Обзоры

6 великих режиссеров без кинообразования: от Кубрика до Тарантино

Обращаемся к старому как мир спору: обязательно или нет профессиональное образование для успешной работы в кино? Вспоминаем знаменитых режиссеров-самоучек и смотрим, чем они компенсировали отсутствие лекций и диплома


1Стэнли Кубрик


Режиссер Стэнли Кубрик на съемках фильма «Барри Линдон» (1975) / Фото: Warner Bros.
Режиссер Стэнли Кубрик на съемках фильма «Барри Линдон» (1975) / Фото: Warner Bros.

Стэнли Кубрик говорил, что лучшим образованием для режиссера может быть съемка фильма. И эти слова подтверждает его опыт. Кубрик учился непосредственно в процессе производства, выполняя на своих ранних документальных («День боя», «Летящий падре») и игровых («Страх и вожделение») картинах буквально все функции: режиссера, оператора, продюсера, монтажера, звукорежиссера. Также стоит отметить, что прежде чем увлечься кино, Кубрик долгое время работал фотографом и путешествовал, что, надо полагать, во многом определило его повышенное внимание к визуальной составной фильма и широкий спектр тем творчества.
 

2Вернер Херцог


Режиссер Вернер Херцог на съемках фильма  «Джек Ричер» (2012) / Фото: Karen Ballard / Paramount Pictures
Режиссер Вернер Херцог на съемках фильма «Джек Ричер» (2012) / Фото: Karen Ballard / Paramount Pictures

Один из тех, кто регулярно высказывается против киношкол — Вернер Херцог. Он так и говорит: «Забудьте про киношколы — они не нужны. Все технические моменты можно освоить меньше чем за неделю». Свою точку зрения Херцог объясняет тем, что для режиссера гораздо важнее наличие собственного уникального мировоззрения и жизненного опыта. По этой причине он, например, считает, что первым шагом к работе в кино должно быть пешее одиночное путешествие в несколько тысяч километров: «В таком путешествии можно узнать о кино больше, чем просидев пять лет в обычной киношколе».

Правда, надо отметить, что кинообразовательное заведение Херцогу однажды очень помогло — из киноинститута в Мюнхене он украл 35-мм камеру, которая была необходима для съемок фильма «Агирре, гнев божий» (и пригодилась еще на десяти других картинах). Ну и стоит добавить, что критика киношкол не мешает Херцогу заведовать собственной киношколой.
 

3Терри Гиллиам


Режиссер Терри Гиллиам на съемках фильма «Человек, который убил Дон Кихота» (2012) / Фото: Warner Bros.
Режиссер Терри Гиллиам на съемках фильма «Человек, который убил Дон Кихота» (2012) / Фото: Warner Bros.

С Херцогом солидарен и Терри Гиллиам. Он высказывается даже жестче:
 

Киношколы — для дураков. Бери камеру и иди снимай. Так и научишься делать фильмы


Правда, путь самого Гиллиама был не настолько прямым, хотя и тоже показательным. Он попал в кинопроизводство как художник-аниматор. Вскоре стал частью комик-группы «Монти Пайтон», где занимался прежде всего анимационными эпизодами, на которых отточил свой фирменный абсурдистский стиль. Постепенно стал заниматься режиссурой фильмов «Монти Пайтон» вместе с Терри Джонсом, а далее перешел и к самостоятельной режиссуре. Конечно же, это не то же самое, что «иди и снимай», но общую концепцию учебы на практике подтверждает.
 

4Стивен Спилберг


Режиссер Стивен Спилберг на съемках фильма «Шпионский мост» (2015) / Фото: 20th Century Fox
Режиссер Стивен Спилберг на съемках фильма «Шпионский мост» (2015) / Фото: 20th Century Fox

Стивен Спилберг начал снимать кино еще будучи ребенком. Роль сыграл удачный подарок от отца — 8-мм камера. К 12-ти годам он снял уже несколько небольших фильмов (в которых были даже спецэффекты), а к 16-ти — показал свою картину в кинотеатре (и даже отбил бюджет в $600). Понятно, что все это был любительский уровень, однако опыты Спилберга говорили о большом потенциале и страсти к работе в кино.

Любопытно, что ему дважды не удалось поступить в киношколу при Университете Южной Калифорнии. Отказы, однако, не смутили молодого режиссера. Он продолжил снимать свои небольшие фильмы, вскоре попал на сериалы, а уже в 24 года ему доверили постановку полнометражного дебюта «Дуэль». Кстати, в киношколу Спилберга в итоге вроде как приняли, но он к тому моменту уже вовсю был занят профессиональными съемками.
 

5Дэвид Финчер


Режиссер Дэвид Финчер на съемках фильма «Игра» (1997) / Фото: Polygram Filmed Entertainment
Режиссер Дэвид Финчер на съемках фильма «Игра» (1997) / Фото: Polygram Filmed Entertainment

Дэвид Финчер критически настроен по отношению к киношколам потому что считает, что в них не даются знания о реальной практике создания фильмов. И Финчер знает, о чем говорит, потому что прошел путь к режиссуре с самых низовых ступеней кинопроизводства.

Как и Спилберг, Финчер стал снимать маленькие фильмы еще в детстве, когда ему подарили 8-мм камеру. Подростком он занимался школьными постановками, а также подрабатывал ассистентом на местном телевидении. В 18 лет он устроился на небольшую киностудию, где занимался любой возможной работой. А всего через два года, освоив разные сферы, Финчер попал в компанию спецэффектов ILM Джорджа Лукаса. Далее он работал на рекламе и клипах, а дебютировал третьей частью «Чужого», с которой ушел из-за конфликта с продюсерами. Все эти шаги вряд ли можно было бы просчитать в киношколе, но они были необходимы, поскольку сформировали тот кинематограф Дэвида Финчера, который мы знаем и ценим.
 

6Квентин Тарантино


Режиссер Квентин Тарантино на съемках фильма «Грайндхаус» (2007) / Фото: Dimension/WC
Режиссер Квентин Тарантино на съемках фильма «Грайндхаус» (2007) / Фото: Dimension/WC

В спорах о том, обязательно ли получение кинообразования или нет, именно имя Квентина Тарантино часто оказывается весомым аргументом в пользу того, что без профильного учебного заведения можно обойтись. Ссылка на автора «Криминального чтива» настолько распространена, что его цитата: «Я не ходил в киношколу — я ходил в кино», — даже успела стать мемом. Однако все не так просто.

Да, Тарантино дни напролет просиживал в кинотеатрах, а также работал в видеопрокате, где тоже набирался вдохновения для собственных будущих произведений. Но также важно, что он посещал актерские курсы Джеймса Беста и сценарные курсы Дова Сименса. Логично предположить, что без этого фильмы Тарантино были бы совсем иными и вряд ли так славились бы оригинальными актерскими работами и новаторской драматургией. А вот на режиссера да, Тарантино специально не учился.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

 Обложка: freepik.com 

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4656
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3502
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2768
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее