Слова

Дуглас Олсен: «В авторской анимации больше возможностей для поиска»

В чем особенность создания сториборда, что общего у анимации и игрового кино и почему мультфильмам лучше сохранять условную стилистику? Узнали в беседе с художником-аниматором и автором раскадровки к сериалу «Рик и Морти» Дугласом Олсеном


— Как художник-раскадровщик вы проходите несколько этапов создания анимационного произведения — от идеи до разработки детализированной последовательности сцен. От чего отталкиваетесь, создавая черновой сториборд?

Дуглас Олсен: Во-первых, если уже есть сценарий или хотя бы краткий синопсис, то я начинаю с его изучения. Возможно, я просмотрю его не один раз, потому что идеи могут не появиться сразу после первого прочтения. Параллельно отмечаю для себя какие-то опорные моменты, важные одновременно для истории в целом и для меня лично. Это своеобразные ключи к пониманию основы сюжета, собирая которые воедино, ты понимаешь, подходят ли они к двери, то есть, отражают ли общий смысл. Надо быть готовым к тому, что на старте у тебя нет абсолютно ничего, что тебя ждет длительный процесс. Черновая раскадровка практически никогда не получается идеально с первого раза. Надо просто начать с чего-то, найти для себя момент, от которого ты можешь оттолкнуться и работать с ним — преображать, трансформировать, искать на ощупь следующий шаг. Кто-то идет от частного к общему, кто-то наоборот — оба варианта рабочие. Даже если идея не пришла сразу, надо не останавливаться, идти дальше и дальше.

Художник-аниматор и автор раскадровки к сериалу «Рик и Морти» Дуглас Олсен / Фото: Евгений Пахоль
Художник-аниматор и автор раскадровки к сериалу «Рик и Морти» Дуглас Олсен / Фото: Евгений Пахоль

Во-вторых, в течение всего этого процесса очень важен факт сотрудничества — в первую очередь, с режиссером, которому ты показываешь раскадровки. Он смотрит, критикует, подсказывает, направляет тебя, может сказать что-то, чего ты не заметил, советует добавить те или иные элементы, делится своим видением. Важно быть готовым слушать и пробовать, постоянно привносить что-то новое. Кроме того, ты сотрудничаешь с другими художниками, у каждого из которых свой подход. Приходится его учитывать и адаптировать к своему собственному.

— Какие подходы в работе используете, чтобы не повторяться в визуальных решениях и каждый раз создавать что-то свежее, необычное и качественное?

Дуглас Олсен: Необычное для меня — это что-то, что я сам считаю ценным. Мне кажется, для этого важно иметь хороший вкус. Постоянно смотреть на то, что другие художники делают, искать источники вдохновения в других культурах — собирать для себя библиотеку мгновений, к которым ты можешь обращаться в поисках неожиданных идей.

Так работают все аниматоры, которых я знаю. Вдруг вспоминают: о, я видел нечто подобное на одной картине, в фильме или в каком-то реальном месте. Собирают по крупицам разные маленькие детали, подтягивают их отовсюду. Я думаю, что в анимации одни и те же решения часто приходят разными путями. Но наша задача — не повторяться, поэтому мы стараемся использовать прошлый опыт аккуратно, берем из него только необходимые части и на основе них создаем что-то свежее. Надо быть постоянно готовым к реакции на окружающие тебя феномены. Это простой, но важный путь для того, чтобы найти неожиданное решение.

Художник-аниматор и автор раскадровки к сериалу «Рик и Морти» Дуглас Олсен / Фото: Евгений Пахоль
Художник-аниматор и автор раскадровки к сериалу «Рик и Морти» Дуглас Олсен / Фото: Евгений Пахоль

Я в Москве неделю, и практически все время, что я здесь, постоянно делаю фотографии архитектуры, произведений искусства и вообще всего, что вижу вокруг. Некоторые из них — просто на память, а некоторые для того, чтобы потом использовать в качестве референсов. И с собой, конечно, всегда ношу альбом, чтобы делать быстрые зарисовки.

— В индустрии развлечений 3D-анимация почти заменила 2D. При этом возникают новые тенденции — например, микс 2D и 3D. Есть ли будущее у традиционной рисованной анимации?

Дуглас Олсен: На телевидении до сих пор делают много 2D, для кинотеатров — больше 3D. Но я не думаю, что когда-то количество 2D сократится, всегда будет место для этого. Конечно, у технологии 3D большой потенциал, она продолжит развиваться, а 2D — традиционная, устойчивая техника. Для телевидения она очень удобна, поскольку позволяет делать анимационные серии быстрее. И в некоторых случаях, даже если мы переводим 2D в 3D, то понимаем, что это не так хорошо работает.

В конце концов, в 3D что-то теряется — уходит тепло классической рисованной анимации. При этом появляются более сложные форматы, например, недавний «Человек-Паук: Через вселенные», который выполнен в оригинальной технике, сочетающей классическую рисованную, компьютерную анимацию плюс другие необычные решения — частоту смены кадров, ручную дорисовку некоторых эффектов, разделение экрана. И получается очень захватывающе. Думаю, надо искать компромисс в техниках в зависимости от тех задач, которые стоят перед конкретным проектом.
 
Трейлер фильма «Человек-паук»: Через вселенные» (2018)

— Сохраняется ли сейчас разница между авторской и коммерческой анимацией?

Дуглас Олсен: В части визуальных возможностей это зависит изначально от бюджета, от характера истории. В ТВ-анимации используют более простой визуальный язык, потому что это упрощает процесс работы, в который вовлечено много художников. Когда я начал работать в команде «Рика и Морти», персонажи были уже разработаны, таким образом, чтобы с ними легко было работать и у каждого был большой эмоциональный диапазон, индивидуальные черты. Например, бровь Рика постоянно изгибается, демонстрируя нам разные чувства: удивление, озадаченность, гнев, страх, равнодушие. Мы иногда дурачились, предлагали необычные решения, играли с ними. Но не в такой свободной форме, как это возможно в авторской анимации. Когда ты ограничен сценарием и заданным каноном, пространства для импровизации чуть меньше.
 
Сцена из мультфильма «Рик и Морти»

В авторской анимации больше возможностей для поиска, нет необходимости опираться на образцы, можно экспериментировать. Это большая разница в подходе. Еще я бы разделил потоковое производство серий и создание полнометражной анимации. Когда вы производите штучный продукт, у вас всегда больше времени на разработку деталей, потому что не нужно так торопиться, как в случае с жестким таймингом производства 20-серийного шоу.

— Есть ли визуальные приемы, которые в одинаковой степени применяются в анимации и в игровом кино?

Дуглас Олсен: На самом деле, базовые принципы режиссуры в кино и в анимации одни и те же. Например, контроль бюджета. Нельзя делать слишком много дублей одной сцены, ведь это обходится в большую сумму. В одной сцене должно быть сконцентрировано главное, что ты хочешь сказать.

Художник-аниматор и автор раскадровки к сериалу «Рик и Морти» Дуглас Олсен / Фото: Евгений Пахоль
Художник-аниматор и автор раскадровки к сериалу «Рик и Морти» Дуглас Олсен / Фото: Евгений Пахоль

Но в создании сториборда для анимационного фильма и для игрового разница есть. Если мы к тому же говорим о крупном проекте, который ориентирован на большую аудиторию, то надо элементарно держать в уме, что картинка предназначена для широкого экрана, а значит, композиционно должна быть организована таким образом, чтобы зритель наслаждался визуальным рядом и понимал его. Для сравнения, в анимационном сериале, который люди смотрят на маленьком экране, все гораздо проще. В «Рик и Морти» мы, конечно, стараемся искать необычные визуальные решения, но там нет такого разнообразия.

— В связи с развитием технологий, которые позволяют создавать на экране целые миры и подменять живых актеров компьютерными проекциями, наступит ли время, когда кино будет полностью обходиться без актера и натурных съемок?

Дуглас Олсен: Я недавно посещал актерский класс и открыл для себя столько возможностей пластики актерского движения. Это такой сильный инструмент, целый мир способов выражения. Я по-другому начал смотреть кино, ведь раньше был больше сосредоточен на раскадровке, на рисунках, на схемах. Но живые актеры привносят столько энергии в фильм, что я думаю, что-то будет потеряно, если когда-то наступит эра кино без актеров. Совмещение натуры и анимации существует давно и сейчас развивается вполне успешно. Голоса актеров добавляют анимации жизни. Но для меня живые актеры в кино должны присутствовать. Потому что если их заменить только голосами, очарование теряется.

Художник-аниматор и автор раскадровки к сериалу «Рик и Морти» Дуглас Олсен / Фото: Евгений Пахоль
Художник-аниматор и автор раскадровки к сериалу «Рик и Морти» Дуглас Олсен / Фото: Евгений Пахоль

— В вышедшей недавно в прокат новой версии «Короля Льва» Джона Фавро анимация отличается предельной натуралистичностью. Как вы считаете, подобная детализация — необходимый шаг в развитии анимации или ей стоит сохранять свою условную природу?

Дуглас Олсен: Я очень люблю оригинальный мультфильм. И когда я увидел дизайн новых персонажей, например, Пумбу, я просто не узнал его. Я уверен, что актерское исполнение прекрасно, но если говорить об изображении, то, на мой взгляд, ушла магия, нет того волшебства.

Лично я думаю, что этот проект прежде всего коммерческий. Оригинальный «Король Лев» тоже собрал много денег в прокате, однако изначально не задумывался как очень прибыльный. Сейчас создатели знали, что многие люди посмотрят новую версию. Я специально решил пересмотреть фрагмент с песней «Акуна матата» из оригинала и новой версии, и оригинал мне показался смешнее. Я представил его на этапе сториборда и сравнил все эти гэги. В этом эпизоде за каждым их движением угадывается характер.
 
Песня «Акуна матата» из мультфильма «Король Лев» (1994)

Если рассуждать в общем, то я за условную природу анимации. Возможно, с помощью большей детализации и натуралистичности удается решить некоторые технические и драматургические задачи, произвести на зрителя большее впечатление, заставить его сильнее поверить в происходящее. Но и раньше, не обладая такими мощными технологиями, аниматоры создавали шедевры, которые имели не меньший успех у публики.

— Какие советы дадите начинающим аниматорам?

Дуглас Олсен: Базовый совет — рисовать. Я постоянно делаю небольшие зарисовки всего, что происходит вокруг меня. Зависит от того, в чем фокус вашего интереса — люди, окружающее пространство.

Художник-аниматор и автор раскадровки к сериалу «Рик и Морти» Дуглас Олсен / Фото: Евгений Пахоль
Художник-аниматор и автор раскадровки к сериалу «Рик и Морти» Дуглас Олсен / Фото: Евгений Пахоль

Для того чтобы стать раскадровщиком, необходимо быть готовым к тому, что придется много рисовать людей — пропорции тела, пластику движения. И затем помещать их в пространство.

Кроме того, как я сказал в начале, нужно развивать свой вкус. И затем вы соединяете две эти вещи — ваше умение рисовать и хороший вкус. Как мне говорили мои учителя, надо поставить себе какую-то цель на месяц. Может, совсем небольшую, но обязательно ее завершить. Пусть это будет иллюстрация, раскадровка небольшой сцены. В конце месяца вы оглянетесь и посмотрите, что и как сделали. За год у вас накопится целое портфолио — двенадцать небольших проектов. Таким образом вы одновременно выражаете себя и накапливаете опыт.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 

Обложка: художник-аниматор и автор раскадровки к сериалу «Рик и Морти» Дуглас Олсен / Фото: Евгений Пахоль

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4830
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3870
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2908
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

Вчера 3497
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее