Техника

На что снимают отечественное кино: камеры и оптика «Кинотавра-2019»

Операторы фильмов из основного конкурса недавнего «Кинотавра» рассказывают, какие камеры и объективы использовались на съемках, и как тот или иной выбор помог кинематографистам в решении технических и художественных задач

  • 28 июня
  • 2875
Павел Орлов

«Большая поэзия» (режиссер Александр Лунгин, оператор Всеволод Каптур)


Камера: RED Epic
Объективы: Carl Zeiss/ARRI Variable Primes

Всеволод КаптурВсеволод Каптур: Мы снимали нуар, «пыльный» мир главных героев, почти бесцветный. Я думал, что у современной оптики несколько другая задача. Новая оптика показывает мир четко, контрастно. Да и с точки зрения цвета она близка к идеальной. Я стал искать оптику «в возрасте». Думал о High Speed. Но они были мне хорошо знакомы по фильму «Да и Да». Хотелось найти еще какой-то вариант. Мне попались Vario Prime. Они очень тяжелые, но мне очень понравилась их пластика.

В выборе камеры я руководствовался задачами бюджета фильма. Я считаю, что фильм можно снять на любую камеру. Есть технические требования к материалу. Мы собирались показывать фильм в кинотеатрах, а значит, нам нужна была камера способная записывать в разрешении не менее 2К. Во всех остальных вопросах нужно научиться учитывать все плюсы и минусы камеры.
 
Трейлер фильма «Большая поэзия» (2019) 
 

«Гроза» (режиссер Григорий Константинопольский, оператор Анатолий Симченко)


Камера: ARRI ALEXA Mini
Объективы: Cooke Anamorphic

Анатолий СимченкоАнатолий Симченко: С камерой у нас других вариантов, кроме ALEXA Mini особо и не было. XT нам была не нужна, потому что у нас не было рапидов. С RED, как мне кажется, нужно было бы проводить больше времени на цветокоррекции, хотя это тоже очень хорошая камера. С учетом того, что у нас все было довольно локально, Mini нас всем устраивала — выбор был простым и понятным.
 
Трейлер фильма «Гроза» (2019)

С оптикой выбор Cooke Anamorphic стал решением режиссера — он очень хотел снять эту картину на анаморф. По-началу я немного настороженно к этому отнесся, но потом понял, что это было верное решение. В данной картине это было абсолютно уместно. Мы старались использовать всю широту кадра — снимали широко, а самые ходовые объективы у нас были 25mm и 32mm. Картина у нас по пьесе, так что немного мы проводили аналогию со сценой.

Но это не означает, что у нас всегда была статика. Где-то мы уходили в динамику и, например, работали со стедикамом. У нас есть две длинных однокадровых сцены. Cooke были выбраны по той причине, что Master Anamorphic дает слишком идеальное изображение. Нам же хотелось пластики неровных краев кадра, заломов, аберраций. В общем, для этой картины Cooke были более уместны. Хотя есть картины, где мне очень нравится Master Anamorphic, и будь у нас другая история, я бы снимал на Master.
 

«Давай разведемся» (режиссер Анна Пармас, оператор Леван Капанадзе)


Камера: ARRI ALEXA Mini
Объективы: Master Anamorphic

Леван КапанадзеЛеван Капанадзе: ARRI — пластичная камера на пике технических разработок. Она удобная, компактная, со встроенными фильтрами, с тихими вентиляторами и так далее. В рамках нашего киноэкрана в ней всего хватает. Тем более что наша картина — это 2K, а не 4K, как, например, сейчас требует Netflix, из-за чего многие не берут ARRI Mini. Мы, слава богу, таким техническим требованием ограничены не были.

Кадр из фильма «Давай разведемся» (2018) / Фото: кинокомпания CTB
Кадр из фильма «Давай разведемся» (2018) / Фото: кинокомпания CTB

Оптику Master Anamorphic использовали, потому что было очевидно, что будет широкий экран. Мне нравится, что эта оптика не «дышит» при фокусировке — у нее нет анаморфотного дыхания экрана, когда картинка сужается и расширяется. Это было важно, поскольку у нас очень много перебросов фокуса.
 

«Куратор» (режиссер Петр Левченко, оператор Евгений Родин)


Камера: RED Dragon
Объективы: ЛОМО ОКС

Евгений РодинЕвгений Родин: Камера была Red Dragon из-за бюджета. Оптика — линейка старых советских Ломо ОКС. Хотелось добиться мягкого изображения, поэтому по итогу тестов я пришел к этим объективам. Они хорошо сбалансировали резкое цифровое рэдовское изображение, сделав его более пластичным.
 
Трейлер фильма «Куратор» (2019)
 

«Люби их всех» (режиссер Мария Агранович, оператор Дмитрий Карначик)


Камера: ARRI ALEXA Mini
Объективы: Master Anamorphic

Дмитрий КарначикДмитрий Карначик: По технике использовал камеру ALEXA Mini и оптику Master Anamorphic. Задача была получить чистое, звенящее изображение, прозрачные яркие цвета. История современная, она происходит в модных и дорогих местах Москвы. Целью было чистотой изображения поддержать драматургию и не отвлекать излишними эффектами и приемами зрительское внимание от героев и происходящего на экране.

Кадр из фильма «Люби их всех» (2018) / Фото: кинокомпания CTB
Кадр из фильма «Люби их всех» (2018) / Фото: кинокомпания CTB
 

«Мальчик русский» (режиссер Александр Золотухин, оператор Айрат Ямилов)


Камера: ARRI ALEXA Classic
Объективы: Ultra Prime

Айрат ЯмиловАйрат Ямилов: Снимали на ARRI ALEXA Classic. Оптика — Ultra Prime. Предпочитаю ALEXA по цвету, и она удобнее для съемок с рук. Оптика была в распоряжении. Если бы был бюджет, взял бы что-то пластичнее.

Кадр из фильма «Мальчик русский» / Фото: Ленфильм
Кадр из фильма «Мальчик русский» / Фото: Ленфильм
 

«Мысленный волк» (режиссер Валерия Гай Германика, операторы Олег Лукичев и Морад Абдель Фаттах)


Камера: ARRI ALEXA Mini, ARRI ALEXA XT
Объективы: Cooke Anamorphic

Морад Абдель ФаттахМорад Абдель Фаттах: Камеры лучше ALEXA на сегодняшний день нет. Есть только попытки. ARRI — это та цифровая камера, на которую приятно, удобно, комфортно снимать, потому что она пластичная, динамичная, красочная, у нее хороший динамический диапазон и она максимально близка к тому эталону изображения, которое мы называем качественным. У нас были и Mini, и XT. Разницы между ними в принципе никогда не увидишь. Матрицы у них одинаковые, только размер самого аппарата отличается.

На съемках фильма «Мысленный волк» (2019) / Фото: Евгений Пахоль
На съемках фильма «Мысленный волк» (2019) / Фото: Евгений Пахоль

Оптика у нас была Cooke Anamorphic. Это та оптика, которая позволяет задействовать всю матрицу камеры для того, чтобы в дальнейшем спроецировать формат 2.35:1 без потерь. Кино начинали снимать на Cooke, и когда я пришел, я уже не хотел менять оптический, пластический рисунок. Да и если бы я начинал эту картину, я бы тоже выбрал Cooke. Помимо того, что это мягкая в светотональных переходах оптика, она еще концентрированно собирает цвета, то есть цвета получаются не расплывчатыми, а очень конкретными. Получается мягкий рисунок оптики, но при этом цвет собранный.
 

«Сторож» (режиссер Юрий Быков, оператор Владимир Ушаков)


Камера: ARRI ALEXA Mini
Объективы: Cooke S5

Владимир УшаковВладимир Ушаков: Камера у нас была ALEXA Mini, а оптика — Cooke S5. «Кинотехника» собрала для меня очень хороший комплект, за что я им очень благодарен. Основная причина, почему ALEXA — это честная цветопередача и правильное отражение оттенков кожи. Mini просто потому что она легче. В нашем тайминге, когда мало времени, много переездов, много переходов из одного пространства в другое, с первого этажа на второй, на третий, на четвертый, вес камеры, конечно, имеет очень большое значение.

Cooke S5 нужны мне были потому, что за счет своей светосилы и диафрагмы 1.3 они позволяют работать на 2.8 с максимально возможным качеством оптики. Я не люблю снимать на максимально открытой диафрагме, но чем больше есть возможность открыться, тем раньше появляется возможность использовать оптику в лучшем качестве, с максимальной резкостью, отсутствием аберраций и так далее.

На съемках фильма «Сторож» (2019) / Фото: Инвада фильм
На съемках фильма «Сторож» (2019) / Фото: Инвада фильм

Но я бы добавил, что камера и оптика здесь не настолько важны, поскольку это такие вещи, которые плюс минус всегда одни и те же. Важнее то, что мы с Юрой Быковым нашли правильный баланс ручной камеры и телеги. Каждый раз, когда у нас происходит переход от ручной камеры к телеге и наоборот, это продуманный ход, заложенный еще на уровне сценария и читок.
И еще бы по поводу техники я добавил, что на этой картине я впервые воспользовался новым монитором TVLogic, который имеет совершенно революционную яркость и позволяет снимать дневные сцены без использования каких-либо флагов над камерой, без необходимости чем-либо закрываться. Там есть режим Outdoor, который даже при ярком солнце позволяет снимать, не закутываясь в черные тряпки, и правильно экспонирует. Это была классная находка под этот проект.
 

«Троица» (режиссер Ян Гэ, оператор Мария Андросова)


Камера: ARRI ALEXA Mini
Объективы: Cooke S4i

Мария АндросоваМария Андросова: Перед нами была задача показать универсальность истории, которая произошла с героями фильма. Поэтому в «Троице» присутствует некая условность в обозначении пространства, времени, то есть это неважно, где и в какое время происходят события — большой город N. Режиссер выбрал для главных ролей актеров с разным типом и цветом кожи, так что важно было передать оттенки и нюансы скинтона. А чтобы история была ближе зрителю, чтобы он был бы погружен в фильм, мы старались по-максимуму использовать естественное освещение (или имитировать его) за исключением сцен, где реальность искажается для главных героев.

Кадр из фильма «Троица» (2019) / Фото: Maze Films
Кадр из фильма «Троица» (2019) / Фото: Maze Films

Для реализации этих задач я выбрала ARRI ALEXA Mini и Cooke S4i. Куки в сочетании с матрицей Алексы помогают добиться в изображении резкости, объемности, дают чувство глубины, точно передают тон кожи. Кроме того, ALEXA Mini очень компактна, с ней удобно снимать ручные сцены.
 
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.   
 

Обложка: на съемках фильма «Люби их всех» (2018) / Фото: кинокомпания CTB

 


Комментарии

Комментариев: 2

Кашмар, спасите мир от отсественного кино. Эти люди видимо не в курсе что режисерами и астерами становяться для реализации своего таланата, а не ради денег, дешевая игра, ибогие диалоги, отстуствие харизмы все выдают.
Alex Daarov
Полностью поддерживаю!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 8973
Практика

Приемы: Эффект Кулешова

Как между двумя неравными по значению кадрами возникает новый смысл, что оказывает на зрителя наибольшее эмоциональное воздействие и почему монтаж важнее самой блистательной актерской игры — вспоминаем суть эффекта Кулешова

  • 8 июля
  • 4658
Практика

Как это снято: «Антихрист»

Депрессия, слоу-моушн, членовредительство, муляжи, порно-дублеры и актерский экстрим — к 10-летию «Антихриста» Ларса фон Триера вспоминаем, как создавалась одна из самых жутких картин XXI века

  • 7 июля
  • 3841
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 2046
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 1769
Практика

Тритмент: как написать, чтобы его прочли

Разбираемся, что такое тритмент, как его правильно написать и оформить, каких ошибок при создании стоит избегать и как с его помощью продать будущий сценарий

  • 14 июля
  • 1632
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее