Практика

Цвет в кино: особенности восприятия

Как с помощью гармонично выстроенной цветовой схемы кинематографисты привлекают внимание к содержанию сцены, выделяют персонажа, создают напряжение, задают общий тон повествованию? Разбираемся в правильных сочетаниях основных цветов


Основные цветовые схемы


Цвет оказывает на нас эмоциональное, психологическое и даже физическое воздействие, которое порой мы можем не осознавать. Глаза и мозг человека могут прийти к четкому различению цвета лишь с помощью сравнений и контрастов. Именно поэтому чаще всего в кино используют комплементарную цветовую схему — контрастное сочетание теплых и холодных цветов, которые на цветовом круге противоположны друг другу. Такое сочетание оттенков делает композицию уравновешенной и воспринимается естественно. Самые популярные комплементарные пары — желтый-синий и красный-зеленый.
Кадр из фильма «Амели» (2001) / Фото: Miramax

Кадр из фильма «Амели» (2001) / Фото: Miramax

Кадр из фильма  «Крупная рыба» (2003) / Фото: Columbia Pictures

Кадр из фильма «Крупная рыба» (2003) / Фото: Columbia Pictures

Реже используется троичная цветовая схема, которая объединяет в одной композиции 3 цвета, равноудаленных друг от друга на круге, например, желтый, синий, красный. Один из цветов, как правило, доминирует, а два других дополняют и усиливают его звучание. Возможен также вариант использования двух близких по тону цветов с контрастным противоположным, например, желтый, зеленый и красный.

Кадр из фильма «Женщина есть женщина» (1961) / Фото: Euro International Film
Кадр из фильма «Женщина есть женщина» (1961) / Фото: Euro International Film

Более сложная и редкая схема — тетраидная, объединяющая четыре цвета. Почти во всех этих случаях один цвет доминирует, а другие лишь оттеняют его.
 

Цветовая гармония


Осмысленное использование определенного цвета в кино основано на психологии зрительского восприятия.

Йохансен Иттен в своей книге «Искусство цвета» отмечает, что для большинства цветовые сочетания, называемые «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же различных цветов, имеющих одинаковую силу. Например, если некоторое время смотреть на зеленый квадрат, то закрыв глаза, мы увидим красный квадрат. И наоборот, наблюдая красный квадрат, мы получим в подсознании его противоположность — зеленый. Опыт одинаково работает с разными цветами.

Существует и более тонкий способ гармоничной организации — использование аналогичных цветов, т.е. монохроматической схемы цвета. В случае с очевидным доминированием определенного цвета из хроматической палитры (6 цветов) в фильме или отдельной сцене можно говорить о целенаправленном использовании цвета для создания у зрителя конкретной эмоции. При этом всегда необходимо учитывать, что у каждого цвета выделяют несколько ассоциаций, одна из которых соответствует контексту и с определенной долей вероятности совпадет с нашим субъективным ощущением.

Желтый

Успешные комбинации: синий, черный, красный, зеленый.

Символические ассоциации: разум, познание, уверенность, болезнь, безумие, недоверие.

Желтый — самый светлый цвет. Он теряет это качество в сочетании с более темными — серым, черным, фиолетовым. Соответственно, прозрачные и яркие тона желтого воспринимаются позитивно, а затуманенные и тусклые — негативно.

Любитель яркого желтого цвета — Уэс Андерсон часто использует его в качестве иллюстрации чувства наивности, радости, детского взгляда на мир. Однако в короткометражке «Отель Шевалье» (2007) — прологе к фильму «Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники» — желтый становится символом одиночества, некоторого болезненного помешательства и отгороженности двух главных героев от мира и самих себя. Таким образом, через доминирующий желтый цвет Андерсон, в сочетании с изысканной обстановкой и романтичной музыкой, выражает общее состояние места, времени и внутренние переживания персонажей. В кадрах можно заметить незначительные детали, которые уравновешивают цветовое решение — серые костюмы, синие книги, город за окном, окутанный предрассветной голубоватой дымкой.
 
Сцена из фильма «Отель Шевалье» (2007)


Красный

Успешные комбинации: голубой, зеленый, белый, черный

Символические ассоциации: огонь, страсть, активность, агрессия, опасность, сила.

Многозначность красного зависит от плотности и тональности. Смещенный в сторону красно-оранжевого он становится выражением воинственности, опасности, превосходства, власти, безумия, как в некоторых сценах из «Макбета» (2015).

Кадр из фильма  «Макбет» (2015) Фото: The Weinstein Company
Кадр из фильма  «Макбет» (2015) Фото: The Weinstein Company

Красный, неизменно присутствующий в каждой сцене фильма из трилогии польского классика Кшиштофа Кесьлевского «Три цвета» (1994), имеет несколько нетипичных трактовок: искусственную попытку наполнить жизнь яркостью и значением, подвластность судьбе, столкновение правды и фальши, любви и ненависти.
 
Трейлер фильма «Три цвета: Красный» (1994)

Красный, смешанный с белым (розовый), приобретает значение чистоты, легкости, наивности. Впрочем, возможна и метафоричная объяснение этого цвета. Например, известный персонаж мира «Гарри Поттера» Доролес Амбридж обожала розовый, что вызывало к ней чувства, противоположные нежности и умилению.

Кадр из фильма «Гарри Поттер и орден Феникса» (2007) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Гарри Поттер и орден Феникса» (2007) / Фото: Warner Bros.

Синий

Успешные комбинации: белый, желтый, красный, оранжевый.

Символические ассоциации: тишина, покой, глубина, фантазия, загадочность.

Синий на желтом кажется темным и несколько теряет свою яркость. Чистым синим считается цвет, в котором нет ни желтоватых, ни красноватых оттенков. Если красный цвет — символ активности, то синий — его прямая противоположность, т.е. пассивность. При этом он может стать и символом скрытой опасности, как в сценах «С широко закрытыми глазами», или чарующей загадочности, как в фильме «Мулен Руж» (2001).
Кадр из фильма «С широко закрытыми глазами» (1999) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «С широко закрытыми глазами» (1999) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Мулен Руж» (2001) / Фото: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Мулен Руж» (2001) / Фото: 20th Century Fox

В богатой на яркие цвета «Тесноте» чаще всего в кадре появляется синий, который символизирует замкнутость, опустошение и нарастающую безотчетную тревогу, смешанную с неотвратимостью.

Кадр из фильма «Теснота» (2017) / Фото: «Ленфильм»
Кадр из фильма «Теснота» (2017) / Фото: «Ленфильм»

Сказочное значение синего цвета в эпизоде анимационной «Фантазии» (1940) дополняется устрашающими мотивами неизвестного, опасного, злого.
 
Сцена из мультфильма «Фантазия» (1940)

Зеленый

Успешные комбинации: белый, оранжевый, желтый, красный.

Символические ассоциации: жизнь, гармония, мягкость, таинственность.

Считается нейтральным цветом, так как в спектре расположен между черным и белым. Характер его выраженности меняется в зависимости от колебания в сторону соседних цветов — желтого и синего.

Как правило, зеленый в сочетании с желтым вызывает более светлые чувства у зрителя, ассоциируется с рождением нового, юностью, гармонией. Но при добавлении в палитру синих оттенков, а также общей приглушенности тона, зеленый отражает холодность, безразличие, запутанность и страх. В таком значении он применяется в монохромных сценах фильмов гораздо чаще. Например, в «Головокружении» (1958) отражает таинственность образа главной героини, зеленое цветовое решение сцен в «Матрице» создает неестественный эффект другой реальности, а в «Комнате страха» (2002) становится иллюстрацией тревожного чувства.
Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Головокружение» (1958) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма  «Матрица: Перезагрузка» (2003) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Матрица: Перезагрузка» (2003) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма  «Комната страха» (2002) / Фото: Columbia Pictures

Кадр из фильма «Комната страха» (2002) / Фото: Columbia Pictures

Оранжевый

Успешные комбинации: зеленый, синий, белый, черный, серый.

Символические ассоциации: радость, активность, чувствительность, воспоминания (сепия).

Двойственные значения оранжевого меняются в зависимости от его смеси с красным — тогда он приобретает энергичное, чувственное или праздничное, сказочное звучание. Но затемненный черным цветом, он тускнеет и становится признаком настороженности, опасности, не доходящей до очевидной угрозы. Контрасты между насыщенностью и выбором сочетания создают легкую атмосферу в немного грустной «Семейке Тененбаум» (насыщенный оранжевый), а в фоновом решении «Марсианина» (в сочетании с желтым), напротив, подчеркивают мрачность и переносят нас на другую планету.
Кадр из фильма «Семейка Теннебаум» (2001) / Фото: Buena Vista Pictures

Кадр из фильма «Семейка Теннебаум» (2001) / Фото: Buena Vista Pictures

Кадр из фильма  «Марсианин» (2015) / Фото: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Марсианин» (2015) / Фото: 20th Century Fox

Фиолетовый

Успешные комбинации: в теории цвета практически никакие комбинации не считаются гармоничными.

Символические ассоциации: чувственность, благородство, двойственность, мистичность, мудрость, опасность.

Фиолетовый цвет, балансирующий между двумя концами спектра, имеет своеобразное влияние на подсознание. В зависимости от контрастирующих тонов, он может вызывать у зрителя как возвышенное, так и гнетущее впечатление. Этот цвет часто используют для создания на экране фантазийной реальности, других миров или погружения во внутренний мир героя. В нем, в отличие от других цветов, двусмысленность прочтения не зависит от контекста — она подразумевается практически в каждом случае. Например, в «Неоновом демоне» (2016) выбор фиолетового подсказывает зловещее нарастание конфликта на протяжении всего повествования, а в «Стражах Галактики» (2014) переносит нас в другое измерение.
Кадр из фильма «Неоновый демон» (2016) / Фото: Amazon Studios

Кадр из фильма «Неоновый демон» (2016) / Фото: Amazon Studios

Кадр из фильма  «Стражи Галактики» (2014) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Стражи Галактики» (2014) / Фото: Disney

Мягкие оттенки фиолетового также часто становятся иллюстрацией мира грез и сказочности.

Кадр из мультфильма  «Корпорация монстров» (2001) / Фото: Disney
Кадр из мультфильма  «Корпорация монстров» (2001) / Фото: Disney
 

Подведем итоги


Полярность в спектре эмоций, которые каждый цвет способен вызвать у зрителя зависит от нескольких значений:
 
  • оттенка — выбора тона на цветовой палитре;
  • насыщенности — интенсивности цвета;
  • сочетания с другими цветами — контраст (светлого и темного, холодного и теплого, дополнительных цветов и др.).

При выборе цветового решения в кино ориентируются на общие ассоциации, связанные у большинства с тем или иным цветом, однако всегда остается вариант субъективного прочтения, который зависит от личной предрасположенности к цвету и предпочтениях гармоничных сочетаний.
 
О цвете в кино
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Обложка: кадр из фильма «Неоновый демон» (2016) / Amazon Studios

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

Как создавался сериал «Жуки»: от названия до цветокоррекции

Максим Пешков и Сергей Нотариус, авторы сериала «Жуки» (ТНТ), рассказали о прелестях и трудностях работы на натуре, выборе идеального названия для проекта, необязательности учебников по сценарному мастерству и каково это — работать над фильмом «на равных» с продюсером телеканала

5 сентября 10750
Мнение

Что не так с фильмом «Оно 2»

Мы одними из первых посмотрели «Оно 2» —  продолжение первой части двухгодичной давности. Это и сиквел, и экранизация одного из самых известных романов «короля ужасов» Стивена Кинга, и римейк одноименного минисериала. Вроде, все правильно, но что-то не так. Разбираемся, что именно

7 сентября 5003
Обзоры

Главные сериалы этой осени

Главная примета любой осени — после летних каникул все бросаются смотреть новые сериалы или их новые выпуски. Производители не дремлют,  выдают нам все самые интригующие новинки с сентября по ноябрь. Так нам и надо, TV-хантерам!

12 сентября 3176
Практика

Судьба костюмов: мифы и реальность

Что происходит с костюмами после съемок? Их дарят актерам или костюмы выкупает съемочная группа? Их выбрасывают или напротив, хранят? О дальнейшей судьбе кинокостюмов рассказывает художник по костюмам Ирина Жигмунд

10 сентября 2281
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее