Слова

Вадим Сотсков: «Чтобы зарабатывать в анимации, нужно очень хорошо понимать зрителя»

Мы поговорили с Вадимом Сотсковым, продюсером и генеральным директором компании «КиноАтис» о перспективах анимации и узнали, из каких пикселей и эскизов рождаются компьютерные анимационные мультфильмы


— Лично для меня анимация представляется самым сложным жанром в киноиндустрии. Это так?
— Я в анимации уже не один десяток лет и понимаю, как все устроено, многое уже изучено. Работа, конечно, необычная, но интересная.

— По поводу «изучено». Вы же заканчивали не профильные ВУЗы?
— Я начинал как ИТ-специалист в Силиконовой долине в США, где мы делали софт для аниматоров, потом перешел в кино.

— И сразу в трехмерную анимацию?
— Да, сразу в компьютерную анимацию, но у меня были курсы и обычной.

— Что сейчас происходит с полнометражной компьютерной анимацией в России и во всем мире?
— Анимация перешла ту грань, когда персонажи фильмов были, скажем так, условными. Сегодня герои — это животные или сильно стилизованные люди. В основе сюжетов — всегда человеческие взаимоотношения. Персонажи анимационных фильмов сталкиваются с проблемами, которые многим понятны и близки. Зрители узнают в них себя, в противном случае герой становится просто неинтересен аудитории.

В студии «КиноАтис» / Фото: Евгений Пахоль 
В студии «КиноАтис» / Фото: Евгений Пахоль

— Вы видели последнего «Короля Льва»? Вам не показалось, что эта суперреалистичная анимация убивает персонажей?
— Я бы так не сказал. Коллеги — молодцы, представили работу высочайшего класса. Когда персонаж стилизован, можно усиливать его характеристики, прибегать к гиперболе. Например, у него может сильно вытягиваться лицо, брови могут двигаться гораздо сильнее, чем у реального человека. Этим анимация и отличается — она усиливает эмоции. Гиперреальность в анимации, как в «Короле Льве», сложнее и дороже. Попасть в точку — всегда очень трудно. Несмотря на то, что сейчас есть технологии, вроде захвата движения, все равно это очень тяжело.

— Но вы же помните, 30 лет назад опыты Pixar по созданию трехмерного человека казались прорывом, а сейчас это выглядит просто страшно.
— В конце 1990-х годов очень быстро произошла смена технологий в анимации. Если раньше люди работали в основном с карандашом, то после успешной «Истории игрушек» все резко перешли на цифровые технологии. Много людей осталось без работы. Кто сумел перестроиться под новые технологии — те остались в профессии. Кто не сумел — у того появились проблемы с работой.

Тем не менее сейчас есть небольшой откат назад. Появляется высокобюджетная кукольная анимация.

В студии «КиноАтис» / Фото: Евгений Пахоль
В студии «КиноАтис» / Фото: Евгений Пахоль

— Вы имеете в виду «Гофманиаду»?
— Я говорю и о мировых студиях, и о «Гофманиаде», которая очень долго создавалась.

— А вы больше за взрослую анимацию, вроде Pixar, или попроще, типа Illumination?
— И у тех и у других анимация неслабая.

— Я к чему. Вы можете сказать, что в России есть интересная взрослая анимация?
— Смотря что вы имеете в виду, когда говорите о детской и взрослой анимации. Родитель приводит ребенка в кино. А значит, и родителю фильм должен быть интересен. Наша студия работает в основном с полнометражной анимацией. Шанс для того, чтобы так существовать только один — надо делать семейное кино.

В студии «КиноАтис» / Фото: Евгений Пахоль
В студии «КиноАтис» / Фото: Евгений Пахоль

— То, что все больше появляется телеканалов с элементарной компьютерной анимацией, сборники «Мульт в кино» и так далее, — вы не видите в этом некой спекуляции?
— Все пробуют найти свою нишу на этом рынке, а чтобы зарабатывать, нужно очень хорошо понимать зрителя.

— Хочу у вас спросить как генерального директора крупной кинокомпании: как вы видите нынешнюю студийную ситуацию? У нас есть много студий, которые зависят или нет от поддержки государства?
— Студии сами решают, как работать и откуда брать деньги. Кто-то обращается в Минкульт, кто-то нет.

— Трудно анимационной студии участвовать в питчингах?
— Наши презентации всегда хорошо проработаны, нам есть что сказать. Проблема в том, что ты всегда ограничен по времени. На презентацию отводится 5 минут. Если учесть, что мы показываем видеоматериалы для экспертов, то получается, что на проект у нас остается 3-4 минуты.

В студии «КиноАтис» / Фото: Евгений Пахоль
В студии «КиноАтис» / Фото: Евгений Пахоль

— То есть лучше потратить 2-3 месяца на презентацию…
— Нет, не 2-3 месяца.

— А сколько?
— Требуется как минимум год подготовки. Чтобы выйти на питчинг, должен быть хороший сценарий, что предполагает доработки, приходится нанимать несколько авторов.

— Мы сегодня на озвучании новой «Белки и Стрелки». Давайте поговорим об этом. Как происходит кастинг голосов?
— Все начинается с подробного обсуждения того, кто мог бы озвучить персонажей. У нас есть такая традиция: мы советуемся с режиссерами дубляжа, которые работают над западными фильмами. Они помогают подбирать актеров по голосам. Например, мы думали, что кто-то подходит на роль, а режиссер дубляжа предлагал пригласить другого актера и в ста процентах случаев он оказывался прав.

В студии «КиноАтис» / Фото: Евгений Пахоль
В студии «КиноАтис» / Фото: Евгений Пахоль

— А как у вас Евгений Миронов появился?
— Он у нас появился 10 лет назад. На первой «Белке и Стрелке» у него была второстепенная роль, но он как большой актер ее так основательно продумал и хорошо сыграл, что сейчас его персонаж стал одним из главных героев.

— Вам как проще: сначала писать актера, а потом делать под него графику, или наоборот?
— Проще, конечно, сначала записывать актера. Но не всегда так получается. Нужно многое сделать, чтобы подготовиться к озвучанию с актерами такого уровня, как Евгений Миронов.

— Но вы ,как гендиректор студии, принимаете участие на всех стадиях производства?
— Да, конечно.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
Обложка: генеральный продюсер Вадим Сотсков «КиноАтис» / Фото: Евгений Пахоль 
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Костюмы «Маленьких женщин» и политизированный «Оскар»

Ирина Жигмунд вспоминает художников по костюмам, работавших над ранними экранизациями романа «Маленькие женщины», и объясняет, почему «Оскар» Жаклин Дюрран в этом году — не самое справедливое решение

13 февраля 3966
Мнение

Что не так с «Хищными птицами: Потрясающая история Харли Квинн»: запутанный сюжет, невнятная хронология, странный злодей и блистательная Марго Робби

Мы одни из первых посмотрели «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» и удивились: зачем такое длинное название, откуда взялся Юэн МакГрегор в непривычном для себя амплуа и почему так мало Мэри Элизабет Уинстед

9 февраля 3698
Практика

Как это снято: «Москва слезам не верит»

40 лет назад «Москва слезам не верит» начала покорять зрителей. Разбираемся в истории создания и устройстве оскароносной картины Владимира Меньшова, до сих пор остающейся одной из самых популярных отечественных лент в мире

16 февраля 3544
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее