Практика

Мастер: Филип Гласс

Повторения паттернов, академизм и минимализм, индийские мотивы и эксперименты в музыке — разбираемся, что нас завораживает  в творчестве композитора Филипа Гласса

Филип Гласс — один из величайших кинокомпозиторов нашего времени. Он известен своими композициями к фильмам «Койяанискаци», «Шоу Трумана», «Иллюзионист». Российские киноманы знают музыканта по работам с Андреем Звягинцевым — произведения Филипа Гласса звучат в «Елене» и «Левиафане». Его творчество любят и ненавидят, однако оно никого не оставляет равнодушным. Попытаемся понять, как таксист из Балтимора стал создателем музыки для кино.

Композитор Филип Гласс / Фото: philipglass.com
Композитор Филип Гласс / Фото: philipglass.com
 

Минимализм


Хотя сам композитор предпочитает называть свою музыку репетитивной, многие по-прежнему считают Гласса музыкантом-минималистом и даже основателем этого жанра. На самом деле пионерами музыкального минимализма были американцы Ла Монте Янг и Терри Райли.

Однако Гласс стал настолько ярким представителем этого стиля, что все выделяют именно его музыку среди остальных. А для кинематографа минимализм подходит отлично.

Как говорил Андрей Звягинцев в одном интервью, «в этой музыке есть цикличность, так что ее можно легко редактировать». Все верно, ведь этот жанр строится на репетитивности (или повторении) мелодической фигуры на фоне ритмических элементов, что делает музыку немного гипнотической и легкой в восприятии.
 
Музыка Филиппа Гласса
 

Трудолюбие


О жизненном пути Филипа Гласса можно рассказывать на форумах, посвященных продуктивности и вере в себя. Дело в том, что композитор вырос в небольшой еврейской семье в Балтиморе и прямого пути в музыкальную индустрию у него не было. Разве что его отец продавал грампластинки, так что он с детства проводил много времени за прослушиванием музыки.
 
Музыка Филиппа Гласса

Но это повлияло на самого Филипа, а не на его карьеру. К успеху он шел постепенно, шаг за шагом. Когда Гласс только начинал свой творческий путь, минимализм еще не был в почете. Поэтому будущий композитор зарабатывал на жизнь как мог — он был сантехником и даже таксистом. Но вера в свой талант впоследствии расставила все на свои места.
 

Академическая музыка


Творчество Филипа Гласса редко называют академическим. Дело в том, что порой музыкальные критики пренебрегают минимализмом и не считают этот жанр «серьезной музыкой». Это можно понять, ведь композиции Гласса очень просты и понятны даже начинающим музыкантам. Кстати, есть даже шуточное видео на YouTube, где пианист вывел некую формулу музыки Гласса, где главный компонент — это многократное остинато.
 
Формула музыки Гласса

Но Филип не вывел бы эту формулу для себя просто так. На самом деле у него много академических композиций. Например, своей популярности он обязан не только киномузыке, но и работе в театре. В 1976 году Гласс написал свою первую оперу «Эйншейн на пляже», после которой его и стали приглашать выступать по всему миру.
 
Опера «Эйншейн на пляже»

Позже Гласс начал еще больше работать с академическими жанрами. Среди его работ можно найти струнные квартеты и концерты.
 
Струнный квартет

Любовь Филипа Гласса к массовой культуре и вовсе подарила нам его симфонию, при работе над которой он вдохновлялся творчеством Дэвида Боуи и Брайана Ино.
 
Музыка Филиппа Гласса
 

Восточные традиции


Наслаждение зоной комфорта — совсем не про Филипа. В 1960-е Гласс уехал в Париж, где успел поработать с Рави Шанкаром. Он привил Филипу любовь к восточной музыке и оказал сильное влияния на его творчество. Именно тогда, кстати, Гласс познакомился с тибетскими беженцами и начал изучать буддизм.

Филип Гласс глубоко окунулся в тему востока. Он понял принципы индийских классических мелодий и ритмов, которые воплотил в своих последующих творениях. Кстати, паттерны вечно сменяющихся гамм и арпеджио пришли в творчество Гласса в том числе и отсюда.
 
Совсместное творчество Филиппа Гласса и Рави Шанкара
 

Эксперименты


В 1968 году Филип Гласс организовал коллектив Philip Glass Ensemble, в котором играет и по сей день. Сейчас группа собирает большие залы, однако первый концерт не прошел гладко.

«Дело было в Амстердаме, я исполнял композицию Two Pages. Понимаю, что кого-то она может сводить с ума, ведь в ней только пять нот. Но я использую их разнообразно, что должно быть интересно. Но в 1971 году музыка, построенная на сознательном и настойчивом повторении еще не была популярна…

Во время концерта какой-то парень запрыгнул на сцену и начал стучать по фортепиано. Не думая, я ударил его в челюсть так, что он упал со сцены. После концерта ко мне подходили поздороваться люди, и этот паренек был среди них. Он сказал: "Вот теперь мы поговорим", а я ответил: "Нет, мы уже поговорили, спасибо".

Когда Поллок (художник Джексон Поллок, — прим. tvkinoradio.ru) впервые начал рисовать дриппингом, люди думали, что он смеется над ними… Но зачем мне нужно было тащиться в Амстердам? Только чтобы посмеяться над кем-то?»
 
Композицию Two Pages

Есть много поклонников и ненавистников творчества Филипа Гласса. Кому-то нравится эта простая музыка, кто-то же назовет ее примитивной. При этом вклад Филипа в музыкальное достояние велик, и умалять его нет никакого смысла — достаточно посмотреть на фильмографию композитора. Пройдя интересный путь от таксиста до величайшего композитора, Филип Гласс заслуженно занимает место среди лучших создателей киномузыки.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: композитор Филип Гласс / Фото:  Danny Clinch Photography / Sonos

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 1489
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 865
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2832
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 2841
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1303
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1614
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее