Практика

Восстанавливая классику: как реставрировали «Калину красную»

В повторный прокат выходит отреставрированная «Калина красная». Мы пообщались с отделом цифровой реставрации «Мосфильма» о том, как восстанавливалась картина, какие использовались технологии и какие задачи были самыми сложными

— Какие навыки, опыт необходимы специалисту в области кинореставрации?

— В первую очередь, любой реставратор должен обладать хорошим знанием инструментов программ по реставрации, в которых ведется работа. Определенно не будет лишним внимательность к мелочам, усидчивость и знание материала, с которым работаешь. И, конечно, необходимы базовые знания по истории кино, ведь цель любой реставрации не улучшить, а максимально приблизиться к оригиналу и записать на новом носителе.

Кадры из фильма «Калина красная» (2019) / Фото: «Мосфильм»
Кадры из фильма «Калина красная» (2019) / Фото: «Мосфильм»

— Какой общепринятый алгоритм действий для любого реставрируемого фильма?

— Как мы уже сказали выше, главной задачей при реставрации кинокартин является сохранение изображения в том виде, в каком оно изначально было задумано авторами. А для этого оцифрованная (отсканированная) картина проходит несколько этапов реставрации:
  • техническая цветокоррекция — это первичный этап, во время которого восстанавливается цвет, контраст и яркость изображения;
  • чистка — кропотливая и сложная работа над устранением дефектов пленки. Изображение восстанавливается с помощью автоматических и ручных программных инструментов. Любая пленка с течением времени подвержена таким дефектам как цветовое дыхание (мерцание), световое и цветовое полошение; механическим повреждениям: рваные кадры, царапины, сколы, пятна, потертости, кадровые волоски, склейки и так далее;
  • финальная цветокоррекция — выравнивание планов в сценах между собой, придание картине единого законченного цветового решения. На этом же этапе возможны: зуммирование, правка композиции некоторых планов или удаление кадров, в которых реставрация невозможна, замена кадров или планов из других версий картины или других исходных и тому подобное;
  • реставрация звука — это устранение щелчков, шумов, корректировка уровней громкости в соответствии с современными требованиями кинопоказа;
  • мастеринг и архивирование — это уже завершающие работы по реставрации. В результате фильм соответствует современным стандартам высокого качества изображения и звука.

— В чем особенность реставрации именно «Калины красной»?

— Весь цикл реставрации фильма «Калина красная» от запроса исходных материалов до архивирования занял 4,5 месяца. Работа велась в оригинальном разрешении 4К, что требовало значительных аппаратных, программных мощностей, квалификации специалистов по реставрации и конечно же времени.

Кадры из фильма «Калина красная» (2019) / Фото: «Мосфильм»
Кадры из фильма «Калина красная» (2019) / Фото: «Мосфильм»

Исходным материалом был негатив, то есть оригинальная пленка, на которую проводилась запись и которая содержит максимум информации о фильме. Затем он сканировался в разрешении 4К, таким образом, изображение изначально отличается высокой детализацией без каких либо преобразований и пересчетов.

Как в любой кинокартине, для реставрации изображения использовался стандартный набор мероприятий — автоматическая и кропотливая, трудоемкая ручная чистка изображения по удалению артефактов в каждом кадре.

Так же стандартные операции производились и по части реставрации звука — контроль синхронизации, удаление фоновых шумов, щелчков, установка уровней.

— Какая техническая база или программное обеспечение для этого используется?

— Сканирование делается в разрешении 4К. И для этого очень хорошо подходят сканеры Arriscaner и Northlight.

В качестве специальных программ по реставрации и цветокоррекции мы используем PFClean и DaVinci Resolve.

А для реставрации звука — ProTools, iZotope RX 7.

Все исходные материалы архивируются и отправляются на хранение, для нас оптимальным решением стали СХД SAN и электронная библиотека ALTO. Но хранить нужно не только исходники, объемы которых порой достигают терабайта, но и отреставрированную версию, не уступающую по объему данных.

— Какие задачи вы бы назвали при реставрации «Калины красной» наиболее сложными, трудоемкими?

— Покадровый просмотр материала является самым длительным и кропотливым процессом при реставрации любой кинокартины. Важно не пропустить дефекты изображения и фонограммы или наоборот, не удалить детали кадра. Например, в какой-то момент фильма взлетают птицы, а программа в автоматическом режиме может принять их за мусор (темные точки) и удалить. Таких моментов в картине может быть много и для такой работы, конечно нужна внимательность.

Кадры из фильма «Калина красная» (2019) / Фото: «Мосфильм»
Кадры из фильма «Калина красная» (2019) / Фото: «Мосфильм»

— Какая команда работала над реставрацией фильма и привлекались ли авторы картины?

— Как правило, авторы не привлекаются к работам по реставрации. Исключением стала совместная работа с оператором-постановщиком кинокартины «Война и мир» Анатолием Анатольевичем Петицким, который осуществлял общий контроль за ходом работ.

Над обновлением фильма «Калина красная» работала команда из 8 человек — это специалисты «Службы главного инженера», ПК «Телекино» и ПК «Тонстудия» «Мосфильма».

— Можете привести примеры наиболее удачных реставраций последнего времени, на ваш взгляд?

— Одной из самых удачных картин, с точки зрения реставрационных работ, безусловно можно назвать фильм «Они никогда не станут старше», режиссера Питера Джексона, 2018 года. Пожалуй, это отличный пример реставрированной кинохроники времен Первой мировой войны.
 
Трейлер фильма «Они никогда не станут старше» (2018)
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 

Обложка: кадры из фильма «Калина красная» (2019) / «Мосфильм»

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 584
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 449
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2190
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2128
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1090
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1398
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее