Практика

Приемы: Звуки в хоррорах

Разбитый арбуз вместо переломанных костей, использование инфразвуков для нарастания беспокойства и пауз для нагнетания страха. Рассказываем, как заставить человека бояться звуков в фильмах ужасов

  • 12 июля
  • 1249
Павел Новиков

Современный зритель достаточно закален для просмотра фильмов ужасов, однако в кинотеатре вы и сейчас можете встретить людей, выпрыгивающих из своих кресел на пугающих моментах. Но пробовали ли вы когда-нибудь смотреть хотя бы трейлеры «ужастиков» без звука?

Например, попробуйте прямо сейчас посмотреть трейлер второй части «Оно», которая выйдет в сентябре.
 
Трейлер фильма «Оно 2» (2019)

Конечно, операторская работа и старания гримера также являются важным фактором того, что зрителю страшно. Но без звука их старания будут менее эффективными. Какие-то сцены покажутся совсем не страшными, а некоторые и вовсе забавными. Почему же звук так важен?
 

Саспенс и атональные звуки


Создание тревожного состояния зрителя, которое более известно нам по термину «саспенс», во многом обязано звуку. Этот художественный прием вызывает у зрителя тревогу, а впоследствии и страх, когда дело доходит до кульминации. Важно, что нельзя просто характеризовать какой-то «страшный» звук как саспенс. Это процесс, который нагнетает страх у зрителя постепенно и удерживает его в этом состоянии.
 
Сцена из фильма «Хэллоуин» (2018) 

С точки зрения звука это может быть любая звуковая или даже музыкальная фактура, которая по мнению саунд-дизайнера работает в этой сцене. Протяжный дрон, аккорд, сыгранный на струнных, и многое другое. В современных картинах это достигается за счет развития звуковой темы, обычно содержащей много слоев, среди которых могут быть как индустриальные звуки, так и нестандартные музыкальные инструменты. На просторах интернета даже есть генератор звуковой атональной мизансцены, с помощью которого можно самому «смиксовать» небольшой трек для ужасов.
 

Музыка в хоррорах


Музыка в фильмах ужасов оставляет зрителя в напряжении. Это достигается путем минорных аккордов и атональных посторонних звуков. Сейчас очень легко создать «страшную» фактуру на синтезаторе, так как все звуки довольно просто детонировать и подмешать к главному сигналу. Если же говорить о реальных инструментах, то на них часто исполняются приемы вроде тремоло, которые искусственно создают волнение.
 
Саундтрек к фильму «Хэллоуин» (2018) 
 

Инфразвук


Нижняя граница слышимости среднестатистического человека — 20 Гц. Но то, что ниже, — все равно так или иначе воспринимается человеком. Есть даже научные исследования, которые доказывают, что люди, которые часто слышат инфразвук, становятся раздражительными и обеспокоенными. Такой прием применяют саунд-дизайнеры в хоррорах.

Эти звуки можно назвать низкочастотными дронами, однако я специально выделил именно инфразвук, ведь работа над ним часто ведется как над отдельным элементом. Инфразвук нужно применять аккуратно, чтобы вызвать у зрителя беспокойство и подготовить его к тому, что скоро будет нечто страшное, поэтому стоит сосредоточиться на самосохранении.

Инфразвук также используют и в качестве характеристики «зловещих» локаций. Так зритель сразу поймет, что с местом что-то не так. Инфразвук стал своеобразным спасением серии фильмов «Паранормальное явление», так как на картине все пугались в основном из-за звука.
 
Трейлер фильма «Проклятие монахини» (2018)

В других фильмах этот прием также часто применяется. Вот, как саунд дизайнер фильма «Проклятие монахини» Билл Дин описывает звуковой ландшафт одной из локаций:

Билл Дин«Присутствие зла мы обозначили низкими частотами. Как только персонажи попадают в Аббатство, появляется так много низкочастотных звуков, что вы буквально чувствуете, что находитесь в ужасно злом месте».
 

Контраст и паузы


Если все время держать зрителя в напряжении, то он может просто перестать бояться. Чтобы этого не случилось, фильмы ужасов пугают нас, создавая контраст с бытовыми сценами, где нет ничего необычного. Отсюда же появляется и необходимость пауз.

Сопутствующие «злу» звуки очевидно дают знать, что оно поблизости, но для того, чтобы усилить эффект, саунд-дизайнеры часто «уводят» звук перед кульминацией. Это дает зрителю возможность на миг расслабиться, ведь таким образом он перестает испытывать напряжение и думает, что «все кончилось». На этой секунде, когда внимание человека наиболее уязвимо, он и попадается в ловушку скримеров.
 
Сцена из фильма «Астрал» (2010)
 

Фоли


Фильмы ужасов не просто страшные, но и противные. Неприятно смотреть на струящуюся кровь, разорванные кишки или сломанные кости, но еще более неприятно все это слышать. Звукооформители, которые занимаются записью этих звуков, по-настоящему веселятся, ведь на самом деле на сессиях записи таких шумов они мнут сырую курицу, разбивают овощи. Но в фильме визуальная составляющая не демонстрирует  реквизит, поэтому все звуки воспринимаются как аутентичные.
 
Запись звуковых эффектов для фильма ужасов
 

ADR


Работа актеров также очень важна в ужасах. И дело даже не в том, хорошо или плохо они сыграли в сцене, а скорее в работе вне съемочной площадки — на студии. В процессе речевого переозвучания актеры должны «выдать» максимум эмоций, а иногда даже дополнить свою игру.

Для главных злодеев этот процесс ключевой, ведь именно от работы актера будет зависеть возможность саунд-дизайнера манипулировать записями позже. По словам саунд-дизайнера «Оно», Пола Хакнера, Билл Скарсгард, который играл клоуна, на процессе перезаписи в студии полностью вживался в роль, повторяя даже мимику зловещего персонажа:

Саунд-дизайнер фильма «Оно» Пол Хакнер«Звук голоса Пеннивайса начался с актерского исполнения. Билл Скарсгард экспериментировал с модулированием голоса, превращая детское чудо в животный ужас. Он один из самых захватывающих актеров, с которыми я когда-либо работал. Подойдя к микрофону в студии, Скарсгард фактически опустил губу, и его лицо стало похоже на клоуна, которого мы все видели на экране. При записи он исследовал весь частотный диапазон своего голоса, включая тона, которые появляются при технике тувинского горлового пения».

Когда мы смотрим фильмы ужасов, мы не просто наблюдаем за происходящим, но и становимся пассивным участником событий, разворачивающихся на экране. Переживая за героев, мы концентрируемся на каждой детали и каждом звуке, который ожидает нас в следующей сцене.

Однако, если вы хотите сохранить себе немного нервов при просмотре, то не стоит закрывать глаза при подкрадывающемся скримере. Лучше закройте уши.

А теперь бонус: та же страшная сцена из «Астрала», но уже с другим «злодеем». Сравните два ролика и, что называется, почувствуйте разницу. Уверен, из-за звука вы все равно сначала испугаетесь, прежде чем рассмеетесь.
 
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
 

Обложка: кадр из фильма «Хэллоуин» (2018) / Ryan Green / Universal Pictures

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 9968
Обзоры

10 лучших драм в истории кино: от «Гражданина Кейна» до «Трех билбордов»

Разбираемся, что необходимо хорошей драме с помощью очень субъективного(!) списка эталонных картин в этом жанре

  • 20 июля
  • 2355
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 2156
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 2051
Практика

Тритмент: как написать, чтобы его прочли

Разбираемся, что такое тритмент, как его правильно написать и оформить, каких ошибок при создании стоит избегать и как с его помощью продать будущий сценарий

  • 14 июля
  • 1835
Практика

Цвет в кино: особенности восприятия

Как с помощью гармонично выстроенной цветовой схемы кинематографисты привлекают внимание к содержанию сцены, выделяют персонажа, создают напряжение, задают общий тон повествованию? Разбираемся в правильных сочетаниях основных цветов

  • 17 июля
  • 1809
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее