Слова

Вадим Сотсков: «Чтобы зарабатывать в анимации, нужно очень хорошо понимать зрителя»

Мы поговорили с Вадимом Сотсковым, продюсером и генеральным директором компании «КиноАтис» о перспективах анимации и узнали, из каких пикселей и эскизов рождаются компьютерные анимационные мультфильмы


— Лично для меня анимация представляется самым сложным жанром в киноиндустрии. Это так?
— Я в анимации уже не один десяток лет и понимаю, как все устроено, многое уже изучено. Работа, конечно, необычная, но интересная.

— По поводу «изучено». Вы же заканчивали не профильные ВУЗы?
— Я начинал как ИТ-специалист в Силиконовой долине в США, где мы делали софт для аниматоров, потом перешел в кино.

— И сразу в трехмерную анимацию?
— Да, сразу в компьютерную анимацию, но у меня были курсы и обычной.

— Что сейчас происходит с полнометражной компьютерной анимацией в России и во всем мире?
— Анимация перешла ту грань, когда персонажи фильмов были, скажем так, условными. Сегодня герои — это животные или сильно стилизованные люди. В основе сюжетов — всегда человеческие взаимоотношения. Персонажи анимационных фильмов сталкиваются с проблемами, которые многим понятны и близки. Зрители узнают в них себя, в противном случае герой становится просто неинтересен аудитории.

В студии «КиноАтис» / Фото: Евгений Пахоль 
В студии «КиноАтис» / Фото: Евгений Пахоль

— Вы видели последнего «Короля Льва»? Вам не показалось, что эта суперреалистичная анимация убивает персонажей?
— Я бы так не сказал. Коллеги — молодцы, представили работу высочайшего класса. Когда персонаж стилизован, можно усиливать его характеристики, прибегать к гиперболе. Например, у него может сильно вытягиваться лицо, брови могут двигаться гораздо сильнее, чем у реального человека. Этим анимация и отличается — она усиливает эмоции. Гиперреальность в анимации, как в «Короле Льве», сложнее и дороже. Попасть в точку — всегда очень трудно. Несмотря на то, что сейчас есть технологии, вроде захвата движения, все равно это очень тяжело.

— Но вы же помните, 30 лет назад опыты Pixar по созданию трехмерного человека казались прорывом, а сейчас это выглядит просто страшно.
— В конце 1990-х годов очень быстро произошла смена технологий в анимации. Если раньше люди работали в основном с карандашом, то после успешной «Истории игрушек» все резко перешли на цифровые технологии. Много людей осталось без работы. Кто сумел перестроиться под новые технологии — те остались в профессии. Кто не сумел — у того появились проблемы с работой.

Тем не менее сейчас есть небольшой откат назад. Появляется высокобюджетная кукольная анимация.

В студии «КиноАтис» / Фото: Евгений Пахоль
В студии «КиноАтис» / Фото: Евгений Пахоль

— Вы имеете в виду «Гофманиаду»?
— Я говорю и о мировых студиях, и о «Гофманиаде», которая очень долго создавалась.

— А вы больше за взрослую анимацию, вроде Pixar, или попроще, типа Illumination?
— И у тех и у других анимация неслабая.

— Я к чему. Вы можете сказать, что в России есть интересная взрослая анимация?
— Смотря что вы имеете в виду, когда говорите о детской и взрослой анимации. Родитель приводит ребенка в кино. А значит, и родителю фильм должен быть интересен. Наша студия работает в основном с полнометражной анимацией. Шанс для того, чтобы так существовать только один — надо делать семейное кино.

В студии «КиноАтис» / Фото: Евгений Пахоль
В студии «КиноАтис» / Фото: Евгений Пахоль

— То, что все больше появляется телеканалов с элементарной компьютерной анимацией, сборники «Мульт в кино» и так далее, — вы не видите в этом некой спекуляции?
— Все пробуют найти свою нишу на этом рынке, а чтобы зарабатывать, нужно очень хорошо понимать зрителя.

— Хочу у вас спросить как генерального директора крупной кинокомпании: как вы видите нынешнюю студийную ситуацию? У нас есть много студий, которые зависят или нет от поддержки государства?
— Студии сами решают, как работать и откуда брать деньги. Кто-то обращается в Минкульт, кто-то нет.

— Трудно анимационной студии участвовать в питчингах?
— Наши презентации всегда хорошо проработаны, нам есть что сказать. Проблема в том, что ты всегда ограничен по времени. На презентацию отводится 5 минут. Если учесть, что мы показываем видеоматериалы для экспертов, то получается, что на проект у нас остается 3-4 минуты.

В студии «КиноАтис» / Фото: Евгений Пахоль
В студии «КиноАтис» / Фото: Евгений Пахоль

— То есть лучше потратить 2-3 месяца на презентацию…
— Нет, не 2-3 месяца.

— А сколько?
— Требуется как минимум год подготовки. Чтобы выйти на питчинг, должен быть хороший сценарий, что предполагает доработки, приходится нанимать несколько авторов.

— Мы сегодня на озвучании новой «Белки и Стрелки». Давайте поговорим об этом. Как происходит кастинг голосов?
— Все начинается с подробного обсуждения того, кто мог бы озвучить персонажей. У нас есть такая традиция: мы советуемся с режиссерами дубляжа, которые работают над западными фильмами. Они помогают подбирать актеров по голосам. Например, мы думали, что кто-то подходит на роль, а режиссер дубляжа предлагал пригласить другого актера и в ста процентах случаев он оказывался прав.

В студии «КиноАтис» / Фото: Евгений Пахоль
В студии «КиноАтис» / Фото: Евгений Пахоль

— А как у вас Евгений Миронов появился?
— Он у нас появился 10 лет назад. На первой «Белке и Стрелке» у него была второстепенная роль, но он как большой актер ее так основательно продумал и хорошо сыграл, что сейчас его персонаж стал одним из главных героев.

— Вам как проще: сначала писать актера, а потом делать под него графику, или наоборот?
— Проще, конечно, сначала записывать актера. Но не всегда так получается. Нужно многое сделать, чтобы подготовиться к озвучанию с актерами такого уровня, как Евгений Миронов.

— Но вы ,как гендиректор студии, принимаете участие на всех стадиях производства?
— Да, конечно.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
Обложка: генеральный продюсер Вадим Сотсков «КиноАтис» / Фото: Евгений Пахоль 
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Тест

Тест: знаете ли вы советское и российское телевидение?

В начале октября 1931 года на территории СССР начинаются регулярные передачи «движущихся изображений» (телевидения). Во что это вылилось, мы прекрасно знаем. Но насколько хорошо вы знаете историю отечественного ТВ?

2 октября 9547
Практика

Драконы, армия мертвых, битвы: как создавались визуальные эффекты седьмого сезона «Игры престолов»

С каждым сезоном «Игра престолов» наращивала количество VFX-шотов и к седьмому — их стало уже 2106. Разбираемся, как создателям сериала удалось совместить реальность и графику незаметно для зрителя

4 октября 2360
Слова

«Сериал “ТРИАДА” можно назвать вторым сезоном “Измен”, но в другом жанре»

Сценарист, креативный продюсер сериала «ТРИАДА» (ТНТ) Дарья Грацевич рассказала нам о том, кто несет ответственность за конечный результат в производстве сериалов, что такое «женское гетто» в российском юморе и как ее сценарии заманивают лучших российских актрис на проекты

3 октября 2117
Практика

Трансформация костюмов персонажей Disney: от анимации — к кино

Полнометражные диснеевские анимационные сказки решили переснять с настоящими актерами и перед художниками по костюмам встала задача: оставить культовые образы узнаваемыми, но сделать их интереснее для современного зрителя. Как им это удается — разбирается Ирина Жигмунд

13 октября 2140
Тенденция

Когда умрет телевидение

Уменьшается ли зрительская аудитория каналов или, наоборот, растет? Действительно ли традиционному телевидению угрожает интернет? Об этом рассуждает заведующий отделом телевидения «Комсомольской правды» Сергей Ефимов — специально для tvkinoradio.ru

1 октября 1755
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее