Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Тима Бертона

К выходу «Больших глаз» выясняем, чем вдохновляется король современной экранной готики

  • 8 января 2015
  • 2502
Павел Орлов

Тим Бёртон
Тим Бёртон — американский кинорежиссёр, продюсер, мультипликатор и писатель


01. «Дом Ашеров», «Колодец и маятник», «Истории ужасов», «Ворон», «Маска Красной смерти» (Роджер Корман, 1960-1964)

Дом Ашеров

Почему-то именно картины с Винсентом Прайсом оказались мне особенно близки. Я вырос в пригороде, в атмосфере, которая воспринималась как приятная и нормальная (но я-то ее ощущал совсем иначе!), и эти фильмы давали выход чувствам определенного рода: я соотносил их с тем местом, в котором рос. Наверно, поэтому такой отклик во мне нашли произведения Эдгара Аллана По… Винсент Прайс был человеком, с которым я мог себя отождествлять. Чем ты младше, тем большими кажутся окружающие тебя предметы. Ты создаешь собственную мифологию, отыскиваешь психологически близкие тебе явления. Эти фильмы, сама их поэтика... Этот невероятный персонаж, претерпевающий многочисленные страдания, по большей части выдуманные, созвучен мне, как кому-то другому Гэри Купер или Джон Уэйн.
 
 

02. «Годзилла» (Исиро Хонда, 1954)


Годзилла
 
Какое-то время мне хотелось быть актером, играющим Годзиллу. Мне нравились эти фильмы и сама мысль, что можно излить свой гнев в таком грандиозном масштабе. Сам я был тихим и уж никак не отличался экспансивностью, так что эти фильмы служили для меня своего рода разрядкой.
 
 

03. «Как Гринч украл Рождество!» (Чак Джонс, Бен Уошем; 1966)


Как Гринч украл рождество
 
Подобные бесхитростные рождественские вещички, которые показывали в канун Нового года, поражают воображение в раннем детстве и остаются с тобой на всю жизнь. Я вырос на этих фильмах, они вошли в мою плоть и кровь.
 
 

04. «Планета обезьян» (Франклин Шеффнер, 1968)


Планета обезьян
 
«Планету обезьян» я видел в детстве, и она сильно на меня повлияла, я смотрел чуть ли не все ее продолжения. Можно сказать, я был фанатом этой картины и с радостью взялся делать ее новую версию еще и потому, что это не должен был быть римейк – для такого фильма он совершенно невозможен.
 
 

05. «Дракула 1972» (Алан Гибсон, 1972)


Дракула
 
Этот фильм был одной из причин, почему я хотел переехать в Лондон: в нем есть странная смесь ужастиков студии «Хаммер» и атмосферы свингующего Лондона… Я давно знаком с Кристофером Ли (исполнителем роли Дракулы – прим. tvkinoradio.ru), и, пожалуй, он бы не назвал этот фильм любимым в своей карьере. Студия «Хаммер» в те времена уже находилась в упадке и, полагаю, они решили сделать что-то «модное». Это оказалось ошибкой. Но знаете, мне иногда нравятся ошибки.
 
 

06. «Плетеный человек» (Робин Харди, 1973)


плетеный человек
 
Это очень своеобразный мюзикл. В отличие от предыдущего фильма, этот Кристофер Ли точно считает своим лучшим. Хотя картина не имела особого успеха в свое время, сегодня она кажется мне потрясающей и завораживающей. Она похожа на странный сон. Бывают такие фильмы, которые воспринимаются как сны. И, кроме того «Плетеный человек» навевает мне воспоминания о моем детстве в Бербанке. На первый взгляд все кажется в порядке, но в действительности это совсем не так.
 
 

07. «Золотое путешествие Синдбада» (Гордон Хесслер, 1973)


Золотое путешествие Синдбада
 
Рэй Харрихаузен – еще один источник вдонховения для меня. Он вручную делал все спецэффекты, что было невероятно сложно в его времена. Во всех его персонажах – даже в тех, что не предполагают наличия характера – чувствуется работа художника. Ты буквально ощущаешь его руку, что бывает редко в любом кино. Порой «игра» созданных им персонажей кажется лучше игры живых актеров. Такой подход и выявил для меня то, за что я люблю кино – фантастику, за которой стоит ручная работа. Скажем, Франкенштейн или Пиноккио – это неживые существа, оживающие усилиями человека. Поэтому я до сих пор люблю работать с кукольной анимацией.
 
 

08. «Чудовища Франкенштейна: Санда против Гайры» («Война Гаргантий») (Исиро Хонда, 1966)


Чудовища франкенштейна
 
Один из самых любимых моих фильмов. Он же – любимый фильм моей маленькой дочери. Я вырос на японской научной фантастике… В этих картинах есть какая-то особая красота. Мне нравится, что японские монстры всегда наделены чем-то человеческим, в них есть своеобразная одухотворенность и эмоциональность. Не знаю, может быть мне так кажется из-за того, что остальные актеры обычно просто ужасны.
 

09. «Человек Омега» (Борис Сагал, 1971)


человек омега
 
В этом фильме много хороших вещей. Мне, например, нравится, как сыграны вампиры. Они выглядят действительно круто – черные мантии, темные очки. Не то, что Чарлтон Хестон. Между прочим, одно время я был буквально помешан на Хестоне. Он величайший плохой актер в истории.
 
 

10. «Жилец» (Роман Полански, 1976)


Жилец
 
Мне по душе кино, о котором я могу создать свое собственное представление. По правде говоря, есть картины, которые, наверное, вовсе не о том, о чем они по моему мнению. Просто мне нравится выдумывать. Люди все разные, поэтому и воспринимают они все по-разному. Так отчего бы не иметь свое собственное мнение, не находить иные уровни восприятия, если вы хотите их отыскать, в зависимости от того, насколько глубоко вы исследуете предмет. Вот почему я люблю такие фильмы Романа Поланского, как «Жилец». Я испытывал похожие ощущения, пережил это и знаю, о чем здесь идет речь.
 
Источники: «Тим Бертон: Интервью. Беседы с Марком Солсбери», Rotten Tomatoes


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Иди и не смотри: что не так с нашим кино о войне

К 9 мая мы пошли на жестокий эксперимент — посмотрели все те игровые фильмы, что отечественный кинематограф снимал о Великой Отечественной войне в последние годы. Теперь делимся мнением, почему почти все это плохо

  • 9 мая
  • 13392
Практика

Как стать продюсером?

Кто такой продюсер, что он должен делать и за что отвечать — если вы не знаете ответов на эти вопросы, наша статья поможет составить общее представление

  • 5 мая
  • 2613
Обзоры

Лучшие библиотеки сэмплов для киномузыки

Если у вас есть миди-клавиатура и небольшой набор оборудования, то вы уже можете писать музыку. Но чтобы она звучала убедительно, важно также использовать хорошие библиотеки сэмплов

  • 7 мая
  • 1973
Практика

Чем занимается режиссер

Почему чем меньше видно режиссера, тем лучше? Зачем постановщику лезть во все этапы кинопроизводства? Что такое творческий замысел и сколько нужно потратить времени и сил для его воплощения? И зачем тут сравнение с дирижером оркестра?

  • 14 мая
  • 1667
Обзоры

15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля: Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любоптных и многообещающих новинок мирового авторского кино

  • 13 мая
  • 1616
Слова

«Я приехал в Бангладеш сделать не просто хорошее кино, а что-то на пределе возможностей»: оператор Азиз Жамбакиев об однокадровом фильме «День субботний»

В числе самых ярких картин прошедшего ММКФ — бангладешская драма «День субботний», снятая в сложнейшем формате однокадрового кино. Оператор Азиз Жамбакиев поделился с нами подробностями создания картины: особенности ритма и света, выбор оптики, специфика «восточного стиля» подготовки, а также форс-мажоры

  • 6 мая
  • 1528
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее