Слова

Клэр Флеминг: «Кино уже сейчас успешно существует без реальных актеров»

Арт-директор, режиссер, продюсер и художник интерьеров «Первому игроку приготовиться», «Tomb Rider: Лара Крофт», а также VII и IX эпизодов «Звездных войн» рассказала о формировании на экране нереальных миров, удобных программах для создания спецэффектов, тенденциях развития технологий и предпочтениях современного зрителя


— С одной стороны зрители любят и всегда любили сказочные истории, с другой – не так просто заставить их поверить в сказку, сделать ее правдой. Как вы считаете, чего больше ждет современный зритель: реального или нереального?

Клэр Флеминг: Мне кажется, что сейчас нереальные истории гораздо популярнее у зрителей. Посмотрите, какую большую аудиторию собирает каждый новый фильм про супергероев. Вселенные Marvel и DC — неиссякаемый источник таких сюжетов. И это отличный способ сбежать на пару часов из привычной реальности, пережить приключения, которые большинству из нас вряд ли доступны в обычной жизни.

Арт-директор, режиссер, продюсер и художник Клэр Флеминг / Фото: Евгений Пахоль
Арт-директор, режиссер, продюсер и художник Клэр Флеминг / Фото: Евгений Пахоль

— Какие визуальные приемы вы считаете необходимыми для создания параллельной реальности в кино?

Клэр Флеминг: Сейчас есть множество технологий для создания параллельной реальности. Одни дешевле, другие эффективнее. Технологии и подходы выбираются в зависимости от этапа производства: подготовительный, съемочный, постпродакшн. Как правило, уже на этапе подготовке к съемкам мы решаем, что будет более всего подходить к конкретному фильму. Мы также ищем реальные локации, которые впоследствии будут дополнены новыми деталями, либо полностью преображены во что-то новое, необычное. Мы привлекаем художников и дизайнеров, чтобы они могли поработать на локации до начала съемок. Уже на данном этапе становится понятно, что какая-то технология нам не подойдет, так как не отвечает нашим замыслам. Я как художник, отвечающий за интерьеры, часто сталкивалась с ситуациями, когда все менялось несколько раз до начала производственного процесса и даже во время него. Поскольку ты постоянно работаешь в команде, нужно ориентироваться сразу на несколько мнений и искать компромисс в тех вариантах, которые ты предлагаешь режиссеру, продюсерам, обсуждаешь с коллегами-художниками, дизайнерами, специалистами по спецэффектам. Процесс многоуровневый.

— Каковы современные тенденции развития технологий создания спецэффектов?

Клэр Флеминг: Я считаю, что сейчас стандарт индустрии — это программа Maya. Я сама использовала ее в каждом фильме, на котором работала.  С помощью нее вы можете создавать анимацию, моделировать движения персонажей и виртуальную реальность. Есть несколько версий. Новички могут начать с бесплатного пакета, а затем перейти на базовый и продвинутый. В сети много видеоуроков, которые помогут научиться всем ее функциям. Кроме того, мне нравится, что программное обеспечение постоянно обновляется и открывает новые возможности, позволяет создавать необычные эффекты.

Арт-директор, режиссер, продюсер и художник Клэр Флеминг / Фото: Евгений Пахоль
Арт-директор, режиссер, продюсер и художник Клэр Флеминг / Фото: Евгений Пахоль

— В вашей фильмографии такие известные проекты, как  «Первому игроку приготовиться», «Tomb Raider: Лара Крофт», два эпизода «Звездных войн». Какие нестандартные задачи вам приходилось решать в работе над этими фильмами?

Клэр Флеминг: На каждом фильме все происходит по-разному. Когда я оказалась в команде «Звездных войн», трудности были больше эмоциональные. Будучи фанаткой всех частей, я представляла, какая ответственность на меня ложится. Все понимали, что новый фильм должен быть не просто хорошим, а лучше, чем прежние. Создатели хотели порадовать зрителей. Я чувствовала давление, но была заинтересована в том, чтобы сделать все на высшем уровне. Например, иногда приходилось не отвечать на письма фанатов, которые пытались узнать детали съемочного процесса, держать все в секрете.

На съемочной площадке «Первому игроку приготовиться» внимания требовали технические задачи. Мы использовали технологию motion capture, чтобы создавать аватары персонажей в виртуальном мире. Получалось, что актер находится в одной реальности, его аватар – в другой. В большинстве сцен на площадке находилось одновременно пять актеров, и нужно было организовать пространство таким образом, чтобы они могли в нем ориентироваться, располагаясь на разных уровнях. Кроме задачи синхронизации необходимо было продумывать расположение объектов в сцене, наносить новую разметку для каждой сцены и контролировать, чтобы актеры не переходили черту невидимых объектов, которые мы добавляли на компьютере. Перед глазами было всегда два экрана – на одном актеры действовали в реальном пространстве, на другом – оживали в виртуальной реальности.

На съемках фильма «Первому игроку приготовиться» (2018) / Фото: скриншот
На съемках фильма «Первому игроку приготовиться» (2018) / Фото: скриншот

Еще у нас была сцена, где использовалась знаменитая фотография из «Сияния». Нужно было наложить персонажа в оригинальный кадр вместо Джека Николсона. Мы оцифровывали ее, создали 3D-модель небольшой съемочной площадки, чтобы понять, каким образом в ней расположены люди, под каким углом расположена камера.  За одной этой сценой стоит очень много работы.

3D модель фотографии / Фото: скриншот
3D модель фотографии / Фото: скриншот

В «Ларе Крофт» сложности были на этапе постпродакшна в связи с последовательностью сцен. Действие фильма происходит в Гонконге и на острове, куда героиня отправляется продолжить исследование своего отца. При этом для съемок мы построили единую площадку, которую в фильме нужно было разъединить. Постоянное перемещение героини требовало учета технических нюансов: света, расположения камеры, крупности кадра, и более мелких практических – внешний виды Лары, детали ее одежды, прически.
 
Трейлер фильма «Tomb Raider: Лара Крофт» (2018)

— В последние годы растет количество киноверсий компьютерных игр. Есть ли такие  особенности виртуальной реальности, которые невозможно перенести в кино?

Клэр Флеминг: Общих особенностей нет. Конкретные, возникающие на каждом новом проекте, зависят от скорости прогресса технологий. Я думаю, это вопрос времени. Если сценарист превращает компьютерную игру в хорошую историю, то обязательно найдется визуальное решение, которое позволит превратить это в экранизацию. Во многих случаях это вопрос финансирования.

Лично мне всегда хочется, чтобы группа больше концентрировалась на создании убедительной истории, а о визуальной составляющей думала чуть меньше. В конце концов, ядро любого фильма – персонажи, сюжет, конфликт и его разрешение. Это то, что всегда притягивало зрителей в залы кинотеатров. Но, к сожалению, я часто вижу, как решение принимается исходя из того, насколько впечатляюще это будет выглядеть на экране, ведь мы говорим о коммерческих проектах. Так что сложность устройства другой реальности может быть не так важна, как грамотный сценарий.

Арт-директор, режиссер, продюсер и художник Клэр Флеминг / Фото: Евгений Пахоль
Арт-директор, режиссер, продюсер и художник Клэр Флеминг / Фото: Евгений Пахоль

— В связи с развитием технологий, которые позволяют создавать на экране целые миры и подменять живых актеров компьютерными проекциями, например, как это было в «Первому игроку приготовиться», наступит ли время, когда кино будет жить без актера и натурных съемок?

Клэр Флеминг: На самом деле кино уже сейчас успешно существует без реальных актеров. У нас есть примеры невероятных коммерческих проектов, которые очень популярны у зрителей. Правда, пока речь в основном об анимации — «История игрушек», «Король Лев». Это примеры того, как голоса актеров наполняют персонажей жизнью. В остальном, даже если действие фильма переносится полностью в виртуальную реальность, на площадке нам нужны актеры, которые будут управлять своими цифровыми копиями. Я не могу сказать, дешевле ли такой подход, эффективнее ли, но он существует и стремительно развивается.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: арт-директор, режиссер, продюсер и художник Клэр Флеминг / Фото: Евгений Пахоль

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Бриллиантовая рука»

Вспоминаем, как снималась эксцентричная, добрая и невероятно смешная комедия Леонида Гайдая, которая стала одним из самых популярных фильмов за всю историю советского кинопроката

9 декабря 12502
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 4376
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 3046
Обзоры

8 «изгоев» Голливуда: от Марлона Брандо до Шайи ЛаБафа

«Сиротский Бруклин» стал первым появлением Эдварда Нортона на большом экране за три года — последнее время актера не жалуют в Голливуде. Разбираемся почему, а также вспоминаем другие случаи, когда популярные исполнители оказывались на фабрике грез не у дел

14 декабря 2655
Практика

Что такое препродакшн: 10 базовых шагов до старта съемок

Препродакшн — это основа любого хорошего видео, без которой вы обречете себя на суету и срывы сроков. Разберем главные моменты, опираясь на которые вы сможете качественно подготовиться к производству фильма

5 декабря 2408
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее