С 4 по 8 сентября 2019 года в поселке Мясной Рязанской области прошли VII Тарковские чтения — открытый культурно-образовательный проект, направленный на популяризацию наследия режиссера и включающий лекции, мастер-классы, кинопоказы и встречи с мастерами кинематографического искусства.

В этот раз в Мясном были собраны молодые режиссеры, победители и лауреаты российских и международных кинофестивалей. В качестве спикеров Дом Тарковского посетили художник-постановщик Сергей Февралев, продюсер Леонид Огарев («Дом, который построил Джек»), режиссер Сергей Дворцевой, философ Игорь Евлампиев, а также ассистент Андрея Тарковского на фильмах «Зеркало» и «Сталкер» Марианна Чугунова. Мы отправились в гущу событий, чтобы рассказать вам, как это было.
 

Путь в Рязань и открытие Чтений

Место старта выбрано символично. Автобус забрал нас в полдень у кинотеатра «Фитиль» в Москве. Далее нас ждала дорога до Рязани, где в мультимедийном пространстве областной библиотеки им. М.Горького проходило открытие Тарковских чтений. Она заняла около четырех часов.

В Рязани нам сперва показали пронзительный киноспектакль «Отражения Андрея Тарковского» Олега Ховрачева, после — молодых режиссеров попросили выйти перед залом и представиться: рассказать про свои картины и полученные награды.

VII Тарковские чтения / Фото: Александр Грибов
VII Тарковские чтения / Фото: Александр Грибов

Награды действительно впечатляющие: среди участников Тарковских чтений в этом году Игорь Поплаухин, лауреат «Канн» и победитель «Кинотавра», Михаил Архипов («Кинотавр»), Зося Родкевич («Артдокфест»), Наталия Кончаловская (кинофестиваль в Рейкьявике), Михаил Бородин (Йельский кинофестиваль) и др.

Фильмы лауреатов были показаны в Рязани на «Тарковском фестивале» параллельно с тем, как в Мясном проходили Тарковские чтения. Общее количество участников Чтений в этом году, за исключением спикеров и приглашенных гостей, составляло не более 15 человек.

«Принцип, по которому группа участников формируется среди победителей и лауреатов российских и международных фестивалей, прост только на первый взгляд. Но в совокупности с тем, что событие объединено памятью об Андрее Тарковском и проводится рядом с домом режиссера, воплощенный в Мясном формат не имеет мировых аналогов», - считает организатор Чтений режиссер Олег Кондратьев.

VII Тарковские чтения / Фото: Александр ГрибовVII Тарковские чтения / Фото: Александр Грибов

После официальной части, наша небольшая группа оставила шумный зал библиотеки и спустилась в обеденный для участия в праздничном фуршете. О чем еще говорить кинематографистам, как не о кино? За столом обсудили нового Тарантино, «Быка» Акопова, азиатское кино и, само собой, творчество Андрея Арсеньевича.
 

Дом гения

Дом Андрея Арсеньевича в Мясном остался нетронутым с момента окончательного отъезда режиссера из Советского Союза в 1982 году. Представители семьи Тарковского, в первую очередь сын режиссера Андрей и его родственница Татьяна Найденова, сделали для этого все возможное: интерьер, мебель и даже настольные лампы находятся там же, где были во времена посещений Дома Тарковским. В Мясной Андрей Арсеньевич приезжал регулярно с 1970 по 1981 годы, именно там им были написаны сценарии для «Соляриса», «Сталкера» и «Ностальгии».

Режиссер Андрей Тарковский с Донатасом Банионисом и Натальей Бондарчук на съемках фильма «Солярис» (1971) / Фото: Рудольф Алфимов / РИА НовостиРежиссер Андрей Тарковский с Донатасом Банионисом и Натальей Бондарчук на съемках фильма «Солярис» (1971) / Фото: Рудольф Алфимов / РИА Новости

«Кажется, что мы пришли в дом без разрешения, как будто хозяин вышел за хлебом и сигаретами, и пока его нет, мы тихонько посмотрели, как он живет. Есть ощущение удовольствия и неловкости», — отметила режиссер Наталия Кончаловская («Весна»). «Зайдя в дом, можно представить, как Андрей Арсеньевич здесь сидел, как жила семья, попытаться вписать себя в идиллическую картинку „Тарковский на даче“. Такого нет нигде», — восхитилась Зося Родкевич («Белая мама», «Артдокфест»).
Интерьер дома Андрея Тарковского / Фото: Александр Грибов

Интерьер дома Андрея Тарковского / Фото: Александр Грибов

Интерьер дома Андрея Тарковского / Фото: Александр Грибов

Интерьер дома Андрея Тарковского / Фото: Александр Грибов

Интерьер дома Андрея Тарковского / Фото: Александр Грибов

Интерьер дома Андрея Тарковского / Фото: Александр Грибов

Интерьер дома Андрея Тарковского / Фото: Александр Грибов

Интерьер дома Андрея Тарковского / Фото: Александр Грибов

Интерьер дома Андрея Тарковского / Фото: Александр Грибов

Интерьер дома Андрея Тарковского / Фото: Александр Грибов

Интерьер дома Андрея Тарковского / Фото: Александр Грибов

Интерьер дома Андрея Тарковского / Фото: Александр Грибов

Интерьер дома Андрея Тарковского / Фото: Александр Грибов

Интерьер дома Андрея Тарковского / Фото: Александр Грибов

Удалось побывать и в «святая святых» дома — спальне, куда сам режиссер пускал гостей весьма неохотно. В аскетичной спальне Тарковских бросается в глаза шкаф с детскими книгами, часть из которых на английском языке. Это книги Андрея Андреевича, сына Тарковского, который живет в Италии и занимается сохранением наследия отца. Недавно на Венецианском фестивале был показан его документальный фильм об Андрее Арсеньевиче «Андрей Тарковский. Кино как молитва».
 
Сцена из фильма «Андрей Тарковский. Кино как молитва» (2019)

Пространство около Дома Тарковского в Мясном также супер-кинематографично: застывшая и глубокая река Пара, холмы и поле с одинокой часовней будто бы олицетворяют медитативность русского микрокосма. Мясным Андрей Арсеньевич вдохновлялся при создании своих поздних картин. Известно, что Тарковский хотел снять свой дом в «Ностальгии», а когда у него не вышло — построил в Италии его точную копию.
 

Беседы и мастер-классы

Самой первой для нас стала беседа с историком кино и продюсером Марианной Чугуновой, работавшей ассистентом на фильмах Тарковского. Чугунова раскрыла интересующие молодых режиссеров инсайды творческого метода и личной жизни Андрея Арсеньевича.

Историк кино и продюсер Марианна Чугунова на VII Тарковских чтениях / Фото: Василий ИльинскийИсторик кино и продюсер Марианна Чугунова на VII Тарковских чтениях / Фото: Василий Ильинский

Особенно молодых кинематографистов волновали взаимоотношения Тарковского и Рерберга, а также, какую роль в их конфликте сыграла жена режиссера Лариса. Марианна Сергеевна подтвердила, что отношения Тарковской и Рерберга не заладились с самого начала, но причиной размолвки режиссера с оператором была та самая фатальная ситуация на съемках «Сталкера», когда отснятый Рербергом материал по странному стечению обстоятельствам оказался в браке.

Чугунова рассказала, как менялся Тарковский в процессе создания фильма: будучи замкнутым и даже зачастую резким на съемках, он становился общительным и веселым, увидев удачные кадры в монтаже.

Режиссер Андрей Тарковский на съемках фильма «Андрей Рублев» (1966) / Фото: В. Плотникова / ТАССРежиссер Андрей Тарковский на съемках фильма «Андрей Рублев» (1966) / Фото: В. Плотникова / ТАСС

Философ Игорь Евлампиев, автор книги «Художественная философия Андрея Тарковского», глубоко коснулся религиозных мотивов творчества Андрея Арсеньевича, проследив его эволюцию от христианского мистицизма к традиционному православному взгляду на мир.

Тарковский видел Россию мессианской страной, способной отстоять истину на фоне теряющей духовные корни Европы. «Тарковский, будучи абсолютно русским художником, смог объять мировую культуру и ее выразить, поэтому он стал настолько значимым. Об этой всемирной отзывчивости русской культуры писал еще Достоевский», — высказался философ.

Художественный цех представил Сергей Февралев с занимательным мастер-классом «Грани сотрудничества с художником-постановщиком в работе над полнометражным дебютом».

Философский и художественный дискурс на Чтениях разбавил Леонид Огарев, успешный продюсер и бизнесмен, сотрудничающий с культовыми режиссерами современности, включая Ларса фон Триера и Боба Уилсона. Он посоветовал молодым кинематографистам сразу подбирать для фильмов такие темы и сюжеты, которые или крайне необычны с точки зрения сюжета и авторского месседжа, или несут в себе большой коммерческий потенциал: так можно заинтересовать любого продюсера.

Продюсер и бизнесмен Леонид Огарев на VII Тарковских чтениях / Фото: Александр ГрибовПродюсер и бизнесмен Леонид Огарев на VII Тарковских чтениях / Фото: Александр Грибов

Примечательна бурная дискуссия между Леонидом Огаревым и Игорем Евлампиевым, в которую втянулись и режиссеры. Продюсер призывал, объективно взглянув на вещи, признать современную Россию культурной провинцией Европы, в то время как философ настаивал на значимости культуры нашей страны в мировом контексте.

Режиссер Сергей Дворцевой обсудил с участниками Чтений тему сохранения авторской идентичности в мире коммерческого производства. Дворцевой призвал молодых кинематографистов не идти на какие-то уступки и до конца держаться своего творческого метода. Только сильный, качественный материал поможет реализоваться в индустрии. И конечно, независимому режиссеру важно найти близкого по духу продюсера, который сможет поддержать его творческий метод.

Режиссер Сергей Дворцевой на VII Тарковских чтениях / Фото: Влад СидорчукРежиссер Сергей Дворцевой на VII Тарковских чтениях / Фото: Влад Сидорчук

 

Что будет с Чтениями дальше?

Беседы и мастер-классы в Доме Тарковского, по словам самих организаторов, стали лишь поводом для того, чтобы молодые режиссеры познакомились и дальше смогли держаться вместе в сложном мире кино.

За четыре дня тесного общения в гостиничных номерах, в столовой, в автобусе и на шумных вечеринках после программы в Мясном, все действительно стали одной семьей. Сколько продержится эта «семейственность» после Чтений и когда она уступит место традиционной среди режиссеров конкуренции, сказать непросто, но невозможно переоценить уникальный опыт, полученный ими в Мясном, где вдохновлялся на новые картины Тарковский.

VII Тарковские чтения / Фото: Александр ГрибовVII Тарковские чтения / Фото: Александр Грибов

В планах организаторов создание полноценного культурного центра Андрея Тарковского в Мясном, с просмотровой зоной и всей соответствующей инфраструктурой, куда можно было бы приглашать иностранных лекторов и режиссеров, по аналогии с тем, как работает музей Бергмана на острове Форе в Швеции. И здесь у меня возникает, как говорится, когнитивный диссонанс: с одной стороны, хотелось бы всецело пожелать в этом успеха, с другой — камерная и аутентичная атмосфера творческого междусобойчика слишком хороша и так.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
Обложка: VII Тарковские чтения / Фото: Влад Сидорчук 

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Тест

Тест: знаете ли вы советское и российское телевидение?

В начале октября 1931 года на территории СССР начинаются регулярные передачи «движущихся изображений» (телевидения). Во что это вылилось, мы прекрасно знаем. Но насколько хорошо вы знаете историю отечественного ТВ?

2 октября 9336
Практика

Драконы, армия мертвых, битвы: как создавались визуальные эффекты седьмого сезона «Игры престолов»

С каждым сезоном «Игра престолов» наращивала количество VFX-шотов и к седьмому — их стало уже 2106. Разбираемся, как создателям сериала удалось совместить реальность и графику незаметно для зрителя

4 октября 2321
Слова

«Сериал “ТРИАДА” можно назвать вторым сезоном “Измен”, но в другом жанре»

Сценарист, креативный продюсер сериала «ТРИАДА» (ТНТ) Дарья Грацевич рассказала нам о том, кто несет ответственность за конечный результат в производстве сериалов, что такое «женское гетто» в российском юморе и как ее сценарии заманивают лучших российских актрис на проекты

3 октября 2042
Тенденция

Когда умрет телевидение

Уменьшается ли зрительская аудитория каналов или, наоборот, растет? Действительно ли традиционному телевидению угрожает интернет? Об этом рассуждает заведующий отделом телевидения «Комсомольской правды» Сергей Ефимов — специально для tvkinoradio.ru

1 октября 1751
Практика

Трансформация костюмов персонажей Disney: от анимации — к кино

Полнометражные диснеевские анимационные сказки решили переснять с настоящими актерами и перед художниками по костюмам встала задача: оставить культовые образы узнаваемыми, но сделать их интереснее для современного зрителя. Как им это удается — разбирается Ирина Жигмунд

13 октября 1584
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее