Слова

«Творческая свобода — главный плюс киносъемки во Владивостоке»

Георгий Саенко, шоураннер и режиссер многосерийного художественного фильма «Осенние визиты» по роману Сергея Лукьяненко, рассказал о том, как снять кино во Владивостоке и каково работать над сценарием вместе с автором литературного первоисточника


— «Осенние визиты» — это не самый популярный роман Лукьяненко…

— Потому что «Осенние визиты» отличаются от остальных романов Сергея Васильевича.

— И хотя его хорошо знают в армии поклонников писателя, он практически не известен среди массовой аудитории. Почему вы взялись именно за него?

— Тут собралось много факторов. Во-первых, книга действительно очень кинематографична. Во-вторых, она нравится лично мне, да и съемочной группе тоже, своей бескомпромиссностью, посылом, жесткостью. В-третьих, это просто интересный материал. И наконец, немаловажным фактором выбора стала юридическая сторона — это единственный роман Сергея Васильевича Лукьяненко, на который не были куплены права. Из всех его книг.

Книга «Осенние визиты»
Книга «Осенние визиты»

— Сам Сергей Лукьяненко отмечал в интервью, что после «Дозоров» «Осенние визиты» наиболее поддающийся экранизации роман, от которого долгое время «все шарахались». Почему?

— Вопрос почему от него шарахались, наверно, не мне надо задавать, а тем кто шарахался. Насколько я помню из общения с Сергеем Васильевичем, он сам не может понять. Видимо, тайный киношный сговор (смеется).

— Сценарий был написан большой группой единомышленников или одним-двумя людьми?

— Сценарий мы пишем вместе с Андреем Ващенковым, с которым, по сути, являемся шоураннерами. Конфликты есть, но решаемые за пару минут — когда свои взгляды пытаемся доказать. Орать друг на друга — не орем, но споры бывают жаркие. У нас есть карт-бланш: если уж позиция ни в его, ни в мою сторону, — тогда пишем или звоним Сергею Васильевичу и он говорит свое авторское решение: «Пусть будет вот так».
 
Отрывок из фильма «Осенние визиты» (2019)

Например, самая первая сцена в книге, где к эсперу — это такой экстрасенс на службе у одной из спецслужб России (кто читал роман, тот должен помнить) — приходит видение. Мы над этой сценой бились долго: как это показать интересно и динамично. В книге три страницы переживаний одного человека, без прямой речи — только авторский текст. В итоге позвонили Сергею Васильевичу и он сказал: «Режьте!». По итогу потом пришла идея как начать, но я не буду спойлерить, сами все увидите. Получилось с динамикой и не конфликтует с книгой.

На странице «Осенних визитов» краудфандингового сервиса Planeta.ru вы рассказываете, что показали первые 15 минут фильма Сергею Васильевичу в 2019 году, и он их одобрил. Во сколько они вам обошлись?

— Тестовые сцены (одна шла 8, вторая — около 6 минут) нам обошлись примерно в 60 тысяч рублей, учитывая костюмы, транспорт и тому подобные производственные расходы, всю смету в общем.

Ко всему прочему, у нас еще непосредственно во время монтажа сгорел жесткий диск со всеми материалами, мы уже распрощались с материалом, но нашелся умелец, который практически все восстановил. Собственно монтаж сцен был закончен примерно часа за 4 до встречи с Сергеем Васильевичем. Седых волос у меня на голове добавилось. Сейчас все, разумеется, пишется на бэкапы.

Кадр из фильма «Осенние визиты» (2019) / Фото: Cinema Code Production
Кадр из фильма «Осенние визиты» (2019) / Фото: Cinema Code Production

— Плюсы и минусы работы в кино во Владивостоке?

— Плюсы, как это ни странно, в творческой свободе. Нам никто не мешает, наоборот, помогают. Да, некоторые двери открываются с трудом, кто-то безразлично относится к кино — они другими вещами живут, и винить этих людей я не могу и не буду.

Минусы — это отсутствие инфраструктуры в восточной части России. Нам очень сильно помогает кинокомиссия Приморского края во главе с Дмитрием Шевцовым — они вообще занимаются поддержкой кинопроектов на территории Приморья — и администрация Приморского края. Очень многое получается благодаря им. Например, съемки в 4К, свет, рельсы и тому подобное. Активный период съемок у нас еще впереди — осенью и весной, сейчас мы немного в ленивом режиме снимаем интерьеры, диалоги и т.п. До экшна еще не добрались. Вот там взвоем.

— На чем можно сэкономить, работая во Владивостоке, а что является основной статьей расходов?

— Скорее всего, основной статьей расходов являются транспорт, костюмы, грим, оружие. Если подробно не расписывать, то с техникой нам помогает администрация региона и местная кинокомиссия — объективы, камера и тому подобное. Локации, в большинстве своем, — квартиры (какие-то у знакомых, с подходящей обстановкой, какие-то — приходится брать в аренду). В общем, учитывая, что проект хоть и с серьезными амбициями, но фанатский, так что экономить приходится буквально на всем. Изворачиваемся, что-то придумываем. Практически в написании любой сцены бюджет учитывается на этапе сценария — что мы можем себе позволить, а что нет. Актеры работают на энтузиазме, мы тоже.

Кадр из фильма «Осенние визиты» (2019) / Фото: Cinema Code Production
Кадр из фильма «Осенние визиты» (2019) / Фото: Cinema Code Production

— Как Сергей Васильевич помогает в съемках? Или он предпочитает не вмешиваться в процесс? Или, наоборот, вы сами обращаетесь к нему за помощью?

— Как я выше уже сказал — обращаемся, когда не можем решить, как в сценарии тот или иной персонаж себя поведет. Честно могу сказать одну из сцен — достаточно важную — я понял только тогда, когда ее по косточкам разобрали для сценария и пересобрали вновь. Собственно, практически все события книги так перебираются. У нас был сделан глобальный план — что за чем идет — это все перед написанием сценария. Сразу отмечу: изменения есть, но не такие, от которых у нас народ плюется на экранизациях. Это касается того, что мы снимаем во Владивостоке и что снимаем в 2019 году, а не в 1995. Глобальный интернет, сотовые, культурные маяки и так далее. Сам сюжет же универсален для любого времени — еще одна из причин, почему мне эта книга очень нравится. Многое, например, из авторского текста приходится переносить в реплики персонажей.

— На странице той же Planeta.ru, вы пишите, что еще не выбрали телеканал. Но, как известно, препродакшн сериала начинается именно с этого: чья аудитория будет наиболее заинтересована в материале. Плюс, сейчас все более распространена практика, когда канал или студия участвуют (частично или полностью) в финансировании проекта.

— То, что мы не привязаны к каналу сейчас, наоборот, не связывает нам крылья. Даже если каналы откажутся, здесь повторю свои слова, в том числе из-за цензуры и редакционной политики, на этот случай у нас всегда есть YouTube и каналы вроде Premier. Я не говорю, что им сразу должно быть интересно, но это тоже выход. Со своей стороны, мы готовы к диалогу с каналами.

Кадр из фильма «Осенние визиты» (2019) / Фото: Cinema Code Production
Кадр из фильма «Осенние визиты» (2019) / Фото: Cinema Code Production

У меня вообще мечта, чтобы он вышел на «Нетфликсе» (смеется). Вряд ли мы доросли до него. Пока выход запланирован на вторую половину 2021 года. Успеем раньше — выпустим раньше. Мы сами в этом заинтересованы. Обо всех переменах в графиках, разумеется, все бейкеры будут знать из первых уст.

Денег просить у каналов мы не стали по двум соображениям. Первая — у нас развязаны руки в плане подачи идей, вторая — у них нет оснований нам доверять.

Я их прекрасно понимаю — какие-то чуваки из Владивостока, на противоположном краю страны что-то снимают. То, что в нас поверил Сергей Васильевич, для меня лично, — это чудо. И тяжелая работа, на данный момент — ежедневная. Но очень интересная.

Кадр из фильма «Осенние визиты» (2019) / Фото: Cinema Code Production
Кадр из фильма «Осенние визиты» (2019) / Фото: Cinema Code Production

— Что случится, если вы не успеете снять задуманное за три года, согласно «копеечному договору»?

— Надеюсь, что успеем. Должны успеть. Не хочу загадывать негативный результат, но Сергей Васильевич пообещал продлить опцион на права, если увидит в этом необходимость. Спасибо всем, кто нас поддерживает!

Поддержать проект можно на Planeta.ru
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 
 

Обложка: на съемках фильма «Осенние визиты» (2019) / Фото: официальная страница фильма в Vkontakte

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 11546
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 10302
Практика

Семь вещей, которым учит «Пила»

«Пила» стала одной из самых успешных и долгоиграющих хоррор-франшиз XXI века, хотя начиналась как скромный минималистичный детективный триллер. Разбираем, что полезного можно почерпнуть из обстоятельств создания дебютной картины Джеймса Вана и Ли Уоннела

19 января 4986
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 4093
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее