Совет юриста

Составляем договор авторского заказа на сценарий: главные пункты, нюансы и риски

Простые правила и знание языка юридических документов помогут избежать обид, конфликтов и встреч в суде — полезные советы для авторов и заказчиков дает юрист Елена Марина

Если вы пишите сценарий по заказу или хотите заказать написание сценария по вашей идее, вам необходимо заключить договор авторского заказа.

По этому договору одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме (ст. 1288 ГК РФ).

Договор может предусматривать как передачу исключительных (имущественных) прав на произведение в полном объеме, так и передачу права использования произведения в установленных договором пределах.

Обязательным условием является письменная форма договора. В ином случае договор считается недействительным.

 

На что обращать внимание, если вы получили договор от контрагента?

Кадр из фильма «Линкольн для адвоката» (2011) / Фото: Lionsgate
Кадр из фильма «Линкольн для адвоката» (2011) / Фото: Lionsgate

Прежде всего нужно проверить наличие всех существенных условий договора (т.е. обязательных для данного вида):
  • предмет договора, т.е. должно быть указано, что автор создает по заказу другой стороны (заказчика) обусловленный договором сценарий на материальном носителе или в иной форме;
  • объект договора — произведение (сценарий), которое создается по заказу (нужно указать в договоре и приложении (задании) к нему, акте приема-передачи, произведение и его отличительные характеристики (жанр, количество страниц и т.п.);
  • срок исполнения договора (в какой срок должен быть написан сценарий);
  • акт приема-передачи произведения, сценарий передается на материальном носителе — распечатанный сценарий, а также на диске или флеш накопителе по указанному акту;
  • указание вознаграждения (цену) или порядок его определения, сроки, порядок выплаты или указание, что договор безвозмездный. Если этого положения в договоре нет, то он считается незаключенным;
  • если предполагается, что исключительные (имущественные) права на сценарий передаются не в полном объеме, нужно указать, какие конкретно права передаются по договору; 
  • если право использования произведения предполагается в установленных договором пределах, то нужно указать в договоре на обязанность направления автору отчетов об использовании произведения или возможно указание, что данные отчеты заказчиком не предоставляются.
Если не соблюдены существенные условия договора, он считается незаключенным (ч. 1 ст. 432 ГК РФ).

Не является существенным условием, но важно проверять в договоре:
  • право на внесение изменений в произведение (если в договоре не указано, то изменения вносить нельзя);
  • указание автора в титрах в качестве автора идеи или автора сюжета в случае переработки произведения;
  • порядок принятия заказчиком готового сценария (в какие сроки заказчик принимает произведение с момента направления автором, каким образом автор направляет произведение заказчику);
  • сроки и порядок направления замечаний заказчиком, устранения замечаний автором, возражения на замечания;
  • неустойки, пени в договоре за нарушение срока подготовки сценария, оплаты.

Приложением к договору будет являться задание и акт-приема передачи сценария.

Кадр из сериала «Дурная слава» / Фото: Kelsey McNeal / ABC
Кадр из сериала «Дурная слава» / Фото: Kelsey McNeal / ABC

Если предполагается, что сценарий будет написан на основе заявки, тритмента или синопсиса, они также должны быть указаны в приложении к договору.

 

Требования к заданию

Законодательных требований к заданию нет. Стороны сами определяют существенные характеристики произведения. Вместе с тем, важно правильно и предельно конкретно подготовить задание к договору, так как его выполнение является основанием для принятия сценария и выплаты вознаграждения.

В задании рекомендуется указать жанр сценария, предполагаемый объем страниц (хронометраж). Автору рекомендуется заранее выяснить бюджет проекта, место и время действия.

В договоре рекомендуется прописать порядок принятия заказчиком готового сценария (каким образом автор направляет заказчику готовый сценарий - например, по указанному в договоре эл. адресу) и сроки и порядок направления заказчиком замечаний по готовому сценарию (например, только в письменной форме по эл. адресу автора, указанному в договоре), сроки и порядок устранения автором замечаний по сценарию.

На этапе переговоров автору рекомендуется как можно более подробно выяснить все существенные моменты, касающиеся будущего сценария и задавать вопросы до тех пор, пока обе стороны не придут к заключению, что понимают друг друга правильно.

Кадр из фильма «Он и Она» (2017) / Фото: Le Pacte
Кадр из фильма «Он и Она» (2017) / Фото: Le Pacte

Вы можете строить вопрос следующим образом: «правильно ли я вас понял, что жанр сценария криминальная комедия?», «правильно ли я вас понял, что бюджет фильма предполагается в таком-то размере?»

Если у вас была личная встреча, рекомендую после нее написать письмо контрагенту с указанием достигнутых на встрече договоренностей. Попросите контрагента подтвердить изложенное в письме. Вы сможете ссылаться на переписку при заключении договора, кроме того, она является доказательством в суде.

Если срок, установленный в договоре наступил, а произведение не создано, автор при наличии уважительных причин имеет право на льготный срок (не менее ¼ части срока, установленной для исполнения договора).

Если же по истечении льготного срока произведение не создано, заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от договора.

Льготный срок может не применяться, если из условий договора явно вытекает, что при нарушении срока исполнения договора заказчик утрачивает интерес к договору. Например, авторский заказ на создание сценария для мероприятия, которое проходит в установленные сроки.

Кадр из фильма «Он и Она» (2017) / Фото: Le Pacte
Кадр из фильма «Он и Она» (2017) / Фото: Le Pacte

Ответственность автора по договору ограничена суммой реального ущерба, причиненного заказчику. Автор обязан возвратить аванс в случае неисполнения или ненадлежащего договора и выплатить неустойку, если она предусмотрена договором.

 

Какие права сохраняются у автора при заключении договора с заказчиком?

Неотчуждаемыми и непередаваемыми является право авторства и право автора на имя (ст. 1265 ГК РФ). Это право признаваться автором произведения и право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно.

То есть за вами остается право быть указанными в титрах фильма.

Но необходимо знать, что передача исключительных прав на произведение в полном объеме подразумевает возможность переработки вашего произведения, то есть создания нового произведения на основе вашего. Если вы отчуждаете права на сценарий и создана новая редакция сценария другим лицом, то вы будете соавтором и вас обязаны указать в титрах.

Кадр из фильма «Толкин» (2019) / Фото: 20th Century Fox
Кадр из фильма «Толкин» (2019) / Фото: 20th Century Fox

Если создано новое произведение на основе вашего сценария, то вы не являетесь соавтором, но можете предусмотреть этот случай в договоре (вы сохраняете за собой право в случае переработки быть указанными в титрах в качестве автора идеи или автора сюжета).

Также вам следует знать о праве на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ). Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

На практике это означает, что если вы заключили договор авторского заказа на создание сценария и в нем не была указана передача вами права на внесение изменений в сценарий, то никаких изменений в сценарий вносится не может. Передача исключительного права на сценарий по договору не предусматривает возможность вносить в него изменения, это должно быть указано отдельно.

 

Замечания заказчика по готовому сценарию

Сценарий принимается заказчиком и в случае отсутствия замечаний сторонами должны подписать акт приема-передачи произведения. Распечатанный экземпляр сценария (рекомендую сторонам подписывать каждый лист сценария), а также сценарий на диске или флеш-накопителе передается автором заказчику при подписании акта. Если у заказчика есть замечания, акт не подписывается.

Кадр из сериала «Хорошая жена» / Фото: CBS
Кадр из сериала «Хорошая жена» / Фото: CBS

Если у автора есть возражения по замечаниям, то он также может написать их в письменной форме в ответ на замечания заказчика (в договоре рекомендуется подробно прописать данную процедуру).

Практика показывает, что авторы часто вносят больше исправлений в сценарий, пишут больше драфтов, чем указано в договоре. Но я тем не менее настоятельно рекомендую подробно прописывать процедуру согласования замечаний в договоре. В интересах обеих сторон как можно более подробно прописать задание при заключении договора. На него впоследствии можно ссылаться в обоснование или возражение на замечания.

По поводу образца договора. В Интернете есть много форм для скачивания, вместе с тем, я рекомендую авторам и продюсерам разрабатывать собственную форму договора, позволяющую максимально защищать свои интересы. Идеальных образцов в Интернете нет. Договор будет всегда адаптироваться под конкретный случай. Для примера привожу форму из системы Консультант плюс.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: кадр из фильма «Толкин» (2019) / 20th Century Fox

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 2020 2424
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 2020 1264
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2020 3406
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2020 3517
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 2020 1481
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 2020 1841
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее