Слова

«Творческая свобода — главный плюс киносъемки во Владивостоке»

Георгий Саенко, шоураннер и режиссер многосерийного художественного фильма «Осенние визиты» по роману Сергея Лукьяненко, рассказал о том, как снять кино во Владивостоке и каково работать над сценарием вместе с автором литературного первоисточника


— «Осенние визиты» — это не самый популярный роман Лукьяненко…

— Потому что «Осенние визиты» отличаются от остальных романов Сергея Васильевича.

— И хотя его хорошо знают в армии поклонников писателя, он практически не известен среди массовой аудитории. Почему вы взялись именно за него?

— Тут собралось много факторов. Во-первых, книга действительно очень кинематографична. Во-вторых, она нравится лично мне, да и съемочной группе тоже, своей бескомпромиссностью, посылом, жесткостью. В-третьих, это просто интересный материал. И наконец, немаловажным фактором выбора стала юридическая сторона — это единственный роман Сергея Васильевича Лукьяненко, на который не были куплены права. Из всех его книг.

Книга «Осенние визиты»
Книга «Осенние визиты»

— Сам Сергей Лукьяненко отмечал в интервью, что после «Дозоров» «Осенние визиты» наиболее поддающийся экранизации роман, от которого долгое время «все шарахались». Почему?

— Вопрос почему от него шарахались, наверно, не мне надо задавать, а тем кто шарахался. Насколько я помню из общения с Сергеем Васильевичем, он сам не может понять. Видимо, тайный киношный сговор (смеется).

— Сценарий был написан большой группой единомышленников или одним-двумя людьми?

— Сценарий мы пишем вместе с Андреем Ващенковым, с которым, по сути, являемся шоураннерами. Конфликты есть, но решаемые за пару минут — когда свои взгляды пытаемся доказать. Орать друг на друга — не орем, но споры бывают жаркие. У нас есть карт-бланш: если уж позиция ни в его, ни в мою сторону, — тогда пишем или звоним Сергею Васильевичу и он говорит свое авторское решение: «Пусть будет вот так».
 
Отрывок из фильма «Осенние визиты» (2019)

Например, самая первая сцена в книге, где к эсперу — это такой экстрасенс на службе у одной из спецслужб России (кто читал роман, тот должен помнить) — приходит видение. Мы над этой сценой бились долго: как это показать интересно и динамично. В книге три страницы переживаний одного человека, без прямой речи — только авторский текст. В итоге позвонили Сергею Васильевичу и он сказал: «Режьте!». По итогу потом пришла идея как начать, но я не буду спойлерить, сами все увидите. Получилось с динамикой и не конфликтует с книгой.

На странице «Осенних визитов» краудфандингового сервиса Planeta.ru вы рассказываете, что показали первые 15 минут фильма Сергею Васильевичу в 2019 году, и он их одобрил. Во сколько они вам обошлись?

— Тестовые сцены (одна шла 8, вторая — около 6 минут) нам обошлись примерно в 60 тысяч рублей, учитывая костюмы, транспорт и тому подобные производственные расходы, всю смету в общем.

Ко всему прочему, у нас еще непосредственно во время монтажа сгорел жесткий диск со всеми материалами, мы уже распрощались с материалом, но нашелся умелец, который практически все восстановил. Собственно монтаж сцен был закончен примерно часа за 4 до встречи с Сергеем Васильевичем. Седых волос у меня на голове добавилось. Сейчас все, разумеется, пишется на бэкапы.

Кадр из фильма «Осенние визиты» (2019) / Фото: Cinema Code Production
Кадр из фильма «Осенние визиты» (2019) / Фото: Cinema Code Production

— Плюсы и минусы работы в кино во Владивостоке?

— Плюсы, как это ни странно, в творческой свободе. Нам никто не мешает, наоборот, помогают. Да, некоторые двери открываются с трудом, кто-то безразлично относится к кино — они другими вещами живут, и винить этих людей я не могу и не буду.

Минусы — это отсутствие инфраструктуры в восточной части России. Нам очень сильно помогает кинокомиссия Приморского края во главе с Дмитрием Шевцовым — они вообще занимаются поддержкой кинопроектов на территории Приморья — и администрация Приморского края. Очень многое получается благодаря им. Например, съемки в 4К, свет, рельсы и тому подобное. Активный период съемок у нас еще впереди — осенью и весной, сейчас мы немного в ленивом режиме снимаем интерьеры, диалоги и т.п. До экшна еще не добрались. Вот там взвоем.

— На чем можно сэкономить, работая во Владивостоке, а что является основной статьей расходов?

— Скорее всего, основной статьей расходов являются транспорт, костюмы, грим, оружие. Если подробно не расписывать, то с техникой нам помогает администрация региона и местная кинокомиссия — объективы, камера и тому подобное. Локации, в большинстве своем, — квартиры (какие-то у знакомых, с подходящей обстановкой, какие-то — приходится брать в аренду). В общем, учитывая, что проект хоть и с серьезными амбициями, но фанатский, так что экономить приходится буквально на всем. Изворачиваемся, что-то придумываем. Практически в написании любой сцены бюджет учитывается на этапе сценария — что мы можем себе позволить, а что нет. Актеры работают на энтузиазме, мы тоже.

Кадр из фильма «Осенние визиты» (2019) / Фото: Cinema Code Production
Кадр из фильма «Осенние визиты» (2019) / Фото: Cinema Code Production

— Как Сергей Васильевич помогает в съемках? Или он предпочитает не вмешиваться в процесс? Или, наоборот, вы сами обращаетесь к нему за помощью?

— Как я выше уже сказал — обращаемся, когда не можем решить, как в сценарии тот или иной персонаж себя поведет. Честно могу сказать одну из сцен — достаточно важную — я понял только тогда, когда ее по косточкам разобрали для сценария и пересобрали вновь. Собственно, практически все события книги так перебираются. У нас был сделан глобальный план — что за чем идет — это все перед написанием сценария. Сразу отмечу: изменения есть, но не такие, от которых у нас народ плюется на экранизациях. Это касается того, что мы снимаем во Владивостоке и что снимаем в 2019 году, а не в 1995. Глобальный интернет, сотовые, культурные маяки и так далее. Сам сюжет же универсален для любого времени — еще одна из причин, почему мне эта книга очень нравится. Многое, например, из авторского текста приходится переносить в реплики персонажей.

— На странице той же Planeta.ru, вы пишите, что еще не выбрали телеканал. Но, как известно, препродакшн сериала начинается именно с этого: чья аудитория будет наиболее заинтересована в материале. Плюс, сейчас все более распространена практика, когда канал или студия участвуют (частично или полностью) в финансировании проекта.

— То, что мы не привязаны к каналу сейчас, наоборот, не связывает нам крылья. Даже если каналы откажутся, здесь повторю свои слова, в том числе из-за цензуры и редакционной политики, на этот случай у нас всегда есть YouTube и каналы вроде Premier. Я не говорю, что им сразу должно быть интересно, но это тоже выход. Со своей стороны, мы готовы к диалогу с каналами.

Кадр из фильма «Осенние визиты» (2019) / Фото: Cinema Code Production
Кадр из фильма «Осенние визиты» (2019) / Фото: Cinema Code Production

У меня вообще мечта, чтобы он вышел на «Нетфликсе» (смеется). Вряд ли мы доросли до него. Пока выход запланирован на вторую половину 2021 года. Успеем раньше — выпустим раньше. Мы сами в этом заинтересованы. Обо всех переменах в графиках, разумеется, все бейкеры будут знать из первых уст.

Денег просить у каналов мы не стали по двум соображениям. Первая — у нас развязаны руки в плане подачи идей, вторая — у них нет оснований нам доверять.

Я их прекрасно понимаю — какие-то чуваки из Владивостока, на противоположном краю страны что-то снимают. То, что в нас поверил Сергей Васильевич, для меня лично, — это чудо. И тяжелая работа, на данный момент — ежедневная. Но очень интересная.

Кадр из фильма «Осенние визиты» (2019) / Фото: Cinema Code Production
Кадр из фильма «Осенние визиты» (2019) / Фото: Cinema Code Production

— Что случится, если вы не успеете снять задуманное за три года, согласно «копеечному договору»?

— Надеюсь, что успеем. Должны успеть. Не хочу загадывать негативный результат, но Сергей Васильевич пообещал продлить опцион на права, если увидит в этом необходимость. Спасибо всем, кто нас поддерживает!

Поддержать проект можно на Planeta.ru
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 
 

Обложка: на съемках фильма «Осенние визиты» (2019) / Фото: официальная страница фильма в Vkontakte

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Тест

Тест: знаете ли вы советское и российское телевидение?

В начале октября 1931 года на территории СССР начинаются регулярные передачи «движущихся изображений» (телевидения). Во что это вылилось, мы прекрасно знаем. Но насколько хорошо вы знаете историю отечественного ТВ?

2 октября 8808
Практика

Драконы, армия мертвых, битвы: как создавались визуальные эффекты седьмого сезона «Игры престолов»

С каждым сезоном «Игра престолов» наращивала количество VFX-шотов и к седьмому — их стало уже 2106. Разбираемся, как создателям сериала удалось совместить реальность и графику незаметно для зрителя

4 октября 2254
Слова

«Сериал “ТРИАДА” можно назвать вторым сезоном “Измен”, но в другом жанре»

Сценарист, креативный продюсер сериала «ТРИАДА» (ТНТ) Дарья Грацевич рассказала нам о том, кто несет ответственность за конечный результат в производстве сериалов, что такое «женское гетто» в российском юморе и как ее сценарии заманивают лучших российских актрис на проекты

3 октября 1896
Тенденция

Когда умрет телевидение

Уменьшается ли зрительская аудитория каналов или, наоборот, растет? Действительно ли традиционному телевидению угрожает интернет? Об этом рассуждает заведующий отделом телевидения «Комсомольской правды» Сергей Ефимов — специально для tvkinoradio.ru

1 октября 1732
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее