Совет юриста

Как вести себя на переговорах

Как заранее подготовиться к переговорам, какие вопросы задавать, что в поведении контрагента должно насторожить и почему не надо торопиться с подписанием договора, рассказывает юрист по авторскому праву Елена Марина

Представьте, вы обсуждаете с контрагентом написание сценария, создание иллюстраций или передачу прав на готовое произведение. И ваш успех зависит не только от таланта и профессионализма, но и от умения вести переговоры и отстаивать свои интересы. Ниже я привожу список рекомендаций, который поможет вам провести переговоры и минимизировать правовые риски.
 

Фиксируйте достигнутые договоренности


Я рекомендую фиксировать достигнутые договоренности в письменном виде на всех этапах переговоров. Если вы ведете переписку по электронной почте, то этого будет достаточно. Если же у вас были устные переговоры, советую отправить контрагенту письмо с изложением всего, о чем вы договорились на встрече. Предложите ему подтвердить достигнутые в письме договоренности или отправить свои замечания.

Запись встречи на диктофон или видео возможна только с согласия контрагента.

Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»(2018) / Фото: Sony Pictures
Кадр из фильма «Девушка, которая застряла в паутине»(2018) / Фото: Sony Pictures

Важно понимать, что ваша переписка — это еще не договор, но на нее можно ссылаться в дальнейшем при заключении и согласовании договора.
 

Задавайте вопросы


Вам должно быть все предельно понятно по существенным условиям сделки или сотрудничества, поэтому не стесняйтесь задавать вопросы. Также рекомендую в устных переговорах максимально точно и конкретно выяснять, чего хочет ваш заказчик, какие условия предлагает партнер или приобретатель права на ваше произведение. Например, спросите у продюсера: «Правильно ли я вас понял, что жанр полнометражного сценария, который вы предлагаете мне написать, такой-то? » / «Правильно ли я вас понял, что размер вознаграждения такой-то, а порядок выплаты — аванс в таком-то размере в такие-то сроки и оставшаяся часть вознаграждения в такие-то сроки?» / «Правильно ли я вас понял, что сценарий должен быть написан в такой-то срок?» и т.п.

Кадр из сериала «Форс-мажоры» / Фото: USA Network
Кадр из сериала «Форс-мажоры» / Фото: USA Network

Хуже всего работать с людьми, которые сами не знают, чего хотят. Опасно работать с теми, кто старается уйти от ответа при обсуждении существенных условий сделки. Выясняйте все подробно на самых ранних этапах переговоров, фиксируйте в письменном виде, не бойтесь и не стесняйтесь задавать уточняющие вопросы.
 

Просите выслать договор заранее


Если вам предлагают заключить договор, попросите заранее выслать его на вашу электронную почту. Важно помнить одно правило — договор всегда в интересах того, кто его предоставляет.
 

Узнайте все о своих правах


Договор необходимо внимательно читать и хорошо понимать. Авторам важно знать не только свои права, но и разбираться во всех видах договоров, которые есть в авторском праве (благо, их немного). 
 
Виды договоров, заключаемых с авторами
 

Не прочитав — не подписывайте


Если вы впервые знакомитесь с договором в офисе контрагента, попросите время на его изучение, сообщите, что сначала хотели бы показать договор своему юристу.

Если реакция контрагента на ваше предложение крайне негативная и от вас требуют немедленно подписать договор не читая, ссылаясь на срочность или угрожая отказом от сделки, я советую очень хорошо подумать, прежде, чем соглашаться. В такой ситуации вы должны отдавать себе отчет, что высока вероятность грубого нарушения в договоре ваших прав, включая неполучение гонорара. Подобные манипуляции я встречала в своей юридической практике только в киносфере. Вы должны понимать, что ознакомление с договором и согласование его условий — нормальная практика. Ничего не подписывайте, не читая, не поддавайтесь на провокации. Ваши интересы — зона вашей ответственности, а не контрагента.
 

Заранее найдите юриста


Я также настоятельно рекомендую всем автором заранее найти юриста, специализирующегося в области авторского права, к которому можно обратиться за консультацией или советом.
 

Предлагайте свои изменения


Кадр из фильма «Области тьмы» (2011) / Фото: Relativity
Кадр из фильма «Области тьмы» (2011) / Фото: Relativity

Если вы не согласны с какими-либо пунктами договора, вы можете предложить внести изменения. Здесь как раз может помочь переписка либо любая другая фиксация достигнутых ранее договоренностей, на которую можно сослаться.
 

Взвесьте все «за» и «против»


Считаю важным написать по поводу страха автора потерять заказчика или партнера и когда страх необоснован. Я привожу список «тревожных сигналов» от контрагента, которые должны вас насторожить:
 
  • он не знает чего хочет, не может четко сформулировать задачу или условия сделки;
  • он уходит от ответа, когда вы выясняете существенные условия сделки — например, размер вознаграждения;
  • он предлагает срочно и не читая подписать договор, иногда просит подписать договор не в вашу пользу уверяя, что так надо, и свое вознаграждение вы обязательно получите;
  • он принуждает вас работать бесплатно;
  • он отказывается заранее выслать договор на электронную почту, аргументируя это, например, целями конфиденциальности;
  • он крайне агрессивно реагирует на любое предложение внести изменения в договор или на ваше предупреждение, что с вашей стороны договор будет смотреть юрист.
 

Знания — сила


Кадр из сериала «Форс-мажоры» / Фото: USA Network
Кадр из сериала «Форс-мажоры» / Фото: USA Network

Также нельзя забывать о том, что для успешного ведения переговоров полезно знать необходимый минимум информации в области авторского права, включающий в себя:
 
  • права авторов;
  • правовые риски авторов и способы их предотвращения;
  • доказательства авторства;
  • виды договоров с авторами, какой объем и каких прав передается по каждому виду договора.

Желаю успеха в переговорах!

Елена Марина
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: кадр из фильма «Резня» (2011) / SBS Productions

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Надо видеть: 5 кинематографистов рекомендуют фильмы, которые стоит посмотреть в режиме самоизоляции

Сидите одни дома? Кинотеатры закрыты? Смотреть нечего? Мы обратились к пяти кинематографистам с просьбой назвать пять фильмов, которые они могут посоветовать для просмотра в условиях самоизоляции. Что они и сделали: от мелодрам до триллеров, от комедий до научпопа, от сериалов до артхауса

23 марта 23760
Практика

Как это снято: «Заражение»

Фильм Стивена Содерберга о пандемии смертельного вируса, снятый в 2011 году, переживает новый всплеск популярности. Почему именно «Заражение», а не какой-то другой заметный фильм-катастрофа вызывает такой резонанс у зрителей? Рассказываем в нашем новом материале

22 марта 12189
Практика

Как это снято: «Красотка»

Вот уже тридцать лет улыбка Джулии Робертс и сказочная история встречи принца-миллионера покоряют зрителей всего мира. Рассказываем о съемках «Красотки»: как жесткая социальная драма стала классикой романтической комедии, Ричард Гир занял место Аль Пачино, а Вернер Херцог уступил Гэрри Маршаллу

25 марта 10076
Обзоры

Обучайся дома: 9 бесплатных онлайн-курсов по монтажу, сценаристике, операторскому мастерству и истории кино

Оператор Шейн Хелбат, монтажер Вадим Ломзин, киносценарист Елена Ванина, студия Pixar и другие запустили бесплатные курсы. Редакция tvkinoradio.ru выбрала девять наиболее интересных проектов, которые доступны на нерабочей неделе

31 марта 6634
Обзоры

5 фильмов, снятых дома

Реально ли снять кино дома? Разгуляться в этих условиях, конечно, тяжеловато, но мы нашли несколько примеров того, что настоящему творчеству четыре стены не могут стать преградой

27 марта 5220
Правила профессии

12 советов сценаристам от Мартина МакДона

К юбилею Мартина МакДона, выдающегося драматурга и автора «Залечь на дно в Брюгге» и «Трех билбордов», прислушиваемся к его профессиональным советам и творческим принципам: как научиться создавать диалоги, почему не стоит писать подшофе и когда компромисс — это хорошо, а когда — не очень

26 марта 4250
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее