Техника

Vari-ации на тему ND

С наступлением цифровой эпохи роль светофильтров существенно снизилась. Действительно, сегодня можно при помощи различных программ по обработке фото- или видеоконтента реализовать практически любые творческие замыслы

  • 18 июля
  • 691

Тем не менее ряд фильтров не потеряли своей актуальности и по сей день. И это, в первую очередь:
 
  • Защитные или UV-фильтры, предохраняющие переднюю линзу объектива от царапин, сколов и других различных повреждений напыления. Фильтр в любом случае можно поменять гораздо быстрее и значительно дешевле.
  • Поляризационные фильтры, убирающие блики с неметаллических поверхностей (особенно вода и стекло) также экономят массу времени на пост-обработке.
  • Градиентные фильтры, как листовые квадратные, так и резьбовые круглые, компенсируют разницу в освещенности между небом и ландшафтом, которая зачастую в солнечные дни не укладывается в динамический диапазон камеры.

Фото: FST / ТКТ
Фото: FST / ТКТ

Но есть и отдельные категории фильтров, которые только набирают популярность в последнее время. Это фильтры c переменной нейтральной плотностью, так называемые Vari-ND. Они широко используются в фотографии для:
 
  • создания эффекта сглаживания на воде или колышущейся траве;
  • съемки в яркий солнечный день на максимально открытых значениях диафрагм объективов;
  • архитектурной городской съемки, чтобы избавиться от постоянно снующих вокруг туристов.

Данный тип фильтров также широко используется в кино-и видеосъемке. LOG-gamma ряда производителей камер обеспечивает необходимое качество изображения на достаточно высоких значениях ISO, и в данном случае Vari-ND фильтры оказывают неоценимую помощь оператору, позволяя снимать на оптимальных значениях диафрагм,не приближаясь к дифракционному пределу. Не зря большинство топовых актуальных моделей кинокамер уже оснащены встроенными ND-фильтрами различной плотности. Но не всегда бюджет позволяет использовать такие модели, особенно в авторских, документальных или репортажных проектах.

Фото: FST / ТКТ
Фото: FST / ТКТ

На что же стоит обратить особое внимание при выборе такого фильтра? В первую очередь — на стекло! Использование качественного стекла играет колоссальную роль и избавит вас от нежелательных артефактов и аберраций при съемке. В настоящее время подавляющая часть топовых линеек фильтров ведущих брендов производится из немецкого стекла SCHOTT B270, обладающего превосходными светопропускающими характеристиками, многослойным просветлением, а также пыле— и влагозащитой (multi layer coated) и устойчивостью к царапинам (scratch resistant). Кроме того, следует обратить внимание и на оправу Vari-ND фильтра. Поскольку в данном типе фильтров оправа достаточно широкая, то, как правило, она делается на размер шире диаметра объектива, что позволяет использовать широкоугольные объективы, избегая виньетирования по краям кадра. И если уж речь зашла об этом нежелательном эффекте, то стоит обратить внимание на то, что большинство бюджетных версий Vari-ND с невероятным ND диапазоном также дают и крестообразное виньетирование, что делает съемку невозможной.

И в заключение немного цифр, которые помогут лучше разобраться во взаимоотношениях чисел ND, оптической плотности, F-стопов и коэффициентов пропускания.

Взаимоотношения чисел ND, оптической плотности, F-стопов и коэффициентов пропускания


Полную версию статьи читайте в журнале ТКТ.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: David Billings

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Трансформация костюмов персонажей Disney: от анимации — к кино

Полнометражные диснеевские анимационные сказки решили переснять с настоящими актерами и перед художниками по костюмам встала задача: оставить культовые образы узнаваемыми, но сделать их интереснее для современного зрителя. Как им это удается — разбирается Ирина Жигмунд

13 октября 4887
Практика

«К звездам»: как с помощью черного бархата, инфракрасного света и 848 VFX-шотов снять реалистичный фильм о космосе

Над визуальными эффектами к фильму работали 11 компаний, включая MR. X, Methods Studios и Halon. Удалось ли им добиться желаемой реалистичности, олдскульности и аналоговости картины? Разбираем наиболее захватывающие VFX-шоты картины режиссера Джеймса Грэя

10 октября 1415
Слова

«Профессионалы должны делать то, что нормальный человек сделать не может»

Вышедшая в прокат картина «Акварель» определенно займет значимое место в истории кино. Режиссер-документалист Виктор Косаковский рассказал нам об особенностях ее создания: водный концепт, необходимость кадровой частоты 96 кадров в секунду и экстремальные съемки в шторм

11 октября 1404
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее