tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Слова

Алексей Сеньковский: «Съемочная площадка для меня долгие годы была родным домом»

Заместитель главного инженера Киноконцерна «Мосфильм» Алексей Сеньковский рассказал редакции ТКТ о том, как он пришел в профессию и что входит в обязанности руководителя Комплекса Операторской техники

  • 12 сентября 2019
  • 703
— В каком возрасте вы начали увлекаться съемками? Ведь съемки — это творчество, а техника и технология — это уже совсем другая область. Когда у вас стали проявляться качества инженера?

— Думаю, что творчество и увлечение техникой и технологиями неразрывно связаны друг с другом и эта любовь прививается еще с детства. Я помню, как родители водили меня по театрам, галереям и музеям: ГМИИ им. «А.С.Пушкина», «Эрмитаж», в Консерваторию, и увиденные там работы великих мастеров наверняка отпечатались в подсознании, поэтому и фотографировать я начал лет с десяти-двенадцати.

У меня всегда был доступ к отцовской технике, и у самого было несколько любительских фотоаппаратов. Я всегда что-то придумывал, изобретал, думал, почему это устроено так, а не иначе.

Заместитель главного инженера Киноконцерна «Мосфильм» Алексей Сеньковский / Фото: ТКТ
Заместитель главного инженера Киноконцерна «Мосфильм» Алексей Сеньковский / Фото: ТКТ

А осознанное решение связать себя с этой профессией пришло довольно поздно — в институте, причем, на последних курсах, когда я случайно оказался на съемочной площадке.
 

Мне всегда было интересно следить за тем, как создается изображение, смотреть за работой режиссера и кинооператора.


— Как вы выбрали свою профессию? Согласитесь, это не типичный выбор.

— Мне нравилась учеба по своей специальности, я полностью погружался в процесс и спустя какое-то время после окончания учебы всерьез думал работать по специальности, но так получилось, что я оказался на съемочной площадке. Это полностью перевернуло мое понимание, чем я хочу заниматься дальше.

— А как это произошло?

— Еще со школы у меня очень много друзей, которые так или иначе связаны с кино: кто-то учился во ВГИКе на продюсерском, кто-то работал на съемочной площадке рабочими, постановщиками, реквизиторами на «Мосфильме», снимался в массовке. Например, многие из нашей общей компании поработали на фильме «Копейка» Ивана Дыховичного и Вадима Ивановича Юсова. Так и я оказался в кино, и как бы это пафосно ни звучало, я заболел этим делом. Для себя тогда решил, что хочу работать только с киносъемочной техникой.

Кадр из фильма «Копейка» (2002) / Фото: кинокомпания «Воля»
Кадр из фильма «Копейка» (2002) / Фото: кинокомпания «Воля»

Я стал искать возможности и узнал, что «Мосфильм» объявляет курсы механиков, кстати, этому у нас в стране больше нигде профессионально не учат, только на киностудии — это был август 2002 года. Я подал документы, записался на эти курсы, до начала которых оставалось два месяца. Я думал, чем бы заняться, и чтобы не терять время устроился на киностудию в сантехнический цех, так велико тогда было желание работать на «Мосфильме».

В конце каждого рабочего дня я приходил к ребятам в операторский цех и до позднего вечера мучил их своими вопросами, осваивал камеры, оптику и все два месяца до начала обучения детально занимался изучением вопроса, читал всякие инструкции. Я ездил в «Останкино», встречался там со специалистами, и когда начались курсы, уже был хорошо подготовлен.

Это то время, когда только стали появляться цифровые камеры Digital Betacam, на которые снимали преимущественно сериалы, и механиков, знающих их, еще было мало. «Мосфильм» вообще тогда стал очень активно развивать это направление — «цифровой кинематограф», это относится и к постпродакшну.

Digital Betacam / Фото: Flickr
Digital Betacam / Фото: Flickr

Не закончив обучение, я сразу попал на свой первый проект, куда меня пригласили в операторскую группу к замечательному кинооператору Вадиму Валентиновичу Алисову.

— Вернемся немного назад. Когда в первый раз попали на съемочную площадку, что вы делали?

— Друзья попросили перевезти реквизит и мебель из «Белого дома» (старое здание КСПС «Мосфильм») на съемку.

— Так, получается, что Вы через служебный вход попали в индустрию?

— Да, совершенно верно. Так часто бывает на самом деле. И у нас таких примеров масса. Многие люди оказываются в кино после получения профильного образования, другие же приходят в эту сферу спонтанно. У меня есть такие знакомые: профессиональные спортсмены, например, чемпион мира по плаванию — декоратор, мастер спорта по волейболу — профессиональный звукорежиссер или водитель троллейбуса — ассистент оператора по фокусу и т.д.
 

Отдельное важнейшее направление — это цифровая реставрация наших кинокартин.


Кино — удивительная сфера, она привлекает к себе совершенно разноплановых людей! И я знаю почему. На съемочной площадке каждый день по-своему разный, как калейдоскоп — общение с интересными творческими людьми — режиссерами, актерами, операторами, художниками, это разные объекты и снимаемые сцены. Мне всегда было интересно следить за тем, как создается изображение, смотреть за работой режиссера и кинооператора. Я внимательно изучал, как они ставят кадры, разводят мизансцены, как оператор работает со светом, почему выбор пал именно на этот объектив и с этим фокусным расстоянием, почему он делает вот так, а не иначе, применяет этот светофильтр, зачем здесь движение камеры. В тетрадку зарисовывал схемы света.

Заместитель главного инженера Киноконцерна «Мосфильм» Алексей Сеньковский / Фото: ТКТ
Заместитель главного инженера Киноконцерна «Мосфильм» Алексей Сеньковский / Фото: ТКТ

Благодаря этой работе, я побывал на съемках во многих странах мира, был в местах, где вряд ли окажется не киношник. Это огромное количество событий, которые умещаются в один день. И конечно это многих привлекает, кому не интересна офисная рутина.

Съемочная площадка для меня долгие годы была родным домом. И так совпало, что проекты шли один за другим, практически без перерыва. Заканчивалась одна съемка, начиналась другая, было много экспедиций. И это был довольно увлекательный период жизни, я с особой теплотой его вспоминаю.

— А что было потом? Почему вы ушли с этой работы?

— По завершении очередных съемок мне предложили возглавить Комплекс Операторской техники, и я приступил к новым для себя обязанностям.
 

Сегодня, работая с профессиональными цифровыми кинокамерами, нужно обладать знаниями IT-специалиста.


— Теперь у Вас больше нагрузки?

— Сейчас обязанностей стало еще больше, так как, будучи заместителем главного инженера, я еще курирую и все вопросы инженерной службы. Отдельное важнейшее направление — это цифровая реставрация наших кинокартин. Работать стало еще интереснее, и работа стала очень разноплановой — нужно организовывать процесс, разбираться в технологиях, а не только в съемочной технике, знать все этапы постпродакшна — цветокоррекция, монтаж, запись музыки, речевое озвучивание и т.д.

С тех пор как я начинал работу на «Мосфильме», многое изменилось — в павильонах теперь снимают не только кино. Очень много телевизионных проектов. К примеру, я захожу в павильон, где идет съемка шоу «Голос» или «Новогоднего Огонька», и учусь тому, как работают телевизионщики. Это тоже очень ценный опыт.

Шоу «Голос» /  Фото: скриншот из видео
Шоу «Голос» /  Фото: скриншот из видео

Все, что касается кино, мне знакомо, а вот телевидение — уже другая территория. Клипы, реклама, актерские пробы — все это очень интересно. И здесь также очень много всяких моментов, связанных с менеджментом, общением с заказчиками, планированием работы.

— У вас большой штат?

— В Операторском Комплексе четыре человека. Два сменных дежурных мастера, бухгалтер, механик по ремонту.

— Просто все, что вы рассказываете — это режиссура. Вы же понимаете технологический процесс, технические возможности, говорите, что Вам интересны построения мизансцен, как все происходит?

— Я думаю, что эти вещи должен понимать любой руководитель, который занят в данной сфере. Даже рядовой сотрудник, который работает на площадке. Я всегда нашим механикам стараюсь привить, что их работа не должна сводиться к бездумной замене батарей и объективов. Сегодня, работая с профессиональными цифровыми кинокамерами, нужно обладать знаниями ИT-специалиста — оборудование становится все сложнее, и, если ты будешь простым ремесленником и не будешь развиваться, ты дальше не пойдешь.

Надо постоянно учиться, читать форумы, ездить на выставки. Пусть в Москве их не так много, но все равно, нужно копать глубже — общаться со специалистами, ездить на презентации, учить технологию и знать все этапы производства кино.

Выставка CPS 2019 / Фото: CPS
Выставка CPS 2019 / Фото: CPS

Сейчас очень многое изменилось. У нас есть поколение механиков, которые начинали работать с кинопленкой, и сейчас они остались не у дел. Во многом из-за того, что они не хотят учиться работать на цифровой технике. А цифра развивается очень бурно, и если ты не будешь знать хотя бы возможности и функционал кинокамеры, ты станешь не нужен — про тебя просто забудут.

— Вы сказали про большой комплекс. А за что вы вчетвером отвечаете в нем? Какие функции выполняете непосредственно вы?

— Да, Комплекс большой. В первую очередь, мы предоставляем услуги по прокату съемочной техники. Поступает операторская заявка, мы ее обрабатываем, проверяем бронь, составляем сметы.

Затем согласовываем стоимость с заказчиком, механики готовят съемочные комплекты, и мы отдаем их на съемки. Технические пробы, общение с операторами, с заказчиками, проведение переговоров — все это тоже наша работа. Мы обязаны предоставить исправное оборудование на съемки и обеспечить его техническое сопровождение во время съемочного процесса.

Полную версию интервью читайте на сайте ТКТ.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: заместитель главного инженера Киноконцерна «Мосфильм» Алексей Сеньковский / ТКТ
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 8594
Обзоры

Главные сериалы лета 2020

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко

1 июня 3551
Практика

Приемы: Общий план

Общий план — один из старейших и самых очевидных киноприемов, с которым все не так просто. Разбираемся в его разновидностях, смыслах и особенностях использования

27 мая 2403
Слова

Илья Аксенов: «Сериал „Мир! Дружба! Жвачка!“ набирал обороты, чтобы потом ударить по зрителю обухом»

На ТНТ идут премьерные эпизоды сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», посвященного «лихим 90-ым». Поговорили с режиссером Ильей Аксеновым о разнице между фильмами для сервиса Premier и их телеверсиями, что такое универсальная драма и как корректно снимать то, что было в твоем детстве

26 мая 1752
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее