Слова

«Звуковой дизайн — это головоломка»: Александр Володин о тонкостях профессии

Мы пообщались с одним из первых саунд-дизайнеров в России, который рассказал о философии создания звуков и о том, как он пришел в профессию


— Расскажите, чем вы занимались до того, как стали саунд-дизайнером?

— То, как я пришел в профессию — довольно логичная и последовательная история. К этому привели мои способности, увлечения и хобби. В 1990-е, будучи еще школьником, я занимался музыкой, пытался что-то сочинять на гитаре. Тогда же отец принес домой первый персональный компьютер, и на одном из компакт-дисков к нему, помимо игр, был набор звуковых редакторов. Это были, по-моему, Sound Forge, Cool Edit Pro и подобный им софт. Так мои увлечения музыкой впервые столкнулись с компьютерными технологиями.

Позже мой приятель, молодой композитор Дмитрий Субочев открыл для меня жанр электронной академической музыки, «электроакустики». Он же познакомил меня с Андреем Смирновым, который на тот момент руководил студией электронной музыки «Термен-центр» при Московской консерватории. Там я впервые услышал записи таких композиторов, как Trevor Wishart, Natasha Barrett, Ake Parmerud, и познакомился с редким и практически недоступным для меня тогда компьютером Apple Macintosh G4. Надо понимать, что в 90-е все программы для электроакустики и звукового дизайна создавались исключительно под Apple. 

Саунд-дизайнер Александр Волошин / Фото: Евгений Пахоль
Саунд-дизайнер Александр Володин / Фото: Евгений Пахоль

В начале 2000-х я целиком был увлечен сочинением электроакустической музыки и регулярно принимал участие в различных международных фестивалях и конкурсах. В 2001 году моя композиция стала первой в номинации электронная музыка на российском конкурсе юных композиторов «Хрустальный камертон», а в 2003 я стал победителем международного конкурса во Франции (30th International Competition of Electroacoustic Music and Sonic Art 2003, Bourges, France). Позже композитор и продюсер Артемий Артемьев заинтересовался моей музыкой и выпустил несколько моих дисков, за что я ему очень благодарен.

— Что для вас было наиболее интересным в жанре электроакустики?

— Тотальная свобода в выборе материала и его развитии. Нет никаких ограничений, ни тональных, ни ритмических, ни тембральных. Звук как пластилин – лепи, что хочешь. 

Во многом из-за моего серьезного увлечения электроакустикой я не стал поступать на композиторский факультет, хотя многие советовали. Но меня всегда привлекала возможность создавать произведения, которые дойдут до публики именно в том виде, в котором ты их задумал. В электронной музыке между композитором и слушателем нет посредника — исполнителя, который, в зависимости от величины своего дарования, привносит в исполняемое что-то свое: видение, ощущение, трактовку. Иногда необыкновенно талантливую, но всегда так или иначе меняющую то, что именно хотел сказать композитор. В электроакустике же я сам отвечаю за все. 
 
Трейлер фильма «Изгнание» (2007)

На выбор дальнейшего пути повлияло кино: сначала фильм «Обитель зла», а позже российский «Ночной дозор». На меня произвело впечатление обилие звуковых эффектов, саунд-дизайн, работающий на драматургию. Я понял, как можно применить на практике увлечение электроакустической музыкой. И после окончания музыкального училища решил поступить в институт кинематографии. 

Во ВГИКе в тот год набора звукорежиссеров не было, поэтому я пошел в ГИТР. На втором курсе попал на работу в компанию «Соник-Сервис», где познакомился со Стасом Кречковым, работающим тогда со звукорежиссером Андреем Дергачёвым над фильмом Андрея Звягинцева «Изгнание». Стас предложил подменить его на московском блоке съемок фильма — таким образом я впервые оказался в кино.

— Как развивалась ваша карьера дальше? С небольших проектов в звуковом отделе, шаг за шагом?

— На «Изгнании» я напросился на сведение музыки к фильму на «Мосфильме». На первом этаже увидел вывеску «Студия электронного синтеза шумов», подумал — это же именно то, что я всегда искал! Оказалось, что туда как раз требуется ассистент звукорежиссера — так я познакомился с Павлом Дореули, и мы проработали вместе более семи лет.

Вообще Павел считается одним из первых звуковых дизайнеров в России. Он работал на таких картинах, как «Турецкий гамбит», «Параграф 78» и ставший знаковым для меня фильм Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор». Я благодарен Паше — он был моим наставником по части звукового дизайна и действительно многому меня научил в этой профессии.

Саунд-дизайнер Александр Волошин / Фото: Евгений Пахоль
Саунд-дизайнер Александр Володин / Фото: Евгений Пахоль

— Вы принимали участие в создании звука многих известных фильмов. Можете рассказать, какие сложности возникают при работе с разными жанрами? Например «Обитаемый остров» — это чистая фантастика, в то время как «Елена» — драма, и бластеры здесь уже не нужны.

— Не могу назвать это сложностями. «Обитаемый остров» был одним из первых крупных проектов для меня, поэтому многие вещи я делал неосознанно. Вы знаете, все тогда было в новинку, я был слишком увлечен процессом, чтобы воспринимать это как трудности. Честно говоря, мы работали днями и ночами. Это был большой проект и большая ответственность. Была эйфория, мы все были вдохновлены, вся команда подзаряжала друг друга. Сложности есть всегда, но я это больше воспринимаю как вызов. Чем сложнее задача, тем интереснее.
 
Трейлер фильма «Обитаемый остров» (2008)

— Какова технология создания несуществующего звука в саунд-дизайне? Это чистая импровизация или же есть отработанные алгоритмы, вроде особенного мозгового штурма?

— Для меня саунд-дизайн — это головоломка. Тебе ставят задачу, ты должен придумать решение и выполнить. Помимо этого, я всегда ищу дополнительную сверхзадачу, чтобы сделать этот фильм лучше, — такую можно найти всегда, даже в слабых картинах. Вообще саунд-дизайнер взаимодействует со звуком в нескольких средах:
  • Акустическое взаимодействие — то, как мы его слышим звук повседневно, взаимодействуя с окружающим нас миром;
  • Техническое взаимодействие — то, как мы взаимодействуем с записанным или обработанным звуком в рамках компьютера или иного прибора;
  • Взаимодействие со звуком внутри нашего сознания — то, как мы вспоминаем, представляем или фантазируем себе какое-то звучание.
Поэтому алгоритмов здесь может быть миллион. Одной конкретной формулы нет, но средств много. Можно отталкиваться от реально существующего звука, можно намеренно загнать себя в рамки синтеза или же манипуляции со звуком каким-то прибором. Мне ближе подход придумывания звука, подкрепленного эмоцией, именно в своем сознании. Затем ты пытаешься это повторить и перевести в аудио. Для меня важнее именно вот это внутреннее содержание, посыл. Идея, которую вы достаете «из себя», и будет оригинальной.

Саунд-дизайнер Александр Волошин / Фото: Евгений Пахоль
Саунд-дизайнер Александр Володин / Фото: Евгений Пахоль

— Как вы сказали, саунд-дизайнеры взаимодействуют со звуком в нескольких средах — как вы при этом отдыхаете от работы? Отвлекаетесь ли вы от звука в свободное время? Или наоборот — смотрите кино и слушаете музыку?

— Так вышло, что мое хобби, которым я увлекся еще в детстве, в итоге стало моей профессией. Поэтому не могу сказать, что я устаю от работы. Мне наоборот порой скучновато, когда я в отпуске или когда наступает пауза в работе.  

— Вы также много работали с анимацией. Что особенного в работе над анимационными проектами, например, «Джингликами»?

— Наверное, самое интересное количество всевозможных звуков я сделал для «Джингликов». Я работал над проектом пять лет и принципиально переосмыслил подход к придумыванию. Здесь важно объяснить, что подход к созданию звуков, который существует сейчас в анимации, сильно отличается от тех, которые использовали в 1940-е и 1950-е годы. Технические средства записи тогда были очень ограничены, так что звук должен был быть ярким, громким, конкретным. Порой для имитации каких-то сложных звуковых эффектов шумовикам приходилось создавать механизмы или целые системы, приводимые в движение группой людей. Иногда звуковые эффекты были настолько музыкальны, что по сути являлись одним из элементов оркестровки — и это удивительно с точки зрения взаимной интеграции музыки и звуковых эффектов. Сейчас же в фоли-студиях подобного реквизита практически нет, все ориентируются на имитацию реальных звуков.
 
Трейлер мультсериала «Джинглики»

Для себя анимацию я делю на два направления:
 
  • Формальная, где звук — это формальность. Формальные образы, перспектива. Как правило, это 2D анимация. 
  • Анимация, которая стремится создать свой мир. Со своими законами, пластикой движения, системой образов, но все же в основе копирует реальный физический мир.

«Джинглики» как раз создавали анимационный мир, для которого я должен быть придумать свою особенную систему звуков. Никогда не забуду, как руководитель проекта Антон Верещагин при нашем знакомстве сказал: «Мне нужен уникальный звук, такой, чтобы никто в мире не сказал, что мы взяли его из какой-то библиотеки». Для меня это была лучшая установка.

Помимо поиска звучания какого-то действующего на экране объекта, необходимо было решить проблему с его трансформацией и появлением в последующих сериях. Для этого на протяжении нескольких лет я собирал детские игрушки, музыкальные инструменты и просто вещи, издававшие необычные звуки, в том числе создавал специальный реквизит для имитации различных шумовых эффектов. Горжусь тем, что практически у всех звуковых эффектов в «Джингликах» есть свой источник в виде материального объекта. То есть почти каждый звук в мультфильме можно потрогать руками и его повторить.

— Говоря об оборудовании, есть ли у вас любимый setup для работы?

— Из микрофонов отмечу Nevaton VR, который, кстати, был сделан по моей рекомендации. Помимо высокого качества звучания он дает широкие возможности для саунд-дизайна. Что касается программных инструментов — я часто пользуюсь kyma от Symbolic Sound и AudioMulch. По большому счету это две программы одного направления, разве что kyma более продвинутая, а AudioMulch попроще, но при этом даже в нем можно делать довольно сложные вещи. Для монтажа я использую Pro Tools.

ProTools HDX system / Фото: Avid
ProTools HDX system / Фото: Avid

— А как же, например, Logic Pro X? Он ведь тоже довольно удобен для саунд-дизайна.

— В любом случае финальный проект собирается в Pro Tools, так что при использовании других программ появляется вопрос: как все это переносить? Это занимает много времени. Писать музыку в других DAW может и удобнее, но меня все-таки интересует больше работа со звуковыми эффектами, нежели с музыкальными фактурами. Конечно, я допускаю, что у многих программ свои плюсы и минусы. Тот же Nuendo, например, очень удобен для звукового дизайна. Но все же на данный момент Pro Tools — это некий стандарт.

— Какой ваш главный совет начинающим в этой сфере?

— Важно научиться извлекать идеи. Я склонен к тому, что нужно «вытаскивать» идеи из себя, из окружающего нас мира. Мое мнение, что надежда на технику, стремление к новым программам, к лучшим приборам — это пагубная тенденция. На коротком отрезке времени это дает ощущение новизны, но в конечном счете приводит к стандартизации и клишированности в звучании. Ищите новое внутри себя!
 
 
Александр Сергеевич Володин

Саунд-дизайнер, звукорежиссер. Работал с ведущими отечественными режиссерами, в том числе на таких проектах, как «Елена», «Черная Молния», «Утомленные солнцем 2», «Джинглики» и др.
 
 
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  
 

Обложка: cаунд-дизайнер Александр Володин / Фото: Евгений Пахоль

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4703
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3572
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2793
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее