Тенденция

Когда умрет телевидение

Уменьшается ли зрительская аудитория каналов или, наоборот, растет? Действительно ли традиционному телевидению угрожает интернет? Об этом рассуждает заведующий отделом телевидения «Комсомольской правды» Сергей Ефимов — специально для tvkinoradio.ru


«Через 20 лет ничего не будет — ни театра, ни кино, одно сплошное телевидение» — напомним, примерно так говорил оператор Рудик в великой мелодраме «Москва слезам не верит» и оказался, как мы видим, в корне неправ. Более того, дело развивается кардинально противоположным образом.

Свой оскароносный фильм Владимир Меньшов снял в 1979 году, следовательно, обозначенный Рудиком горизонт событий наступил в 1999-м. К этому году интернет пустил свои щупальца уже даже и в России, телефонные модемы встречались в каждой третьей квартире. Торрент-трекеров, YouTube и онлайн-кинотеатров еще не было, но Сеть манила к себе все больше и больше людей. Чем это закончилось, мы прекрасно видим: в интернете сегодня все — от младенцев до глубоких пенсионеров.

 

Бездонная бездна

Давайте отмотаем десять лет в обратную сторону. 2009-й. Среднесуточная аудитория Первого канала — 1863,4 тыс. человек (здесь и далее — данные, предоставленные исследовательской компанией Mediascope). У «России 1» чуточку поменьше — 1678 тыс. человек, у НТВ — 1371,5 тыс. человек. «Большая тройка» федеральных каналов процветает.

Прямой эфир программы «Сегодня» на телеканале НТВ / Фото: Михаил Терещенко / ТАСС
Прямой эфир программы «Сегодня» на телеканале НТВ / Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Возвращаемся в наше время, цифры за первые семь месяцев этого года. Среднесуточная аудитория Первого канала — 1064,5 тыс. человек (-43%), «России 1» — 1234 тыс. человек (-26%), НТВ — 928,7 тыс. человек (-32%).

Более чем красноречивые цифры, правда? Особенно впечатляет динамика Первого канала: мастодонт эфира растерял почти половину аудитории и по факту стал «второй кнопкой», пропустив вперед «Россию 1». Растеряли зрителей почти все большие каналы и нет никаких оснований надеяться на то, что падение остановится. Аудитория главных кнопок стареет, в составе зрителей Первого и «России 1» все больше доминируют те, кому 55 лет и старше.

Вроде понятно, что происходит: люди уходят в «цифру», в YouTube, разбегаются по десяткам маленьких нишевых каналов.

Но вот ведь парадокс: падают не все. Некоторые каналы в условиях жесточайшей конкуренции с онлайном умудряются год от года только расти и расти.

 

Малыши-крепыши

Пока каналы общего смотрения теряют зрителей, у так называемых каналов второго эшелона их только прибавляется. Как на дрожжах вспух Пятый канал — ну, тут все понятно: из городского канала Санкт-Петербурга он превратился в общефедеральную кнопку (2009: 184,6 тыс. человек; 2019: 659,4 тыс. человек, +257%).

Окрепли РЕН ТВ (2009: 481 тыс. человек; 2019: 576,6 тыс. человек, +20%) и «Звезда» (2009: 129 тыс. человек; 2019: 251,5 тыс. человек, +95%). Справедливости ради замечу, что за последний год они чуть-чуть просели, но в целом у этих каналов все замечательно.

По-настоящему удивляют нишевые федеральные кнопки. Например, вознесся в заоблачные дали женский канал «Домашний» (2009: 214,9 тыс. человек; 2019: 385,7 тыс. человек, + 79%). Рвет рынок на куски молодежная «Пятница!» (2009 (на этой частоте тогда вещало MTV): 99 тыс. человек; 2019: 206,9 тыс. человек, +108%). Выросли ТВ-3, Матч ТВ (ранее «Россия 2»). Не всем так повезло: канал «Че!», например, заблудился в поисках идентичности, ведь как только не называлась эта кнопка (и ДТВ, и «Перец»), в итоге от 190,6 тыс. человек осталось 95,5 (-50%).

На съемках телепередачи на телеканале «Матч ТВ» / Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС
На съемках телепередачи на телеканале «Матч ТВ» / Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС

Почему второй эшелон в целом растет даже в наше непростое для ТВ время? Эти каналы умудряются быть интересными не только возрастной аудитории. Особенно это заметно по каналу «Пятница!» — его гендиректору Николаю Картозия удается успешно сосуществовать с интернет-реальностью. Это канал, работающий на стыке онлайна и эфира, настигающий своего зрителя где угодно. В какой-то степени «Пятница!» — это канал будущего.

 

У кого денег больше?

Теперь самое интересное: что у них там по деньгам? Недавнее исследование РБК показывает, что потерявший едва ли не половину зрителей Первый канал тем не менее зарабатывает больше всех: 32,6 млрд рублей в 2018 году. Все семейство каналов ВГТРК, куда входит и «Россия 1», и «Россия 24», и «Россия К», и то заработало меньше: 32,4 млрд рублей. Выручка НТВ всего 18,08 млрд рублей. Но вот вам суровая правда жизни: гранды эфира терпят убытки.

В случае в ВГТРК они, можно сказать, запланированные (каналы выполняют государственные задачи и получают компенсации из бюджета): 24,6 млрд рублей убытков — это не страшно. А вот 13,11 млрд рублей убытков Первого — это уже серьезно. Канал тоже получает целевые субсидии — на трансляцию парада в День ВМФ, например, но все до копейки ему не компенсируют. «На Первом все неважно с деньгами» — это довольно устойчивый слух в околотелевизионной среде. Формулировкой «У нас непростое положение, вы можете прийти без гонорара?» регулярно пользуются редакторы ток-шоу канала, приглашая экспертов в студию.

Генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст / Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС
Генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст / Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Растут доходы у все тех же «малышей-крепышей»: у «Пятницы!» прибыль в 2018 составила почти 2 млрд рублей, у ТВ-3 — под 3 млрд рублей. Как говорится, жить можно. И снимать новые классные проекты — в минувшем сезоне ТВ-3 замахнулся на дорогущее шоу «Последний герой», «Пятница!» много экспериментировала с сериалами. А потому что могут себе позволить.

А говорить, что все деньги ушли в интернет, пока не приходится. Так, недавно продюсер одной из популярных онлайн-платформ признался, что окупить сериал только путем платных показов подписчикам невозможно. Их снимают с прицелом на будущее: все верят, что у нас в России появится свой Netflix или Amazon Prime. В то же время продажа сериала каналу окупает его со стопроцентной вероятностью.

 

Что будет дальше

Падение интереса к телевидению — общемировая тенденция. По данным Mediascope, в период 2014-2018 гг. в США среднее время просмотра ТВ стало меньше на 23%. в Дании — на 22%, в Китае — на 16%. В России всего на 4%, так что у нас в этом плане все впереди. Немногочисленная российская молодежь 18-24 лет смотрит телевизор 1 ч 48 мин в сутки, люди 25-34 лет — 2 ч 46 мин, зрители 35-44 лет — 3 ч 31 мин и так далее. Практически живут у телевизора только пенсионеры 65+ — 6 ч 31 мин.

Телевидение проигрывает и будет проигрывать более современным способам трансляции визуального контента. Телепрограммы нельзя смотреть когда захочешь и еще эта чертова реклама, которая всем дико надоела. На каналах все понимают и стараются втащить своего зрителя обратно — на сайт. Получается у всех каналов по-разному и с переменным успехом.

Фото: Sam Balye
Фото: Sam Balye

А дальше будет только хуже. Уйдет пожилая аудитория — на ее место не придет новая. Татуированные старушки, с младенчества живущие в Сети, вряд ли согласятся вникать в какое-то там телевидение.

«Зато мы умеем круто делать контент, а в интернете ваше одни блогеры-любители», — говаривали еще недавно видные продюсеры. Но в Сети появились деньги и некоторые очень приличные программы с YouTube — например, «Агент-шоу» Насти Ивлеевой, наоборот, по прошествии времени показывают на ТВ.
 
Agentshow 2.0

«Но уж спортивные-то трансляции лучше смотреть у нас!» — говорят продюсеры теперь и могут наблюдать всю бессмысленность этого тезиса. Онлайн-кинотеатр ОККО вовсю показывает Английскую премьер-лигу, и это только начало.

Останутся телевизоры — конечно, с приставкой смарт-, с выходом в интернет, а вот классическое телевидение будет все более стремительно умирать в ближайшие десять-пятнадцать лет. Каналы будут терять собственно канал вещания, превращаясь в фабрики контента с библиотекой видеоподкастов, постепенно сливаясь с интернет-продакшном до степени смешения.

Через 20 лет будут театры, кино, даже потоковое радио — в интернете. И никакого телевидения.
 
 
Компания Mediascope производит замеры в городах России с населением от 100 000 человек и выше и по ним же предоставляет данные. В этих городах проживет примерно половина населения страны. Так что фактическое среднесуточное количество зрителей у каналов в два раза больше указанной — это будет грубая, «ненаучная» прикидка, но тем не менее более близкая к реальному положению вещей.
 
 
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: Pablo Garcia Saldana

 

Комментарии

Комментариев: 1

Ну да, театр хоронили, когда появилось кино, его хоронили с приходом телевидения, теперь хоронят последнее. На самом деле все прекрасно сосуществует, и каждое исскуство занимает свою нишу. Телевещание никуда не исчезнет — будут новые технологии, например, 8К, ВР, голография и др. А Интернет — одна из сред вещания и связанных услуг.

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Девчата»

Рассказываем, как снимался один из самых популярных советских фильмов, не теряющий своего шарма до сих пор. Комедия Юрия Чулюкина «Девчата» могла стать одной из многих производственных мелодрам в стиле соцреализма, но превратилась в нечто большее

11 ноября 39312
Практика

Как это снято: «Сонная Лощина»

«Сонной Лощине» Тима Бертона 20 лет. Приглашаем отправиться в это заколдованное место и разобраться, как там все устроено, включая сказочный канон, «естественный экспрессионизм», оммажи и другие чудеса

16 ноября 4864
Обзоры

Истории с продолжением: 10 сиквелов, ждать которых нам пришлось много лет

На экраны вышел «Доктор Сон» — продолжение знаменитого «Сияния». Может ли новая история быть лучше оригинала, особенно когда фильмы разделяют годы? Вспоминаем 10 сиквелов последних лет, ждать которых зрителям пришлось очень долго

9 ноября 2102
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее