Практика

Мастер: Витторио Стораро

В кинотеатрах идет «Дождливый день в Нью-Йорке», уже третья совместная работа Вуди Аллена и великого оператора Витторио Стораро. В нашем ролике — разбор творческого метода «волшебника светотени» и «бога цвета», снявшего «Конформиста», «Апокалипсис сегодня» и «Последнего императора»


Витторио Стораро — легенда мира операторского искусства и кинематографа в целом, «волшебник светотени», трехкратный обладатель «Оскара», соавтор таких режиссеров, как Бернардо Бертолуччи, Фрэнсис Форд Коппола, Уоррен Битти, Карлос Саура и Вуди Аллен. Жанровое и тематическое разнообразие его картин чрезвычайно велико, но в то же время кадр, снятый Стораро, опознается моментально. Разберемся в особенностях его творческого метода и операторского стиля.
 
Мастер: Витторио Стораро

 

Оператор-теоретик

Широко известен тезис, что в кино ничего не бывает лишним. И картины Витторио Стораро как нельзя лучше этот тезис иллюстрируют. Все элементы кадра всегда подчинены определенным творческим задачам и несут четкое смысловое наполнение. Из рассказов автора о том, как он пришел к тем или иным решениям, становится ясно, что спонтанность тут почти исключается. Подробные теоретические и философские разработки сопутствуют выработке стиля фильма в целом и созданию каждого кадра в отдельности.

Оператор Витторио Стораро на съемках фильма «Изгоняющий дьявола: Начало» (2004) / Фото: Morgan Creek
Оператор Витторио Стораро на съемках фильма «Изгоняющий дьявола: Начало» (2004) / Фото: Morgan Creek

Стораро вообще известен как один из крупнейших теоретиков в области операторского искусства. В том числе его авторству принадлежит труд «Живопись светом», где автор исследует соотношение вопросов «что снимать?» и «как снимать?», доказывая доминанту первого, то есть творческого, но также важность понимания второго — технического.
 
«Живопись светом: Витторио Стораро» (1992)

«Помимо великолепного владения технологией, кинооператор должен знать не только как, но и когда и, главное, почему применять тот или иной технический прием», — утверждает Стораро.

Он также называет кинематограф «десятой музой», соединением других искусств, и потому считает, что оператору для успешной работы необходимы познания в области архитектуры, литературы, живописи, музыки. Любопытно при этом, что сам он, несмотря на гигантский опыт и мировое признание, считает себя «вечным студентом» и продолжает заниматься исследованием операторского искусства и всего с ним связанного.

 

Кьяроскуро

Бернардо Бертолуччи называл Стораро «волшебником светотени», а исследователи замечают, что оператор пользуется светом словно азбукой Морзе, передавая с помощью определенных световых схем смыслы. Также, говоря о его работе со светом, часто прибегают к термину кьяроскуро, обозначающему градацию светлого и темного. Особая драматическая сила, заключенная в кьяроскуро, в контрасте света и тени — отличительная черта картин Стораро.

Бернардо Бертолуччи и Витторио Стораро на съемках фильма «Конформист» (1970) / Фото: Paramount Pictures
Бернардо Бертолуччи и Витторио Стораро на съемках фильма «Конформист» (1970) / Фото: Paramount Pictures

Сам он считает, что кинематограф является «живописью светом» и пишет им никто иной, как оператор. Стораро настаивает на необходимости продуманной, творческой работы с ним, ведь свет — это важнейший элемент стиля фильма, инструмент создания необходимой атмосферы, образа, идеи.
 

«Кино говорит языком визуальных образов, которые возникают и исчезают под воздействием света и тени. Каждый мой фильм — это разрешение конфликта между светом и тенями. Свет выявляет правду, а тени ее прячут».

Витторио Стораро
 

Стораро никогда не замыкался в рамках каких-то строгих законов работы со светом и всегда исходил из творческих задач. Поэтому в его картинах можно встретить самые разные смелые световые решения.

Вспомним эффектное использование окон и движущихся световых полос в «Конформисте». Или контрастный караваджистский свет в «Апокалипсис сегодня». Или работу с цветным светом в фильме «От всего сердца». Цветной свет здесь помогает обозначить характеры героев и по ходу повествования выявляет изменения их эмоционального настроя.

 

«Бог цвета»

 
О цвете 

Еще одна характеристика, которой часто награждают Стораро — «бог цвета». И действительно, уделяя огромное внимание работе с цветом, оператор добился впечатляющих высот его творческого применения. По его мнению, каждый цвет имеет свою индивидуальность, своеобразие, оригинальность. И каждый цвет по-своему воздействует на зрителя.
 

«Цвет — это визуальная энергия, и она чувствуется не только зрением, но и всем телом».

Витторио Стораро
 

Ссылаясь на теоретические разработки Исаака Ньютона, Иоганна Гете, Сергея Эйзенштейна, Стораро утверждает цвет как возможный и крайне желательный способ передачи драматического содержания сцены. Правильно работая с цветом, можно показать на экране суть истории, выявить характер персонажа, особенность определенного места и времени, а также эмоции — любовь, ненависть, все что угодно.

Помимо эмоционального и физического воздействия цвета, Стораро отмечает важность его символизма. Обратимся к фильму «Дик Трейси». Теплые цвета, — красный, оранжевый, желтый, — здесь символизируют доброе начало, тогда как холодные, — синий и фиолетовый, — зло. Но всегда имеет значение контекст.

Кадр из фильма «Дик Трейси» (1990) / Фото: Touchstone Pictures
Кадр из фильма «Дик Трейси» (1990) / Фото: Touchstone Pictures

Несколько иначе строилась цветовая символика в «Апокалипсис сегодня», в которой путешествие главного героя Стораро называет «путешествием по цветовому спектру». Готовя фильм, оператор определил значение каждого цвета: черный — наше бессознательное, красный — кровь, жизненная энергия, оранжевый — семья, желтый — молодость и осознание себя, зеленый — процесс познания, синий — разум, индиго — материальные ценности, фиолетовый — закат жизни, а белый — равновесие и гармония. Если внимательно посмотреть картину, то можно обнаружить, что цвета действительно появляются в моменты раскрытия соответствующих им тем.

Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня» (1979) / Фото: United Artists
Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня» (1979) / Фото: United Artists

Отметим и любопытную находку Стораро в «Апокалипсисе» — оператор предложил использовать дым разного цвета в разных эпизодах картины, дабы подчеркнуть то или иное значение сцены.

 

Влияние живописи

Мы уже говорили, что Стораро считает необходимым для оператора наличие познаний в области самых разных искусств, но очевидно особое влияние на него оказала живопись. В любой его картине можно найти отголоски работ того или иного крупного художника. Сам Стораро признается, что всему самому главному научился у Караваджо. И его влияние отчетливо прослеживается, например, в «Конформисте» или «Апокалипсис сегодня».

Рассказывает оператор и о других знаковых для него художниках. На «Стратегии паука» отразился Рене Магритт и его известнейшее полотно «Империя света». Экспрессионистские картины Фрэнсиса Бэкона служили референсами при работе над «Последним танго в Париже». В том же «Апокалипсисе сегодня» можно обнаружить отголоски примитивиста Анри Руссо.

Кадр из фильма «Стратегия паука» (1970) / Фото: Red Film
Кадр из фильма «Стратегия паука» (1970) / Фото: Red Film

На «Дика Трейси» повлияла не только эстетика комикса, но и немецкие экспрессионисты. В «Гойе в Бордо» Стораро буквальным образом воссоздал несколько полотен великого испанского живописца. Наконец, в «Светской жизни» собран целый каталог художников XX века. На разных частях картины оператор ориентировался на живописцев разных направлений: экспрессионизм, пост-экспрессионизм, критический реализм, магический реализм, арт-деко.

Кадр из фильма «Гойя в Бордо» (1999) / Фото: Italian International Film
Кадр из фильма «Гойя в Бордо» (1999) / Фото: Italian International Film

Стораро говорит, что ему помогали работы Джорджии О’Кифф, Отто Дикса, Бена Шана, Тамары де Лемпицки, Генриха Марии Даврингхаузен, Эдварда Хоппера. Безусловно, знание истории искусства обогащает язык оператора и открывает новые возможности для передачи необходимых смыслов.

 

Эксперименты

Еще одна из причин успешности и востребованности Витторио Стораро — он не боится нового, подчас рискованного опыта и потому всегда идет в ногу со временем. Например, «Конформист» стал смелым экспериментом в области работы с цветом и отразил тенденцию своих лет к вычурному, визуально обостренному кинематографу.

На «Апокалипсисе сегодня» Стораро отважился на полтора года погрузиться с Фрэнсисом Фордом Копполой в сердце филиппинских джунглей. Фильм «От всего сердца» знаменовал для Стораро опыт по работе с диммерами, расширившими возможности управления светом. В картине «Под покровом небес» оператор оригинальным образом использовал фильтры.

На съемках фильма «Апокалипсис сегодня» (1979) / Фото: United Artists
На съемках фильма «Апокалипсис сегодня» (1979) / Фото: United Artists

В 1980-е Стораро одним из первых опробовал систему телевидения высокой четкости и стал энтузиастом видео-технологий. Уже тогда он предсказывал приход в кинематограф «цифры». Правда, свой первый полнометражный фильм Стораро отважился снять на цифровую камеру только в 2016 году — на картине «Светская жизнь» использовалась Sony F65.

Сегодня Стораро убежден, что цифровые технологии достигли того уровня развития, когда они могут заменить пленку, и, его словами, это неизбежно и необходимо так же, как когда-то переход от наскальных рисунков к живописи на холсте. Но все же, подчеркивает оператор, способ выражения искусства не так важен, потому что каждому способу соответствует свой период. Важнее всегда идея, смысл и пробуждаемые в зрителе эмоции.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 
 

Обложка: оператор Витторио Стораро / AP / TASS

 

Комментарии

Комментариев: 1

Спасибо, только от вас узнал о таком прекрасном операторе)

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4703
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3572
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2793
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее