Слова

«Для начала режиссеру надо решить задачу — как отличиться от моря других людей»

Какие камеры удобнее для оперативной съемки, почему не так важен кинотеатральный прокат и как найти свою тему и героя: режиссер-документалист Елена Погребижская делится профессиональным опытом и рассказывает о своем новом проекте – о системе ПНИ «Галя — ты молодец!»


— Ваши фильмы часто затрагивают особенно острые, болезненные темы. Как происходит этот выбор и как возникла идея снять картину «Галя — ты молодец!» о системе ПНИ?

— Я вообще не очень осознанно выбираю темы. Внутренний голос, интуиция говорит, что было бы круто снять об этом фильм, и обычно я его слушаю. Боюсь, другого аргумента у меня нет.

Режиссер-документалист Елена Погребижская / Фото: предоставлено Еленой Погребижской
Режиссер-документалист Елена Погребижская / Фото: предоставлено Еленой Погребижской

— А как происходит выбор героя фильма, есть ли какие-то критерии?

— Мне довольно мало что интересно и мало кто интересен. Поэтому тут легко определиться — если вдруг мне кто-то интересен, что бывает редко, то я этим интересом делюсь. Возможно, это не совсем ответ для интервью, но это действительно работает так. Я не провожу никакого анализа, исследований, а просто хочу и делаю. Меня мало что трогает по-настоящему, но если уж это случилось, значит, смело можно снимать фильм.
 
О фильме «Галя — ты молодец!»

— Чем тогда вас настолько заинтересовала Галя?

— Она действительно интересна редким сочетанием обстоятельств, в которых оказалась, и характера: она очень мудрая и не злая. Вокруг меня много классных людей, но в большей степени это люди циничные, провокативные, часто злые. Для кого-то это норма и кому-то такое интересно.

Героиня фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской
Героиня фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской

А Галя совсем другая — не злая, никого не осуждает. При этом она так же, как я, оценивает происходящее, но только реагирует по-другому. Все свое детство, юность и часть молодости она провела в доме ребенка, потом в детском доме-интернате (ДДИ), потом в психоневрологическом интернате (ПНИ). Все это в той или иной степени тюрьма, где порой встречается запредельная жестокость и тупость персонала. Галя провела в этом всю свою жизнь до недавнего времени и не ожесточилась, не поливает грязью людей, управлявших ее жизнью, она относится к этому очень философски, без злобы, осуждений и проклятий, хотя все это было совсем не радостно.

Героиня фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской
Героиня фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской

Еще она верующий человек. Что мне тоже интересно, потому что я атеист. И плюс у нее непередаваемый тембр. Это из разряда таланта, природного дара. Когда она начинает говорить, прям заслушиваешься. При этом у нее сложная, прекрасная, богатейшая литературная речь, огромный словарный запас. Такого быть не может у человека, проведшего детство и юность в интернатах. Но такое случилось в совершенно адских стартовых условиях.

То есть Галя совершенно уникальный человек. В одном смысле. А в другом — таких людей сто шестьдесят тысяч, я имею в виду тех, кто живет в психоневрологических интернатах.

— Но все-таки это будет фильм в большей степени о Гале или о системе ПНИ? Или одно будет раскрываться через другое?

— А это интересная творческая задача. Потому что тут одно невозможно без другого. Я перед собой ставлю задачу рассказать и о Гале, о ее истории, о ее биографии, о ее настоящем. И рассказать о том месте, из которого ей удалось выбраться, то есть о психоневрологических интернатах. То есть это история и об этом, и об этом.

— В чем заключается подготовительная работа перед съемками документального фильма и какой срок обычно занимают съемки?

— Есть разные школы создания документального кино. Я принадлежу к той, которая примерно представляет себе сроки, план, очень неплохо представляет героя и свои задачи. А дальше во всем этом начинает довольно импровизированно двигаться.

На съемках фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской
На съемках фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской

Обычно производство фильма занимает год. Редко — сильно быстрее или несколько дольше, но это исключения. Чаще всего фильм укладывается в 12 месяцев. За героем фильма интересно следить в развитии, поэтому нужно, чтобы с ним что-то происходило хотя бы год, этого времени для меня обычно достаточно.

Круг тем будущего фильма понятен. Мы его уже назвали: Галя, ее история, ее мысли, ее прошлая и нынешняя жизни и место — психоневрологический интернат, где она жила и формировалась.

На данный момент у нас уже было несколько съемочных дней. Деньги на фильм мы еще не собрали, но уже снимаем, потому что надо успевать ловить Галю — она учится в Италии, летом приезжала в Москву, но сразу уехала в Прибалтику, а в следующий раз будет только, дай бог, зимой. Продолжать съемки будем уже в Италии, потому что она там сейчас живет.

— Расскажите о вашей методике съемок? Как происходит взаимодействие команды и героя? По вашему опыту, что необходимо для того, чтобы добиться от героя естественности, чтобы он перестал замечать камеру?

— А я так не снимаю. Я не незаметная камера, а наоборот — камера очень заметная. Я всегда в контакте с героем, меня видно, слышно, я не стараюсь слиться со средой, болтаю во время съемки. И часто меня бывает даже много.

 На съемках фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской
На съемках фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской

При этом я никогда не вмешиваюсь в историю, не планирую за героя, не предлагаю куда-то поехать, с кем-то поговорить. Я подстраиваюсь под его жизнь и снимаю ее в том виде, в котором она идет. Конечно, больше всего я люблю, когда мы с героем в хороших теплых отношениях. Я не про дружбу, которая требует большего времени, а про симпатию, контакт и доверие. Это мне больше нравится, чем когда я снимаю героя и потом мы навсегда расходимся, хотя и такое тоже бывает.

— Какие вы используете камеры и в чем их удобство?

— Обычно у меня их несколько. Я люблю, когда есть традиционная видеокамера. Такая камера для стрингеров. Сейчас у нас это Canon XA25. Ее включаешь, и она сразу может снимать. Безотказная, все всегда в фокусе, компактная. Поэтому ее часто используют во время военных съемок, например. И обычно у нас всегда есть какой-то фотоаппарат для съемки. Я вообще предпочитаю Panasonic. Мы снимаем на GX85. Тоже отличная камера с отличным фокусом.

Мы не имеем возможности снимать медленно, что-то выстраивать, у нас все быстро, часто бегом. Поэтому нам нужна техника, которая пускай не дает такую замечательную картинку, как какой-нибудь Blackmagic или кинокамеры, зато будет быстрой и надежной. И еще часто я использую разные экшн-камеры. Например, последний раз была Xiaomi.

На съемках фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской
На съемках фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской

— Кто входит в вашу команду?

— Обычно это я и оператор. Если у нас высокий бюджет, то народу может быть больше. Например, я, оператор, второй оператор и звукорежиссер. Но это уже вопрос возможностей и бюджета.

— Как обычно происходит монтаж? Каковы критерии отбора материала? Надо ли учитывать какие-то особенности, если фильм создается для телевизионного показа?

— Зависит от задачи. Да, если есть договоренность о попадании на российские телеканалы, то сразу подключается специальный режиссер монтажа, который знает критерии и отделяет материал, не подходящий по качеству видео или звука. Дело в том, что на телевидении по прежнему существует ОТК, которому наплевать на художественную ценность, а важно, чтобы было записано без мерцания и звук был без дребезжания. А если при этом герой делает какое-то важное признание, для ОТК это совершенно не важно.

Так у меня было на последнем фильме, где было две большие студии — монтажа и звукозаписи, и очень много народу работало с техническими требованиями. Но, если прямых договоренностей с телеканалами нет, или если это западные телеканалы, то я сама монтирую.

На съемках фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской
На съемках фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской

— Как вы относитесь к кинотеатральному прокату документального кино?

— Знаете, вот сколько раз на меня выходили прокатчики и предлагали отправить фильм в кинопрокат, я никогда не соглашалась, потому что не вижу в этом смысла. Может быть, я совершаю ошибку, потому что многие мои друзья-режиссеры хотят кинопрокат, вкладываются в это. Обычно получается три с половиной кинозала, с которыми режиссер сам договорился. Возможно, я преуменьшаю и это двадцать три, но я в этом смысла не вижу.

На мой взгляд, YouTube полностью перекрывает эти двадцать три кинозала, и если фильм в интернете посмотрит миллион человек или полмиллиона, то это уже лучше, чем геморрой с кинозалами. Но это мой выбор, не факт, что он правильный.

Есть документальные фильмы, у которых желателен кинопрокат, и он отличный. Какие-нибудь «Малыши» или «Птицы». Чаще всего это такие видовые фильмы. У них действительно нормальный кинопрокат, зрители радостно идут, какая-то касса. Но фильмам с социальной направленностью ничего этого не светит. Так что нет смысла прикладывать кучу усилий для проката с минимальным эффектом.

На съемках фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской
На съемках фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской

По поводу «Галя, ты молодец» — у нас пока есть договоренность о премьере на «Дожде», который информационно поддерживает сбор средств на фильм. Тут я в полном согласии, потому что мне кажется аудитории «Дождя» будет очень близка тема фильма. С другими телеканалами или фестивалями обсуждений пока не было — хотя бы потому, что до недавних пор был открыт даже вопрос съемок. Сейчас постепенно буду устраивать судьбу фильма.

— Четыре ваших фильма до «Галя — ты молодец!» успешно собрали средства через краудфандинг. Расскажите, как в принципе происходит поиск средств на производство картин, и какой совет в плане краудфандинга вы могли бы дать начинающим документалистам?

— Если вдруг кому-то интересно, как я собираю деньги, то у меня на YouTube есть полуторачасовой мастер-класс на эту тему. Я во всех подробностях и деталях рассказываю об этом. Когда человек заявляет сбор средств, и не важно на что — на документальное кино, мультфильм или собачий приют, — самый главный, на мой взгляд, секрет состоит в том, что это должно быть прикольно, интересно и не банально. Для начала надо решить эту задачу — отличиться от моря других людей, которые в эту секунду делают то же самое.

На съемках фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской
На съемках фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской

Второе — нужно уметь вовлекать людей в свою идею. Дальше же идут уже технические решения, но они имеют вторичную функцию. И тут важно третье — нужно идти до конца, до тех пор, пока не получится. Но все это невозможно без веры в то, что делаете.

Базово — надо верить в себя и в то, что вы делаете.

Поддержать проект можно на Planeta.ru
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 

Обложка: режиссер-документалист Елена Погребижская / Фото: предоставлено Еленой Погребижской

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Тест

Тест: знаете ли вы советское и российское телевидение?

В начале октября 1931 года на территории СССР начинаются регулярные передачи «движущихся изображений» (телевидения). Во что это вылилось, мы прекрасно знаем. Но насколько хорошо вы знаете историю отечественного ТВ?

2 октября 8808
Практика

Драконы, армия мертвых, битвы: как создавались визуальные эффекты седьмого сезона «Игры престолов»

С каждым сезоном «Игра престолов» наращивала количество VFX-шотов и к седьмому — их стало уже 2106. Разбираемся, как создателям сериала удалось совместить реальность и графику незаметно для зрителя

4 октября 2254
Слова

«Сериал “ТРИАДА” можно назвать вторым сезоном “Измен”, но в другом жанре»

Сценарист, креативный продюсер сериала «ТРИАДА» (ТНТ) Дарья Грацевич рассказала нам о том, кто несет ответственность за конечный результат в производстве сериалов, что такое «женское гетто» в российском юморе и как ее сценарии заманивают лучших российских актрис на проекты

3 октября 1896
Тенденция

Когда умрет телевидение

Уменьшается ли зрительская аудитория каналов или, наоборот, растет? Действительно ли традиционному телевидению угрожает интернет? Об этом рассуждает заведующий отделом телевидения «Комсомольской правды» Сергей Ефимов — специально для tvkinoradio.ru

1 октября 1732
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее