Практика

Как это снято: «На север через северо-запад»

Разбираемся, как создавалась предтеча «бондианы» и одна из самых масштабных картин Альфреда Хичкока: «фантазия абсурда», 30-метровые задники, кинетическая типографика и знаменитая сцена с «кукурузником»


Драматургия: шпионский триллер, «не тот человек» и абсурдные идеи

Кадр из фильма  «На север через северо-запад» (1959) / Фото: MGM Кадр из фильма  «На север через северо-запад» (1959) / Фото: MGM

«На север через северо-запад» возник как проект, который Альфред Хичкок обязан был снять по договору со студией Metro-Goldwyn Mayer вместо другого фильма (это в итоге оказалось единственное сотрудничество режиссера и MGM). Изначально планировалась картина «Крушение „Мэри Диар“» — экранизация легенды о найденном в водах Атлантики безлюдном корабле. Хичкок и сценарист Эрнест Леман считали идею не слишком поддающейся реализации и взамен предложили студии сделать шпионский триллер.

На съемках фильма  «На север через северо-запад» (1959) / Фото: MGMНа съемках фильма  «На север через северо-запад» (1959) / Фото: MGM

Сюжет «На север через северо-запад» формировался на протяжении почти десятилетия из большого количества разрозненных идей (причем порой довольно нелепых), которые приходили Хичкоку. Толчком послужила история, услышанная режиссером в начале 1950-х годов от знакомого журналиста. Она была реальная — в ходе Второй мировой войны британские контр-разведчики имитировали мифического шпиона, в существование которого немцы поверили и на безуспешную борьбу с которым потратили немало сил.

Когда в 1957 году к работе присоединился сценарист Эрнест Леман, в ход пошел характерный для Хичкока мотив «не того человека», то есть фатально перепутанных личностей — главный герой, успешный рекламщик, вынужден защищать свою жизнь и доказывать невиновность, когда некие опасные незнакомцы принимают его за секретного агента.

На съемках фильма  «На север через северо-запад» (1959) / Фото: MGMНа съемках фильма  «На север через северо-запад» (1959) / Фото: MGM

Еще одна характерная хичкоковская деталь — макгаффин. Причем Хичкок называл макгаффин «На север через северо-запад» пустейшим, незначительнейшим и потому лучшим в своей карьере. Предмет охоты — шпион — оказывается фикцией, поскольку, как выясняется, не существует, искомые «государственные тайны» — чем-то слишком абстрактным, а общее действие, словами Франсуа Трюффо, выглядит как «фантазия абсурда». По поводу последнего, кстати, будет уместно упомянуть, что исполнявший главную роль в фильме Кэри Грант после трети съемок пришел к Хичкоку с просьбой разъяснить сюжет, поскольку актер буквально не понимал, что же происходит по ходу событий.
 
Сцена из фильма «На север через северо-запад» (1959)

Вне привязки к сюжету у Хичкока появился ряд эпизодов, впоследствии удачно внедренных в историю и ставших хрестоматийными. Например, эпизод покушения на главного героя с помощью самолета или финальная погоня на горе Рашмор. Впрочем, были и идеи, которые в фильм не вошли (возможно, к лучшему). Так, Хичкок хотел сделать сцену, в которой главный герой прятался бы от преследователей в носу фигуры Линкольна (фильм даже хотели так и назвать — «Человек в носу Линкольна»), а покушение по-началу планировалось совершать не с самолета, а каким-то образом с помощью торнадо.

Благо Леману удалось удержать бурную фантазию Хичкока в чуть более правдоподобных рамках. Стоит отметить, что Хичкок и сам признавал нереалистичность и нелогичность некоторых сюжетных моментов, однако зрелищность и увлекательность истории, по его мысли, должны были перевешивать условность.
 

Кастинг

На съемках фильма  «На север через северо-запад» (1959) / Фото: MGMНа съемках фильма  «На север через северо-запад» (1959) / Фото: MGM

MGM предлагали на главные роли Грегори Пека и Сида Чарисса, однако эти кандидатуры были Хичкоком отвергнуты. Также главную роль в фильме хотел исполнить Джеймс Стюарт, однако Хичкок не хотел больше с ним работать, поскольку считал именно его ответственным за провал «Головокружения». Более подходящим кандидатом режиссер видел Кэри Гранта, с которым до этого уже имел опыт работы в трех картинах.

Ведущая женская роль могла достаться Грейс Келли и Элизабет Тейлор (а также иногда упоминается Софи Лорен), но в итоге выбор режиссера пал на обладательницу «Оскара» Еву Мари Сэйнт, в которой постановщик увидел необходимый потенциал сексуальной шпионки. Она же, хоть и снялась у Хичкока только в одном фильме, осталась одной из немногих актрис, у кого сложились добрые, и не омраченные эксцентричными выходками, отношения с режиссером-диктатором.
 

Локации

На съемках фильма  «На север через северо-запад» (1959) / Фото: MGMНа съемках фильма  «На север через северо-запад» (1959) / Фото: MGM

Как и в «Головокружении», пространство в «На север через северо-запад» является почти что персонажем фильма. Только на этот раз Хичкок увеличил масштабы. Если «Головокружение» сосредоточено на одном городе — Сан-Франциско, то панорама событий шпионского триллера — значительная часть США, от Нью-Йорка через Чикаго на гору Рашмор в Южной Дакоте. В той же последовательности в августе-сентябре 1958 года проходили и съемки — группа двигалась по мере развития сюжета и по географии с Востока на Запад.

Среди наиболее примечательных локаций, где работала группа, можно отметить Отель «Плаза» в Нью-Йорке, Центральный вокзал, Международный аэропорт Чикаго Мидуэй. Добиться разрешения на съемку на монументе горы Рашмор группе не удалось, тем не менее ее общий план присутствует в фильме в сцене «убийства» главного героя в кафетерии, в сцене на парковке и еще в нескольких кадрах.

Исключением из хронологического порядка стала только сцена с самолетной атакой. Она снималась отдельно на обычном поле. Авторам не удалось найти кукурузное поле в Айове или Индиане, как требовалось по сюжету, так что художнику-постановщику пришлось «высаживать» бутафорскую кукурузу в Калифорнии вдоль шоссе недалеко от города Васко. В качестве «кукурузника» использовались несколько различных списанных военных самолетов.

На съемках фильма  «На север через северо-запад» (1959) / Фото: MGMНа съемках фильма  «На север через северо-запад» (1959) / Фото: MGM

В павильоне съемки проходили с сентября по декабрь 1958 года. На студии MGM в Калвер-Сити была выстроена точная копия холла здания Организации Объединенных Наций. Ее пришлось делать, поскольку на настоящей локации и даже возле нее снимать было категорически запрещено. Вход Кэри Гранта в здание пришлось снимать скрытой камерой. Но и это удалось не с первого раза — попытка съемок из специально припаркованного грузовика была раскрыта службой безопасности здания ООН, так что незамеченными в итоге удалось остаться только при съемке из постройки напротив.

Интерьеры же воссоздавались по фотографиям, сделанным внутри помещения под видом обычных посетителей. Причем Хичкок отмечает, что внутреннее убранство было воспроизведено с абсолютной точностью.
 

Спецэффекты

Дорисовка в фильме «На север через северо-запад» (1959) / Фото: MGM

Дорисовка в фильме «На север через северо-запад» (1959) / Фото: MGM

Дорисовка в фильме «На север через северо-запад» (1959) / Фото: MGM

Дорисовка в фильме «На север через северо-запад» (1959) / Фото: MGM

«На север через северо-запад» — это также один из самых насыщенных спецэффектами и трюковыми съемками фильмов Хичкока. Большая роль здесь отведена макетам и дорисовкам. Экстерьер дома в финале является макетом, созданным в духе «органической архитектуры» Фрэнка Ллойда Райта. Также дом показан в фильме с помощью технологии дорисовки, которой занимался Мэттью Юрисич.

В павильоне частично снималась сцена с «кукурузником» с использованием рир-проекции, а также художником-постановщиком Робертом Бойлом были возведены макеты различных элементов горы Рашмор в полную величину и 30-метровый рисованный задник. Задники использовались также для имитации интерьеров здания ООН.
 
Сцена из фильма «На север через северо-запад» (1959)

Фильм стал очередным (после «Головокружения») опытом сотрудничества Альфреда Хичкока и графического дизайнера Сола Басса. Взяв за основу геометрические формы одного из нью-йоркских небоскребов, Басс сделал в фильме первые титры с использованием кинетической типографики, то есть с движущимся и меняющимся текстом.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: кадр из фильма «На север через северо-запад» (1959) / MGM

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 11580
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 4293
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 3034
Практика

Что такое препродакшн: 10 базовых шагов до старта съемок

Препродакшн — это основа любого хорошего видео, без которой вы обречете себя на суету и срывы сроков. Разберем главные моменты, опираясь на которые вы сможете качественно подготовиться к производству фильма

5 декабря 2381
Практика

Ателье для «Оскара»: кто делает обувь для кино

Могла ли носить Золушка обувь от Ferragamo, а Мария-Антуанетта от Manolo Blahnik? Вполне, если речь идет о киноперсонажах. О том, где изготавливается обувь для культовых кинофильм, читайте в статье художника по костюмам Ирины Жигмунд

7 декабря 1661
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее