tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Практика

Как дешево снять короткометражный фильм в провинции?

Как втиснуть основные статьи расходов в 85 тысяч рублей, сколько раз при этом надо переписывать сценарий и что такое «синергия провинции»: рассказывает сценарист и креативный продюсер короткометражной картины «Сердечные войны Толика» Петр Скопин

«Сердечные войны Толика» — это короткометражный фильм, совместная курсовая работа двух мастерских на ВКСР (Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве), драматургии кино и телефильма (Агишев-Ишмухамедов) и режиссуры игрового фильма (Лунгин).
 
На съемках фильма «Сердечные войны Толика»

На Высших курсах приветствуется, когда режиссеры и сценаристы с одного курса сотрудничают. Совместные режиссерско-сценарные курсовые и дипломные работы защищать нельзя, но репутация в группе и отношение к тебе мастеров улучшается, если ты стараешься работать в коллаборации с другими мастерскими.

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 

Поскольку Высшие курсы не оплачивают студентам съемки, как во ВГИКе, а лишь помогают техническими ресурсами, каждая относительно серьезная работа — это вызов для всех ее участников. На примере съемок фильма по моему сценарию в Вологодской области, я расскажу, как нам удалось сократить бюджет в три раза, втиснув основные статьи расходов в 85 тысяч рублей, и почему снимать в российской провинции зачастую дешевле, чем в Подмосковье.
 

Сценарий

Когда пишешь сценарий для курсовой или дипломной работы, расслабляться нельзя. Все понимают, что в процессе съемок может произойти много непредвиденного, и практически единственный элемент страховки в этих ситуациях — сценарий. Он должен быть проработан максимально хорошо, чтобы на съемках, в жестких временных и бюджетных рамках, можно было гибко подойти к материалу, и при этом не пострадал бы замысел.

Я писал и переписывал сценарий для пятнадцатиминутного фильма примерно 8 месяцев. Получились восемь драфтов, семь из которых обсуждались у нас в сценарной мастерской. По мере обсуждений я вносил правки и совершенствовал материал.
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Мария Скрипкина 

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Мария Скрипкина 

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Мария Скрипкина 

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Мария Скрипкина 

По сценарию «Сердечных войн Толика» непутевый сельский фотограф Толик влюблен в красавицу Ольгу, не отвечающую ему взаимностью. После того, как главный герой спасает тонущую дочку русалки из озера, мать-русалка дарит ему 7 сердечных вспышек: они должны ему помочь покорить любую девушку в деревне. Но Толик не справляется со вспышками, поэтому «охмуренные» девушки гонятся за ним по деревне, а одна из них тащит его в ЗАГС в наручниках.
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Мария Скрипкина

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Мария Скрипкина

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Виталий Иванов

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Виталий Иванов

Режиссеру Яне Колс с Высших курсов (мастерская Лунгина) понравился сценарий, и она взялась за его экранизацию. Как правило, в процесс съемки учебных работ вмешивается спешка, и студенты завершают работы впопыхах, чтобы показать в срок. Мы решили снимать фильм в начале июля, сразу после окончания учебного года на ВКСР, чтобы оставшуюся часть лета посвятить постпродакшну картины.

Бюджет на сценарий: 0 рублей.

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 
 

Локации

Съемки проходили в селе Ферапонтово Вологодской области, где за 600 километров от Москвы находится мой летний дом. Во-первых, потому что местные пейзажи идеально ложились в канву сказочного сюжета. Во-вторых, в моем доме можно было разместить съемочную группу. В-третьих, давние связи позволяли мне бесплатно аккумулировать большое количество ресурсов.

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 

Примерно половину эпизодов мы снимали в доме и непосредственной близости от него: на Бородаевском озере и в селе Ферапонтово. Два важных эпизода были сняты в окрестных деревнях Яршево и Красново. Оплата локаций — серьезная строка расходов. Мы же договорились бесплатно обо всем, включая съемку эпизода в местном Доме культуры, продлившуюся целую смену. На этой статье бюджета мы сэкономили минимум 10-20 тысяч рублей.

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 

Огромный плюс при съемках в провинции — это синергия, в которой вы буквально купаетесь, вовлекая местных жителей в проект. Местные и приезжие из крупных городов с радостью присоединялись. Они понимали: если картина пойдет по фестивалям или окажется в кино, незнакомые люди по всей стране будут восторгаться ферапонтовскими красотами. Многим такое действительно приятно.

Бюджет на локации: 0 рублей.
 

Команда

Смета не предполагала оплату гонораров команде. При этом, наш фильм сложно-постановочный, с погонями, драками и сказочным сюжетом, поэтому требовалась максимально творческая и ответственная команда для красивого воплощения задуманной истории.

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 

В начале июня, меньше чем за месяц до предполагаемых съемок, у нас с Яной по-прежнему не было команды. Мы сомневались, что оператор захочет работать на проекте бесплатно, да еще и ехать за 600 км. У нас не было художника-постановщика, администратора и нам требовался гример.

Проблемы были решены: Яна договорилась с молодым оператором Даней Клепиковым, помогавшем ей на одной из съемок. Даня привел в проект коллегу и друга Вову в качестве второго оператора. Теперь оставалось найти художника-постановщика, второго режиссера и звукооператора.

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 

Здесь нам помогли ресурсы Высших курсов: студентка мастерской Лунгина Мария Поносова стала вторым режиссером и художником-постановщиком (в процессе съемок стало ясно, что совмещать две эти должности достаточно трудно, но Мария с задачами справилась блестяще), а звукооператором — студент мастерской Владимира Хотиненко Айаал Адамов (якутский фильм «Надо мною солнце не садится», снятый при его участии, стал в этом году призером ММКФ).

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 

В итоге мы заплатили только гримерше и вологодскому фотографу Марии Скрипкиной, которая снимала бекстейдж и фотографии для оформления интерьера. Продакшн фильма длился 5 дней, чему предшествовали две небольшие поездки на местность.

Бюджет на команду: 12 тысяч рублей.
 

Транспорт

В связи с тем, что село Ферапонтово далеко от Москвы, перед нами сразу встал транспортный вопрос.

Изначально у нас в наличии была одна машина на 5 мест (при большом желании, в багажник помещались еще двое). За две недели до съемок мой соавтор по нескольким сценариям Артем Михайлов предложил свой автомобиль и я с радостью согласился. Помимо того, что Артем был водителем, он исполнял на площадке и другие административные функции.

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 

Но на машинах мы смогли привезти лишь команду, актеры должны были добираться до места самостоятельно, на поезде. Ситуация осложнялась тем, что наши актеры из разных, и при этом одинаково отдаленных от Ферапонтово, городов: Москва, Санкт-Петербург и Котлас… Единственное исключение: две девушки, игравшие близняшек, жили недалеко от Вологды.

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 

Чтобы сократить затраты, мы стали заблаговременно, за две недели до съемок, искать максимально недорогие билеты на поезда. Таким способом у нас получилось, минимум в два раза, сократить транспортные расходы.

Бюджет на транспорт (включая расходы на бензин): 33 тысячи рублей.
 

Техника

Проблема аренды техники при съемках в провинции — вторая по важности после транспортной. Если вы берете технику в Москве или Петербурге и везете ее до места съемок, дорога занимает день. Перед съемками нужно немного освоиться. В итоге, вам придется заплатить за дополнительные 3—4 дня аренды техники, в которые она вообще не будет задействована. В провинции чаще всего нет ренталов, а если они и есть, там нет нужной вам техники.

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 

Подспорьем для нас стали Высшие курсы, где мы смогли бесплатно взять большую часть техники, но на камере и риге решили не экономить. В случае бронирования всей техники в московском рентале, эта строка в бюджете составила бы не менее 80 тысяч рублей.

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 

В процессе съемок «Сердечных войн Толика» мы использовали камеру Sony a7 III, объективы 20 мм 1.4, 50 мм 1.5, стабилизатор Zhiyun Crane 2 и накамерный монитор Liliput.

Бюджет на технику: 28 тысяч рублей.
 

Проживание

Когда вы снимаете фильм вдали от дома, один из важнейших вопросов — как всех разместить?

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 

У нас была команда из восьми человек, и еще пятеро актеров. Мой дом смог приютить только команду, а для актеров нам пришлось снять отдельное небольшое жилье на 5 дней, сильно поторговавшись о цене с хозяевами (см. выше про синергию в провинции). Озвученный ниже бюджет дешевле раза в 2—3, чем проживание 5 актеров в течение 5 дней могло бы стоить, например, в Московской области.

Бюджет на проживание (включая расходы на бензин): 12 тысяч рублей.

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Мария Скрипкина
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Мария Скрипкина

В процессе планирования и съемок студенческой курсовой работы в Вологодской области, нам удалось сократить расходы на локации, команду, технику, транспорт и проживание, как минимум, в два с половиной раза, вписавшись по основным статьям в 85 тысяч рублей. Аналогичные съемки без оптимизации бюджета вышли бы нам минимум в 200 тысяч.

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Мария Скрипкина
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Мария Скрипкина

Надеюсь, что сложности и их решения, описанные в статье, помогут вам, если вы захотите снять фильм в российской провинции.

Предполагается, что премьера короткометражного фильма «Сердечные войны Толика» пройдет в сентябре 2019 года на Высших курсах сценаристов и режиссеров в Москве.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: на съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 

 

Комментарии

Комментариев: 1

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 8594
Обзоры

Главные сериалы лета 2020

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко

1 июня 3551
Практика

Приемы: Общий план

Общий план — один из старейших и самых очевидных киноприемов, с которым все не так просто. Разбираемся в его разновидностях, смыслах и особенностях использования

27 мая 2403
Слова

Илья Аксенов: «Сериал „Мир! Дружба! Жвачка!“ набирал обороты, чтобы потом ударить по зрителю обухом»

На ТНТ идут премьерные эпизоды сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», посвященного «лихим 90-ым». Поговорили с режиссером Ильей Аксеновым о разнице между фильмами для сервиса Premier и их телеверсиями, что такое универсальная драма и как корректно снимать то, что было в твоем детстве

26 мая 1752
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее