Совет юриста

Как вести себя на переговорах

Как заранее подготовиться к переговорам, какие вопросы задавать, что в поведении контрагента должно насторожить и почему не надо торопиться с подписанием договора, рассказывает юрист по авторскому праву Елена Марина


Представьте, вы обсуждаете с контрагентом написание сценария, создание иллюстраций или передачу прав на готовое произведение. И ваш успех зависит не только от таланта и профессионализма, но и от умения вести переговоры и отстаивать свои интересы. Ниже я привожу список рекомендаций, который поможет вам провести переговоры и минимизировать правовые риски.
 

Фиксируйте достигнутые договоренности


Я рекомендую фиксировать достигнутые договоренности в письменном виде на всех этапах переговоров. Если вы ведете переписку по электронной почте, то этого будет достаточно. Если же у вас были устные переговоры, советую отправить контрагенту письмо с изложением всего, о чем вы договорились на встрече. Предложите ему подтвердить достигнутые в письме договоренности или отправить свои замечания.

Запись встречи на диктофон или видео возможна только с согласия контрагента.

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»(2018) / Фото: Sony Pictures
Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»(2018) / Фото: Sony Pictures

Важно понимать, что ваша переписка — это еще не договор, но на нее можно ссылаться в дальнейшем при заключении и согласовании договора.
 

Задавайте вопросы


Вам должно быть все предельно понятно по существенным условиям сделки или сотрудничества, поэтому не стесняйтесь задавать вопросы. Также рекомендую в устных переговорах максимально точно и конкретно выяснять, чего хочет ваш заказчик, какие условия предлагает партнер или приобретатель права на ваше произведение. Например, спросите у продюсера: «Правильно ли я вас понял, что жанр полнометражного сценария, который вы предлагаете мне написать, такой-то? » / «Правильно ли я вас понял, что размер вознаграждения такой-то, а порядок выплаты — аванс в таком-то размере в такие-то сроки и оставшаяся часть вознаграждения в такие-то сроки?» / «Правильно ли я вас понял, что сценарий должен быть написан в такой-то срок?» и т.п.

Кадр из сериала «Форс-мажоры» / Фото: USA Network
Кадр из сериала «Форс-мажоры» / Фото: USA Network

Хуже всего работать с людьми, которые сами не знают, чего хотят. Опасно работать с теми, кто старается уйти от ответа при обсуждении существенных условий сделки. Выясняйте все подробно на самых ранних этапах переговоров, фиксируйте в письменном виде, не бойтесь и не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы.
 

Просите выслать договор заранее


Если вам предлагают заключить договор, попросите заранее выслать его на вашу электронную почту. Важно помнить одно правило — договор всегда в интересах того, кто его предоставляет.
 

Узнайте все о своих правах


Договор необходимо внимательно читать и хорошо понимать. Авторам важно знать не только свои права, но и разбираться во всех видах договоров, которые есть в авторском праве (благо, их немного). 
 
Виды договоров, заключаемых с авторами
 

Не прочитав — не подписывайте


Если вы впервые знакомитесь с договором в офисе контрагента, попросите время на его изучение, сообщите, что сначала хотели бы показать договор своему юристу.

Если реакция контрагента на ваше предложение крайне негативная и от вас требуют немедленно подписать договор не читая, ссылаясь на срочность или угрожая отказом от сделки, я советую очень хорошо подумать, прежде, чем соглашаться. В такой ситуации вы должны отдавать себе отчет, что высока вероятность грубого нарушения в договоре ваших прав, включая неполучение гонорара. Подобные манипуляции я встречала в своей юридической практике только в киносфере. Вы должны понимать, что ознакомление с договором и согласование его условий — нормальная практика. Ничего не подписывайте, не читая, не поддавайтесь на провокации. Ваши интересы — зона вашей ответственности, а не контрагента.
 

Заранее найдите юриста


Я также настоятельно рекомендую всем автором заранее найти юриста, специализирующегося в области авторского права, к которому можно обратиться за консультацией или советом.
 

Предлагайте свои изменения


Кадр из фильма «Области тьмы» (2011) / Фото: Relativity
Кадр из фильма «Области тьмы» (2011) / Фото: Relativity

Если вы не согласны с какими-либо пунктами договора, вы можете предложить внести изменения. Здесь как раз может помочь переписка либо любая другая фиксация достигнутых ранее договоренностей, на которую можно сослаться.
 

Взвесьте все «за» и «против»


Считаю важным написать по поводу страха автора потерять заказчика или партнера и когда страх необоснован. Я привожу список «тревожных сигналов» от контрагента, которые должны вас насторожить:
 
  • он не знает чего хочет, не может четко сформулировать задачу или условия сделки;
  • он уходит от ответа, когда вы выясняете существенные условия сделки — например, размер вознаграждения;
  • он предлагает срочно и не читая подписать договор, иногда просит подписать договор не в вашу пользу уверяя, что так надо, и свое вознаграждение вы обязательно получите;
  • он принуждает вас работать бесплатно;
  • он отказывается заранее выслать договор на электронную почту, аргументируя это, например, целями конфиденциальности;
  • он крайне агрессивно реагирует на любое предложение внести изменения в договор или на ваше предупреждение, что с вашей стороны договор будет смотреть юрист.
 

Знания — сила


Кадр из сериала «Форс-мажоры» / Фото: USA Network
Кадр из сериала «Форс-мажоры» / Фото: USA Network

Также нельзя забывать о том, что для успешного ведения переговоров полезно знать необходимый минимум информации в области авторского права, включающий в себя:
 
  • права авторов;
  • правовые риски авторов и способы их предотвращения;
  • доказательства авторства;
  • виды договоров с авторами, какой объем и каких прав передается по каждому виду договора.

Желаю успеха в переговорах!

Елена Марина
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: кадр из фильма «Резня» (2011) / SBS Productions

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Москва слезам не верит»

40 лет назад «Москва слезам не верит» начала покорять зрителей. Разбираемся в истории создания и устройстве оскароносной картины Владимира Меньшова, до сих пор остающейся одной из самых популярных отечественных лент в мире

16 февраля 7242
Практика

Костюмы «Маленьких женщин» и политизированный «Оскар»

Ирина Жигмунд вспоминает художников по костюмам, работавших над ранними экранизациями романа «Маленькие женщины», и объясняет, почему «Оскар» Жаклин Дюрран в этом году — не самое справедливое решение

13 февраля 4120
Практика

«Привидение»: как создавался самый романтический фильм XX века

30 лет назад на большие экраны впервые вышел фильм «Привидение» Джерри Цукера. Разбираемся, с помощью каких спецэффектов удалось «оживить» призраков, а Патрику Суэйзи пройти сквозь предметы и людей

14 февраля 3997
Обзоры

15 фильмов 70-го Берлинского кинофестиваля: «ДАУ», Перельман, Косаковский и Сенцов

С 20 февраля по 1 марта проходит юбилейный Берлинский кинофестиваль. Причем в этом году на нем относительно неплохо представлена Россия. Выбрали несколько самых интересных и многообещающих картин смотра

19 февраля 3417
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее