На первом уроке мы разбирали, какая из историй хорошо подходит для анимационного фильма — ведь не из каждой истории имеет смысл делать мультфильм. Мы придумали идею и воплотили ее в виде сценария, то есть описали словами, что мы увидим и услышим в фильме.

Мы попытались представить в воображении, как будет выглядеть наш фильм и, казалось бы, продвинулись вперед. Но общий принцип работы над фильмом такой, что, шагнув вперед, надо оглянуться назад и уточнить направление для следующего шага.

Кадр из мультфильма «Винни-Пух» / Фото: «Союзмультфильм»
Кадр из мультфильма «Винни-Пух» / Фото: «Союзмультфильм»

Иными словами, нужно сразу понимать, что каждый пройденный этап важно редактировать после появления следующего этапа. На этом уроке мы будем разрабатывать героев нашего фильма и после этого внесем правки в предыдущий этап — сценарий.
 

Кто наш герой?


Главное в истории — это действие, поэтому в сценарии главные — глаголы.
 

Но при разработке героя самое важное — это прилагательные.


Какой герой? Какая героиня? Хитрый, как Ходжа Насреддин, трусливый, как Пятачок или добрый, как Леопольд?

Отвечая на вопрос: «какой наш герой?», мы получим список прилагательных. Одни из этих прилагательных будут всегда говорить зрителю о том, какой герой снаружи, а другие — какой он внутри. «Глупый» —  внутри, а «старый» — снаружи.
 

У героя бывает характер, а бывает характеристика.


Как герой выглядит, какого он возраста, пола, какое у него положение в обществе (богатый или бедный, важный или неважный), какую одежду носит и так далее — это все описание характеристики героя.

Разработка же характера персонажа — это попытка заглянуть в его внутренний мир. Как герой устроен не снаружи, а внутри. В любой ситуации или обстоятельствах это будет влиять на героя.

Ленивец из мультфильма «Зверополис» (2016) — яркий и обаятельный персонаж / Фото: Disney
Ленивец из мультфильма «Зверополис» (2016) — яркий и обаятельный персонаж / Фото: Disney

Чтобы проверить свой список прилагательных, относящихся к характеру и характеристике героя, можно поместить героя в разные воображаемые обстоятельства и попробовать понять, как он проявит себя. Например, если случится потоп или выпал крупный выигрыш в лотерею — как на это будет реагировать наш герой? Ответы помогут нам составить список наших прилагательных или проверить их.

Описание героя внутри и снаружи через список прилагательных заканчивается тем, что нам надо сделать на чем-то акцент. Необходимо выбрать одну внешнюю яркую черту героя и одну внутреннюю. Акцент выделяет что-то одно, и поэтому герой у нас получается цельный.

Если попытаемся рассказать сразу обо всем, то получится ни о чем. Поэтому важная задача выбрать что-то одно и выделить это по-настоящему ярко, ведь анимация всегда тяготеет к гротеску, к преувеличению. Если кажется, что ваш персонаж должен быть высоким и это его самая важная внешняя черта, то делайте его неправдоподобно высоким, как Дядя Степа. Это неизбежно создаст множество комичных или трудных для героя ситуаций. Такой яркий герой сам начнет подсказывать вам свои действия или реакции.

Барон Мюнхгаузен как и Капитан Врунгель — герои-рассказчики. Их истории кажутся неправдоподбными и образ героя строится на преувеличении. Кадр из мультфильма «Приключения Мюнхаузена» / Фото: ТО «Экран»
Барон Мюнхгаузен как и Капитан Врунгель — герои-рассказчики. Их истории кажутся неправдоподбными и образ героя строится на преувеличении. Кадр из мультфильма «Приключения Мюнхаузена» / Фото: ТО «Экран»
 

Арка героя


Характер героя, его внутренний мир — это то поле, в котором что-то должно измениться от начала истории к концу. Любая история — это приключения героя, после которых у него должны произойти какие-то внутренние перемены. Это называется арка героя. Например, у героя изменилась система ценностей. Он думал, что главное в жизни — это деньги, а после приключений понял, что намного важнее любовь. Или герой боялся чего-то, а после приключений перестал этого бояться.
 

Характер героя всегда рассказывает нам в первую очередь о страхах героя и о его мечтаниях.


Изменение во внутреннем мире героя — это показатель важности персонажа. У персонажей в истории бывает разный статус. Бывают главные и второстепенные персонажи. А бывают даже третьестепенные. И, как в кино, в мультфильмах бывает массовка.

Только кажется, что Малыш и Карлсон два разных героя. Карлсон — часть внутреннего мира Малыша, воплощенная во внешнем персонаже / Фото: Союзмульфильм
Только кажется, что Малыш и Карлсон два разных героя. Карлсон — часть внутреннего мира Малыша, воплощенная во внешнем персонаже / Фото: Союзмульфильм
 

Главный герой и второстепенные персонажи


Главный герой — тот, с которым происходят главные изменения, его арка самая важная. В каком-то смысле автор пытается рассказать даже не о герое, а именно о его арке.
 

Самое важное внутреннее изменение в герое всегда будет главной темой фильма, темой разговора между автором и зрителем.


Второстепенные персонажи — это близкие героя, его ближний круг, они не менее важны, чем главный герой, потому что «короля играет свита». Именно через взаимодействие со своим окружением главный герой проявляет себя, и мы узнаем, какой он. Второстепенные персонажи являются важными отражениями главного героя, и нередко «арка героя» у второстепенных персонажей происходит тоже.

Дальше идут третьестепенные персонажи, они — спутники второстепенных персонажей. У них даже бывают реплики, но их роль эпизодическая, не более того.

Еще один пример, когда второстепенный персонаж не уступает в обаянии главным героям. Кадр из мультфильма «Ледниковый период 4: Континентальный дрейф» (2012) / Фото: 20th Century Fox
Еще один пример, когда второстепенный персонаж не уступает в обаянии главным героям. Кадр из мультфильма «Ледниковый период 4: Континентальный дрейф» (2012) / Фото: 20th Century Fox

А бывают еще прохожие на улице или слушатели в Консерватории — это уже массовка. Мы никогда в жизни не узнаем об их арке героя, они лишь показывают, что мы попали в людное место.
 

Герой и зритель


Главный герой должен быть ярким и обязательно обаятельным. Зритель должен влюбиться в него, почувствовать с ним эмоциональную близость. Тогда аудитория будет сопереживать герою и вашей истории, задаваться теми же вопросами, что встают перед героем, принимать те же непростые решения. Именно через главного героя зритель становится частью вашего фильма.

В анимации герой может быть по-настоящему необычным (живой башмак, говорящее животное или дух), но он всегда будет человечен, потому что именно человек находится с другой стороны экрана и кино — это разговор человечка с человеком.

Чтобы стать ближе зрителю, проявите человечность героя через внутреннее противоречие героя. В сложном персонаже всегда борются между собой две крайности. Если наш герой огромный (яркая характеристика), то для возникновения противоречия, для создания напряжения пусть самой большой мечтой этого героя будет летать. Получится словосочетание «легкий слон». Это — противоречие, оксюморон.
 

Основной принцип драматургии — сочетание несочетаемого.


И тяжесть слона — это его слабость, а любая слабость делает героя ближе зрителю, потому что очеловечивает героя. Если вы сможете заложить в герое противоречие, он перестанет быть плоским, станет человечным и жизненным, станет близким для зрителя.

Слон Прабу — герой совмещающий в себе внешнюю тяжесть с легким характером. Кадр из мультфильма «Летающие звери» / Фото: студия анимации «Да»
Слон Прабу — герой совмещающий в себе внешнюю тяжесть с легким характером. Кадр из мультфильма «Летающие звери» / Фото: студия анимации «Да»
 

Антагонист


Другой способ показать внутреннее противоречие главного героя — использовать антагониста. Антагонист — это обратное отражение героя, то есть его противоположность.
 

Про главного героя можно рассказывать «от противного», то есть показать все то, чем герой не является, с чем он борется, чего боится, что отвергает.


Для этого удобно использовать тень героя, воплотить часть внутреннего мира героя во внешнего и самого важного персонажа.

Общепринятая точка зрения, что антагонист является врагом главного героя, не всегда верна. Нередко бывает так, что антагонист является самым близким другом героя. Антагонист так важен для главного героя, что является неотъемлемой его частью. В таком случае можно смело сказать, что главный герой представляет собой двух героев, неразрывно связанных между собой. Например, Малыш и Карлсон — это лишь на первый взгляд два разных героя. В действительности это один и тот же герой, соединенный из двух противоположных героев вместе, как доктор Джекил и мистер Хайд.

В фильме «Петя Волк» образ героя так построен на соединении с его противоположностью. Волк делает все то, что Петя боится / Фото: студия анимации «Да»
В фильме «Петя Волк» образ героя так построен на соединении с его противоположностью. Волк делает все то, что Петя боится / Фото: студия анимации «Да»

Второстепенные герои нередко представляют собой по характеру ансамбль масок — ворчун, тихоня, плут, весельчак и др.
 

Смысл маски именно в акцентировании одной из черт характера, поэтому маски интересны тем, что они яркие и упрощенные.


Герой фильма — это не настоящий человек, не автор и не зритель, потому что любой человек намного сложнее, чем даже самый сложный персонаж.

Создавая героя, мы идем по пути упрощения человека до героя, и маска является наибольшим таким упрощением. Маска застыла, она построена на повторяемости, и это задает игру, дает возможность зрителю предугадывать проявление маски, тем самым провоцируя автора на нарушение повторения, создание исключения, которое будет неожиданным для зрителя. Несмотря на свою упрощенность, маска обаятельна и всегда снимает излишний пафос истории, демонстрируя условность происходящего.


Яркие детали


Создание образа героя — это соединение вместе разных его сторон, внешнего и внутреннего мира. Отдельным образом героя может служить какая-то деталь, какой-то предмет, важный для героя, выражающий его. Это может быть трость, головной убор, очки и т.д. Деталь может быть крайне выразительной, с ней связан ритуал или игра, она выручает героя или является его тайной. Такая деталь обычно крайне ценна для героя, он вряд ли ее где-то забудет.

Тигруля в диснеевском фильме — классическая маска, персонаж, который не может усидеть на месте. Кадр из мультфильма «Новые приключения Винни-Пуха» / Фото: Disney
Тигруля в диснеевском фильме — классическая маска, персонаж, который не может усидеть на месте. Кадр из мультфильма «Новые приключения Винни-Пуха» / Фото: Disney   

Другим инструментом создания образа героя будет его характерный жест. Задумчиво почесать затылок, махнуть на все рукой, недоверчиво прищуриться — любой из этих жестов при повторении задает игру со зрителем, открывает возможности для юмора. Повторяющийся жест героя будет работать на цельность героя.
Третьим инструментом в создании образа героя может быть коронная фраза. Бывает так, что герой любит то и дело повторять какую-то фразу и это, как и жест, работает на образ героя. Важная деталь (предмет), повторяющийся жест героя и коронная фраза могут сочетаться все вместе — например, герой снимает кепку (деталь), почесывает затылок (жест) и говорит «ну и ну» (фраза).

Кадр из мультфильма «Ляпсус» (2007) / Фото: JPZtudio
Кадр из мультфильма «Ляпсус» (2007) / Фото: JPZtudio

Теперь, узнав новое о главном герое и сделав его разработку, вернитесь к сценарию и внесите в него правки, отражающие новые задачи. Опишите как можно ярче в истории слабые и сильные стороны героя, дайте ему возможность проявить свой внутренний мир. Можно подробно и интересно разработать героя, но в этом не будет никакого смысла, если это не найдет отражения в сценарии.

Итак, что мы узнали на этом уроке:
 
  1. Разрабатывая фильм, мы не боимся возвращаться на предыдущий этап и вносить в него изменения.
  2. При разработке героя нам нужно исследовать его внешний и внутренний мир. Внешний мир героя — это его характеристика. Внутренний мир героя — его характер.
  3. Про героя будут прекрасно рассказывать прилагательные, поэтому можно смело составлять их список, отвечая на вопрос «какой герой?» Проверить прилагательные можно, поместив героя в разные обстоятельства и посмотрев, как он будет себя вести.
  4. Арка героя — изменение во внутреннем мире героя от начала истории к концу — задает тему фильма. Арка бывает и у второстепенных персонажей.
  5. Герой должен быть яркий и обаятельный, чтобы зритель влюбился в него и сопереживал ему. Но чтобы герой стал человечнее, надо заложить в него внутреннее противоречие.
  6. Герой может состоять из двух героев, как если бы часть внутреннего мира главного героя воплотили во внешнем персонаже. Антагонист героя не обязательно является его врагом. Через такого важного внешнего персонажа удобно показывать конфликт главного героя с самим собой.
  7. Чтобы герой мог проявлять себя и свой внутренний мир (характер), вокруг него в истории находятся второстепенные герои. Они могут представлять собой ансамбль масок. Любая маска — это упрощение.
  8. Образ героя удобно создавать с помощью точно найденной детали, через повторяющийся жест и «коронную фразу».
 
 
Миша Сафронов

Сценарист и режиссер анимационного кино. В индустрии анимации с 2004 года, работал сценаристом, аниматором, художником, аниматикером, режиссером (студии «Мульт.ру», «Мельница», «Смешарики»). В 2008 году вместе с друзьями основал студию «Да» по созданию анимационных сериалов и авторских фильмов.
 
 
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 

Обложка: кадр из мультфильма «Ледниковый период 2: Глобальное потепление» (2006) / 20th Century Fox

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Тест

Тест: знаете ли вы советское и российское телевидение?

В начале октября 1931 года на территории СССР начинаются регулярные передачи «движущихся изображений» (телевидения). Во что это вылилось, мы прекрасно знаем. Но насколько хорошо вы знаете историю отечественного ТВ?

2 октября 9708
Практика

Трансформация костюмов персонажей Disney: от анимации — к кино

Полнометражные диснеевские анимационные сказки решили переснять с настоящими актерами и перед художниками по костюмам встала задача: оставить культовые образы узнаваемыми, но сделать их интереснее для современного зрителя. Как им это удается — разбирается Ирина Жигмунд

13 октября 2520
Практика

Драконы, армия мертвых, битвы: как создавались визуальные эффекты седьмого сезона «Игры престолов»

С каждым сезоном «Игра престолов» наращивала количество VFX-шотов и к седьмому — их стало уже 2106. Разбираемся, как создателям сериала удалось совместить реальность и графику незаметно для зрителя

4 октября 2444
Слова

«Сериал “ТРИАДА” можно назвать вторым сезоном “Измен”, но в другом жанре»

Сценарист, креативный продюсер сериала «ТРИАДА» (ТНТ) Дарья Грацевич рассказала нам о том, кто несет ответственность за конечный результат в производстве сериалов, что такое «женское гетто» в российском юморе и как ее сценарии заманивают лучших российских актрис на проекты

3 октября 2185
Практика

Как это снято: «Калина красная»

На экраны вышла отреставрированная версия последней картины Василия Шукшина, а мы обращаемся к истории ее «самодеятельных» съемок, разбираемся в роковой драматургии и китчевом изобразительном решении, а также отвечаем, за что ленту называл своей любимой сам Райнер Вернер Фассбиндер

5 октября 1547
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее