Слова

«Комнаты матери»: как снять полный метр за миллион рублей?  

Стоит ли рассчитывать на ресурсы Высших курсов ВГИКа и как найти «своего» сценариста: режиссеры-соавторы Александр Белов и Иван Бондарев о съемках сюрреалистической драмы в традициях Дэвида Линча и Стенли Кубрика на средства краудфандинга


— На странице «Комнат матери» на Planeta.ru вы рассказываете о ваших успешных короткометражных проектах. Как вообще вы стали соавторами?

Александр БеловАлександр Белов: Мы с Ваней (сорежиссер «Комнат матери» Иван Бондарев, — прим. tvkinoradio.ru) большие друзья еще со школьных времен. Мы всегда интересовались кино и стали снимать вместе еще до того, как я пошел учиться на Высшие курсы кино и телевидения ВГИК.

Наши совместные ВГИКовские работы участвовали в различных фестивалях, входили в шорт-листы и получали награды. «Я не могу спать» «засветился» на 38 фестивале ВГИКа (где получил диплом за лаконичность и выразительность), а «Счастливый билет в Палау» взял в Петербурге награду за лучший фильм в жанре триллера. Мы были на фестивалях в Екатеринбурге, Надыме, Сочи и Киеве.

Режиссеры-соавторы Александр Белов и Иван Бондарев / Фото: Евгений Пахоль
Режиссеры-соавторы Александр Белов и Иван Бондарев / Фото: Евгений Пахоль

— Как преподаватели высших курсов ВГИКа отнеслись к тому, что Иван там не обучался?

Александр Белов: Ни у кого из преподавателей не возникал вопрос, почему обе наши фамилии стоят в титрах. Во ВГИКе многие режиссеры снимают как соавторы.

— Каким образом вы пришли к идее снять фильм в стиле Дэвида Линча и Стенли Кубрика? Почему у вас такие референсы?

сорежиссер «Комнат матери» Иван БондаревИван Бондарев: Мы, как режиссеры, любим и Линча, и Кубрика. Наш последний фильм «Я не могу спать» сделан в «линчевском» духе, со слегка сюрреалистической атмосферой, которую сложно подделать.

Александр Белов: Дэвид Линч создает атмосферу музыкой и диалогами, время в его фильмах тягучее, «жидкое», поэтому для нас он всегда был одним из ориентиров. Мы постоянно возвращаемся к этому режиссеру и пересматриваем его фильмы по нескольку раз. Поэтому фильм неслучайно наполнен «духом» Линча.

С другой стороны, фильм «С широко закрытыми глазами» Кубрика интересен тем, что весь сюжет рассказан с точки зрения внутреннего мира персонажа, как будто автор там совсем отсутствует. Такой подход нам тоже близок. 

Кадр из фильма «Комнаты матери» / Фото:  предоставлено Иваном Бондаревым
Кадр из фильма «Комнаты матери» / Фото:  предоставлено Иваном Бондаревым

Идея для «Комнат матери» пришла, как обычно, в процессе нашего общения друг с другом. Когда «Счастливый билет в Палау» прошел на Unknown Film Festival в Екатеринбург, мы поехали туда с Ваней вместе на машине. В поездке и родился замысел для фильма. Потом мы еще два месяца обсуждали сюжет, и приступили к написанию сценария.

— На «Комнатах матери» вы прибегали к помощи сценариста?

Александр Белов: Обычно мы пишем сценарий сами, но у нас есть знакомые сценаристы, которые потом его смотрят. «Комнаты матери» в чем-то очень личный фильм, и постороннему сценаристу будет тяжело работать с этим материалом. Поэтому сценаристы наш лишь консультируют, но не пытаются изменить что-либо в нашем замысле.

Иван Бондарев: Может быть, мы еще просто не встретили сценариста, подходящего нам по духу.

Режиссер Иван Бондарев / Фото: Евгений Пахоль
Режиссер Иван Бондарев / Фото: Евгений Пахоль

— Чем еще, помимо «линчевской» атмосферы, вы вдохновляетесь?

Александр Белов: Пространство, как и звук, субъективны. Мы выстраиваем их, исходя из взгляда на мир главного героя: именно героя, а не автора. В литературе 19 века автор, например, в «Войне и мире», автор — «бог всевидящий», и он все знает про героев, что у них было в прошлом и настоящем, он соучастник тончайших движений их душ. Подобные произведения часто идут как бы «по рельсам»: из точки «а» в точку «б». В литературе 20 века не так: например, у Беккета автор наравне с персонажем, поэтому он сам «не знает» всего о своем герое; такие произведения часто обрывочны и непонятны, в них нарушена структура.

Режиссер Александр Белов / Фото: Евгений Пахоль
Режиссер Александр Белов / Фото: Евгений Пахоль

Роб-Грийе писал: «Если вы будете пытаться понять мои фильмы с точки зрения логичности сюжета, вы их не поймете, если же вы попробуете осознать их с помощью ощущений, это будет самое простое, что вы когда-либо видели на экране». Конечно, мы не хотим сделать из «Комнат матери» «В прошлом году в Мариенбаде» (тем более, что такой фильм уже есть). У нас есть четкая структура сценария, но мы все же хотим выйти за рамки «всесильного автора».

— Как вы планируете воплощать на экране сновидения главного героя? Мультипликация, эффекты?

Александр Белов: Нет, это будут живые съемки. Вопрос в том, что сон — это очень деструктурированная вещь. Нам никогда не снится, что мы сидим и, например, пьем чай. Нам снится деталь, обрывок, изображение скачет, перемешивается. В снах мы видим изображение самого себя, изломанное восприятие реальности, самых важных моментов, волнующих человека.

Мы уже отсняли первый сон, и это были тяжелые съемки. Сейчас серьезно задумались над монтажом этих сцен, потому что показать сон как реальность, как движение из точки «а» в точку «б» — это, согласитесь, неинтересно. Сны порой приносят дискомфорт, как смотрящему их, так и зрителю, наверное.

Кадр из фильма «Комнаты матери» / Фото:  предоставлено Иваном Бондаревым
Кадр из фильма «Комнаты матери» / Фото:  предоставлено Иваном Бондаревым

Сон — это полный хаос, и уловить движение сознания очень интересно. Например, не просто показать, что герою подали вместо яблочного пирога пирог с червями, а поработать над формой сновидения, над его фактурой.

— В сюрреалистических фильмах звук играет важную роль. Расскажите про звуковые решения в «Комнатах матери».

Иван Бондарев: Звук в «Комнатах матери» субъективен, и он отражает восприятие мира главным героем. Звуки и движения — этому мы уделяем большую роль.

В некоторых местах фильма музыка будет «не совсем» музыкой; здесь скорее применим термин «звуковой дизайн». Например, в некоторых сценах будут звучать отдаленные звуки фортепиано. Музыка у нас будет сливаться с реальностью, за счет субъективности нарратива.

Режиссер Иван Бондарев / Фото: Евгений Пахоль
Режиссер Иван Бондарев / Фото: Евгений Пахоль

Что касается непосредственно музыки, с нами работает талантливый композитор Никита Крохин, который часто выступает в России и Европе; он написал две заглавные песни для фильма. Вообще, мы бы хотели поэкспериментировать, смешав электронную музыку с реальными инструментами. Кажется, такой подход не так часто используется в современном кинематографе.

— Кого из команды вам было сложнее всего «заполучить»? О ком вам хотелось бы рассказать?

Александр Белов: «Звезда» последних 6 месяцев продакшна — наша художница-постановщица Софья Тютюнник. Она работала на фильме «Точка бифуркации», который победил на 38-м фестивале ВГИКа. В «Точке бифуркации» Софья проделала гигантскую, интереснейшую работу. Нам удалось заинтересовать ее сценарием фильма, дальше мы поехали выбирать с ней реквизит, и «закрутилось». У Софьи есть свои идеи на все, например, для оформления стен она нам сделала специальные фрески, в духе русской церковной традиции.

Режиссер Александр Белов / Фото: Евгений Пахоль
Режиссер Александр Белов / Фото: Евгений Пахоль

Еще в нашем проекте прекрасная продюсер Катя Ушакова, а также бессменный оператор-постановщик Максим Самсонов, с которым мы работаем на протяжении трех лет, со времен нашего первого фильма. Сейчас Максим на 4-м курсе ВГИКа, и за прошедшие годы он сильно вырос как оператор. С Максимом мы рисуем раскадровки, спорим и обсуждаем нюансы фильм, он наш очень большой друг. Вообще, у нас клевая команда.

— Общий бюджет «Комнат матери», который вы заявляете — порядка миллиона рублей при 30 сменах. Как вам удается уложиться в настолько «детские» бюджетные рамки?

Иван Бондарев: Многие работают бесплатно, просто чтобы сделать хорошее кино. Операторская команда, художник-постановщик, продюсеры — большая часть команды у нас «идейные». Конечно, некоторым необходимо платить, но если бы мы платили всем, вышло бы не 30 тысяч за смену, а ближе к 150, наверное.

Оператор Максим Самсонов на съемках фильма «Комнаты матери» / Фото: Екатерина Ушакова
Оператор Максим Самсонов на съемках фильма «Комнаты матери» / Фото: Екатерина Ушакова

Александр Белов: Есть люди, у которых отсутствует творческий интерес, которым нужно платить. В основном, это технические специальности. Но, например, Ваня (сорежиссер «Комнат матери» Иван Бондарев, — прим. tvkinoradio.ru) по первой специальности звукорежиссер, поэтому эту статью расходов мы сразу закрываем. Монтажом фильма мы тоже будем заниматься самостоятельно, при поддержке специалистов.

— Удалось ли вам получить поддержку от ВГИКа для вашего фильма?

Александр Белов: К сожалению, в отличие от «основного» ВГИКа, на Высших курсах ВГИКа студентам не выделяются деньги на курсовые и дипломные работы, и приходится все делать самим. Я отсылал сценарий и экспликацию фильма во «ВГИК-дебют», но там никто не заинтересовался. Единственная помощь, которую нам удалось получить — это павильон на 8 дней, который достался нам просто чудом.

 
 
Александр Белов и Иван Бондарев — друзья и единомышленники. За два года сняли семь короткометражных работ, отмеченных такими фестивалями как Moscow Shorts, Unknown Film Festival, Sochi film festival, Saint-Petersburg international film festival. Александр — выпускник высших курсов ВГИКа. В данный момент работают над полнометражным фильмом «Комнаты матери», средства на который собирают с помощью краудфандинга.
 
 
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 

Обложка: создание павильона для съемок фильма «Комнаты матери» / Фото: Александр Белов
 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Девчата»

Рассказываем, как снимался один из самых популярных советских фильмов, не теряющий своего шарма до сих пор. Комедия Юрия Чулюкина «Девчата» могла стать одной из многих производственных мелодрам в стиле соцреализма, но превратилась в нечто большее

11 ноября 39648
Практика

Как это снято: «Сонная Лощина»

«Сонной Лощине» Тима Бертона 20 лет. Приглашаем отправиться в это заколдованное место и разобраться, как там все устроено, включая сказочный канон, «естественный экспрессионизм», оммажи и другие чудеса

16 ноября 5069
Обзоры

Истории с продолжением: 10 сиквелов, ждать которых нам пришлось много лет

На экраны вышел «Доктор Сон» — продолжение знаменитого «Сияния». Может ли новая история быть лучше оригинала, особенно когда фильмы разделяют годы? Вспоминаем 10 сиквелов последних лет, ждать которых зрителям пришлось очень долго

9 ноября 2130
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее