Слова

«Если для телеканала важен рынок, он всегда придумает, как обойти законы»

Василий Меланюк, эксперт в области решений для телерадиовещания, рассказал tvkinoradio.ru о проблемах индустрии цифрового HD-TV, что ждёт большинство мелких телеканалов в скором будущем и почему на NATEXPO можно было не покупать новое оборудование

  • 18 января 2015
  • 446
Родион Чемонин



Василий Меланюк
Василий Меланюк
 
- Вы рассказывали, что причина того, что многие плохо отзывались о NATEXPO 2014, в слабой российской экономике. К чему это всё может привести?

- С нового года возникает проблема с рекламой. Это уже привело к тому, что многие российские телерадиокомпании закрываются. Поэтому нет смысла приобретать новое оборудование, вкладываться в новые технические разработки.
 
- Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин, выступая на конгрессе НАТ, когда у него спросили, что делать негосударственным телекомпаниям в такой ситуации, ответил прямо: «Закрывайтесь».

- Вы знаете, стране такое количество телеканалов не нужно. Я работал и жил в советское время, поэтому могу сравнивать. Тогда была цензура. Для того чтобы попасть на экраны советского центрального телевидения, нужно было пройти конкурс. Всё, что было плохо сделано, оставалось «за бортом». Сейчас, когда всем всё можно, появилось неимоверное количество каналов и программ. В них нет ни информации, ни развлечения, идёт какая-то несвязная речь, снято это плохо, сюжеты никудышные, но затраты на это есть. Они ищут инвесторов, которые вкладываются, думая, что это будут так называемые «прокладки для рекламы». Сейчас им рекламу отрезали, так что, получается, канал не нужен.
 
Например, в пакете Национальной кабельной сети 90 каналов. Я спрашиваю своих соседей, друзей: «Что смотрите?» Мне отвечают, что смотрят три, максимум пять каналов. Как правило, это Discovery, русский «Моя планета», который, кстати говоря, неплохо сделан, и какие-то ещё всем известные. А все остальные… Что такое РЕН ТВ? Да, пока его финансирует НМГ, он существует. Инвесторы закончатся – его не станет. Так и со всеми другими каналами.
 
- Вот вы сказали про Discovery, но ведь там иностранный инвестор, а по новым законам…

- Ну и что? Найдут кого-нибудь здесь. Появится какой-нибудь Лёня Голубков, который возглавит канал, и всё будет хорошо.
 
- Мы же ещё славимся умением обходить законы…

- Да. Совершенно верно. «Законы для того и существуют, чтобы их нарушать». Конечно, найдут лазейки, примут ещё послабляющий закон. Что-нибудь да придумают. Если для канала важен рынок, способ найдётся. Я сам создавал direct-to-home систему «Рикор» с 52 телевизионными каналами, и вот она лопнула. Ей просто не выдали лицензию на право вещания. Хотя там никакого иностранного капитала вообще нет. Хозяин вроде как продал «Рикор» «Орион Экспрессу».
 
- Вы так легко об этом говорите, вам не жалко?

- Не я же хозяин. Меня в своё время позвали, я создал техническую базу, систему компрессии и поднял это на борт спутника.
 
-  Что вы думаете об интернет-телевидении? Или о цифровом телевидении вообще?

- Они начали всё делать неправильно с самого начала, как мне кажется. Не надо было вообще аналог переводить в цифру. Надо было оставить как было, а параллельно разработать цифровое HD-вещание. Пускай сначала один-два канала… Вот что такое поставить в городе Урюпинске цифровой HD-передатчик? У всего населения есть только аналоговые приёмники. Тут к ним приходят и говорят: «Вы должны их все выбросить, купить другой, ещё купить какую-то приставку, так ещё за это и деньги платить». Зачем, если у меня стоит ещё с советских времён телевизор «Огонёк» чёрно-белый, и он меня устраивает? Цифровое вещание зашло в тупик. Надо было идти и бесплатно раздавать эти приставки. Начали считать. Получилось, это огромные деньги, даже по цене, допустим, $10, если делать в Китае. Всё равно люди не будут их брать. Я – нет. Меня устраивает 90 каналов, за которые я плачу 50 рублей в месяц.

Василий Меланюк
 
По поводу цифрового direct-to-home – я говорил недавно с Олегом Колесниковым (технический директор «НТВ+» – прим. tvkinoradio.ru). Они поднимают порядка 180 каналов. У меня есть приставка, тарелка, но среди этих 180 каналов есть, допустим, канал на китайском языке. То есть китайцам он зачем-то понадобился, они вложились в него. Но зачем он мне, тем более если он стоит в базовом пакете и я за него должен платить? Себестоимость одного телеканала, которая исчисляется в спуске, подъёме, доставке, –около 7 рублей. Я говорю: «Ребята, мне из ваших каналов нужны всего пять, за которые я готов платить по 7 рублей. Если мне захочется ещё один добавить, то я добавлю и буду платить по шесть». Делается, в принципе, это в системе закрытия очень просто. Для этого люди должны работать. Но лень.
 
Во Франции я спрашивал, как сделано цифровое телевидение. У них в воздухе парит невероятное количество каналов, но люди принимают только те, которые они хотят. У нас же… Я вот взял «Триколор», мне говорят: «900 рублей в год, и вот тебе 70 каналов». Я говорю: «Мне не надо 70!» А мне: «Нет, только 70!» Это напоминает советское время. Вы жили в советское время?
 
- Конечно.

- Так вот, как тогда продавали мясо? Ты приходишь в магазин и просишь дать один килограмм мяса. Тебе взвешивают 700 граммов мяса и 300 граммов костей и говорят, что купить можно только с ними. Ты платишь за килограмм, отдаёшь кости и идёшь домой с 700 граммами чистого мяса. Вот примерно так с телевидением. Делается это зачем? Затем, чтобы поставить галочку напротив канала в таблице Excel.
 
- А что происходит с региональным телевидением?

- Укрупнение. Я говорил с пермяками. У них около пяти или семи своих каналов. Создана некая медиагруппа, которая скупает их и объединяет в единое целое, потому что невозможно на 24 часа загрузить один канал. Они не могут себе позволить купить хорошую передачу или хороший художественный фильм, не могут показать нормальный спектакль. Чем заполнять тогда эфир? Новостями? Не может один пермский канал позволить себе пять выпусков новостей в сутки, по семь новостей, в каждой из которых должно что-то произойти, чтобы что-то было разное. Если ВГТРК получает на «Вести» около 8000 сюжетов в сутки, то вы понимаете, что регионы не могут даже представить себе такое. Остаётся ретранслировать центральные каналы. Или вставлять некую джинсу, связанную с руководством данного региона. Есть 5-7 минут собственного производства. Что с этим делать? Где-то есть соотношение цена/качество для решения таких задач.
 
Или спортивные программы. Сначала нужно понять, какой это спорт. Если КХЛ – это один спорт, а если две дворовые команды – это другой спорт. Если местное телевидение хочет показать его в своей кабельной сети, для КХЛ – это 12-17 телекамер, а для дворовой команды достаточно 4 камеры невысокого качества, потому что им не нужны крупные планы, дорогой длиннофокусный объектив тоже не нужен. В среднем два широких объектива – и можно снимать.
 
Кстати, о спорте. На выставке в Амстердаме Sony показали довольно смешную штуку. Сделана она на основе iPhone, речь идёт о возможности снять панораму: щёлкнул здесь, щёлкнул здесь, щёлкнул здесь, потом всё это склеивается в некую панораму. Что сделали японцы – они поставили четыре камеры 2K с широким объективом, каждая из которых брала свой кусочек поля. То есть ничего сверхъестественного нет, но когда они всё это склеивали, по принципу панорамы, и выводили на большой экран, то зритель чувствовал себя сидящим на настоящем стадионе. Добавили объёмный звук – и вообще полное погружение. Получилась съёмка матча в 8K.
 
- 3D осталось добавить.

- Зачем? 3D не нужен. На стадионе вы не увидите 3D с расстояния 150 метров. Всё же далеко, глаза это не будут воспринимать. Даже два дерева на расстоянии 150 метров ваши глаза воспринимают, как плоское изображение.
 
Так что футбольный матч в 8K по горизонтали – это довольно изящное решение для спортивных баров. Даже режиссёр не нужен! И недорого, с оптикой у нас сейчас проблем нет.
 
- То есть такое простое решение? И вы думаете, оно у нас может прижиться?

- Я не знаю. Но за такими простыми и изящными решениями будущее.

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также