Практика

Как дешево снять короткометражный фильм в провинции?

Как втиснуть основные статьи расходов в 85 тысяч рублей, сколько раз при этом надо переписывать сценарий и что такое «синергия провинции»: рассказывает сценарист и креативный продюсер короткометражной картины «Сердечные войны Толика» Петр Скопин


«Сердечные войны Толика» — это короткометражный фильм, совместная курсовая работа двух мастерских на ВКСР (Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве), драматургии кино и телефильма (Агишев-Ишмухамедов) и режиссуры игрового фильма (Лунгин).
 
На съемках фильма «Сердечные войны Толика»

На Высших курсах приветствуется, когда режиссеры и сценаристы с одного курса сотрудничают. Совместные режиссерско-сценарные курсовые и дипломные работы защищать нельзя, но репутация в группе и отношение к тебе мастеров улучшается, если ты стараешься работать в коллаборации с другими мастерскими.

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 

Поскольку Высшие курсы не оплачивают студентам съемки, как во ВГИКе, а лишь помогают техническими ресурсами, каждая относительно серьезная работа — это вызов для всех ее участников. На примере съемок фильма по моему сценарию в Вологодской области, я расскажу, как нам удалось сократить бюджет в три раза, втиснув основные статьи расходов в 85 тысяч рублей, и почему снимать в российской провинции зачастую дешевле, чем в Подмосковье.
 

Сценарий

Когда пишешь сценарий для курсовой или дипломной работы, расслабляться нельзя. Все понимают, что в процессе съемок может произойти много непредвиденного, и практически единственный элемент страховки в этих ситуациях — сценарий. Он должен быть проработан максимально хорошо, чтобы на съемках, в жестких временных и бюджетных рамках, можно было гибко подойти к материалу, и при этом не пострадал бы замысел.

Я писал и переписывал сценарий для пятнадцатиминутного фильма примерно 8 месяцев. Получились восемь драфтов, семь из которых обсуждались у нас в сценарной мастерской. По мере обсуждений я вносил правки и совершенствовал материал.
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Мария Скрипкина 

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Мария Скрипкина 

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Мария Скрипкина 

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Мария Скрипкина 

По сценарию «Сердечных войн Толика» непутевый сельский фотограф Толик влюблен в красавицу Ольгу, не отвечающую ему взаимностью. После того, как главный герой спасает тонущую дочку русалки из озера, мать-русалка дарит ему 7 сердечных вспышек: они должны ему помочь покорить любую девушку в деревне. Но Толик не справляется со вспышками, поэтому «охмуренные» девушки гонятся за ним по деревне, а одна из них тащит его в ЗАГС в наручниках.
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Мария Скрипкина

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Мария Скрипкина

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Виталий Иванов

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Виталий Иванов

Режиссеру Яне Колс с Высших курсов (мастерская Лунгина) понравился сценарий, и она взялась за его экранизацию. Как правило, в процесс съемки учебных работ вмешивается спешка, и студенты завершают работы впопыхах, чтобы показать в срок. Мы решили снимать фильм в начале июля, сразу после окончания учебного года на ВКСР, чтобы оставшуюся часть лета посвятить постпродакшну картины.

Бюджет на сценарий: 0 рублей.

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 
 

Локации

Съемки проходили в селе Ферапонтово Вологодской области, где за 600 километров от Москвы находится мой летний дом. Во-первых, потому что местные пейзажи идеально ложились в канву сказочного сюжета. Во-вторых, в моем доме можно было разместить съемочную группу. В-третьих, давние связи позволяли мне бесплатно аккумулировать большое количество ресурсов.

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 

Примерно половину эпизодов мы снимали в доме и непосредственной близости от него: на Бородаевском озере и в селе Ферапонтово. Два важных эпизода были сняты в окрестных деревнях Яршево и Красново. Оплата локаций — серьезная строка расходов. Мы же договорились бесплатно обо всем, включая съемку эпизода в местном Доме культуры, продлившуюся целую смену. На этой статье бюджета мы сэкономили минимум 10-20 тысяч рублей.

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 

Огромный плюс при съемках в провинции — это синергия, в которой вы буквально купаетесь, вовлекая местных жителей в проект. Местные и приезжие из крупных городов с радостью присоединялись. Они понимали: если картина пойдет по фестивалям или окажется в кино, незнакомые люди по всей стране будут восторгаться ферапонтовскими красотами. Многим такое действительно приятно.

Бюджет на локации: 0 рублей.
 

Команда

Смета не предполагала оплату гонораров команде. При этом, наш фильм сложно-постановочный, с погонями, драками и сказочным сюжетом, поэтому требовалась максимально творческая и ответственная команда для красивого воплощения задуманной истории.

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 

В начале июня, меньше чем за месяц до предполагаемых съемок, у нас с Яной по-прежнему не было команды. Мы сомневались, что оператор захочет работать на проекте бесплатно, да еще и ехать за 600 км. У нас не было художника-постановщика, администратора и нам требовался гример.

Проблемы были решены: Яна договорилась с молодым оператором Даней Клепиковым, помогавшем ей на одной из съемок. Даня привел в проект коллегу и друга Вову в качестве второго оператора. Теперь оставалось найти художника-постановщика, второго режиссера и звукооператора.

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 

Здесь нам помогли ресурсы Высших курсов: студентка мастерской Лунгина Мария Поносова стала вторым режиссером и художником-постановщиком (в процессе съемок стало ясно, что совмещать две эти должности достаточно трудно, но Мария с задачами справилась блестяще), а звукооператором — студент мастерской Владимира Хотиненко Айаал Адамов (якутский фильм «Надо мною солнце не садится», снятый при его участии, стал в этом году призером ММКФ).

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 

В итоге мы заплатили только гримерше и вологодскому фотографу Марии Скрипкиной, которая снимала бекстейдж и фотографии для оформления интерьера. Продакшн фильма длился 5 дней, чему предшествовали две небольшие поездки на местность.

Бюджет на команду: 12 тысяч рублей.
 

Транспорт

В связи с тем, что село Ферапонтово далеко от Москвы, перед нами сразу встал транспортный вопрос.

Изначально у нас в наличии была одна машина на 5 мест (при большом желании, в багажник помещались еще двое). За две недели до съемок мой соавтор по нескольким сценариям Артем Михайлов предложил свой автомобиль и я с радостью согласился. Помимо того, что Артем был водителем, он исполнял на площадке и другие административные функции.

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 

Но на машинах мы смогли привезти лишь команду, актеры должны были добираться до места самостоятельно, на поезде. Ситуация осложнялась тем, что наши актеры из разных, и при этом одинаково отдаленных от Ферапонтово, городов: Москва, Санкт-Петербург и Котлас… Единственное исключение: две девушки, игравшие близняшек, жили недалеко от Вологды.

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 

Чтобы сократить затраты, мы стали заблаговременно, за две недели до съемок, искать максимально недорогие билеты на поезда. Таким способом у нас получилось, минимум в два раза, сократить транспортные расходы.

Бюджет на транспорт (включая расходы на бензин): 33 тысячи рублей.
 

Техника

Проблема аренды техники при съемках в провинции — вторая по важности после транспортной. Если вы берете технику в Москве или Петербурге и везете ее до места съемок, дорога занимает день. Перед съемками нужно немного освоиться. В итоге, вам придется заплатить за дополнительные 3—4 дня аренды техники, в которые она вообще не будет задействована. В провинции чаще всего нет ренталов, а если они и есть, там нет нужной вам техники.

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 

Подспорьем для нас стали Высшие курсы, где мы смогли бесплатно взять большую часть техники, но на камере и риге решили не экономить. В случае бронирования всей техники в московском рентале, эта строка в бюджете составила бы не менее 80 тысяч рублей.

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 

В процессе съемок «Сердечных войн Толика» мы использовали камеру Sony a7 III, объективы 20 мм 1.4, 50 мм 1.5, стабилизатор Zhiyun Crane 2 и накамерный монитор Liliput.

Бюджет на технику: 28 тысяч рублей.
 

Проживание

Когда вы снимаете фильм вдали от дома, один из важнейших вопросов — как всех разместить?

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 

У нас была команда из восьми человек, и еще пятеро актеров. Мой дом смог приютить только команду, а для актеров нам пришлось снять отдельное небольшое жилье на 5 дней, сильно поторговавшись о цене с хозяевами (см. выше про синергию в провинции). Озвученный ниже бюджет дешевле раза в 2—3, чем проживание 5 актеров в течение 5 дней могло бы стоить, например, в Московской области.

Бюджет на проживание (включая расходы на бензин): 12 тысяч рублей.

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Мария Скрипкина
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Мария Скрипкина

В процессе планирования и съемок студенческой курсовой работы в Вологодской области, нам удалось сократить расходы на локации, команду, технику, транспорт и проживание, как минимум, в два с половиной раза, вписавшись по основным статьям в 85 тысяч рублей. Аналогичные съемки без оптимизации бюджета вышли бы нам минимум в 200 тысяч.

На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Мария Скрипкина
На съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Мария Скрипкина

Надеюсь, что сложности и их решения, описанные в статье, помогут вам, если вы захотите снять фильм в российской провинции.

Предполагается, что премьера короткометражного фильма «Сердечные войны Толика» пройдет в сентябре 2019 года на Высших курсах сценаристов и режиссеров в Москве.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: на съемках фильма «Сердечные войны Толика» / Фото: Светлана Мишина 

 

Комментарии

Комментариев: 1

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Девчата»

Рассказываем, как снимался один из самых популярных советских фильмов, не теряющий своего шарма до сих пор. Комедия Юрия Чулюкина «Девчата» могла стать одной из многих производственных мелодрам в стиле соцреализма, но превратилась в нечто большее

11 ноября 26280
Практика

Приемы: Правило 30 градусов

Разбираемся в базовом принципе съемки и монтажа, от соблюдения которого зависит логика повествования и гармоничность восприятия

5 ноября 4754
Слова

«В рынок контента вваливаются огромные деньги»: разговор о телевидении в 15 цитатах

На международном конгрессе НАТ Константин Эрнст, Вячеслав Муругов, Игорь Мишин, Алексей Земский и Александр Акопов поговорили об ошибках нашего ТВ, его будущем, о конкуренции и партнерстве. Собрали важные цитаты встречи

6 ноября 3121
Слова

Почему за веб-сериалами будущее?

Почему лучше снимать не выходя из своей квартиры, зачем цензурировать мат и как затащить в недорогой веб-сериал Сергея Безрукова: режиссеры, фестивальная отборщица и сценарный коуч об особенностях самого перспективного формата

1 ноября 2052
Слова

Дмитрий Носков: «Ответственно заявляю, что Ханс Циммер убил киномузыку»

Мы поговорили с композитором Дмитрием Носковым о разнице киномузыки для авторских и коммерческих фильмов, о том, чем Циммер отличается от Уильямса, развеяли несколько мифов и загадок и узнали, как овладеть профессией кинокомпозитора и остаться в ней

5 ноября 1887
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее