Мнение

Что не так с «Гемини»: не тот режиссер, не тот Уилл Смит и не тот формат

Мы посмотрели «Гемини» в формате HFR и нам, вроде бы, все понравилось. Актеры, спецэффекты, экшн — все хорошо (про сюжет мы умолчим, это не то кино, в котором история стоит на первом месте), но что-то все время мешало уютному просмотру. Но что? Давайте разбираться


Что не так с сюжетом

Что может быть не так с сюжетом, если его слили еще до выхода фильма в трейлерах, постерах, критических статьях, да и попросту в названии фильма («Gemini Man» переводится с англо-латинского как «человек-близнец»)?

Зрители пошли в кино, уже заранее зная, что это фильм про то, как профессиональный суперкиллер Генри решил уйти на пенсию, но вышестоящая организация не согласна с его позицией. Бывших убийц не бывает. Поэтому некая государственная структура организует зачистку 50-летнего сумасброда и посылает на его устранение лучшего агента Джуниора, который является клоном Генри, только моложе на 30 лет.
 
Трейлер фильма «Гемини» (2019)

Я надеюсь, что никому не стал врагом, рассказав примерный синопсис этого избитого сюжета. Там есть, ближе к концу, небольшой сюрприз, но он просчитывается даже самой невнимательной публикой задолго до развязки. Есть детективные элементы, которые разгадываются на открывающейся же сцене. Создатели же решают поднять занавес в финале, когда уже все понявшая публика потянулась к выходу из зала. Мне становится неуютно, когда я потратил два часа на то, что вряд ли вспомнится впоследствии.

 

Что не так с Уиллом Смитом

Вот эту загадку мы пытаемся разгадать со времен… ну допустим «Хэнкока», потому что вслед за этим не самым выдающимся хитом понеслась невнятная череда факапов и провалов. То он играет в «фильмах на Оскар» и не выигрывает, то решается на не очень внятную фантастику, вроде «После нашей эры» (о параболах успеха режиссера М. Найт Шьямалана мы тоже как-то рассуждали). В конце концов, когда ему предложили командную, а не лидирующую роль в «Отряде самоубийц», его решение поучаствовать в этом предприятии выглядело как положительный ответ на команду сдаться.

Кадр из фильма «Отряд самоубийц» (2016) / Warner Bros.
Кадр из фильма «Отряд самоубийц» (2016) / Warner Bros.

Но ведь Уилла Смита со времен Fresh Prince (это его рэперский псевдоним в ранних 1990-х) всегда считали «золотым мальчиком». Начиная со «Дня независимости» он рос в цене и гонорарах как актер, поднимая бокс-офис самых непритязательных лент со своим участием в три, пять, а то и больше по сравнению с бюджетом. Но все прошло. Это драма для любого артиста, перешагнувшего порог в 50 лет: молодые зрители не хотят его видеть, взрослые не понимают. Впрочем, это касается не только Уилла, но и многих его коллег, например, Джонни Деппа (как Брэду Питту все еще удается оставаться на плаву — та еще загадка). Просто сглаз какой-то.

Кадр из фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures

Зачем «сбитого летчика» Уилла Смита позвали на большой проект «Гемини»? Ответ прост. Здесь был нужен афроамериканец. Вы знаете хоть одного черного артиста, способного в свои-то годы совершать головокружительные трюки, оставаясь таким же обаяшкой и играть, как настоящий серьезный актер, кроме Смита? Я — нет.

Это называется заложник образа. Мне неуютно из-за этой мысли.

 

Что не так с форматом

Вот здесь надо остановиться, отдышаться и четко аккуратно понять для себя: кино какого качества мы смотрим. Это ловушка, хитро сооруженная режиссером Энгом Ли. «Гемини» вы можете посмотреть в любом формате в зависимости от места жительства. А их, форматов, много: 2D, 3D, IMAX 3D и HFR 3D. Последний авторы «Гемини» переназвали IMAX 3D+ и активно настаивают именно на такой формулировке.

На съемках фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures
На съемках фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures

Но как ты это не назови, все равно выходит High Frame Rate, который становится для нас уже обычным форматом. HFR — высокоскоростная съемка (около 120 кадров в секунду), дающая максимально реалистичное изображение на экране.

Энг Ли уже упражнялся с этим форматом на «Долгой прогулке Билли Линна в перерыве футбольного матча», которого как-то неуклюже освистали, но фильм вышел вполне себе ничего, хорошо смотрится и в простом двумерном виде.

На съемках фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures
На съемках фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures

Для «Гемини» создатель «Жизни Пи» и «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» выбрал новое название подобной съемки, несмотря на то что между HFR и IMAX 3D+ простой зритель не заметит никаких различий. Кроме одного восхитительного кадра, который я не знаю, как сделан: когда главный герой в рапиде летит сквозь разбитое стекло. Или герои бултыхаются в воде со всеми этими пузырьками и полупрозрачной структурой. Очень круто. Но опять становится неуютно из-за мысли: «Получается, что Энг Ли решил снять этот фильм только из-за двух кадров?»

 

Что не так со спецэффектами

Здесь все хорошо. Вообще, обсуждать «Гемини» на уровне сценария — это глупости, «Гемини» не про это, он про технологии. Недаром многие СМИ назвали фильм «технологическим прорывом».

Энг Ли поставил задачу: показать в формате HFR, который позволяет рассмотреть тончайшие нюансы при высокой четкости изображения. То есть увидеть настоящего 50-летнего Уилла Смита, ненастоящего 20-летнего и Уилла-подростка, больше похожего на его сына Джейдена. Двое последних, как вы понимаете, «отмоделены».

Кадр из фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures

Сделано все круто. CGI при такой детализации должен быть ну совсем без швов, без задоринки. Да, «я помню все твои трещинки»: создатели, меняя лица у клонов, должны понимать, что любая халатность в крупностях приведет к жесточайшему провалу. И здесь нет претензий.

Кадр из фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures

Хотя претензии могли бы быть. Вы когда-нибудь смотрели классику российского кино на 4K-телевизоре? А на 8K? Вылезают расфокусы, тени, грим, парики и прочие небрежности. В «Гемини» этого нет даже в самых «спецэффектных» сценах. И от такой чистоты (или, если хотите, частоты кадра) становится неуютно.

 

Что не так с актерами

HFR может приготовить еще одну большую подножку. Мы иногда не вглядываемся в актерское мастерство, глядя на экшн-боевик. Но когда мы говорим о высокой четкости изображения, мы должны понимать, что строить брови домиком или отделаться глицериновыми слезами здесь не получится. Тут нужны хорошие актеры, а Энг Ли — большой режиссер с тремя «Оскарами». Очень важно при такой чистейшей детализации, дающей эффект отчасти документального, а не игрового фильма, сделать в некоторых частях концентрацию на крупных планах актеров. И здесь все здорово получилось, при таком-то топорном сюжете.

Кадр из фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures

Уилл Смит, как живой, так и компьютерный, прекрасен: моргнет — и не заметишь. Клайв Оуэн — замечателен. Мэри Элизабет Уинстед я вообще считаю самой недооцененной актрисой современности. Даже в качестве мебели. Мы знаем, что актеры не любят, когда их игру называют «органичной», потому что это у них профессия такая: работать органично.

Кадр из фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures

Но что-то не так. Что-то портит все вышеперечисленные достоинства (если не брать в расчет сценарий).

 

Так что же здесь не так?!

Я не знаю, на чем прогорел прокат «Гемини» в США. Пресса была настроена миролюбива, критика отмечала высокий уровень спецэффектов. И встал фильм в прокат вроде бы в свою нишу. Но, кажется, я знаю почему мне неудобно его смотреть в российском прокате.

Кадр из фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures

Представьте себе, что вы смотрите Discovery Channel про крокодилов. Вы понимаете, что это отчасти постановка, отчасти реалити-шоу. В «Гемини» из-за HFR мы смотрим самую крутую постановку и реалити сразу и нам нужно поверить в это. Но мы не верим, нам все это кажется обманом, эффект документальности и вовлечения пропадает из-за какой-то мелочи. Какой?

Из-за дубляжа.

Когда ты погружаешься хоть в документальные, хоть в игровые ленты, тебе нужна полная вера в то, что происходит на экране. Станиславский с Немировичем-Данченко здесь ни при чем.

Кадр из фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures
Кадр из фильма «Гемини» (2019) / Фото: Paramount Pictures

Кино — это аудиовизуальный вид искусства. Как только ты видишь несоответствие «якобы визуальной составляющей» с «якобы звуковой», то происходит банальный рассинхрон.

В 2D это встречается и на телевидении, и в кинотеатрах, и даже не только в России. Никто особо не жалуется, привыкли. Но когда речь идет о картинке высокой четкости, то дубляж выводит из себя, делает просмотр фильма пыткой и жестоким надувательством. Мы смотрим не художественный фильм, а каких-то «Спасателей Малибу» на большом экране.

Нет, ну правда, зачем платить большие деньги за дорогой аттракцион, в котором одна маленькая шестеренка ломает весь кайф? Дело не в незнании языка. Надо просто чаще ходить в кино.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: кадр из фильма «Гемини» (2019) / Paramount Pictures

 

Комментарии

Комментариев: 3

Ну сам по себе дубляж — единственная локализация, которая позволяет иноязычному зрителю получить эквивалентное впечателение о фильме. 

Хороший дубляж только способствует успеху. Например, Спартак, Клеопатра, Золото Маккены выпускались у нас на 70 мм (там изображение и звук могут уткнуть за пояс любой аймакс), они были великолепно дублированы и имели ошеломительный успех.

А неудачи многих современных дубляжей имеют причины совсем другие.

На самом деле, я знаю: что не так с этим «фильмом»?  Просто это не фильм, а видеофайл снятый со скоростью 120кадров в секунду. Из-за чего, и так уже цЫфровое видео, превращается в банальную телепередачу. И бубляж , здесь, не при чём. ;)

90%. Наверное все куда более просто. 99% коментариев в youtube на трейлер «Гемини» были просто издевки. Т.е. кино которое выглядит плохо, оно и продается плохо. «Джокер», трейлер, youtube — коментарии 90% овации. К ещу невысшедшему фильму.  
К тому же, уверенно скажу 90% людей, не знают Энга Ли, и его статуса, не понимают техно прорыв. Не уделяют вообще внимание к фильму если одновременно или пусть даже в близжайшие дни идет «Джокер», «К звездам» и десятки второсортных фильмов и жанровых, например комедий или нац. пеплумы. 90% людей выбирают фильмы так: «Оой, а давай веселое что нибудь», «Комедия, комедия, есть комедия? Не люблю боевики и фантастикку» (при том что в списке must see любого человека есть все жанры) . 
И когда выходит трейлер шлак, где все ржут что спец.эффекты как в GTA, о чем можно говорить… Хотя оказалось это HFR 3D IMAX СУПЕР ПУПЕР+ 150 КАДРОВ В СЕКУНДУ. 
Что касается плохих ролей постаревших звезд, просто не надо сниматься в «плохих» фильмах. Даже Клинт Иствуд поперек пойдет, и сам снимет супер драму с собой в гл. роли.  

P.s. Забавно что М.Элизабет Уинстед недооцененный актер, мне всю жизнь казалось, что Уилл Смит самый переоцененный и бездарный двурольный актер. Одна роль для всех драм, вторая для всех экшн, фантастики. Просто как «звезда», как «бренд», как красивый человек с харизмой. Хотя он крут. 

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Девчата»

Рассказываем, как снимался один из самых популярных советских фильмов, не теряющий своего шарма до сих пор. Комедия Юрия Чулюкина «Девчата» могла стать одной из многих производственных мелодрам в стиле соцреализма, но превратилась в нечто большее

11 ноября 36113
Практика

Приемы: Правило 30 градусов

Разбираемся в базовом принципе съемки и монтажа, от соблюдения которого зависит логика повествования и гармоничность восприятия

5 ноября 5401
Практика

Как это снято: «Сонная Лощина»

«Сонной Лощине» Тима Бертона 20 лет. Приглашаем отправиться в это заколдованное место и разобраться, как там все устроено, включая сказочный канон, «естественный экспрессионизм», оммажи и другие чудеса

16 ноября 3544
Слова

«В рынок контента вваливаются огромные деньги»: разговор о телевидении в 15 цитатах

На международном конгрессе НАТ Константин Эрнст, Вячеслав Муругов, Игорь Мишин, Алексей Земский и Александр Акопов поговорили об ошибках нашего ТВ, его будущем, о конкуренции и партнерстве. Собрали важные цитаты встречи

6 ноября 3215
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее