-34», «Притяжение», «Август. Восьмого»)
Глеб
Локшин

Супервайзер спецэффектов («Бресткая крепость», «Волкодав», «Ильинский рубеж»)
Андрей
Березкин

Специалист по спецэффектам («Утомленные солнцем-2», «Хардкор», «Чернобыль. Зона отчуждения»», «Батальон»)

Правдоподобность взрыва на съемках во многом зависит от элементов-имитаторов. Если по сценарию полевая война, то этот элемент — торф. Если в кадре нужен огонь, берем воспламеняющиеся жидкости. Бывает, что добавляем цемент, присыпку или что-то в этом роде. Мы можем добавлять и мягкие породы деревьев, если, например, снимается разрыв дерева. Но материал должен быть мягким, без камней и осколочных деталей.

Сейчас взрывы на съемках настолько безопасны, что рядом с ними могут находиться не только каскадеры, но и актеры. Если надеть беруши и защиту, то взрыв и вовсе не ощутить. А нужные звуки всегда можно наложить на постпродакшне.

На съемках фильма «Сталинград» (2013) / WDSSPR
На съемках фильма «Сталинград» (2013) / WDSSPR

Бывает, конечно, что съемочная группа и актеры получают ожоги и микротравмы, но происходит такое крайне редко, в основном из-за нарушения техники безопасности и невнимательности. Молодые и неопытные актеры-перфекционисты говорят: «давайте взорвем помощнее». Они думают, что очень крутые, эдакие Томы Крузы, и поэтому вопросы безопасности не для них. Мы, пиротехники, на подобные провокации не реагируем, ведь мы отвечаем за безопасность группы и актеров.

В случае, если необходимо произвести небезопасный, очень мощный взрыв, кадр снимается в 2-3 захода: сначала отдельно взрыв, потом — актеры, и с помощью графики все соединяется.

Сейчас много работы производится совместно с CGI-департаментом. В процессе графической обработки убираются попавшие в кадр ненужные детали, например провода, дорисовываются огонь и вспышки. Взрывы всегда требуют «живых» съемок, но графика делает кадры сочнее.

Основная сложность — это временные ограничения. Очень часто спецэффектам уделяется мало времени, они откладываются на последний момент. Бывает, что остается буквально 5 минут, а режиссер хочет взорвать машину. Когда торопят, это всегда плохо. Ведь нужны репетиции и подготовка, в спешке не получается ничего дельного. И лучше заранее сделать тесты. Хорошо, если оператор с режиссером опытные, и понимают, сколько времени занимает осуществление взрыва, из каких этапов этот процесс состоит.

В «Сталинграде» мы мощным снарядом взорвали четырехэтажный дом. После него, в воздухе долго висело красное марево. Конечно, в реальной жизни такое невозможно (обычно после взрыва дома простое облако пыли), но мы взорвали дом по-киношному эпично.
Наверх
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: на съемках фильма «Сталинград» (2013) / WDSSPR

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Назад в будущее 3»

30 лет как завершилась одна из самых удачных кинотрилогий в истории — «Назад в будущее». Первые два фильма мы уже разбирали, а теперь посмотрим, как создавался третий: эволюция характеров Марти и Дока, игра с вестерном и взрыв «паровоза-кинозвезды»

26 июня 53484
Практика

Как это снято: «Гладиатор»

Съемки «Гладиатора» проходили крайне нервно: выбранный жанр казался вымершим, у авторов не было завершенного сценария, а один из ключевых актеров погиб. Но даже при таких обстоятельствах картина стала мировым хитом и триумфатором «Оскара». Разбираемся, как создавался один из главных блокбастеров рубежа тысячелетий

19 июня 35730
Обзоры

Куда пойти учиться: главные киношколы Москвы

Какую киношколу выбрать: ВГИК или МШК, ВКСР или Академию Никиты Михалкова, а может «Индустрию»? Мы пообщались с выпускниками крупнейших московских киношкол, чтобы узнать о преимуществах и недостатках обучения в них

25 июня 1825
Слова

Нил Ландау: «Во время написания сценария помните: все злодеи — антагонисты, но не все антагонисты — злодеи»

Один из известнейших преподавателей сценарного мастерства Нил Ландау рассказывает о способах привлечения внимания зрителя к сериалу, создании необычных героев и способах спасения неинтересных скриптов

29 июня 968
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее