Совет юриста

Персональные данные и охрана изображения гражданина

Сценаристы, режиссеры, блогеры часто используют информацию о других людях при создании контента. Реальный человек может стать героем произведения или его прототипом. Как писать о других людях и снимать о них фильмы не нарушая закон, рассказывает юрист Елена Марина


Что относится к персональным данным


Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — ФЗ «О персональных данных») персональные данные — это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к физическому лицу (субъекту персональных данных).

Когда мы собираем и используем информацию о другом человеке для создания контента — это попадает под определение обработка персональных данных.

Обработка персональных данных — это любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без их использования с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (ст. 3 ФЗ «О персональных данных»).

Если автор пишет сценарий, блог или снимает фильм, то эти действия являются распространением персональных данных.

Фото: pxhere.com 
Фото: pxhere.com

Распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (ст. 3 ФЗ «О персональных данных»).

Если другие люди стали прототипами героев произведения, то это является обезличиванием персональных данных.

Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту (ст. 3 ФЗ «О персональных данных»).
 

Как закон регулирует использование информации о других лицах для создания произведения?

Обработка персональных данных допускается для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных (п.п. 8 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных»).

Итак, можно использовать информацию о другом лице для создания произведения без его согласия, если это не нарушает его права и законные интересы. Это важный момент.

Кадр из сериала «Хорошая жена» / Фото: CBS Television Distribution
Кадр из сериала «Хорошая жена» / Фото: CBS Television Distribution

Например, Конституция РФ предусматривает право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ).

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ).

Гражданский кодекс РФ также предусматривает охрану частной жизни гражданина (ст. 152.2 ГК РФ).

Если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни (ч. 1 ст. 152.2. ГК РФ).
 

Неправомерным распространением полученной с нарушением закона информации о частной жизни гражданина считается, в частности, ее использование при создании произведений науки, литературы и искусства, если такое использование нарушает интересы гражданина (ч. 3. ст. 152.2 ГК РФ). 
 

Таким образом, использование личной информации о другом лице в произведении без его согласия несет высокие правовые риски нарушения его прав.

Есть только одно исключение, когда можно свободно использовать информацию о другом лице и не получать от него согласия и это не будет нарушением его прав — информацию о лице, которая стала общедоступной в результате действий самого лица или с его согласия (посты лица в личном блоге в социальных сетях с открытым доступом, интервью СМИ, автобиографии и т.п. согласно п.п. 10 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных»).

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

То есть любая общедоступная информация о лице, которая стала таковой в результате действий самого лица (пост в социальных сетях) или с его согласия (автобиография, интервью) может использоваться автором свободно и никакого согласия лица или его наследников получать не нужно. Автор может свободно снимать фильмы, писать сценарии и блоги, используя указанную информацию. Но сюда не относится информация, которая стала известна автору в результате личных бесед с героем, его родственниками, коллегами, друзьями, личной переписки и т.д. Во всех этих случаях требуется согласие лица или его наследников.

Во всех остальных случаях для использования автором личной информации о другом лице требуется согласие этого лица (п.п. 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных»).

Согласие может быть дано самим лицом или его представителем в любой, позволяющей подтвердить факт его получения, форме (ч. 1 ст. 9 ФЗ «О персональных данных»). То есть это может быть как письменное согласие с собственноручной подписью лица (и расшифровкой подписи), так и видеозапись. Обязательного нотариального удостоверения не требуется, но письменная форма должна содержать следующую информацию:
  1. фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
  2. фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);
  3. наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
  4. цель обработки персональных данных;
  5. перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
  6. наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;
  7. перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
  8. срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
  9. подпись субъекта персональных данных (ч. 4 ст. 9 ФЗ «О персональных данных»).

Кадр из сериала «Хорошая жена» / Фото: CBS Television Distribution
Кадр из сериала «Хорошая жена» / Фото: CBS Television Distribution

Обязательна письменная форма (не видеозапись) требуется при использовании данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни (ч. 1 ст. 10 ФЗ «О персональных данных»). Если же указанные данные стали общедоступными в результате действий самого лица или с его согласия, то письменная форма или любое другое согласие не требуется.

Если лицо умерло, то согласие на использование его данных для создания произведения дают его наследники, если оно не было дано лицом при его жизни (ч. 7 ст. 9 ФЗ «О персональных данных»).

Много вопросов у авторов возникает в связи с использованием реальных людей в качестве прототипов героев их произведений. Будет ли это нарушением закона?

Например, автор использует «фирменную» фразу какого-то человека в своем сценарии, наделяет своего героя отличительной чертой характера или внешности реального лица, использует факты биографии своих знакомых. Все это попадает под понятие обработки и обезличивания персональных данных. Правовые риски будут в том случае, если ваш герой полностью списан с конкретного лица. В этом случае нарушение права лица на охрану частной жизни, сбор информации о частной жизни лица без его согласия. Если же у вас собирательный образ и вы используете черты характера, внешности, факты биографии разных людей при создании персонажа, то правовые риски минимальны.

Фото: MaxPixel.com
Фото: MaxPixel.com

Также будьте внимательны, если получили согласие на использование персональных данных лица или используете информацию из общедоступных источников, но для сценария и/или фильма требуется «добавить драматизма», приукрасить какие-то реальные факты или придумать новые. С точки зрения драматургии это может быть и целесообразно, но в этом случае у вас могут быть правовые риски, связанные с правом лица на защиту чести, достоинства и деловой репутации, если ему или наследникам что-то не понравится в переработанных фактах биографии. Например, лицо, ставшее героем вашего произведения или его родственники в случае смерти этого лица могут обратиться в суд, если посчитают, что произведение порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица (ст. 152 ГК РФ).
 

Охрана изображения гражданина

Режиссерам, особенно режиссерам-документалистам, а также операторам, фотографам и видеоблогерам важно также знать положения закона об охране изображения гражданина (ст. 152.1 ГК РФ).

Общее правило, если мы хотим сделать видео-/фотосъемку человека или использовать фото-/видеозаписи с ним в фильме или блоге, нужно получить на это его согласие (в письменном виде или зафиксированное на видеозаписи).

Фото: MaxPixel.com
Фото: MaxPixel.com

Из этого правила есть только несколько исключений. Без согласия лица можно свободно делать видео-/фотосъемку с его участием либо использовать видео или фото если:
  1. использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах (п.п.1 ч. 1 ст. 152.1 ГК РФ). Например, публичные выступления политиков, заявления чиновников, съемка сотрудников полиции при исполнении;
  2. изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования (п.п. 2 ч. 1 ст. 152.1 ГК РФ). Основной объект использования -— это крупный план человека, а также фото или видеосъемка конкретного человека (вы снимаете именно его, а не группу людей или мероприятие);
  3. гражданин позировал за плату (п.п. 3 ч. 1 ст. 152.1 ГК РФ). Массовка, фотомодели и т.п. Но у вас должны быть доказательства, что съемка проводилась за деньги (договоры, расписки и т.п.).

Кадр из фильма «Чокнутый»(2006)  / Фото: Peace Arch Entertainment Group
Кадр из фильма «Чокнутый»(2006)  / Фото: Peace Arch Entertainment Group
 

Подведем итоги

  1. Авторы могут писать о других людях, используя общедоступную информацию о них, которая стала такой в результате действий самих лиц (блоги в соцсетях) или с их согласия (автобиографии, интервью). Согласия лица для этого не требуется. Но если автор пишет о конкретном человеке и дополняет художественным вымыслом факты его биографии, могут возникнуть правовые риски, если это не понравится лицу или его родственникам (в случае смерти лица). То же самое касается использования в качестве источника желтой прессы.
  2. Закон предусматривает возможность использования информации о лице без его согласия для создания произведения литературы или искусства (сценария, фильма, блога), если это не нарушает права и законные интересы лица. Вместе с тем, учитывая права лиц на охрану частной жизни, личную и семейную тайну лучше всего договариваться заранее с лицами, о которых вы хотите писать сценарий, блог или снимать фильм и получать их согласие.
  3. Если человек, о котором вы создаете произведение, уже умер, то нужно договариваться и получать согласие на использование персональных данных с его наследниками.
  4. Реальные люди могут быть прототипами ваших героев, можно свободно использовать «фирменные» фразы, черты характера, особенности внешности или отдельные факты биографии. Минимальные правовые риски будут в случае использования собирательного образа, если же пишите героя с конкретного человека и используете много личной информации о нем не из общедоступных источников, а в произведении только меняете имя, то рекомендуется получать согласие этого лица на использование его персональных данных.
Я постаралась максимально подробно рассмотреть данную тему, так как она важна и актуальна для многих авторов. Если по ней остались вопросы и что-то требует дополнительного разъяснения, предлагаю написать в комментариях к статье.

Желаю всем авторам удачи и вдохновляющих героев!
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: pxhere.com 

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с фильмом «Оно 2»

Мы одними из первых посмотрели «Оно 2» —  продолжение первой части двухгодичной давности. Это и сиквел, и экранизация одного из самых известных романов «короля ужасов» Стивена Кинга, и римейк одноименного минисериала. Вроде, все правильно, но что-то не так. Разбираемся, что именно

7 сентября 5239
Обзоры

Главные сериалы этой осени

Главная примета любой осени — после летних каникул все бросаются смотреть новые сериалы или их новые выпуски. Производители не дремлют,  выдают нам все самые интригующие новинки с сентября по ноябрь. Так нам и надо, TV-хантерам!

12 сентября 4159
Практика

Судьба костюмов: мифы и реальность

Что происходит с костюмами после съемок? Их дарят актерам или костюмы выкупает съемочная группа? Их выбрасывают или напротив, хранят? О дальнейшей судьбе кинокостюмов рассказывает художник по костюмам Ирина Жигмунд

10 сентября 2967
Практика

Визуальные эффекты «Бойцовского клуба»

Пролет по этажам, крушение самолета, сцена секса, взрыва квартиры и финальное падение небоскребов — нарушаем первое правило бойцовского клуба и рассказываем, как создавались самые эффектные сцены фильма

14 сентября 2581
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее