Практика

Приемы: Перспектива

Разбираемся, в чем особенности перспективного рисунка кадра, насколько он зависит от направления линий, тональности, крупности планов и фокусного расстояния и почему искаженная перспектива – это не ошибка


Одна из ключевых задач любого произведения изобразительного искусства, будь то живопись, фотография или кинематограф – естественная передача трехмерного окружающего мира с его пространствами, рельефами, фактурами и масштабами на двухмерной плоскости. Убедительность изображения во многом зависит от того, насколько выразительно на плоскости выглядят привычные характеристики реального мира.

Наряду со многими приемами, направленными на решение этой задачи, художники, фотографы и кинематографисты используют различные виды перспективы.
 

Линейная перспектива

Линейную перспективу называют также геометрической, так как основная ее суть заключается в построении композиции с помощью ровных линий, которые сходятся или расходятся в одной точке, создавая иллюзию трехмерного пространства на плоскости. В зависимости от направления «движения» внутри кадра, то есть от увеличения или уменьшения размера объектов относительно переднего плана, различают прямую и обратную линейную перспективу. В первом случае объекты уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана, во втором – увеличиваются.

Например, в городском пейзаже венгерского фотографа Брассаи фонарные столбы естественным образом уменьшаются в глубине кадра, при этом динамика кадра усилена за счет диагональной композиции. Английский фотограф-документалист Мартин Парр, известный своими жанровыми стрит-зарисовками, отражающими жизнь представителей разных классов, для изображения динамичного глубинного пространства часто прибегает к приему обратной перспективы. Причем в его снимках она не всегда очевидно читаема, однако расположение фигур людей по мере возрастания, а не удаления, создает ту самую атмосферу хаоса, отсутствия упорядоченности и в полной мере раскрывают непарадную сторону повседневности, которая и является целью его работ.


Les Escaliers de Montmartre, Paris / Фото: Брассаи. The Last Resort / Фото: Мартин Парр

Принцип линейной перспективы основан на закономерности человеческого восприятия: объекты, которые в реальности имеют одинаковые размеры, кажутся нам на изображении тем меньшими, чем дальше они от нас находятся. Следовательно, параллельные линии, направленные от переднего плана вдаль, на снимке сокращаются в размерах и кажутся более короткими, чем они есть в действительности, а различие в масштабах близких и удаленных элементов композиции станет тем более заметным, чем больше разница в расстоянии между ними.


Кадр из фильма «Толпа» (1928) / Фото: MGM

Благодаря грамотному соблюдению этих принципов создается иллюзия бесконечности, увеличивается глубина пространства кадра, усиливается ритмический рисунок и задается направление взгляда.

В кино принципы линейной перспективы применяются для создания глубинной мизансцены, передачи пространственного соотношения фигур актеров и окружающих их предметов. Учитывая, что перспектива определяется отношением масштабов близких и удаленных элементов композиции, то для образования выразительного перспективного рисунка необходимо выбирать такие точки съемки, которые подчеркнут эту разницу масштабов. Чаще всего примеры линейной перспективы можно найти в статичных симметричных планах сужающихся коридоров, улиц, снятых фронтально.


Кадр из фильма «Сияние» (1980) / Фото: Warner Bros

Интересно отметить, что смена ракурса увеличивает перспективу в несколько раз. В ставших классикой кадрах из фильмов Кубрика прямая линейная перспектива усиливается не за счет симметрии, а благодаря расположению окружающих героев объектов, ярких контрастов в цветах, геометрическим узорам. Однако перспективу можно выразить и простой сменой ракурса с фронтального на диагональный, как это видно на примерах из «Конформиста» Бернардо Бертолуччи.
Кадр из фильма «Конформист» (1970) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Конформист» (1970) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Конформист» (1970) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Конформист» (1970) / Фото: Paramount Pictures

Что важно учитывать для создания линейной перспективы:
  • выбор точки съемки, то есть удаленность от объекта съемки: чем дальше фотографируемый предмет от точки съемки, тем мельче он будет на снимке и наоборот;
  • ракурс: при фронтальном композиция более устойчива, статична, при диагональном – динамична, следовательно перспектива усилена;
  • направление света: диагональный и боковой жесткий свет усиливает перспективу, мягкий – ослабляет;
  • фокусное расстояние: короткий фокус усиливает перспективу, длинный – ослабляет.
 

Тональная перспектива

Подчеркнуть глубину пространства в кадре можно не только с помощью линий и различия в масштабах, но и за счет тональных переходов между планами в композиции. Тональная перспектива основана на изменении степени прозрачности окружающего пространства и насыщенности цветов в сторону уменьшения, приглушения. Нередко синонимом линейной перспективы выступает воздушная.

Тональная перспектива идеальна для передачи отдаленности, пространственной протяженности. Особенно хорошо это заметно в любых видах пейзажа, где плавные переходы в тонах позволяют подчеркнуть многоплановость, не прибегая к резким контрастам и четким линиям.


Кадр из фильма «Нефть» (2007) / Фото: Miramax

В кино тональная перспектива работает в случае, когда необходимо подчеркнуть глубину пространства при съемке на открытых пространствах. Кроме того, туманная дымка и плавные переходы в тонах передают ощущение таинственности или напротив спокойствия. Тональная перспектива в кадрах с одним действующим героев (или главным объектом) создает вокруг него мягко выраженное ограничение, указывая на состояние отгороженности, замкнутости, одиночества задумчивости.


Кадр из фильма «Сказки туманной луны после дождя» (1953) / Фото: Daiei Film

Что важно учитывать для создания тональной перспективы:
  • перспектива в кадре, где объекты в холодных тонах расположены на теплом фоне, ослаблена;
  • четкость очертаний предметов теряется по мере их удаления от глаза наблюдателя,
  • насыщенность цветов также ослабевает по мере их удаления – они кажутся более приглушенными, нередко замутненными, невыраженными;
  • дальний план кажется более светлым, чем фигуры и предметы на переднем;
  • фон, освещенный лучше, чем объект, ослабляет перспективу, а затемненный, либо на несколько тонов светлее объекта – усиливает.
 

Искаженная перспектива

Нарушение некоторых принципов построения классической перспективы приводит к не менее интересным результатам. Заметнее всего искаженная перспектива проявляется в работе с линиями и формами объектов, снятых с необычного ракурса. Именно ракурсная съемка выявляет перспективные искажения. Впрочем, назвать изменение ракурса нарушением правила построение классической перспективы не совсем верно. К примеру соотношение масштабов в кадрах «Фаворитки», созданное при помощи объектива fish-eye выглядит непривычно, но это не ошибка, а особый взгляд на предмет. Рассматривая объект со значительно меньшего расстояния, которое допускает человеческий глаз, мы неизбежно столкнемся с искажением, с помощью которого сможем лучше подчеркнуть характерные особенности объекта съемки.


Кадр из фильма «Фаворитка» (2018) / Фото: Fox Searchlight Pictures

Ракурсные снимки отличаются подчеркнутыми перспективными сходами вертикалей, ярко выраженными перспективными сокращениями укороченных вертикальных линий. В кинематографе подобный прием – удачное решение для передачи состояния нестабильности, потерянности.


Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари» (1920) / Фото: Decla-Bioscop

Изменение характера перспективного рисунка изображения пи съемке под углом происходит потому, что здесь начинает сказываться разница расстояний от объектива съемочного аппарата до верхней и нижней частей снимаемого объекта. При съемке под углом различные участки объекта снимаются как бы с разных расстояний, вследствие чего и масштабы их изображений на снимке будут неодинаковыми. Ближние к объективу детали изобразятся крупно, удаленные – значительно мельче, а линии, связывающие элементы рисунка в единое целое, потеряют свое устойчивое положение. В результате знакомые пропорции объектов съемки – здания, фигуры людей и пр. – в ракурсном изображении изменяются.

Таким образом, перспектива в кадре в первую очередь влияет на глубину пространства, и в зависимости от выбранного автором вида, способна передать различные эмоции и атмосферу ситуации – от спокойствия, равнодушной отдаленности и статики до динамики, стремительного движения, таинственности, страха, сказочности или болезненного помешательства.


Кадр из фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998) / Фото: Universal Pictures

 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
Обложка: кадр из фильма «Сияние» (1980) / Warner Bros 
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Тест

Тест: знаете ли вы советское и российское телевидение?

В начале октября 1931 года на территории СССР начинаются регулярные передачи «движущихся изображений» (телевидения). Во что это вылилось, мы прекрасно знаем. Но насколько хорошо вы знаете историю отечественного ТВ?

2 октября 9336
Практика

Драконы, армия мертвых, битвы: как создавались визуальные эффекты седьмого сезона «Игры престолов»

С каждым сезоном «Игра престолов» наращивала количество VFX-шотов и к седьмому — их стало уже 2106. Разбираемся, как создателям сериала удалось совместить реальность и графику незаметно для зрителя

4 октября 2321
Слова

«Сериал “ТРИАДА” можно назвать вторым сезоном “Измен”, но в другом жанре»

Сценарист, креативный продюсер сериала «ТРИАДА» (ТНТ) Дарья Грацевич рассказала нам о том, кто несет ответственность за конечный результат в производстве сериалов, что такое «женское гетто» в российском юморе и как ее сценарии заманивают лучших российских актрис на проекты

3 октября 2042
Тенденция

Когда умрет телевидение

Уменьшается ли зрительская аудитория каналов или, наоборот, растет? Действительно ли традиционному телевидению угрожает интернет? Об этом рассуждает заведующий отделом телевидения «Комсомольской правды» Сергей Ефимов — специально для tvkinoradio.ru

1 октября 1751
Практика

Трансформация костюмов персонажей Disney: от анимации — к кино

Полнометражные диснеевские анимационные сказки решили переснять с настоящими актерами и перед художниками по костюмам встала задача: оставить культовые образы узнаваемыми, но сделать их интереснее для современного зрителя. Как им это удается — разбирается Ирина Жигмунд

13 октября 1584
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее