Практика

Как обеспечить эффективную работу департаментов на съемках. 10 правил

Светлана Мельчикова рассказывает с точки зрения художника по гриму, какие проблемы сегодня существуют в кинопроизводстве и каких ошибок нужно избегать, чтобы не было мучительно больно за потраченные деньги и время


В кино считается, что сценарий всему голова, и это соответствует действительности. Но мы, цеха художников, приступаем к работе производства фильма или сериала уже тогда, когда сценарий готов. И знакомство с ним художественного цеха происходит уже в период подготовки к съемкам.

Подготовка к съемкам, по сути, является самой главной частью производства. Но, к сожалению, на нее сегодня обращают мало внимания, не понимая смысл этого периода, его значения для съемок. А ведь это все равно, что строить дом, не беря в учет стоимость материалов, затраты на рабочую силу, геологическое место застройки и дизайн, а набрать разных досок и бревен, сколотить ржавыми гвоздями, заклеить броскими обоями, привести жильцов и сказать, что это дизайнерское строение. Так и в кино — очень важен период, когда все будет просчитано до мельчайших деталей.

Вот десять заповедей подготовки к съемкам.
 

1 Выбрать глав департаментов


При подборе команды — глав департаментов — должны учитываться сразу все качества: стаж работы главой департамента, стиль работы, фильмография… Если говорить о цехах художников, то  если человек работал на проектах, связанных с современностью, он не может сразу браться за исторический проект, ему надо сначала отработать два кинопроекта ассистентом в исторических фильмах.

Фото: Сampaign Сreators
Фото: Сampaign Сreators

Набирая художников на съемки фильма, всегда нужно учитывать, что на данном проекте произойдет соединение их стилей. Поэтому необходимо постараться, чтобы режиссер, оператор, художник постановщик, художник по костюмам, художник по гриму взаимодействовали на проекте как пальцы одной руки.

От этого зависит, получится в итоге хорошее кино или нет.

Неправильный подбор глав департаментов может привести к ситуации, описанной в басне Крылова про лебедя, рака и щуку. В итоге съемки фильма или сериала будут «запороты» уже на стадии подготовки. Знание стиля художника, а также уверенность в его профессионализме и мастерстве — это уже 30% удачи картины.
 

2Объяснить задачу


На съемках самый главный — режиссер. Именно от него зависит, придет зритель на картину или нет.

Фото: Kal Visuals
Фото: Kal Visuals

Режиссер должен объяснить свое видение главам департаментов еще на стадии подготовки: рассказать о стиле картины, ее смысле, идее, взаимодействии сюжетных линий.

Обязанность оператора — рассказать об операторских решениях и цветах картины, которые хочет видеть режиссер. Чтобы все департаменты — художники-постановщики, художники по костюмам, художники по гриму, глава реквизита, монтажер, звукооператор, кастинг-директор, второй режиссер и продюсеры — понимали задачу режиссера и оператора. Тогда им легче будет предпринять нужные шаги для решения этих задач.

Продюсер же должен помочь цехам осуществить все необходимое при подготовке к съемкам.

Необходимо донести идею до каждого цеха. Если фильм исторический — то необходима четкая детальность. Если комикс — можно включить фантазию. Если фильм ужасов, то здесь доминирует грим и костюм. Если комедия, то нужна атмосфера ситуации действия и запоминание образов зрителем.
 

3 Поручить найм ассистентов руководителям департаментов


Очень важная для подготовки деталь — найм ассистентов и рядовых сотрудников в цеха. Делать это руководители департаментов должны самостоятельно, ведь набирая команду они знают, что работники умеют делать и могут вместе с ними нести ответственность за выполняемую работу.

Фото: STEMShare NSW
Фото: STEMShare NSW

Сегодня, к сожалению, продюсеры часто увольняют и принимают работников по своему усмотрению в любое время. И просто ставят перед фактом глав департаментов, нарушая весь процесс съемок. 

Вся команда должна набираться полностью в подготовку, и на съемках людей не меняют — это не игра, а работа. А продюсеры должны знать все о художниках, чтобы понимать заранее, что получится на стадии финала фильма. Какая команда — такой и фильм.
 

4Пригласить команду на пробы


Часто, приходя на проект, художники видят фото актеров, которые уже утверждены. Это неправильно. Пробы нужны не только для выбора актеров.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Они необходимы для гримеров, костюмеров, режиссеров и операторов. Чтобы команда познакомилась, поискала образы в костюмах и гриме. Чтобы актеры попробовали пластику движений в костюме (сейчас 100% актеров не умеют ходить в исторических костюмах), обговорили с гримерами и костюмерами, на что у них аллергия, например. Ведь сейчас много людей живет с таким диагнозом, и это нужно учесть в подготовке, а не переживать во время съемок, когда человеку стало плохо.
 

5Провести читку материала


Необходимо заранее проводить читки с утвержденными актерами, чтобы они понимали речь своего персонажа, историю его жизни, мимику и движения и, конечно, текст своей роли. Сегодня актеры не понимают, что они играют, как их персонаж выглядит в фильме или в сериале. Они просто в зеркале видят себя. 

Фото: Kal Visuals
Фото: Kal Visuals

В советское время актеры очень серьезно подходили к работе над персонажами, советовались с гримерами, костюмерами, режиссерами, операторами. Знали тексты ролей и историю персонажа еще в подготовке, а не учили их на съемочной площадке, как сейчас это часто бывает. Ведь в театре актеры не учат текст, движение, мимику на сцене, а готовятся на репетициях. Читку с актерами в кино нужно вернуть, и из этого вытекает шестое правило.
 

6Нанять редакторов-филологов


Нужно вернуть в кино редакторов с филологическим образованием. Не править тексты во время съемок, нарушая тем самым цепь сюжета, а брать с периода подготовки, чтобы править тексты сценария с режиссером.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Раньше на студиях были редакторы, которые на стадии сценария исправляли слова, выражения. Сейчас их просто нет. И на съемках, порой, бывает стыдно слушать безграмотную русскую речь актеров. А уж об иностранном и говорить не приходится. А ведь правильное произношение — это важный момент в построении образа.
 

7Правильно запланировать и оптимизировать смету


После выбора места съемок режиссер и продюсер должны показать всей группе не только фото, но и видео объектов съемок — новые технологии могут это обеспечить. В этот же момент представители цехов должны уточнить у продюсера, режиссера и оператора все нужное и важное для съемок в фильме. Сегодня, к сожалению, часто происходит так, что половина декораций остаются невостребованными или 80% техники на съемках не используются, а это деньги на ветер. 

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

И получается, что одним цехам выделяют деньги, но они тратятся непонятно на что. Но при этом, когда составляешь смету на грим, не включая ничего лишнего, но стараясь закупить самые качественные материалы, получаешь ответ: «нужно поэкономнее». Но ведь хороший качественный грим и пастиж — это 30 % успеха актеров в образах их персонажей в фильме, качество и быстрота на съемочной площадке.

Вот почему важно правильно планировать весь съемочный процесс на подготовке, предусматривать все нюансы съемок, и чтобы это знали все департаменты при планировании сметы фильма.

8Обсудить трюки заранее


Все трюки должны быть показаны на видео для всех художников и вторых режиссеров. Чтобы вся группа знала, сколько будет дублей и сколько времени займет подготовка и трюк с переодеваниями и перезарядкой.

Фото: Alex Radelich
Фото: Alex Radelich

Многие вторые режиссеры не понимают, что трюки с игровыми сценами ставить в один день не имеет смысла. Сцены будут провалены, а трюк сделают в спешке и на экране он будет не виден. Поэтому в подготовке должны быть обозначены все трюковые дни. Чтобы цеха смогли к ним подготовиться.
 

9Предоставить необходимый транспорт


Вторые режиссеры в подготовительный период должны выдать всем цехам готовый, утвержденный после всего сценарий с допечатанными доводками по текстам и с КПП съемок фильма. Цеха предоставляют сметы и, самое главное, когда, сколько и какой транспорт им нужен. Чтобы продюсер знал и учел все требования по транспорту в цехах.

Фото: Kal Visuals
Фото: Kal Visuals

Случается, что пригоняют гримваген, в котором и одному работать невозможно, а туда еще набиваются костюмеры, администрация и актеры. Это непрофессионально. У каждого цеха должен быть свой транспорт. В советское время даже у звуковиков был свой транспорт, защищенный от посторонних звуков, где они записывали чистовой звук.
 

10Использовать новые технологии


Новые технологии должны быть в нашем кино. И управляться они должны специалистами и профессионалами своего дела. Западные продакшны повышают уровень качества фильмов и сериалов. Для производства косметики и спецэффектов в кино работают цеха и фабрики в Германии, Франции, Америке. Все гримеры в мире используют технологии в гриме и пластике.

Фото: Lionsgate
Фото: Lionsgate

Наши гримеры вынуждены покупать косметику низкого качества, которую нельзя использовать в кинопродукции — всегда хорошо видно, когда используется простая бытовая косметика на экране. А ведь рыжие, желтые или с синим отливом лица даже цветокоррекцией не исправишь. 

Сейчас цехов для производства больших и даже для малых фильмов просто нет. А ведь качество кинопродукции — это самое важное в подготовке съемок, и поэтому нужно настраиваться продюсерам на то, чтобы художники закупали материалы для фильма во всем мире.

И, конечно, нельзя забывать про бережное и внимательное отношение к специалистам и профессионалам в кино, которые могут передать свой опыт, пока у нас не построят техническую базу для кино по голливудским масштабам .
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 

Обложка: Jacob Owens

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Трансформация костюмов персонажей Disney: от анимации — к кино

Полнометражные диснеевские анимационные сказки решили переснять с настоящими актерами и перед художниками по костюмам встала задача: оставить культовые образы узнаваемыми, но сделать их интереснее для современного зрителя. Как им это удается — разбирается Ирина Жигмунд

13 октября 4413
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее