Практика

Горящие декорации и более 200 дорисованных сцен: разбираем спецэффекты «Унесенных ветром»

Пожар на съемочной площадке и более 200 кадров с дорисовками, которые не под силу найти даже большим специалистам. Рассказываем о спецэффектах фильма «Унесенные ветром» 1939 года


Фильм «Унесенные ветром» получил семь «Оскаров», плюс один почетный и один технический приз. Среди номинаций, в которых фильм не был награжден, была и номинация за выдающиеся спецэффекты. В 1939 году было снято несколько отличных лент, которые боролись за эту награду. Интересно, что статуэтку получила черно-белая драма «Пришли дожди», оставив позади масштабную красочную экранизацию исторического романа и… не менее красочную сказку «Волшебник страны Оз».

Атланта в огне

Съемки «Унесенных ветром» начались в субботу вечером, 10 декабря 1938 года, со сцены пожара в Атланте. Режиссером сцены был художник-постановщик Уильям Кэмерон Мензиес.

Дело в том, что до начала строительства декораций для картины нужно было расчистить съемочный двор киностудии, который был застроен декорациями предыдущих лент: «Кинг Конг», «Царь царей», «Сады Аллаха» и других. Чтобы убить двух зайцев, сэкономить деньги на сносе и отснять самые дорогие и эффектные сцены будущего фильма, было решено сжечь все, что находилось на месте будущего строительства.

Съемочный двор студии Selznic International / Фото: Selznick International Pictures
Съемочный двор студии Selznic International / Фото: Selznick International Pictures

Огонь не мог гореть более 40 минут, за это время нужно было отснять всю сцену с максимального количеств ракурсов. На тот момент существовало всего семь камер Technicolor, поэтому нужно было запланировать съемку на тот день, когда можно было собрать все семь. Ближайший такой день выпал на 10 декабря. Это дало две недели на подготовку.

Был построен макет всей площади, на котором кинематографисты выстроили ракурсы и места расположения камер. Было решено менять местами камеры, а не объективы на них, поскольку это занимало больше времени, а хотелось с каждой позиции заснять общий план, средний и задники для крупных планов.

Все пожарные расчеты Калвер сити, Санта-Моники и других прилегающих территорий были оповещены о грядущем событии.

К организации пожара менеджер производства Рэй Клюн привлек Ли Завица, «лучшего специалиста во всей индустрии» на тот момент (судя по всему, речь идет о пиротехнике). Клюну хотелось управлять огнем хотя бы до некоторой степени. Позади специально простроенных складских фасадов, закрывших старые декорации, Завиц проложил две системы труб: по одной текла смесь керосина и угольной нефти, а по второй — вода для тушения. Это позволяло хоть как-то управлять пожаром.
Подготовка к пожару для фильма фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Подготовка к пожару для фильма фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Подготовка к пожару для фильма фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Подготовка к пожару для фильма фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Подготовка к пожару для фильма фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Подготовка к пожару для фильма фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Изначально рассчитывали на три-пять дублей, но работа Завица позволила сделать семь. Посреди первого дубля у повозки отвалилось колесо, и лошадь села на землю. Мензиес скомандовал Завицу притушить огонь.

В этот момент брат Селзника, Майрон, представил ему свою гостью: «Это — твоя Скарлетт О`Хара», — сказал он, знакомя Дэвида с Вивьен Ли. Позже Селзник вспоминал: «Когда мой брат нас представил, ее лицо освещал тухнущий огонь. Одного взгляда на нее было достаточно, чтобы понять — она подходит. Во всяком случае, подходит по моим представлениям о Скарлетт. Я всегда помнил этот момент».

Камеры передвинули на вторую позицию — и съемка продолжилась. Пламя бушевало полтора часа, низкие облака отражали зарево, телефоны пожарных станций разрывались от звонков — все хотели знать, что это горит.


Сцена из фильма «Унесенные ветром» (1939)

На съемочной площадке каскадеры Якима Канатт и Дороти Фраго разыгрывали сцену побега Ретта Батлера и Скарлетт из горящей Атланты.

На седьмом дубле Мензиес дал сигнал трактору, который тросом обрушил знаменитые ворота из «Кинг Конга». Кадры падения ворот снимал оператор комбинированных съемок Кларенс Слайфер. Его камера снимала с высокой скоростью, и в итоге он отснял больше пленки, чем все остальные камеры вместе взятые. Но пленочный магазин, рассчитанный на 10 минут, в этом случае заканчивался намного быстрее. И Слайфер очень боялся, что не успеет снять падение ворот — пленка закончится. Мензиес все затягивал дубль. Но все получилось — ворота упали на последних 10 секундах пленки.

Вся операция стоила $24 715, что было на $323 дороже, чем планировалось. Но Селзник был в восторге.

Однако, это было еще не все — были сняты только фоны. Для фильма этот материал прошел дополнительную обработку. Но об этом — ниже.

Джек Косгров и его департамент

Ключевым человеком в деле кинотрюков, как тогда называли спецэффекты, в студии Селзника был Джек Косгров — настоящий маг спецэффектов. Специально для фильма он сконструировал два новых оптических принтера, поставив на них лампы в несколько раз мощнее, чем у любого проектора в тот момент. Это позволило впечатывать дорисовки в отснятый материал и проделывать другие оптически трюки с цветными пленками, не теряя яркости цветов.

В те времена цветное кино снималось на три пленки, что требовало намного больше света, чем при съемке черно-белого кино. Кроме того, это был один из первых проектов, на котором художникам пришлось учиться делать дорисовки к цветным кадрам. Черно-белое кино в этом смысле было проще, ведь нужно было попасть только в тон отснятого, а здесь — еще и в цвет.

Глава спецэффектного отдела студии Селзника Джек Косгров с одним из двух механизмов, специально сконструированных для «Унесенных ветром». Это «голова» оптического принтера – мощный проектор, позволяющий впечатывать дорисовки в более «темные» цветные пленки / Фото: Selznick International Pictures
Глава спецэффектного отдела студии Селзника Джек Косгров с одним из двух механизмов, специально сконструированных для «Унесенных ветром». Это «голова» оптического принтера – мощный проектор, позволяющий впечатывать дорисовки в более «темные» цветные пленки / Фото: Selznick International Pictures

И это было большой проблемой. Еще в 1936 году, когда «Унесенные ветром» только начали разрабатывать, Кларенс Слайфер проделал множество тестов. Быстрые ручные тесты в самом отделе показывали отличное совмещение дорисовок с отснятым материалом, но те пленки, что приходили из лаборатории, были полной катастрофой. Команда билась над проблемой несколько недель: одни и те же составляющие при съемке давали разный результат при обработке пленки. Однажды Слайфер поторопился и развел проявитель горячее и насыщеннее, чем обычно, и получил результат, как в лаборатории. Стало понятно, что многое будет зависеть от того, как обрабатывается отснятый материал.

Кстати, никаких блуждающих масок тогда на цветной пленке не делали — даже обычный бипак был проблемой, учитывая, что в камере Technicolor уже находилось три пленки! Практически все оптические эффекты делали на оригинальном негативе, чтобы не терять качество. Давайте разберем несколько конкретных кадров.

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures
Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Сцена, в которой Скарлетт и ее отец смотрят на Тару, состоит из четырех элементов. Слайфер отснял эффектное небо после бури в 1938 году. Тара вдали — это дорисовка. Фигуры Скарлетт и ее отца отсняты отдельно на белом фоне. Про дерево на переднем плане пишут, что это дорисовка, но оно двигается, поэтому дорисовкой быть не может. Дерево похоже на миниатюру (а может оно реальное — такое же дерево было еще в одном кадре, и про то мы точно знаем, что это была декорация. Плюс трава в этом кадре, тоже впечатанная принтером, — полноразмерная). Кадр собран на новом воздушном оптическом принтере студии.

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures
Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

На следующем кадре поместье Тара — это миниатюра на фоне дорисовки, а карета — это еще одна миниатюра, отснятая отдельно и впечатанная в кадр с помощью оптической печати.

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures
Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Сцена, в которой гости собираются в «12 дубов», не нравилась никому: фон — дорисовка, но проезжающие по аллее повозки и всадники становятся прозрачными, когда оказываются в тени деревьев. Ее так и не закончили из-за нехватки времени.

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures
Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Вход в «12 дубов» — это слегка задекорированные двери павильона 11. Все, что расположено выше голов артистов и вокруг двери, — это дорисовка. Такие сцены снимались через стекло, на котором черной бумагой была заклеена та часть кадра, что позже будет дорисована. Актеры не должны были скрываться за этой границей. Так делались все кадры с дорисовками.

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures
Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Потолков в декорациях не было — это потеря времени и денег. Дорисовки Джека Косгрова позволили дополнить декорации и заодно закрыть расположенные сверху осветительные приборы. Это обычная практика в те времена.

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures
Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

В этом кадре небо и сгоревшее здание нарисованы, вода и люди в повозке — реальны, отсняты отдельно и вставлены в кадры на этапе оптической печати.

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures
Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Повозка отснята на заднем дворе киностудии, весь остальной пейзаж — это дорисовка, а радуга — это рир-проекция. Пишут, что она слегка дрожит, но этого почти не заметно.

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures
Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Этот кадр состоит из пяти элементов. Отснятая на заднем дворе киностудии повозка была впечатана в дорисовку (передний план, левая часть и задний план), небо — еще одна дорисовка. Перевернутая повозка — это макет. И дым — это отдельно отснятый элемент, впечатанный в кадр позже.

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures
Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

В этом кадре Скарлетт стоит позади домакетки, висящей прямо перед камерой — совершенно убедительная иллюзия!

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures
Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

В этом кадре реальна только пыльная дорога в его центре. Ее снимали на заднем дворе киностудии. Все, что находится за пределами этой полосы, — дорисовка.
Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

В этих кадрах все, что находится выше голов актеров — дорисовано, включая солнечные лучи и массовку на заднем плане. Иногда дорисовка составляет две трети кадра.

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures
Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Здесь дорисован пейзаж на заднем плане — и дорисовка отличается по цвету. Несмотря на сложность кадров и возни с тремя пленками, брака в спецэффектных кадрах «Унесенных ветром» крайне мало. Это — один из таких кадров.
Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Эти два кадра были сделаны с помощью сплит-скрина: массовку сначала снимали с одной стороны, потом переодели и поставили с другой стороны тюков, расположенных по диагонали или по центру кадра. Это известный и очень популярный прием, однако на цветных фильмах его до тех пор еще не проделывали. Съемка усложнялась тем, что этот кадр снимали на улице, а значит — освещение менялось со временем. Чтобы обе части кадра смотрелись так, будто сняты в одно время, нужно было поторапливаться!
Финальный кадр  фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Финальный кадр фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Декорация для фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Декорация для фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Отснятый материал с маской для фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Отснятый материал с маской для фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Очень краткий кадр вокзала в Атланте, всего лишь перебивка между значимыми сценами, собран из трех элементов. Здесь декорация расположена только в нижних двух третях. Верхняя часть — крыша вокзала с названием города — это дорисовка.

Схема печати / Фото: Selznick International Pictures
Схема печати / Фото: Selznick International Pictures

Дым от паровоза на переднем плане — отдельно отснятый элемент. Это один из редких кадров «Унесенных ветром», которые переснимали на другую пленку: дорисовка с черной маской перед съемочным аппаратом, в камере — бипак с чистым негативом и проявленным негативом ранее отснятой сцены с контрмаской (как мы уже писали, такие сцены снимали через стекло с черной маской на нем, так часть кадра оставалась неэкспонированной). Во втором аппарате перед камерой — негатив отснятого на белом фоне дыма. На негативе складывается готовый кадр.
Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Этот кадр снимали у здания киностудии. Все, кроме места, где стоят персонажи, было дорисовано.
Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Декорация Тары была построена на заднем дворе киностудии с Калвер сити на заднем плане, поэтому вся верхняя часть кадра вместе с деревьями была дорисована на всех кадрах.
Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Схематичное изображение способа производства кадра

Схематичное изображение способа производства кадра

Съемки этой сцены велись в специально освещенной с помощью красных и оранжевых фильтров декорации. После чего Джек Косгров спроецировал отснятое на миниатюрный экран, расположенный на переднем плане перед камерой. Но этот экран занимал только нужную площадь кадра.

На расположенный позади первого второй экран, занимавший остальную часть кадра, спроецировали отснятые огневые элементы. Всю сцену пересняли заново обычным способом. Этот метод называется проекция на белую карту. Его используют и сегодня, правда, виртуально.
Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Фото: Selznick International Pictures

Ну, и возвращаясь к сцене огня: как видите, многие объекты были вставлены в кадры позже, включая падающие огненные элементы и людей, которые были отсняты позже в других обстоятельствах. В монтаж сцены также вставлены перебивки с миниатюрами.

Всего в фильме «Унесенные ветром» более 200 кадров с дорисовками. Даже большие специалисты не могут «выловить» их все, настолько незаметно они вписаны в законченный продукт!
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
Обложка: кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939) / Selznick International Pictures

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

Как создавался сериал «Жуки»: от названия до цветокоррекции

Максим Пешков и Сергей Нотариус, авторы сериала «Жуки» (ТНТ), рассказали о прелестях и трудностях работы на натуре, выборе идеального названия для проекта, необязательности учебников по сценарному мастерству и каково это — работать над фильмом «на равных» с продюсером телеканала

5 сентября 7786
Мнение

Что не так с фильмом «Оно 2»

Мы одними из первых посмотрели «Оно 2» —  продолжение первой части двухгодичной давности. Это и сиквел, и экранизация одного из самых известных романов «короля ужасов» Стивена Кинга, и римейк одноименного минисериала. Вроде, все правильно, но что-то не так. Разбираемся, что именно

7 сентября 4903
Обзоры

Главные сериалы этой осени

Главная примета любой осени — после летних каникул все бросаются смотреть новые сериалы или их новые выпуски. Производители не дремлют,  выдают нам все самые интригующие новинки с сентября по ноябрь. Так нам и надо, TV-хантерам!

12 сентября 3009
Практика

Судьба костюмов: мифы и реальность

Что происходит с костюмами после съемок? Их дарят актерам или костюмы выкупает съемочная группа? Их выбрасывают или напротив, хранят? О дальнейшей судьбе кинокостюмов рассказывает художник по костюмам Ирина Жигмунд

10 сентября 2192
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее