Практика

Как снимают кинематографичные фильмы о дикой природе

За последние несколько лет фильмы о жизни растений и животных стали выглядеть как голливудские блокбастеры. Рассказываем, как проекты о природе превратились из скучных видео в захватывающие фильмы, близкие шедеврам кинематографа


Иногда кажется, что искусство достигло пика и нового уже не придумать. Все «вечные сюжеты» сняты уже не раз, а технологии использованы самыми непредсказуемыми методами. Ни у кого не вызывают удивления даже смартфоны с тремя камерами, помимо фронтальной. Однако кинематографисты находят способы нас поражать даже в таких условиях.

Фильмы о природе, известные по документальным работам на Discovery и «В мире животных», всегда были отличным зрелищем. Кто-то даже учил первые слова на иностранном языке именно на них. Сейчас кино о флоре и фауне едва можно отличить от мировых шедевров кинематографа: они не менее захватывающие и качественные. И вот, как им это удается.

ленивец
Кадр из сериала «Планета Земля 2» / Фото: David Willis / BBC

 

Движущаяся камера

Новые камеры сильно изменили фильмы о природе. Если раньше к животным нельзя было никак подобраться, не вспугнув, то сейчас с ними можно работать максимально близко. Большую роль сыграло и создание стабилизаторов. Дальние планы, которые снимались изначально с вертолета, тряслись намного меньше. Кадры, снятые ручной камерой, также стали плавнее благодаря стабилизаторам.

Изобретение дронов и вовсе сделало съемку практически бесшумной. Так у нас появилась возможность наблюдать за животными прямо из их естественной среды обитания, не отвлекая их шумом вертолета. Эта тенденция постепенно добавляла все больше движения в съемку, что и сделало материалы более динамичными и захватывающими.

Кстати, снимают операторы на модели типа Sony F55, а подводные сцены часто запечатлены на RED Dragon 6K.


«Когда мы смотрим кино, камера никогда не статична. Она всегда находится в движении. Мы хотели это отразить на своем подходе к фильму. И не просто так, потому что «так делают в кино», а потому что это действительно сильно погружает и захватывает зрителя»

Майк Гантон, исполнительный продюсер «Планета Земля 2»

 
Трейлер сериала «Планета Земля 2»

 

Экспериментальные способы съемки

Сложность съемки животных не только в их пугливости. Например, как можно снять львов? Хищники всегда следуют своим инстинктам, особенно к условиях дикой природы, так что прокрасться к ним — сложная задача.

Для съемки хищников специалисты National Geographic изобрели небольшой роботанк, на котором закрепили камеру. Так к животным удалось максимально приблизиться без риска для оператора.

По словам Ника Николса, оператора National Geographic, съемка на такое изобретение — нелегкая задача. Чтобы хищники спокойно отнеслись к постороннему объекту, нужно несколько раз «познакомить» их, после чего уже можно будет спокойно снимать жизнь зверей.
 
Репортаж оператора National Geographic Ника Николса

А еще мобильность камер позволила снимать прямо с точки зрения животных. Конечно, речь идет об одомашненных зверях, ведь с дикими птицами и зверями намного сложнее. Просто посмотрите эти захватывающие кадры, снятые орлом!
 
Полет орла

В фильме «Spy In The Wildе» компания John Downer Productions снимала животный мир миниатюрными камерами, встроенными в 30 роботизированных существ. Камеры с дистанционным управлением, снимающие в 4K, обычно были скрыты в глазных отверстиях роботов.

Продюсер Мэтью Гордон говорил, что камеры нужно было модифицировать, чтобы шпионить за животными, однако решение о каждом изменении тяжело принималось производителями, ведь вероятность поломки таких устройств в условиях дикой природы очень высока.
 
Фильм «Spy In The Wildе»
 

Выживание в дикой природе

Кому-то может показаться, что снимать природу проще простого, однако часто условия далеко не идеальны для команды. На проекте «Life Below Zero» съемочной группе пришлось самим добывать дрова, чтобы пережить морозы около 30 градусов, а также бороться с снежным бурями, которые заваливали технику и не давали проехать машинам.
 
На съемках проекта «Life Below Zero»

Взаимодействие с безобидными на первый взгляд животными также может быть очень опасным.

Боб Пул«Съемки слонов могут быть очень захватывающими, но их тела полны тестостерона, что делает их опасными и агрессивными. Как-то раз я снимал слона, идущего через равнину. Он был выше, но все еще близко ко мне. Внезапно слон обернулся и пошел ко мне. Я просчитал скорость, с которой он мог ускоряться на спуске, чтобы успеть уехать, при этом он все равно чуть не поймал меня своими клыками»
Боб Пул, оператор
 

Звуковое оформление

Саунд-дизайн в фильмах о природе тесно связан с музыкой. Он буквально окутывает музыкальные композиции, гармонируя с ними. Закадровый голос ведущего всегда сведен аккуратно, сочетаясь как с музыкой, так и со звуковым дизайном.

Записи с некоторых точек иногда отличны от идеальной. Если в документальном фильме о природе вы будете слышать шум дрона, а не звуки животных, то это легко разрушин идиллию визуальной передачи природы. В таком случае саунд-дизайнерам приходится использовать звук этих зверей, но записанный с иной точки. Для этого необходимо быть на сто процентов в материале, чтобы не перепутать, например, пение птиц. В этом году фильм «Наша Планета» от Netflix даже номинирован на премию «Эмми» в десяти категориях, включая звук!
 
Трейлер сериала «Наша планета»

Грэхам Вайлд«Нелегко сразу найти баланс между музыкой и шумами. Кинематографичные моменты должны дополняться аутентичными звуками, чтобы зритель чувствовал, будто находится в этом месте. Так что в некоторых сценах мы сначала работали только с шумами, как бы игнорируя музыку, а уже потом добавляли эмоцию за счет композиций. Можно сказать, это было двойной работой»
Грэхам Вайлд, звукорежиссер проекта «Наша планета»
 
 
Грэхам Вайлд о звуке в сериале «Наша планета»

 

История

Сюжет в фильмах о природе не менее важен. У продюсеров фильмов о природе вряд ли есть с собой сценарий с таймкодами, когда они собираются в экспедицию, но это и есть главный захватывающий элемент. Где мы еще можем найти актеров кино, совершенно не следующих сценарию? В любой момент оператор может заснять оживленную сцену схватки хищников, трагическую смерть зверей или напротив, — что-нибудь милое подобно рождению детеныша.

Майк Гантон«Конечно, изображение — это то, на что мы обращаем внимание в первую очередь. Однако без истории, без откровения, которое нам расскажет история, даже самое красивое изображение надоест. Так что никакие технологии все же не заменят историю, которая действительно захватит и погрузит зрителя в среду»
Майк Гантон, исполнительный продюсер «Планета Земля 2»
 

Эпизод сериала «Планета Земля 2»

 

Slow-motion и time-lapse

С современными кадрами можно близко подобраться к животным и насекомым, но как записать быстрые движения, неуловимые глазом? Съемка в рапиде делает захватывающим не только то, как Нео уклоняется от пуль, но с ее помощью можно заснять и укус комара, и то как распускается цветок — все то, что мы не замечаем в обычной жизни.
Приемы slow-motion и time-lapse позволяют детально заснять жизнь флоры и фауны, а съемки насекомых — это и вовсе новый мир! Посмотрите сюжет о пауках, он не оставит вас равнодушным (особенно арахнофобов).
 
Сюжет о пауках

Для съемки таких кадров команде также приходилось изобретать специальные устройства из подручных средств. Например, для съемки time-lapse на проекте «Life Below Zero» команда своими силами собирала крепление для камеры из досок. Причем, не по принципу IKEA, где есть инструкция, а с нуля — дорабатывая детали пилой и шлифовальными инструментами. А для съемки time-lapse в пролете операторы зафиксировали камеру на слайдере, который расположили на веревке между двух тяжелых бочек.
 
Съемка таймлапс

 

Ночная съемка

Съемка в темноте — всегда сложная задача для оператора. В условиях дикой природы это также отвлекает животных, нарушая главный принцип наблюдения за естественной средой обитания. Снять днем их невозможно, ведь некоторые звери спят, а как раз ночью охотятся.

Раньше для ночных съемок природы использовали искусственный свет, однако теперь есть инфракрасные и термальные камеры (тепловизоры). Да, есть недостатки в отсутствии цвета, но на них можно снимать детально в темное время суток не отпугивая животных.
 
Ночная съемка

Например, Фильм Глена Райана «Brindabellas | edge of light» был снят на RED Epic-X полного спектра, в которой был удален инфракрасный-фильтр, позволяющий снимать видео в ближней ИК-области с обычной и высокоскоростной частотой кадров (в разрешении 5K).
 
Фильм Глена Райана «Brindabellas | edge of light»

Эта планета удивительна и красива. Креативный подход кинематографистов к съемке погружает нас в естественную среду обитания все больше, отвлекая от городской суеты и успокаивая нервы. Захватывающие и в то же время медитативные фильмы о дикой природы все больше влюбляют нас в удивительный мир, за которым сейчас можно наблюдать также просто, как смотреть любимый сериал.
 
Эпизод сериала «Планета Земля 2»
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
Обложка: Оператор Боб Пул на съемках / Фото: Bob Poole / Facebook
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Тест

Тест: знаете ли вы советское и российское телевидение?

В начале октября 1931 года на территории СССР начинаются регулярные передачи «движущихся изображений» (телевидения). Во что это вылилось, мы прекрасно знаем. Но насколько хорошо вы знаете историю отечественного ТВ?

2 октября 9336
Практика

Драконы, армия мертвых, битвы: как создавались визуальные эффекты седьмого сезона «Игры престолов»

С каждым сезоном «Игра престолов» наращивала количество VFX-шотов и к седьмому — их стало уже 2106. Разбираемся, как создателям сериала удалось совместить реальность и графику незаметно для зрителя

4 октября 2321
Слова

«Сериал “ТРИАДА” можно назвать вторым сезоном “Измен”, но в другом жанре»

Сценарист, креативный продюсер сериала «ТРИАДА» (ТНТ) Дарья Грацевич рассказала нам о том, кто несет ответственность за конечный результат в производстве сериалов, что такое «женское гетто» в российском юморе и как ее сценарии заманивают лучших российских актрис на проекты

3 октября 2042
Тенденция

Когда умрет телевидение

Уменьшается ли зрительская аудитория каналов или, наоборот, растет? Действительно ли традиционному телевидению угрожает интернет? Об этом рассуждает заведующий отделом телевидения «Комсомольской правды» Сергей Ефимов — специально для tvkinoradio.ru

1 октября 1751
Практика

Трансформация костюмов персонажей Disney: от анимации — к кино

Полнометражные диснеевские анимационные сказки решили переснять с настоящими актерами и перед художниками по костюмам встала задача: оставить культовые образы узнаваемыми, но сделать их интереснее для современного зрителя. Как им это удается — разбирается Ирина Жигмунд

13 октября 1584
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее