Слова

Как делаются киновзрывы

Что главное в работе пиротехника, может ли взрыв быть безопасным и какую роль при этом играет CGI: российские специалисты по спецэффектам поделились тонкостями своей работы

Василий
Горбачев

Специалист по спецэффектам («Сталинград», «Т-34», «Притяжение», «Август. Восьмого»)
Глеб
Локшин

Супервайзер спецэффектов («Бресткая крепость», «Волкодав», «Ильинский рубеж»)
Андрей
Березкин

Специалист по спецэффектам («Утомленные солнцем-2», «Хардкор», «Чернобыль. Зона отчуждения»», «Батальон»)

Правдоподобность взрыва на съемках во многом зависит от элементов-имитаторов. Если по сценарию полевая война, то этот элемент — торф. Если в кадре нужен огонь, берем воспламеняющиеся жидкости. Бывает, что добавляем цемент, присыпку или что-то в этом роде. Мы можем добавлять и мягкие породы деревьев, если, например, снимается разрыв дерева. Но материал должен быть мягким, без камней и осколочных деталей.

Сейчас взрывы на съемках настолько безопасны, что рядом с ними могут находиться не только каскадеры, но и актеры. Если надеть беруши и защиту, то взрыв и вовсе не ощутить. А нужные звуки всегда можно наложить на постпродакшне.

На съемках фильма «Сталинград» (2013) / WDSSPR
На съемках фильма «Сталинград» (2013) / WDSSPR

Бывает, конечно, что съемочная группа и актеры получают ожоги и микротравмы, но происходит такое крайне редко, в основном из-за нарушения техники безопасности и невнимательности. Молодые и неопытные актеры-перфекционисты говорят: «давайте взорвем помощнее». Они думают, что очень крутые, эдакие Томы Крузы, и поэтому вопросы безопасности не для них. Мы, пиротехники, на подобные провокации не реагируем, ведь мы отвечаем за безопасность группы и актеров.

В случае, если необходимо произвести небезопасный, очень мощный взрыв, кадр снимается в 2-3 захода: сначала отдельно взрыв, потом — актеры, и с помощью графики все соединяется.

Сейчас много работы производится совместно с CGI-департаментом. В процессе графической обработки убираются попавшие в кадр ненужные детали, например провода, дорисовываются огонь и вспышки. Взрывы всегда требуют «живых» съемок, но графика делает кадры сочнее.

Основная сложность — это временные ограничения. Очень часто спецэффектам уделяется мало времени, они откладываются на последний момент. Бывает, что остается буквально 5 минут, а режиссер хочет взорвать машину. Когда торопят, это всегда плохо. Ведь нужны репетиции и подготовка, в спешке не получается ничего дельного. И лучше заранее сделать тесты. Хорошо, если оператор с режиссером опытные, и понимают, сколько времени занимает осуществление взрыва, из каких этапов этот процесс состоит.

В «Сталинграде» мы мощным снарядом взорвали четырехэтажный дом. После него, в воздухе долго висело красное марево. Конечно, в реальной жизни такое невозможно (обычно после взрыва дома простое облако пыли), но мы взорвали дом по-киношному эпично.
Наверх
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: на съемках фильма «Сталинград» (2013) / WDSSPR

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Обучайся дома: 9 бесплатных онлайн-курсов по монтажу, сценаристике, операторскому мастерству и истории кино

Оператор Шейн Хелбат, монтажер Вадим Ломзин, киносценарист Елена Ванина, студия Pixar и другие запустили бесплатные курсы. Редакция tvkinoradio.ru выбрала девять наиболее интересных проектов, которые доступны на нерабочей неделе

31 марта 9080
Обзоры

5 фильмов, снятых дома

Реально ли снять кино дома? Разгуляться в этих условиях, конечно, тяжеловато, но мы нашли несколько примеров того, что настоящему творчеству четыре стены не могут стать преградой

27 марта 5730
Правила профессии

12 советов сценаристам от Мартина МакДона

К юбилею Мартина МакДона, выдающегося драматурга и автора «Залечь на дно в Брюгге» и «Трех билбордов», прислушиваемся к его профессиональным советам и творческим принципам: как научиться создавать диалоги, почему не стоит писать подшофе и когда компромисс — это хорошо, а когда — не очень

26 марта 4624
Обзоры

Не смотрел, но собираюсь: топ фильмов и сериалов авторов tvkinoradio.ru

Составили список картин, которые надо видеть, но у нас почему-то все не получалось. Самоизоляция и нерабочая неделя — шанс наверстать упущенное. Делитесь в комментариях своими must-see фильмами, на которые у вас раньше не хватало времени

30 марта 3488
Практика

Костюмы сериала «Новый Папа»: лучшее от лучших дизайнеров

Может ли папа Римский носить одежду от Armani, обувь от Christian Louboutin и спортивный костюм от La Perla? Не знаем, как в реальной жизни, но если он — герой сериала Паоло Соррентино, то точно, да. Об этом читайте в статье художника по костюмам Ирины Жигмунд.

5 апреля 2265
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее