Практика

Восемь вещей, которым учит «Ведьма из Блэр»

Двадцать лет назад копеечный хоррор «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» стал одним из самых громких событий в мире кино и не только кино. Сегодня фильм кажется несколько подзабытым, однако из его случая все еще можно почерпнуть много полезного

Необычный формат может «выстрелить»


Спустя двадцать лет с момента выхода «Ведьмы из Блэр» и после десятков (если не сотен) фильмов, снятых в похожем ключе, может быть не очень понятно, в чем же особенность картины. Однако в 1999 году она произвела эффект разорвавшейся бомбы. Зрители всего мира верили, что перед ними настоящая найденная запись, сделанная пропавшими при мистических обстоятельствах студентами. И одна из главных причин того, что фильм так сработал, заключалась в необычности формата.

Режиссеры Дэниэл Мирик и Эдуардо Санчес на съемках фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) / Фото:  Artisan Entertainment
Режиссеры Дэниэл Мирик и Эдуардо Санчес на съемках фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) / Фото:  Artisan Entertainment

Да, формат-жанр мокьюментари (или псевдодокументалистики) существовал уже довольно давно и даже дал миру несколько выдающихся картин, вроде «Зелига» Вуди Аллена, «Это — Spinal Tap» Роба Райнера или «Забытых кинолент» Питера Джексона. Правда, действительно глобальной популярности он не имел и оставался скорее в поле кинематографических экспериментов. Но именно первоначальные особенности формата (документальных характер съемки, псевдореальные события, импровизационность) подсказали авторам, режиссерам-дебютантам Дэниэлу Мирику и Эдуардо Санчесу, грамотные художественные решения, а его необычность и незамыленность помогла привлечь к фильму внимание, обеспечила его уникальность.
 

Кино можно снять быстро. Но есть несколько «но»


Кадр из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) / Фото:  Artisan Entertainment
Кадр из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) / Фото:  Artisan Entertainment

«Ведьма из Блэр» была снята всего за восемь дней (причем один день вышел дополнительным из-за того, что во время финальных съемок у камер сели аккумуляторы). С учетом смены локаций, скромного размера съемочного коллектива (где к тому же многие были дебютантами) и импровизационной манеры работы, это довольно быстро. Всего за это время авторам удалось снять двадцать часов материала. А вот дальше начинаются «но».

Кадр из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) / Фото:  Artisan Entertainment
Кадр из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) / Фото:  Artisan Entertainment

Если съемочный период был очень коротким, то вот подготовка и пост-продакшн потребовали времени. Разрабатывать проект Мирик и Санчес начали еще в 1993 году. На продумывание идеи, сценарий, кастинг, подбор команды, поиск инвесторов, сбор бюджета, предварительных маркетинг у них ушло четыре года. А после съемок еще больше года занял пост-продакшн (из которого, например, только монтаж потребовал восемь месяцев).
 

Кино можно снять дешево. Но и здесь есть свои «но»


Кадр из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) / Фото:  Artisan Entertainment
Кадр из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) / Фото:  Artisan Entertainment

Да, «Ведьма из Блэр» была снята буквально за копейки. По разным данным бюджет составил от $35 тысяч до $60 тысяч. Но эта сумма касается только самих съемок. Общий же производственный бюджет картины составил от $500 тысяч до $750 тысяч. Что, впрочем, тоже весьма скромные средства. А вот в раскрутку картины была вложена сумма куда большая — $15 млн. Но с любой точки зрения в мировом прокате фильм оказался сверхприбыльным — он принес $248 млн. Это делает «Ведьму из Блэр» одной из самых прибыльных картин в истории — в прокате она окупилась более четырех тысяч раз.
 

Актеры могут и должны импровизировать


Кадр из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) / Фото:  Artisan Entertainment
Кадр из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) / Фото:  Artisan Entertainment

Сценарий фильма состоял всего лишь из тридцати пяти страниц. Там было обозначено общее действие, частично сюжетные перипетии, однако не было диалогов. Для максимальной реалистичности авторы хотели, чтобы реплики, диалоги были сымпровизированы актерами. И такой подход дал свои плоды. Фильм не только смотрится убедительно. Некоторые его сцены именно благодаря актерской импровизации считаются эталонными для хоррора. Например, сцена с крупным планом перепуганной плачущей Хезер Донахью в 2003 году в опросе британского канала Channel 4 заняла пятое место в списке самых страшных эпизодом мирового кино, опередив фрагменты из «Хэллоуина», «Звонка», «Техасской резни бензопилой», «Кошмара на улице Вязов» и другой классики.
 
Сцена из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999)

Но здесь вновь стоит сделать оговорку. Для удачной импровизации нужны действительно хорошие актеры. А трое исполнителей ролей в «Ведьме из Блэр» были отобраны из двух тысяч претендентов. Кроме того, для лучшего результата необходимо полное погружение. По этой причине актеры находились в образах все восемь дней съемки, жили в лесу и в общем-то реально переживали страх своих героев. Послабление состояло лишь в том, что по кодовому слову исполнитель мог ненадолго взять перерыв от образа.
 

Профессиональная техника не обязательна


Кадр из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) / Фото:  Artisan Entertainment
Кадр из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) / Фото:  Artisan Entertainment

Важнейшая особенность «Ведьмы из Блэр» — ее визуальное решение. Авторы использовали оказавшиеся под руками пленочную 16-мм камеру CP-16 и видеокамеры Sony Hi8. Причем в основном снимали сами актеры, а весомым аргументом взять в картину Джошуа Леонарда стало его признание, что он никогда в жизни не держал камеру в руках. Конечно, зернистое, грязное, трясущееся изображение уже было к тому моменту опробовано датским движением «Догма», однако вряд ли кто-то мог предположить, что столь «нехудожественный» визуальный ряд может быть воспринят широкой публикой за рамками кинофестивалей. Важный момент состоит в том, что неряшливая форма в «Ведьме из Блэр» абсолютно соответствует содержанию. Грубо говоря, фильм бы не сработал с поставленным по всем правилам искусственным светом или с идеальной композицией в каждом кадре.
 

Хоррор — это не про кровь и насилие

 
Сцена из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999)

«Ведьма из Блэр» — это еще одно подтверждение того, что фильм ужасов совсем не обязательно должен быть про насилие, кровь, натурализм и тому подобное. Это также не про спецэффекты. Хоррор — это прежде всего история, атмосфера, саспенс и его разрешение.

В фильме буквальным образом не проливается ни одной капли крови, мы толком не видим ни одного увечья даже самого злодея. Однако авторы с момента вступительных титров грамотно и плавно нагнетают напряжение, создают ужас намеками, томительностью ожидания и становящейся все мрачнее атмосферой. Остальное они оставляют додумать зрителю. И это самое страшное.
 

Грамотный маркетинг — это все


Кадр из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) / Фото:  Artisan Entertainment
Кадр из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) / Фото:  Artisan Entertainment

Вероятно, главная особенность и примечательность «Ведьмы из Блэр» состоит в том, что это был один из первых кинопроектов, где сам фильм оказался не столь важен. То есть, важен, конечно, но фильм здесь «сделан» созданной вокруг него мистификацией. Авторы убедили аудиторию в том, что выдуманная ими ведьма из Блэр имеет легендарные корни (даже актеры во время съемок думали, что легенда действительно существует).

Кадр из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) / Фото:  Artisan Entertainment
Кадр из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) / Фото:  Artisan Entertainment

Придумали и благодаря интернету распространили эту историю. А для пущей убедительности сделали о ней небольшой документальный фильм будто бы из 1940-х годов, опубликовали отдельной книгой дневник пропавшей девушки, героини фильма. Вишенкой на торте стали расклеенные листовки с портретами исчезнувших студентов и просьбами о помощи в их поиске. Подобные усилия привели к тому, что зрители, выходя из кинотеатров, еще долгое время не могли понять: увиденное было правдой или постановкой. Но в то же время, именно в этой стратегии лежит слабость проекта. Он не пугает и не воспринимается в должной степени вне связанных с ним мифов.
 

Чем больше загадок, тем лучше


Кадр из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) / Фото:  Artisan Entertainment
Кадр из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) / Фото:  Artisan Entertainment

И еще одна важная составная успеха «Ведьмы из Блэр» — ее загадочность. Фильмом и сопутствующими материалами авторы дали равно столько информации, сколько необходимо, чтобы спровоцировать интерес, вызвать вопросы. Да, мы узнаем о мифе, связанном с ведьмой, но, в общем-то, так и не видим ее (это решение, кстати, было подсказано «Челюстями» Стивена Спилберга, где большую часть фильма зритель также почти не сталкивается с большой белой акулой). Или что означают оставляемые ведьмой символы? Ясно, что дальнейшая судьба героев оказывается незавидной, но какой именно? Эффект загадочности, недосказанности провоцирует интригу, подталкивает к поиску информации вокруг картины, и это еще одна причина, почему в момент выхода вокруг ленты был такой ажиотаж. Все пытались понять: а что это было.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: кадр из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) / Artisan Entertainment

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 496
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 405
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2095
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2051
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1069
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1375
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее