Слова

Как делаются киновзрывы

Что главное в работе пиротехника, может ли взрыв быть безопасным и какую роль при этом играет CGI: российские специалисты по спецэффектам поделились тонкостями своей работы

Василий
Горбачев

Специалист по спецэффектам («Сталинград», «Т-34», «Притяжение», «Август. Восьмого»)
Глеб
Локшин

Супервайзер спецэффектов («Бресткая крепость», «Волкодав», «Ильинский рубеж»)
Андрей
Березкин

Специалист по спецэффектам («Утомленные солнцем-2», «Хардкор», «Чернобыль. Зона отчуждения»», «Батальон»)

Правдоподобность взрыва на съемках во многом зависит от элементов-имитаторов. Если по сценарию полевая война, то этот элемент — торф. Если в кадре нужен огонь, берем воспламеняющиеся жидкости. Бывает, что добавляем цемент, присыпку или что-то в этом роде. Мы можем добавлять и мягкие породы деревьев, если, например, снимается разрыв дерева. Но материал должен быть мягким, без камней и осколочных деталей.

Сейчас взрывы на съемках настолько безопасны, что рядом с ними могут находиться не только каскадеры, но и актеры. Если надеть беруши и защиту, то взрыв и вовсе не ощутить. А нужные звуки всегда можно наложить на постпродакшне.

На съемках фильма «Сталинград» (2013) / WDSSPR
На съемках фильма «Сталинград» (2013) / WDSSPR

Бывает, конечно, что съемочная группа и актеры получают ожоги и микротравмы, но происходит такое крайне редко, в основном из-за нарушения техники безопасности и невнимательности. Молодые и неопытные актеры-перфекционисты говорят: «давайте взорвем помощнее». Они думают, что очень крутые, эдакие Томы Крузы, и поэтому вопросы безопасности не для них. Мы, пиротехники, на подобные провокации не реагируем, ведь мы отвечаем за безопасность группы и актеров.

В случае, если необходимо произвести небезопасный, очень мощный взрыв, кадр снимается в 2-3 захода: сначала отдельно взрыв, потом — актеры, и с помощью графики все соединяется.

Сейчас много работы производится совместно с CGI-департаментом. В процессе графической обработки убираются попавшие в кадр ненужные детали, например провода, дорисовываются огонь и вспышки. Взрывы всегда требуют «живых» съемок, но графика делает кадры сочнее.

Основная сложность — это временные ограничения. Очень часто спецэффектам уделяется мало времени, они откладываются на последний момент. Бывает, что остается буквально 5 минут, а режиссер хочет взорвать машину. Когда торопят, это всегда плохо. Ведь нужны репетиции и подготовка, в спешке не получается ничего дельного. И лучше заранее сделать тесты. Хорошо, если оператор с режиссером опытные, и понимают, сколько времени занимает осуществление взрыва, из каких этапов этот процесс состоит.

В «Сталинграде» мы мощным снарядом взорвали четырехэтажный дом. После него, в воздухе долго висело красное марево. Конечно, в реальной жизни такое невозможно (обычно после взрыва дома простое облако пыли), но мы взорвали дом по-киношному эпично.
Наверх
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: на съемках фильма «Сталинград» (2013) / WDSSPR

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 546
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 428
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2148
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2081
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1082
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1387
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее