Слова

«Для начала режиссеру надо решить задачу — как отличиться от моря других людей»

Какие камеры удобнее для оперативной съемки, почему не так важен кинотеатральный прокат и как найти свою тему и героя: режиссер-документалист Елена Погребижская делится профессиональным опытом и рассказывает о своем новом проекте – о системе ПНИ «Галя — ты молодец!»


— Ваши фильмы часто затрагивают особенно острые, болезненные темы. Как происходит этот выбор и как возникла идея снять картину «Галя — ты молодец!» о системе ПНИ?

— Я вообще не очень осознанно выбираю темы. Внутренний голос, интуиция говорит, что было бы круто снять об этом фильм, и обычно я его слушаю. Боюсь, другого аргумента у меня нет.

Режиссер-документалист Елена Погребижская / Фото: предоставлено Еленой Погребижской
Режиссер-документалист Елена Погребижская / Фото: предоставлено Еленой Погребижской

— А как происходит выбор героя фильма, есть ли какие-то критерии?

— Мне довольно мало что интересно и мало кто интересен. Поэтому тут легко определиться — если вдруг мне кто-то интересен, что бывает редко, то я этим интересом делюсь. Возможно, это не совсем ответ для интервью, но это действительно работает так. Я не провожу никакого анализа, исследований, а просто хочу и делаю. Меня мало что трогает по-настоящему, но если уж это случилось, значит, смело можно снимать фильм.
 
О фильме «Галя — ты молодец!»

— Чем тогда вас настолько заинтересовала Галя?

— Она действительно интересна редким сочетанием обстоятельств, в которых оказалась, и характера: она очень мудрая и не злая. Вокруг меня много классных людей, но в большей степени это люди циничные, провокативные, часто злые. Для кого-то это норма и кому-то такое интересно.

Героиня фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской
Героиня фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской

А Галя совсем другая — не злая, никого не осуждает. При этом она так же, как я, оценивает происходящее, но только реагирует по-другому. Все свое детство, юность и часть молодости она провела в доме ребенка, потом в детском доме-интернате (ДДИ), потом в психоневрологическом интернате (ПНИ). Все это в той или иной степени тюрьма, где порой встречается запредельная жестокость и тупость персонала. Галя провела в этом всю свою жизнь до недавнего времени и не ожесточилась, не поливает грязью людей, управлявших ее жизнью, она относится к этому очень философски, без злобы, осуждений и проклятий, хотя все это было совсем не радостно.

Героиня фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской
Героиня фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской

Еще она верующий человек. Что мне тоже интересно, потому что я атеист. И плюс у нее непередаваемый тембр. Это из разряда таланта, природного дара. Когда она начинает говорить, прям заслушиваешься. При этом у нее сложная, прекрасная, богатейшая литературная речь, огромный словарный запас. Такого быть не может у человека, проведшего детство и юность в интернатах. Но такое случилось в совершенно адских стартовых условиях.

То есть Галя совершенно уникальный человек. В одном смысле. А в другом — таких людей сто шестьдесят тысяч, я имею в виду тех, кто живет в психоневрологических интернатах.

— Но все-таки это будет фильм в большей степени о Гале или о системе ПНИ? Или одно будет раскрываться через другое?

— А это интересная творческая задача. Потому что тут одно невозможно без другого. Я перед собой ставлю задачу рассказать и о Гале, о ее истории, о ее биографии, о ее настоящем. И рассказать о том месте, из которого ей удалось выбраться, то есть о психоневрологических интернатах. То есть это история и об этом, и об этом.

— В чем заключается подготовительная работа перед съемками документального фильма и какой срок обычно занимают съемки?

— Есть разные школы создания документального кино. Я принадлежу к той, которая примерно представляет себе сроки, план, очень неплохо представляет героя и свои задачи. А дальше во всем этом начинает довольно импровизированно двигаться.

На съемках фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской
На съемках фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской

Обычно производство фильма занимает год. Редко — сильно быстрее или несколько дольше, но это исключения. Чаще всего фильм укладывается в 12 месяцев. За героем фильма интересно следить в развитии, поэтому нужно, чтобы с ним что-то происходило хотя бы год, этого времени для меня обычно достаточно.

Круг тем будущего фильма понятен. Мы его уже назвали: Галя, ее история, ее мысли, ее прошлая и нынешняя жизни и место — психоневрологический интернат, где она жила и формировалась.

На данный момент у нас уже было несколько съемочных дней. Деньги на фильм мы еще не собрали, но уже снимаем, потому что надо успевать ловить Галю — она учится в Италии, летом приезжала в Москву, но сразу уехала в Прибалтику, а в следующий раз будет только, дай бог, зимой. Продолжать съемки будем уже в Италии, потому что она там сейчас живет.

— Расскажите о вашей методике съемок? Как происходит взаимодействие команды и героя? По вашему опыту, что необходимо для того, чтобы добиться от героя естественности, чтобы он перестал замечать камеру?

— А я так не снимаю. Я не незаметная камера, а наоборот — камера очень заметная. Я всегда в контакте с героем, меня видно, слышно, я не стараюсь слиться со средой, болтаю во время съемки. И часто меня бывает даже много.

 На съемках фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской
На съемках фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской

При этом я никогда не вмешиваюсь в историю, не планирую за героя, не предлагаю куда-то поехать, с кем-то поговорить. Я подстраиваюсь под его жизнь и снимаю ее в том виде, в котором она идет. Конечно, больше всего я люблю, когда мы с героем в хороших теплых отношениях. Я не про дружбу, которая требует большего времени, а про симпатию, контакт и доверие. Это мне больше нравится, чем когда я снимаю героя и потом мы навсегда расходимся, хотя и такое тоже бывает.

— Какие вы используете камеры и в чем их удобство?

— Обычно у меня их несколько. Я люблю, когда есть традиционная видеокамера. Такая камера для стрингеров. Сейчас у нас это Canon XA25. Ее включаешь, и она сразу может снимать. Безотказная, все всегда в фокусе, компактная. Поэтому ее часто используют во время военных съемок, например. И обычно у нас всегда есть какой-то фотоаппарат для съемки. Я вообще предпочитаю Panasonic. Мы снимаем на GX85. Тоже отличная камера с отличным фокусом.

Мы не имеем возможности снимать медленно, что-то выстраивать, у нас все быстро, часто бегом. Поэтому нам нужна техника, которая пускай не дает такую замечательную картинку, как какой-нибудь Blackmagic или кинокамеры, зато будет быстрой и надежной. И еще часто я использую разные экшн-камеры. Например, последний раз была Xiaomi.

На съемках фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской
На съемках фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской

— Кто входит в вашу команду?

— Обычно это я и оператор. Если у нас высокий бюджет, то народу может быть больше. Например, я, оператор, второй оператор и звукорежиссер. Но это уже вопрос возможностей и бюджета.

— Как обычно происходит монтаж? Каковы критерии отбора материала? Надо ли учитывать какие-то особенности, если фильм создается для телевизионного показа?

— Зависит от задачи. Да, если есть договоренность о попадании на российские телеканалы, то сразу подключается специальный режиссер монтажа, который знает критерии и отделяет материал, не подходящий по качеству видео или звука. Дело в том, что на телевидении по прежнему существует ОТК, которому наплевать на художественную ценность, а важно, чтобы было записано без мерцания и звук был без дребезжания. А если при этом герой делает какое-то важное признание, для ОТК это совершенно не важно.

Так у меня было на последнем фильме, где было две большие студии — монтажа и звукозаписи, и очень много народу работало с техническими требованиями. Но, если прямых договоренностей с телеканалами нет, или если это западные телеканалы, то я сама монтирую.

На съемках фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской
На съемках фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской

— Как вы относитесь к кинотеатральному прокату документального кино?

— Знаете, вот сколько раз на меня выходили прокатчики и предлагали отправить фильм в кинопрокат, я никогда не соглашалась, потому что не вижу в этом смысла. Может быть, я совершаю ошибку, потому что многие мои друзья-режиссеры хотят кинопрокат, вкладываются в это. Обычно получается три с половиной кинозала, с которыми режиссер сам договорился. Возможно, я преуменьшаю и это двадцать три, но я в этом смысла не вижу.

На мой взгляд, YouTube полностью перекрывает эти двадцать три кинозала, и если фильм в интернете посмотрит миллион человек или полмиллиона, то это уже лучше, чем геморрой с кинозалами. Но это мой выбор, не факт, что он правильный.

Есть документальные фильмы, у которых желателен кинопрокат, и он отличный. Какие-нибудь «Малыши» или «Птицы». Чаще всего это такие видовые фильмы. У них действительно нормальный кинопрокат, зрители радостно идут, какая-то касса. Но фильмам с социальной направленностью ничего этого не светит. Так что нет смысла прикладывать кучу усилий для проката с минимальным эффектом.

На съемках фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской
На съемках фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской

По поводу «Галя, ты молодец» — у нас пока есть договоренность о премьере на «Дожде», который информационно поддерживает сбор средств на фильм. Тут я в полном согласии, потому что мне кажется аудитории «Дождя» будет очень близка тема фильма. С другими телеканалами или фестивалями обсуждений пока не было — хотя бы потому, что до недавних пор был открыт даже вопрос съемок. Сейчас постепенно буду устраивать судьбу фильма.

— Четыре ваших фильма до «Галя — ты молодец!» успешно собрали средства через краудфандинг. Расскажите, как в принципе происходит поиск средств на производство картин, и какой совет в плане краудфандинга вы могли бы дать начинающим документалистам?

— Если вдруг кому-то интересно, как я собираю деньги, то у меня на YouTube есть полуторачасовой мастер-класс на эту тему. Я во всех подробностях и деталях рассказываю об этом. Когда человек заявляет сбор средств, и не важно на что — на документальное кино, мультфильм или собачий приют, — самый главный, на мой взгляд, секрет состоит в том, что это должно быть прикольно, интересно и не банально. Для начала надо решить эту задачу — отличиться от моря других людей, которые в эту секунду делают то же самое.

На съемках фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской
На съемках фильма «Галя — ты молодец!» / Фото: предоставлено Еленой Погребижской

Второе — нужно уметь вовлекать людей в свою идею. Дальше же идут уже технические решения, но они имеют вторичную функцию. И тут важно третье — нужно идти до конца, до тех пор, пока не получится. Но все это невозможно без веры в то, что делаете.

Базово — надо верить в себя и в то, что вы делаете.

Поддержать проект можно на Planeta.ru
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 

Обложка: режиссер-документалист Елена Погребижская / Фото: предоставлено Еленой Погребижской

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4703
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3572
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2793
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее